О самоосвобождении
Но отчего одни дети и подростки, имея свободу, раскованны, а другие распущенны?
Разница в том, как пришла к ним свобода. К ответственности ведет не та свобода, что
дана или подарена, а та, что добыта собственным усилием. Ребенка и подростка развивает
не свобода, как иногда думают, а собственное действие по добыванию свободы,
самоосвобождение. Достичь подлинной самостоятельности можно только
самоосвобождением. Ребенок и на свет появляется сам - самоосвобождением.
Запомним это слово, быть может, относительно новое для вас и редкое в педагогических
книгах - самоосвобождение.
Когда ребенка оставляют без внимания, без надзора, без влияния взрослых, короче
говоря, без воспитания, когда он растет вроде беспризорного, - он борется за себя в
компании сверстников, на это уходят все его силы, и он вырастает духовно бедным
человеком (хотя возможны, конечно, и исключения). Когда ребенку приходится
освобождаться от опеки родителей, когда он борется за свободу в семье, то скандалы
кухонного типа не дают толчка для развития. Подросток добывает внешнюю
независимость, внешнюю свободу - чтобы сменить ее, как уже говорилось, на зависимость
от сверстников. Для него свобода - лишь разменная монета: здесь добыл, там продал.
Самоосвобождения не происходит.
Таким образом, ценность самоосвобождения зависит от значительности противника.
Одно дело - освобождаться от мелочных родительских запретов, другое - от темноты, от
трусости, от социальной несправедливости, от засилья дурных людей.
Если в семье мир, если ребенок с первых шагов чувствует себя свободным и знает вкус
самостоятельности, то его порыв к самоосвобождению растет, он стремится стать лучше,
сильнее, старается освободиться от собственной слабости, неумелости, стремится к
мастерству в любимой работе - лишь мастер действительно независим и свободен.
Самоосвобождение - это, по сути, то же, что и самовоспитание, но первое из двух слов,
"самоосвобождение", точнее описывает процесс. Понимая самовоспитание как
самоосвобождение, как стремление к самостоятельности, мы даем детям сильное
побуждение. Освобождаться увлекательней, чем воспитываться. Воспитывать себя нудно,
я не понимаю идею самовоспитания и, признаться, не встречал людей, отдающихся этому
занятию. Трудись! Борись! Освобождайся и освобождай! - вот и будет самовоспитание.
Как Чехов, по капле выдавливай из себя раба - вот самовоспитание.
Порыв к самоосвобождению, поддержанный старшими, и дает самостоятельного,
свободного, раскованного - воспитанного - человека.
Вон идет пятнадцатилетний мальчик; взгляните в его глаза, присмотритесь к его
походке, перекиньтесь с ним двумя словами, и вы сразу увидите, кто перед вами:
скованный человек? раскованный? распущенный? свободный или несвободный?
воспитанный или невоспитанный? Распущенный подросток в непривычном для него
обществе держится неловко, скованно. Воспитанный же человек, свободный, всюду и
везде раскован, свободен в движениях и поступках, он всюду один и тот же.
Воспитание - это научение свободе, научение самоосвобождению.
Симон Львович Соловейчик.
"Педагогика для всех".
Разница в том, как пришла к ним свобода. К ответственности ведет не та свобода, что
дана или подарена, а та, что добыта собственным усилием. Ребенка и подростка развивает
не свобода, как иногда думают, а собственное действие по добыванию свободы,
самоосвобождение. Достичь подлинной самостоятельности можно только
самоосвобождением. Ребенок и на свет появляется сам - самоосвобождением.
Запомним это слово, быть может, относительно новое для вас и редкое в педагогических
книгах - самоосвобождение.
Когда ребенка оставляют без внимания, без надзора, без влияния взрослых, короче
говоря, без воспитания, когда он растет вроде беспризорного, - он борется за себя в
компании сверстников, на это уходят все его силы, и он вырастает духовно бедным
человеком (хотя возможны, конечно, и исключения). Когда ребенку приходится
освобождаться от опеки родителей, когда он борется за свободу в семье, то скандалы
кухонного типа не дают толчка для развития. Подросток добывает внешнюю
независимость, внешнюю свободу - чтобы сменить ее, как уже говорилось, на зависимость
от сверстников. Для него свобода - лишь разменная монета: здесь добыл, там продал.
Самоосвобождения не происходит.
Таким образом, ценность самоосвобождения зависит от значительности противника.
Одно дело - освобождаться от мелочных родительских запретов, другое - от темноты, от
трусости, от социальной несправедливости, от засилья дурных людей.
Если в семье мир, если ребенок с первых шагов чувствует себя свободным и знает вкус
самостоятельности, то его порыв к самоосвобождению растет, он стремится стать лучше,
сильнее, старается освободиться от собственной слабости, неумелости, стремится к
мастерству в любимой работе - лишь мастер действительно независим и свободен.
Самоосвобождение - это, по сути, то же, что и самовоспитание, но первое из двух слов,
"самоосвобождение", точнее описывает процесс. Понимая самовоспитание как
самоосвобождение, как стремление к самостоятельности, мы даем детям сильное
побуждение. Освобождаться увлекательней, чем воспитываться. Воспитывать себя нудно,
я не понимаю идею самовоспитания и, признаться, не встречал людей, отдающихся этому
занятию. Трудись! Борись! Освобождайся и освобождай! - вот и будет самовоспитание.
Как Чехов, по капле выдавливай из себя раба - вот самовоспитание.
Порыв к самоосвобождению, поддержанный старшими, и дает самостоятельного,
свободного, раскованного - воспитанного - человека.
Вон идет пятнадцатилетний мальчик; взгляните в его глаза, присмотритесь к его
походке, перекиньтесь с ним двумя словами, и вы сразу увидите, кто перед вами:
скованный человек? раскованный? распущенный? свободный или несвободный?
воспитанный или невоспитанный? Распущенный подросток в непривычном для него
обществе держится неловко, скованно. Воспитанный же человек, свободный, всюду и
везде раскован, свободен в движениях и поступках, он всюду один и тот же.
Воспитание - это научение свободе, научение самоосвобождению.
Симон Львович Соловейчик.
"Педагогика для всех".
Комментарии
Почему-то в дореволюционных дворянских семьях умудрялись взращивать именно таких людей - свободных и воспитанных - легко и свободно... Да, и сейчас - достаточно понаблюдать за героями светской хроники и ясно становится, кто - откуда...
Скажите, пожалуйста, а у этого автора про УВАЖЕНИЕ К СЕБЕ как стержень всей этой свободы и воспитания - есть что-нибудь?
"Педагогика для всех" Всё поймёте для себя.
"Педагогика для всех" Всё поймёте для себя.
↑ Перейти к этому комментарию
да и вообще, сейчас распущенные подростки не знают, что такое "неловко и скованно", за редким исключением.
Застенчивость и смущение -это душевный комплекс, который очень мешает в жизни своему хозяину, тогда как скромность помогает человеку быть счастливым, скромный человек рад любому пустяку, он никогда не считает, что его недооценили, он рад всему, что Бог пошлёт.
↑ Перейти к этому комментарию
Помню по началу, идёт батюшка мне навстречу, а я застесняюсь голову опущу и пробегу мимо, хотя внутренне очень хотелось остановиться и благословение попросить. А в юные годы, многие грехи совершила, и много шансов упустила, только потому что душа смущалась людям отказывать или стеснялась кого-то о чём-то просить.
Мне симпатичны искренне стеснительные люди.
Вставка изображения
Можете загрузить в текст картинку со своего компьютера: