Магазин handmade Присоединяйтесь к нам в соцсетях:
Присоединяйтесь к нам в соцсетях: ВКонтакте  facebook 

«Слово святителя Григория о Святой литургии»: средневековое откровение-толкование на Божественную литургию : Священник Михаил Желтов

Среди различных средневековых комментариев на Божественную литургию своей яркой образностью выделяется «Слово свт. Григория о св. литургии». Этот комментарий был написан в XII веке с использованием более ранних историй из патериков[1]. Его перевод широко представлен в древнерусских рукописях и, в частности, вошел в состав Златоуста, одной из книг уставных богослужебных чтений[2]. Как доказал еще Н. Ф. Красносельцев, великий русский ученый конца XIX века, «Слово свт. Григория» лежит в основе «Толковой службы» – самого популярного дониконовского комментария на литургию[3], который и вовсе обладал полуканоническим статусом, поскольку включался в состав Кормчих книг.

Образы из «Слова свт. Григория» вошли в состав иконографических программ некоторых русских храмов[4]. В греческих рукописях текст комментария встречается нечасто, поскольку он все-таки явно апокрифичен. По одной из них (Paris, Coisl. 296), несколько лет назад он был издан нами полностью впервые[5], хотя фрагменты греческого текста комментария, послужившие подписями к серии книжных миниатюр в рукописи Vatican. gr. 2137, были изданы А. Маи еще в середине XIX века[6].

Божественная литургия раскрывается как мистическое тайнодействие, совершаемое ангелами параллельно с видимым чинопоследованием

Божественная литургия в комментарии раскрывается как мистическое тайнодействие, совершаемое в храме ангелами параллельно с видимым чинопоследованием. Из элементов чина литургии упоминаются: проскомидия, мирная ектения, три антифона, малый вход, прокимен, Апостол, аллилуиарий, Евангелие, ектения об оглашенных, великий вход, евхаристическая молитва (анафора), «Отче наш», возглас священника «Святая святым» (который составитель комментария, следуя более древним патериковым историям, наделяет совершенно особым значением), причащение и окончание литургии.

Ниже приводится наш перевод комментария на современный русский язык по рукописи Paris, Coisl. 296, с привлечением текста еще одной греческой рукописи, из собрания Эскориала[7]. Перевод сопровождается миниатюрами из Vatican. gr. 2137[8].

Раскрытие[9] Святой литургии

1. [Однажды] преподобные отцы, собравшись у святого Григория Богослова, сказали ему: «Отче преподобный, научи нас [тому], что [относится] к Церкви, и каким образом Божественная и умосозерцаемая и бескровная Жертва приносится на небесах».


2. И Григорий Богослов, отвечая, сказал: «Слушайте, братья мои.

3. [Когда] иерей, совершая проскомидию[10] Святых Даров, произнес: «Господу помолимся», тогда я услышал с небес голос, взывающий и говорящий: «Кто [из вас] совершили церковные приношения по расположению сердца?»[11] И слетел вниз ангел с небес, и встал у внешних врат церковного притвора.

4. И когда произносит диакон: «Прóсти![12] Миром Господу помолимся», – поставьте ваши сердца [прямо], на страх Божий, на литургию.


5. И когда поется [1-й антифон]: «Благо есть исповедатися Господеви», я услышал, как ангел сказал: «Возрадуйтесь[13] все и сосредоточьтесь на страхе Божием и на литургии».

6. И когда поется [2-й антифон]: «Господь воцарися», ангел сказал: «И царствует теперь! Христианский род, радуйся и веселись, ибо Христос царствует на бесконечные века. Диавол уже не способен воевать против человека, ибо он полностью сломлен».

7. И когда поется [3-й антифон]: «Приидите, возрадуемся Господеви», тогда я увидел ангела у царских и святых врат церкви.

8. И тогда иерей вошел в алтарь и взял Евангелие, а диакон – кадило, и [пономари] зажгли свечи и, пройдя, вышли к амвону.

9. И когда сказали [на малом входе]: «Приидите поклонимся и припадем», я увидел, как ангел простер свои крылья и обхватил [ими] иерея, и взял его, и ввел его внутрь алтаря.


10. И когда [иерей] положил Святое Евангелие на святой престол, ангел опустил свои крылья и встал рядом с тем, и сказал: «Смотри, как ты стоишь на Страшном суде».

11. И когда [иерей] перешел на кафедру [на горнем месте], сказал Михаил: «Премудрость», и Гавриил: «Вонмем», и Владыка: «Мир всем», и все в мире раскрылось. Вот что [происходит, когда] иерей преподает мир (то есть: «Мир всем») в церкви, [так что] стойте все в мире, и никто пусть не вертит своей головой, чтобы встретиться [взглядом] с [другим] человеком.


13. И когда читается Апостол, учит [сам апостол] Павел. И слышится: «Да будет [вам все] это известно».

14. И когда пришло [время] святого [пения] «Аллилуия», восклицает Давид и глаголет: «Бог яве приидет, Бог наш – и не премолчит[14]; Огнь пред Ним предъидет, и попалит окрест враги Его[15] и Осветиша молния евангелистов Его вселенную[16]». И я услышал ангела, говорящего: «Грядет Сын Божий, раздробляемый и верным раздаваемый».

15. И когда пришло [время чтения] Святого Евангелия, тогда я увидел, что крыша церкви раскрылась, и [сквозь нее] показалось небо, и каждое слово Евангелия было словно огонь и достигало до неба.



Каждое слово Евангелия было словно огонь и достигало до неба

16. И когда диакон произнес: «Елицы оглашеннии», я увидел человека, стоящего в святых вратах церкви, с острыми, как стрелы, зубами и налитыми [кровью] глазами, и он скрипел зубами своими на стоящих в церкви, как бы ему выкинуть из церкви каждого из них.

17. И когда диакон произнес: «Да никто от оглашенных», я увидел, как ангел распростер свои крылья и вытолкнул того [человека с острыми зубами] в огонь внешний, сказав ему: «Чего ты стоишь тут, не имея брачной одежды?» – и [добавив]: «Ты не имеешь здесь власти».

18. И когда иерей пошел переносить Святые [Дары], я услышал, как ангел сказал: «Отче святый, посли тайноводцев Твоих, ангелов, чтобы священнодействовать Божественные тайны».



19. И когда диакон произнес: «Станем добре», – станем же со страхом! – ибо страшно происходящее.

20. И когда иерей произнес: «Победную песнь поюще», тогда я увидел, что крыша церкви раскрылась, и [сквозь нее] показалось небо, и сошла вниз вспышка пламени, и вслед за вспышкой сошло множество ангелов; а после ангелов увидел я два прекрасных лика, красоту которых невозможно описать словами, ибо сияние их было как вспышка пламени. И распростерли ангелы крылья свои вокруг алтаря, а шестокрылые лики – вокруг святого престола. И посреди тех [я увидел] Младенца, [сияющего] словно вспышка пламени, и [это] пламя сошло на иерея, и [сам] иерей сделался вспышкой пламени, с головы до ногтей.



21. И когда пришло [время] «Отче наш», я услышал, как ангел сказал: «Отцы благие и верные, если кто из вас был в [мимошедшую] субботу с женой, будь то наяву или во сне, тот недостоин пречистого Тела и почитаемой Крови Господа нашего Иисуса Христа».

22. И когда иерей произнес: «Святая святым», тогда я увидел, что упомянутые лики сделались словно бы жертвенником, и увидел ангелов с ножами в руках, и они заклали Младенца, и слили Его Кровь во святой потир, а тело, разрубив на куски, [положили] сверху хлеба. И стал хлеб Телом, а [вино с водой] в потире – Кровью Господа нашего Иисуса Христа.

23. И народ, подойдя, причащался, и те, кто не говорили: «Аминь», суть недостойные Сына Божия.



24. И когда диакон произнес: «С миром изыдем»[17], тогда я увидел, как Божественные тайны поднимались на небеса, а церковные приношения возносились».

25. И, выслушав это и испытав большое потрясение, [преподобные отцы] были укреплены [в вере] на бесконечные века. Аминь.


Священник Михаил Желтов

2 декабря 2020 г.
Печать Получить код для блога/форума/сайта
Коды для вставки:

Скопируйте код и вставьте в окошко создания записи на LiveInternet, предварительно включив там режим "Источник"
HTML-код:
BB-код для форумов:

Как это будет выглядеть?
Страна Мам «Слово святителя Григория о Святой литургии»: средневековое откровение-толкование на Божественную литургию : Священник Михаил Желтов
Среди различных средневековых комментариев на Божественную литургию своей яркой образностью выделяется «Слово свт. Григория о св. литургии». Этот комментарий был написан в XII веке с использованием более ранних историй из патериков[1]. Его перевод широко представлен в древнерусских рукописях и, в частности, вошел в состав Златоуста, одной из книг уставных богослужебных чтений[2]. Читать полностью
 

Комментарии

arinali
29 декабря 2020 года
0
valesir57 (автор поста)
29 декабря 2020 года
0
Спасибо!

Оставить свой комментарий

Вставка изображения

Можете загрузить в текст картинку со своего компьютера:


Закрыть
B i "

Поиск рецептов


Поиск по ингредиентам