Как рожали в старину!
В глубокой древности беременную и ее родственников заставляли скрывать от посторонних таинство зарождения новой жизни, чтобы защитить ее от порчи и дурного глаза.
Как только женщина чувствовала шевеление ребенка, следовало ей читать на ночь заговор-моление:
Рождество Богородицы, Жена Мироносица,
Зародила невидимо и разроди невидимо.
Не оставь, не покинь меня грешную
Потерпи грехам моим.
Аминь.
С этого момента и до гробовой доски для беременной начиналась жизнь будущей матери, жизнь во имя ребенка. Со времен язычества роженицы находились под покровительством Мокоши-единственного женского божества среди древнерусских богов. Мокоши был посвещен пятый день недели-пятница, беременной в этот день нельзя было ни работать, ни расчесываться, шить, вязать и т. д.
Узнавали, кто родится, просто и без затей:если на вопрос "кого родишь?"-роженица конфузилась, значит, родит девочку;не конфузилась-мальчика! Считалось, что родится мальчик, если его будущий отец находил на дороге кнут. На рождение мальчика указывали худое и тощее лицо беременной, маленький и прямой живот. Если наоборот-родится девочка.
Считалось, что наибольшее облегчение родильнице бывает при чтении заговора-моления"Сон Пресвятой Богородицы".
Если родильница продолжала"мучатся", накрывали стол скатертью, ставили на него хлеб, соль, брагу и трижды обводили беременную вокруг стала приговаривая:
Как скоро раба Божия (...)
Круг стола обойдет,
Так скоро и родит.
Когда пришло время родин, женщину отводили в натопленную баню и не допускали к ней никого, кроме бабушки-повитухи и мужа родильницы. Женщину укладывали около рукомойника и давали в руку кушак, привязанный к брусу полатей,-чтобы держалась.
Если повитуха считала, что рожать нужно стоя, и пришло время родин, муж трижды проползал между ног жены. Мужу отводилась особая роль при родах:прежде всего он должен был разуть сапог с правой ноги жены и дать ей напиться, затем развязать пояс, а после-прижимать колено к спине жены, чтобы ускорить роды.
После благополучных родов повитуха закапывала детское место в углу избы или во дворе. После рождения мать касалась рта ребенка пяткой и приговаривала:Сама носила, сама приносила, сама починивала". Делалось это, чтобы ребенок крикливым не рос. Сразу после этого повитуха Перерезала пуповину, завязывала ее и заговаривала грыжу.
После младенца мыли. Мальчику клали в воду яйцо или какую-то стеклянную вещь, девочке-только стеклянную. Иногда клали серебро для очищения и чтобы богатым рос. Чтобы не сглазили, мыли младенца первый раз в воде, забеленной молоком, потом"для богатства"клали на вывернутый тулуп. Пеленали младенца и клали в колыбель.
Управившись с младенцам, повитуха давала родильнице выпить толокна, пива, а чаще всего-водки, парила ее, правила ей живот и сцеживала первое "плохое" молоко..
На другой день к матери приходили знакомые с поздравлениями. Через неделю, а иногда уже на третий день родильница возвращалась к своим обязанностям по хозяйству.
Как только женщина чувствовала шевеление ребенка, следовало ей читать на ночь заговор-моление:
Рождество Богородицы, Жена Мироносица,
Зародила невидимо и разроди невидимо.
Не оставь, не покинь меня грешную
Потерпи грехам моим.
Аминь.
С этого момента и до гробовой доски для беременной начиналась жизнь будущей матери, жизнь во имя ребенка. Со времен язычества роженицы находились под покровительством Мокоши-единственного женского божества среди древнерусских богов. Мокоши был посвещен пятый день недели-пятница, беременной в этот день нельзя было ни работать, ни расчесываться, шить, вязать и т. д.
Узнавали, кто родится, просто и без затей:если на вопрос "кого родишь?"-роженица конфузилась, значит, родит девочку;не конфузилась-мальчика! Считалось, что родится мальчик, если его будущий отец находил на дороге кнут. На рождение мальчика указывали худое и тощее лицо беременной, маленький и прямой живот. Если наоборот-родится девочка.
Считалось, что наибольшее облегчение родильнице бывает при чтении заговора-моления"Сон Пресвятой Богородицы".
Если родильница продолжала"мучатся", накрывали стол скатертью, ставили на него хлеб, соль, брагу и трижды обводили беременную вокруг стала приговаривая:
Как скоро раба Божия (...)
Круг стола обойдет,
Так скоро и родит.
Когда пришло время родин, женщину отводили в натопленную баню и не допускали к ней никого, кроме бабушки-повитухи и мужа родильницы. Женщину укладывали около рукомойника и давали в руку кушак, привязанный к брусу полатей,-чтобы держалась.
Если повитуха считала, что рожать нужно стоя, и пришло время родин, муж трижды проползал между ног жены. Мужу отводилась особая роль при родах:прежде всего он должен был разуть сапог с правой ноги жены и дать ей напиться, затем развязать пояс, а после-прижимать колено к спине жены, чтобы ускорить роды.
После благополучных родов повитуха закапывала детское место в углу избы или во дворе. После рождения мать касалась рта ребенка пяткой и приговаривала:Сама носила, сама приносила, сама починивала". Делалось это, чтобы ребенок крикливым не рос. Сразу после этого повитуха Перерезала пуповину, завязывала ее и заговаривала грыжу.
После младенца мыли. Мальчику клали в воду яйцо или какую-то стеклянную вещь, девочке-только стеклянную. Иногда клали серебро для очищения и чтобы богатым рос. Чтобы не сглазили, мыли младенца первый раз в воде, забеленной молоком, потом"для богатства"клали на вывернутый тулуп. Пеленали младенца и клали в колыбель.
Управившись с младенцам, повитуха давала родильнице выпить толокна, пива, а чаще всего-водки, парила ее, правила ей живот и сцеживала первое "плохое" молоко..
На другой день к матери приходили знакомые с поздравлениями. Через неделю, а иногда уже на третий день родильница возвращалась к своим обязанностям по хозяйству.
Комментарии
↑ Перейти к этому комментарию
↑ Перейти к этому комментарию
↑ Перейти к этому комментарию
↑ Перейти к этому комментарию
↑ Перейти к этому комментарию
↑ Перейти к этому комментарию
↑ Перейти к этому комментарию
↑ Перейти к этому комментарию
Вставка изображения
Можете загрузить в текст картинку со своего компьютера: