Магазин handmade Присоединяйтесь к нам в соцсетях:
Присоединяйтесь к нам в соцсетях: ВКонтакте  facebook 

О самостоятельности.

О самостоятельности. Первая цель воспитания, явная и бесспорная, заключается в самостоятельности. Человек
- хозяин собственной жизни, а другим он - кормилец, поилец, помощник, заступник,
защитник. Родившегося у нас беспомощного младенца мы должны вырастить и поставить
на ноги, чтобы он был достаточно здоров, достаточно развит и обучен, был крепок духом,
чтобы не виснул на людях и не зависел от них. Чтобы помочь родителям в достижении
этой цели, нашим государством создана грандиозная система образования, общего и
профессионального.

Но образование оказывается почти бесполезным и не ведет к самостоятельности, если
не вырабатывается у человека внутренняя самостоятельность, не укрепляется тот
жизненный хребет, от которого зависят все другие качества, подобно тому как
физические наши силы зависят от крепости позвоночника.

Ускользающий от нас секрет слова "самостоятельность" заключается в том, что
самостоятельный - значит свободный, а свобода зависит от важности и величины
доступных нам жизненных выборов. Образованный свободнее неграмотного, потому что у
него больше выбора в жизни, ему многое доступней. Поступки его сильнее влияют на
судьбу, но у него и больше ответственности за сделанный выбор.

Несвободного за ложный выбор наказывает кто-то (родители, сверстники, закон),
свободного за неудачный шаг наказывает жизнь. Свобода человека определяется
источником наказания за ошибки; совершенно свободен человек, если источник
наказаний в нем самом, и нигде больше. Его наказывает его же собственная совесть, и
только она. Чем шире, чем значительнее выбор пути и путей, тем меньше свободы у
человека от серьезной внутренней ответственности.

Получается, что общий объем свободы - это какая-то постоянная величина. Насколько
увеличивается внешняя свобода действий, настолько же уменьшается свобода внутренняя
- свобода от необходимости делать выбор, нести ответственность за свою судьбу, свобода
от совести. А полная свобода поведения - это полная внутренняя несвобода, крайне
напряженная нравственная и духовная жизнь. Напряженная, трудная, опасная! Для
неразвитых людей она буквально невыносима - как трудна, например, для некоторых
молодых парней жизнь "на гражданке" по сравнению с армейской. Они мечтают о
дисциплине, потому что не могут справиться с собой на свободе, их давит тяжесть
ответственности перед жизнью, они предпочитают зависимость. Так и подростки, не
знавшие свободы в детстве и не научившиеся обращаться с нею, вдруг освободившись от
родительского надзора, быстрее торопятся примкнуть к какой-нибудь компании
сверстников, где царит самое суровое подчинение.

Для духовно развитого свобода - крылья, для неразвитого - бремя.
Поскорее сбросить его с себя, взвалить на плечи другого!
Когда мы наказываем ребенка, мы не усложняем его жизнь, как думают, а облегчаем, и
притом опасно облегчаем. Мы берем выбор на себя. Мы освобождаем его совесть от
необходимости выбирать и нести ответственность, мы перехватываем у жизни право
наказания, мы ставим заглушку на источник самостоятельности. И если мы постоянно
наказываем, осуждаем, делаем замечания, то вырастают люди, которые боятся
самостоятельности, боятся свободы. Это давняя проблема человечества, ею особенно
занимался Достоевский, а один из современных философов так и назвал свою книгу -
"Бегство от свободы". По всем представлениям человек должен бы стремиться к свободе -
но нет, он стремится прочь от нее, бежит от самостоятельности. Это, так сказать, восьмой
смертный грех: конформизм. Человек не хочет быть свободным даже в мыслях! Ему
показывают бумажную полоску в десять сантиметров, но все окружающие, сговорившись,
утверждают, что в ней только шесть или семь сантиметров, и человек в руках психолога-
экспериментатора, заикаясь и смущаясь, говорит не то, что видит, а то, что люди говорят.
Он не самостоятелен, он как все, он конформист. Он вроде того шофера, который
тридцать лет ездил, не зная правил движения, а когда это обнаружилось, объяснил: "А что
хитрого? Куда все поворачивают, туда и я". Зависимое существо, духовный белоручка - не
встречали? Руки могут быть в мозолях, ум изощрен, память забита знаниями, а дух спит,
не развит. К ответственному моральному выбору человек не способен, боится его, живет в
полной зависимости от своего окружения, от сослуживцев, от жены, от каких-то темных
сил, поднимающихся из глубины его души. Самостоятельным его никак не назовешь.

Симон Львович Соловейчик.
"Педагогика для всех".
Печать Получить код для блога/форума/сайта
Коды для вставки:

Скопируйте код и вставьте в окошко создания записи на LiveInternet, предварительно включив там режим "Источник"
HTML-код:
BB-код для форумов:

Как это будет выглядеть?
Страна Мам О самостоятельности.
  Первая цель воспитания, явная и бесспорная, заключается в самостоятельности. Человек
- хозяин собственной жизни, а другим он - кормилец, поилец, помощник, заступник,
защитник. Родившегося у нас беспомощного младенца мы должны вырастить и поставить
на ноги, чтобы он был достаточно здоров, достаточно развит и обучен, был крепок духом,
чтобы не виснул на людях и не зависел от них. Читать полностью
 

Комментарии

liskat
25 октября 2011 года
+1
lena7504 пишет:
овершенно свободен человек, если источник
наказаний в нем самом, и нигде больше. Его наказывает его же собственная совесть, и
только она

вот недавно был тут спор на эту тему, жаль, что до этого не прочитала, очень хорошо сформулировано мое понятие об этом
lena7504 (автор поста)
25 октября 2011 года
0
lena7504 пишет:
Для духовно развитого свобода - крылья, для неразвитого - бремя
Как точно подмечено автором.
Анна Галацан
26 октября 2011 года
0
lena7504 пишет:
Руки могут быть в мозолях, ум изощрен, память забита знаниями, а дух спит,
не развит.
В жизни часто при ходилось сталкиваться именно с этим явлением.
lena7504 (автор поста)
26 октября 2011 года
0
Да, конечно, ведь развитие духа требует больших душевных сил, волевых усилий.
Анна Галацан
27 октября 2011 года
+1
Складывается впечатление, что нас медленно, но уверенно превращают в рабов. Лен, я понимаю, что в конечном счете все зависит от человека, но есть и слабые люди.
lena7504 (автор поста)
27 октября 2011 года
+1
Так и есть, но рабство было всегда, наверное только святые люди свободны, они ни к чему в этом мире не привязываются, а значит полностью свободны.
Губерт Николай
26 октября 2011 года
+1
https://www.stranamam.ru/post/463163/ я пытался в разговоре с внуком
lena7504 (автор поста)
26 октября 2011 года
+1
Как внук похож на деда!
saita
27 октября 2011 года
+1
Как я рада, что не бросила читать, поперхнувшись о
lena7504 пишет:
Чтобы помочь родителям в достижении этой цели, нашим государством создана грандиозная система образования, общего и
профессионального.

Любопытные наблюдения, спасибо Вам большое, что нашли время поделиться этой цитатой.
lena7504 (автор поста)
27 октября 2011 года
+1
Читайте далее https://www.stranamam.ru/post/1991702/
saita
27 октября 2011 года
+1
Спасибо!

Оставить свой комментарий

Вставка изображения

Можете загрузить в текст картинку со своего компьютера:


Закрыть
B i "

Поиск рецептов


Поиск по ингредиентам