Совместные покупки Присоединяйтесь к нам в соцсетях:
Присоединяйтесь к нам в соцсетях: ВКонтакте  facebook 

Дневниковое- размышления о вере и молитве

ioanna_poula 28 февраля 2021, 19:40

Лк, 17:3-10, Мк, 11:23. Размышление о вере
f20369878.jpg


Лк, 17:3-10: И сказали Апостолы Господу: умножь в нас веру. Господь сказал: если бы вы имели веру с зерно горчичное и сказали смоковнице сей: исторгнись и пересадись в море, то она послушалась бы вас.
Мф 17, 20: ибо истинно говорю вам: если вы будете иметь веру с горчичное зерно и скажете горе сей: "перейди отсюда туда", и она перейдет; и ничего не будет невозможного для вас;
Мф 21, 21: Иисус же сказал им в ответ: истинно говорю вам, если будете иметь веру и не усомнитесь, не только сделаете то́, что́ сделано со смоковницею, но если и горе сей скажете: поднимись и ввергнись в море,- будет;
Мк, 11, 23: имейте веру Божию, ибо истинно говорю вам, если кто скажет горе сей: поднимись и ввергнись в море, и не усомнится в сердце своем, но поверит, что сбудется по словам его, – будет ему, что ни скажет.


Апостолы просят Христа об умножении веры. Но Христос говорит им, что даже веры с горчичное зерно, то есть, самое минимальное ее количество, достаточно для того, чтобы сдвигать горы. В контексте высказывания понятно, что апостолам дано гораздо больше, чем это минимальное количество.
Возможно, в этом разгадка. Иисус не увеличивает веру апостолов, следовательно, ее и так достаточно – в потенциале. Но, в то же время, несколько раз укоряет их за отсутствие веры: «Где вера ваша?» (Лк8:25), «Что вы так боязливы? Почему у вас нет веры?» (МК.,4:40). Или: «Но Сын Человеческий, придя, найдет ли веру на земле?» (Лк,18:18)
Особенно сильно этот упрек прозвучал в тот момент, когда, после Преображения, Иисус сходит с горы, и его встречают апостолы, которые не смогли произвести исцеление: «о, поколение безверное и развращенное! Доколе буду с вами? Доколе буду терпеть вас?» (Мф, 17:17). И на вопрос, почему они не смогли это сделать, Иисус дает прямой ответ – по вашему маловерию.

Если существует такой упрек, это значит, что потенциальная вера есть всегда, она уже дана, но актуальная вера, ее «количество», зависит от человека. А это, в свою очередь, означает, что человек как-то может повлиять на свою веру, самостоятельно ее увеличивать, и ею управлять.
Однако по нашему опыту мы знаем, что это не так. Вера не поддается волевому усилию, так же, как и любовь. Но если еще можно стараться полюбить, то как можно стараться верить? Насколько вера, ее глубина и мощь, зависят от человека, и от чего именно в человеке она зависит? Упрек Христа показывает, что, видимо, можно стараться верить, или – что вера и ее глубина зависят от усилий человека. Что же нужно сделать, чтобы увеличить веру, как именно нужно стараться?
Пока я вижу два пути.
Свернуть


Первый – человек, видимо, может взращивать веру. После Преображения и спуска с горы, после того, как Иисус упрекнул учеников в отсутствии веры, Он добавляет, что нужное действие исцеления больного отрока достигается молитвой и постом. То есть, всякое исцеление возможно только при условии сильной веры, которая дает возможность действовать силе Божьей. Путь обретения такой веры – это путь поста и молитвы. Пост отворачивает человека от мира и дает возможность духовного сосредоточения в молитве. Молитва – это прямой разговор с Богом, прямое общение с Ним; в этом общении вера укрепляется и углубляется, потому что она находит в нем опытное подтверждение. Можно сказать, что в прямом общении с Богом вера обретает реальность, из «уверенности в невидимом» она, в молитвенном общении с Богом, проявляется, становится явной. Вообще молитва возможна только при наличии веры, вера является условием появления молитвы как общения с Богом. Но укрепляя и развивая общение с Богом в молитве, которая есть самый правильный вариант разговора с Богом, человек возрастает в вере, взращивает ее в себе. Таким образом, «молитва и пост» – это путь взращивания в себе сильной веры, посредством которой может действовать Бог.
Важно, что здесь главное – не вера и ее наращивание, это не самоцель; главное – это общение с Богом и потребность в таком общении, вера же возрастает как следствие. Но для такого возрастания нужно постоянное духовное усилие, направленное на общение с Богом. Получается своего рода спираль: с верой мы начинаем молиться, в молитве обретаем общение с Богом и Бога как несомненную реальность, и это дает нам укрепление веры, которая, в свою очередь приводит к более глубокой молитве и более глубокому общению. Так человек формирует свое личное духовное пространство общения с Богом. Так Бог открывается человеку как единственно верная, несомненная реальность. Так человек возрастает в вере.

Второй путь. Здесь я исхожу из того, что «Бог не мерой дает», что дар Божий не может быть маленьким, он может быть только неосвоенным. Если Бог дает веру, то Он дает ее в меру человека (не человека падшей природы, а именно того совершенного человека, которого Он задумал), или даже сверх этой меры, «на вырост». И задача человека – в том, чтобы принять этот дар веры, освоить его глубину. Это возможно тоже путем накопления духовного опыта вследствие действия по вере, вернее, взаимо-действия с Богом.

…Иисус спал в лодке, когда на озере разразилась буря, и волны стали ее захлестывать. В страхе ученики разбудили Христа, и Он упрекнул их в маловерии. У Луки: «Тогда Он сказал им: где вера ваша?» (Лк, 8:25), у Марка: «Что вы так боязливы? почему у вас нет веры?» (Мк, 4:40).

Возникает вопрос – почему Иисус упрекает апостолов? Ведь это же так естественно – обратиться в момент опасности к наставнику за помощью. Но Иисус заснул именно потому, что доверял им – тому, что они могут справиться с любой трудной ситуацией, потому что у них уже было все необходимое для этого, им только нужно было это необходимое научиться реализовывать. У них была вера и молитва, она могли обращаться к Богу с молитвой и просить, в том числе, и о помощи. Другими словами, они, с верой молясь Богу, могли остановить бурю сами, создав своей верой и молитвой духовное пространство для того, чтобы Бог мог там действовать, чтобы через них проявилась сила Божья. Они же не отважились действовать самостоятельно, опираясь только на свою веру, хотя именно это от них и ожидалось – прямое обращение к Богу, действие без посредников.
Наступило новое время Нового Завета, когда каждый человек становится пророком и царственным священством, когда каждый человек, без ветхозаветных посредников, пророков и священников, может сам обратиться к Богу. И даже более того, он может своей молитвой, а значит, и своей верой, спасать других людей и мир вокруг, приводя к Богу. Ведь «царственное священство» и означает, что каждый человек становится 1) священником, говорящим с Богом без посредников, 2) царем, то есть, лицом, ответственным за мир, имеющий силу заботиться о мире и управлять миром, как когда-то это делал Адам в раю.
Из упрека Иисуса Христа понятно, что они должны были действовать сами, верить, что сила Божья через них действует в мире, молиться и укротить бурю. Не искать помощи, не быть пассивными, а действовать, как новозаветный человек, царственное священство. Таким образом, второй путь, путь овладения потенциалом веры, предполагает действие с опорой на Бога, активное действие, основанное на молитве и предполагающее помощь Божью, синергию с Богом. Тогда обретается результат, который укрепляет человека в вере и дает опытную уверенность, что совместное действие Бога и человека через молитву может изменить мир. А это и есть вера, то есть, постепенное овладение ее потенциалом, перевод ее из потенциального состояния в актуальное.

Есть еще один совет, который дает Иисус. Он говорит отцу больного мальчика, которого хочет исцелить: «если сколько-нибудь можешь веровать, всё возможно верующему» (Мк, 9:23) И отец мальчика тут же (что важно)отвечает: «Верую, Господи, помоги моему неверию!» – и этого оказывается достаточно, чтобы Господь мог действовать. Исцеление совершилось.
Так в чем же разница? Апостолы сказали – увеличь нашу веру, а отец отрока – верую, помоги моему неверию. В первом случае Иисус посчитал, что Его помощь не нужна, апостолы должны постараться сами, а во втором случае – помог, но не увеличением веры, а действием, которое совершается по вере. Очевидно, что в случае отца мальчика это и было то «горчичное зерно» веры, с которым можно двигать горы. Ведь предполагается, что сдвигать горы человек будет не самостоятельно, а силой Божьей, и вера соединяет человека с Богом и дает Богу возможность действовать и духовное пространство для действия.
Отец отрока обратился с верой к Иисусу, он верил, что Иисус это может сделать, и доверял Ему настолько, что принес Ему самые малые крохи веры, надеясь на Христа и доверяя Христу. И здесь было не только доверие, но и синергия, единство действий Иисуса Христа и человека, то самое совместное усилие, со-трудничество, которого от нас ждет Бог. Вера и обращение с верой к Богу – это начало такого сотрудничества Бога и человека, которое уходит в будущее, то есть, полностью может осуществиться только в будущем, в Царстве Небесном, но основы которого закладываются здесь, в этом мире – как вера и действие по вере.
А апостолы не пытались что-то сделать со своей верой, употребить ее, они считали, что той веры, которая у них есть, мало для действия Бога через них. И Иисус говорит – у вас есть достаточно, чтобы начать действовать по вере, то есть, обратиться к Богу с верой, тем самым предоставляя Ему пространство для действия и соединяя свои усилия с Божественной силой. То есть, становясь проводниками Божественной силы.

«И не усомнится в сердце своем» – это второе условие действия по вере, о котором говорит Христос. И это тоже, как кажется, не зависит о человека: он не может на это повлиять сознательно, то есть, убедить себя верить. Ведь это же рождается «само» внутри человека как внутреннее знание, – или не рождается. И что делать тогда? А тогда – «верую, Господи, помоги моему неверию», то есть, человеческое усилие все равно направлено на Бога и на Его помощь. И это равнозначно вере. И получается, что вера, то ее количество, которое у нас есть, – это единственное необходимое условие для общения Бога и человека.
Ведь даже Сам Иисус, когда пришел в Назарет, чтобы помочь его жителям, но не «не совершил там многих чудес по неверию их» (Мф, 13:58)
Таким образом, Бог и человек взаимосвязаны и взаимозависимы, конечно, с учетом свободы действия и человека, и Бога.
Богу нужно взаимодействие с человеком, когда человек делает свою часть общего дела, а Бог – свою. Основа такого взаимодействия со стороны человека – вера в Бога и освоение этого потенциала веры через молитву и через действие по вере, обращенное к Богу. Два пути «умножения веры» сливаются в один.

https://ioanna-poula.livejournal.com/99672.html
Печать Получить код для блога/форума/сайта
Коды для вставки:

Скопируйте код и вставьте в окошко создания записи на LiveInternet, предварительно включив там режим "Источник"
HTML-код:
BB-код для форумов:

Как это будет выглядеть?
Страна Мам Дневниковое- размышления о вере и молитве
ioanna_poula 28 февраля 2021, 19:40
Лк, 17:3-10, Мк, 11:23. Размышление о вере
f20369878.jpg
Лк, 17:3-10: И сказали Апостолы Господу: умножь в нас веру. Господь сказал: если бы вы имели веру с зерно горчичное и сказали смоковнице сей: исторгнись и пересадись в море, то она послушалась бы вас. Читать полностью
 

Комментарии


Пока нет комментариев.

Оставить свой комментарий

Вставка изображения

Можете загрузить в текст картинку со своего компьютера:


Закрыть
B i "

Поиск рецептов


Поиск по ингредиентам