Моя статья про ткачество.
Статья "Ткачество - простое волшебство". Написана для районного краеведческого альманаха "ковригинские чтения", который выходит раз в пол года.
"Впервые я увидела ткацкий станок в детстве, лет в одиннадцать. У бабушки Таси. «Кросна» - так она его называла. Бабушка Тася (Анастасия Владимировна Сычёва) ткала половики. И себе и на заказ.
Летом станок стоял в чулане, а как холодало, его заносили в избу.
Станок был загадочным как космический корабль. Его заправка начиналась с того, что на огромную вертушку-сновало наматывались нитки, по счёту оборотов. Так определялась длина будущего полотна. Десятый номер, чёрные и белые, для того, чтобы по краям получались нарядные кромки. Деревянные катушки весело прыгали в корзинке, отдавая нитки. Этих катушек оставалось какое-то невероятное количество. Куда они потом девались? Иногда мне кажется, что их отдавали нам и мы мастерили табуретки и обеденные столы с резными ножками для своих кукол.
Внучка Таня (не я, другая Таня) помогала бабушке заправлять станок. Тонкими пальчиками она отделяла по одной нитки с навоя, продёргивала и в глазки ремиз и передавала в крепкие бабатасины руки. Очень хорошо их помню. Натруженные, узловатые пальцы, они казались такими неповоротливыми, и при этом ловко, ниточка за ниточкой привязывали основу к пришве.
Ну а дальше совсем чудеса начинались.
Бабушкины ноги в шерстяных носочках приводят в движение педали. То на правую нажмут, то на левую. И всё оживает. Меняются местами ремизы, открывая новый зев. Снуёт туда-сюда челнок, волоча за собой длинный хвост. И укладываются ряд за рядом полоски ткани, создавая простой и вечный рисунок. Полосы. Широкие и узкие, белые и цветные. В этих полосках было так интересно узнавать знакомые вещи. Платья, рубашки, наволочки...
Во многих домах Кусы полы были застелены бабатасиными половиками-дорожками. А один, наверное самый красивый, взяли на выставку в Челябинск и бабушка Тася получила грамоту и ценный приз, часы-будильник за 2 руб. 70 копеек
Когда меня ткачество захватило, я пошла к Сычёвым и от того станка достались мне великое сокровище: набилки с бёрдом и несколько челноков, отполированных пальцами мастерицы.
Ещё одно воспоминание о половиках из детства. Хоть и дом у нас был, а не квартира, а всё равно всё по современному было, ковры да паласы. Нас у мамы две дочки (ну кроме сына) и конечно порядок в доме был уже на нас. Но иногда, перед большими праздниками мама бралась за уборку сама. Она любила это делать, когда дома никого не было. И сейчас я вспоминаю это ощущение праздника, когда приходишь из школы, а родной дом встречает тебя особым светом, потому что мама, намыв полы, убрала на время такие практичные современные ковры и застелила комнаты чистыми светлыми половиками-дорожками.
О чём это я? Ах да, о детстве. Всё в нас оттуда.
Я до сих пор храню старые половички. Их уже невозможно отстирать добела, но они для меня всё так же уютны, всё так же служат верой и правдой. То на лавку бывают постелены, то на пол брошены.
Круг моих интересов очень широк и запутан. Есть у меня такая особенность — мне интересно всё и сразу. Но какими бы разнообразными не были интересы, они так или иначе связаны с миром ручного творчества.
Как же я пришла к ткачеству? Да так же как и ко всему остальному, проходила мимо и зацепилась.
Знакомая увлеклась хороводами и хотела для этого действа костюмы пошить. С характерными деталями. И были приглашены со Златоуста две мастерицы для проведения мастер-класса по ткачеству поясов.
Не приехали. А интерес остался, и стала я копать сама. О, это восхитительное состояние интереса и поиска! Сейчас в эпоху интернета это происходит интенсивно, взалёб! Погружаться в море информации — азарт! Сколько всего неизведанного. Терминология: ремизы, бердо, ниченки, галева. Огромное количество видео, в которых видны только руки мастерицы, творящие какие-то волшебные, но совершенно непонятные вещи.
На первый взгляд. А на второй... кое что уже проясняется. Становится понятной простая механика деревенского, деревянного древнего ткацкого стана.
Открывается мир техник и приёмов: закладной узор, заправочный, браное ткачество и выборное, ажурное и ремизное. Тканьё на стане, на сволочке, на дощечках. И целая вселенная узоров. Каждый сосвоим смыслом.
Обережные, символичные, как старинные письмена, послания неведомым богам. Или предкам.
Я часто говорю такую фразу: для тканья нужно то всего несколько палок и пряжа. И это правда. Самую простую конструкцию для ткачества поясов я сделала сама. Долго путалась при заправке, приспосабливалась узоры выбирать. А как научилась, теперь уж и не понимаю, чего там сложного, понятно же всё!
А первый ткацкий станок мне подарили. Мужа сестры сослуживец. Случайно в разговоре выплыл мой интерес и уже в ближайшие выходные этот добрый человек привёз мне из деревни станок своей мамы. В нём не хватало нескольких деталей. Знаете каких? Набилки с бёрдом... а вы помните, что как раз они мне от бабы Таси остались? Ну не чудо ли?
Этот станок я собрала во дворе, сплела из проволоки ремизы. И всё лето запоем ткала. А к име задумалась. В дом станок не входил. ….( надо дополнять)
В общем захватило меня это на несколько лет очень прочно. Ткала пояса, половики, шарфы и гобелены. Не знаю много ли наткала или мало... Сейчас отпустило немного. Но чтобы не пропало это волшебство, внесла раздел «Ткачество и плетение» в программу по прикладному творчеству для детской школы искусств. И теперь мои ученики ткут. Иногда ворчат, хмурятся, постигая непростые принципы полотнянного переплетения, но неизменно радуются, когда в результате получают сотканый своими руками, созданый из обычной пряжи кусочек домотканины.
"Впервые я увидела ткацкий станок в детстве, лет в одиннадцать. У бабушки Таси. «Кросна» - так она его называла. Бабушка Тася (Анастасия Владимировна Сычёва) ткала половики. И себе и на заказ.
Летом станок стоял в чулане, а как холодало, его заносили в избу.
Станок был загадочным как космический корабль. Его заправка начиналась с того, что на огромную вертушку-сновало наматывались нитки, по счёту оборотов. Так определялась длина будущего полотна. Десятый номер, чёрные и белые, для того, чтобы по краям получались нарядные кромки. Деревянные катушки весело прыгали в корзинке, отдавая нитки. Этих катушек оставалось какое-то невероятное количество. Куда они потом девались? Иногда мне кажется, что их отдавали нам и мы мастерили табуретки и обеденные столы с резными ножками для своих кукол.
Внучка Таня (не я, другая Таня) помогала бабушке заправлять станок. Тонкими пальчиками она отделяла по одной нитки с навоя, продёргивала и в глазки ремиз и передавала в крепкие бабатасины руки. Очень хорошо их помню. Натруженные, узловатые пальцы, они казались такими неповоротливыми, и при этом ловко, ниточка за ниточкой привязывали основу к пришве.
Ну а дальше совсем чудеса начинались.
Бабушкины ноги в шерстяных носочках приводят в движение педали. То на правую нажмут, то на левую. И всё оживает. Меняются местами ремизы, открывая новый зев. Снуёт туда-сюда челнок, волоча за собой длинный хвост. И укладываются ряд за рядом полоски ткани, создавая простой и вечный рисунок. Полосы. Широкие и узкие, белые и цветные. В этих полосках было так интересно узнавать знакомые вещи. Платья, рубашки, наволочки...
Во многих домах Кусы полы были застелены бабатасиными половиками-дорожками. А один, наверное самый красивый, взяли на выставку в Челябинск и бабушка Тася получила грамоту и ценный приз, часы-будильник за 2 руб. 70 копеек
Когда меня ткачество захватило, я пошла к Сычёвым и от того станка достались мне великое сокровище: набилки с бёрдом и несколько челноков, отполированных пальцами мастерицы.
Ещё одно воспоминание о половиках из детства. Хоть и дом у нас был, а не квартира, а всё равно всё по современному было, ковры да паласы. Нас у мамы две дочки (ну кроме сына) и конечно порядок в доме был уже на нас. Но иногда, перед большими праздниками мама бралась за уборку сама. Она любила это делать, когда дома никого не было. И сейчас я вспоминаю это ощущение праздника, когда приходишь из школы, а родной дом встречает тебя особым светом, потому что мама, намыв полы, убрала на время такие практичные современные ковры и застелила комнаты чистыми светлыми половиками-дорожками.
О чём это я? Ах да, о детстве. Всё в нас оттуда.
Я до сих пор храню старые половички. Их уже невозможно отстирать добела, но они для меня всё так же уютны, всё так же служат верой и правдой. То на лавку бывают постелены, то на пол брошены.
Круг моих интересов очень широк и запутан. Есть у меня такая особенность — мне интересно всё и сразу. Но какими бы разнообразными не были интересы, они так или иначе связаны с миром ручного творчества.
Как же я пришла к ткачеству? Да так же как и ко всему остальному, проходила мимо и зацепилась.
Знакомая увлеклась хороводами и хотела для этого действа костюмы пошить. С характерными деталями. И были приглашены со Златоуста две мастерицы для проведения мастер-класса по ткачеству поясов.
Не приехали. А интерес остался, и стала я копать сама. О, это восхитительное состояние интереса и поиска! Сейчас в эпоху интернета это происходит интенсивно, взалёб! Погружаться в море информации — азарт! Сколько всего неизведанного. Терминология: ремизы, бердо, ниченки, галева. Огромное количество видео, в которых видны только руки мастерицы, творящие какие-то волшебные, но совершенно непонятные вещи.
На первый взгляд. А на второй... кое что уже проясняется. Становится понятной простая механика деревенского, деревянного древнего ткацкого стана.
Открывается мир техник и приёмов: закладной узор, заправочный, браное ткачество и выборное, ажурное и ремизное. Тканьё на стане, на сволочке, на дощечках. И целая вселенная узоров. Каждый сосвоим смыслом.
Обережные, символичные, как старинные письмена, послания неведомым богам. Или предкам.
Я часто говорю такую фразу: для тканья нужно то всего несколько палок и пряжа. И это правда. Самую простую конструкцию для ткачества поясов я сделала сама. Долго путалась при заправке, приспосабливалась узоры выбирать. А как научилась, теперь уж и не понимаю, чего там сложного, понятно же всё!
А первый ткацкий станок мне подарили. Мужа сестры сослуживец. Случайно в разговоре выплыл мой интерес и уже в ближайшие выходные этот добрый человек привёз мне из деревни станок своей мамы. В нём не хватало нескольких деталей. Знаете каких? Набилки с бёрдом... а вы помните, что как раз они мне от бабы Таси остались? Ну не чудо ли?
Этот станок я собрала во дворе, сплела из проволоки ремизы. И всё лето запоем ткала. А к име задумалась. В дом станок не входил. ….( надо дополнять)
В общем захватило меня это на несколько лет очень прочно. Ткала пояса, половики, шарфы и гобелены. Не знаю много ли наткала или мало... Сейчас отпустило немного. Но чтобы не пропало это волшебство, внесла раздел «Ткачество и плетение» в программу по прикладному творчеству для детской школы искусств. И теперь мои ученики ткут. Иногда ворчат, хмурятся, постигая непростые принципы полотнянного переплетения, но неизменно радуются, когда в результате получают сотканый своими руками, созданый из обычной пряжи кусочек домотканины.
+25 |
![]() |
2 комментария |
Комментарии
Мама была из деревни и видимо так немного приближалась к дому.
Дорожки эти и сейчас у меня сохранились- тоже то на полу ,то на скамейку подниму.Храню и берегу.
А куда в итоге станок поставили?
Говорят, в Челябинской области развито ткачество и много внимания уделяется восстановлению традиций и технологии ткачества.
Вставка изображения
Можете загрузить в текст картинку со своего компьютера: