Магазин handmade Присоединяйтесь к нам в соцсетях:
Присоединяйтесь к нам в соцсетях: ВКонтакте  facebook 

Линор Горалик "Полая женщина"

Линор Горалик "Полая женщина" Хочется прочитать содержательную, толстую и очень умную книгу, но в голову ничего не приходит - отпуск, мозги совсем летние, легонькие, легонькие, пустенькие, пустенькие. Поэтому читаю литературу максимально простую по языку и такую же ненапряжную по восприятию. Книга "Полая женщина" как раз из такой категории.

О выходе "Полой женщины" читала в 2005 году в журнале то ли "Гламур", то ли "Мини", в котором она рекомендовалась как захватывающее и по-настоящему интересное путешествие в мир вещей. Отзыв я запомнила, а до самого произведения добралась только сейчас.

Если вкратце - интересная легкая культурологическая книга, посвященная кукле Барби. И хотя сама Горалик говорит, что «Полая женщина...» — не исследование о Барби, а в какой-то мере сборник мыслей по поводу той цивилизации, которая способна сотворить себе кумира из маленькой пластмассовой куклы и так сложно, так противоречиво и запутанно построить собственные отношения с этим кумиром", но все-таки лично я назвала бы текст именно исследованием, потому что несмотря на то, что тема "легковесна и игрушечна", зиждется она на оперировании огромным количеством фактов и рассматривается в мировом контексте как игрушечного общества, так и человеческого. Да и объем у нее немалый - 279 страниц некрупным шрифтом.

В книге 4 части, поделенные на несколько глав. Первая часть называется "Мир до Барби" и включает в себя экскурс в историю кукол, из которой, как утверждает Горалик, органично выросла знаменитая красавица, вовсе не являясь созданным искусственно феноменом. Вторая - "Мир Барби" - самая интересная для меня часть - рассказ о изобретении Барби - точнее, происхождении куклы от ее менее известной, но все же популярной в свое время игрушечной"матери", описание внешних изменений куклы на протяжении последующего после изобретения времени, сведения о источнике ее особенного гламурно-розового стиля, повествование о ее игрушечной семье, ее спутнике Кене, подробнейшая информация о том, как появлялись профессии "Барби", по какому принципу томная красавица выбирала для себя тот или иной род занятий, а также многое-многое другое (аксессуары, архитектура Домов Мечты и т.д.). Третья часть озаглавлена Мир вокруг Барби". В ней автор определяет куклу как социо-культурный символ и подробно рассматривает вместе с читателем все его аспекты - то, чем кажется кукла в глазах людей и по какой причине (Барби как символ женственности, благосостояния, глупости, шаблонности, плохого вкуса, западной культуры и даже как секс-символ). В этих главах много строк посвящено отношениям Барби и моды, Барби и современного искусства, а также подробно описывается мир коллекционеров куклы (а вы знали, что Барби самая коллекционируемая игрушка в мире?). И, наконец, последняя, четвертая часть - "Барби в России" повествует об отношениях с куклой российских людей (от самого восторженного до вопиюще-странного), начиная с 90-х годов и заканчивая сегодняшним временем.

Читать было интересно. Раньше я никогда не задумывалась о том, насколько велика проекция на эту казалось бы совсем детскую игрушку взрослого мира с его проблемами, стереотипами и устремлениями. А ведь действительно в крошечном розовом зеркальце созданной для того, чтобы нравиться всем без исключения людям на Земле куклы отражается весь мир - со всеми его достижениями науки, искусства, спорта, модой, предрассудками, психологическими проблемами, проблемами расовой и гендерной принадлежности, отношениям к болезням. Возникшая по потребности общества кукла несет в себе все его достоинства и пороки и практически мгновенно реагирует на тенденции, происходящие в нем. Этакая розовая лакмусовая бумажка или посыпанный блестками экран проектора целого мира.

"Я считаю возможным воспринимать Барби как своего рода зеркало западной цивилизации, причем зеркало с неожиданной, но очень полезной кривинкой: цивилизация эта отражается в нем, как если бы она была кукольной. Мир Барби — это наш мир, каким бы он был, будь мы куклами — существами, лишенными в равной мере сомнений и недостатков. И там, где Барби вызывает у нас раздражение, мы можем твердо говорить себе: мы проецируем на нее свои проблемы. Дело не в ней, дело в нас. Это мы раздражаем себя своим навязчивым следованием моде, или карьеризмом, или беспокойством о собственной внешности".

А что же дети? Дети, для которых она была создана, и за которых мы так боимся, проецируя на куклу множество взрослых проблем? "Мне рассказывали истории следующего рода: молодая мать спрашивает свою 5-летнюю дочь, хочет ли она, когда вырастет, выглядеть, как Барби, в ответ на что девочка, по словам матери, смотрит на нее, «как на полного придурка», и с расстановкой говорит: «Мама, Барби — это кукла...».

И несколько интересных фактов, почерпнутых из книги:

"Слово doll, по наиболее распространенной версии, происходит от греческого eidolon— идол. Первый этап отношений человека и куклы — этап идолов".

"Прообразом Барби явилась кукла Лилли — немецкая игрушка. Лилли была трехмерной версией одноименного персонажа популярного послевоенного комикса, печатавшегося в таблоиде Bild Zeitung с 1952 года. Лилли была проституткой с характером — разбитной, наглой, жестокой хищницей, любой ценой выуживавшей деньги из «жирных котов», как она называла своих клиентов. Когда в 1955 году Лилли стала трехмерной, мужчины с удовольствием покупали ее в магазинах для взрослых (больше она нигде не продавалась) и вволю отыгрывались на маленькой шлюшке, таская ее за собой в кармане или подвешивая на переднее стекло машины, если, конечно, у них не было детей: зрелище такой сисястой куклы в крошечном купальничке совершенно не подходило для их глаз. Когда через четыре года (в 1959 году) ровно такая же сисястая Барби в ровно таком же крошечном купальничке появилась в США в качестве детской игрушки, шок был предсказуем. Почти все это подчеркнуто-комическое, намеренно-преувеличенное великолепие по известным одной покойной Рут Хендлер причине было сохранено за Барби, призванной олицетворять реалистичную модель девочки-подростка. Почему — бог весть; возможно, Хендлер стремилась сделать свою «первую взрослую куклу» как можно более взрослой, а возможно, такая преувеличенность черт просто не показалась ей чрезмерной. Так или иначе за исключением нескольких мелких деталей первая Барби оказалась почти точной копией Лилли".

"У Барби есть фамилия, и не только фамилия, но и второе имя. Она, оказывается, Барбара Миллисент Робертс, школьница из вымышленного производителями городка Уиллоус, штат Висконсин. Однако о людях, давших ей два имени и фамилию, неизвестно ничего".

"В 60-е годы компания заинтересовалась проблемой общества для своей девочки. Были придуманы мама и папа Барби — Роберт и Маргарет Робертс, но, насколько мне известно, компания ни на секунду не рассматривала опцию создания этих персонажей в пластике. Вместо родителей Барби получила бойфренда — верного Кена, и подругу — простоватую девушку Мидж".

"Если бы Барби была настоящей женщиной, ее мерки были бы 102 — 64 — 98. При таких пропорциях Барби не могла бы стоять прямо и была бы вынуждена ходить на четвереньках, что тоже оказалось бы нереальным из-за преувеличенной длины ног. Чрезмерно вытянутая шея не позволяла бы Барби держать голову прямо и создавала бы постоянные проблемы с позвоночником".

"Внешность Барби всегда представляла собой некоторый усредненный тип: женщину, о которой при любых вкусах, при любых модах и при любом подходе к женской красоте назвали бы «очень недурной». Кто-то предпочел бы термин «красавица», кто-то — «очень миленькая девушка», но так или иначе личико Барби устраивало бы всех".

"Вещи для жизни, а не жизнь для вещей. При всех обвинениях Барби в излишнем консюмеризме можно заметить, что она никогда не приобретает ничего бесполезного. Барби не покупает стеклянных зверушек и при всей своей любви к красивой жизни не набивает «Дом мечты» предметами, которые нельзя использовать по назначению. У нее две сотни сумок, но каждую она носила хотя бы по разу".

"Выпуская куклу на рынок, Рут Хендлер обещала, что она станет идеальной ролевой моделью для девочек, — правда, тогда речь шла только о том, что Барби превратит своих обладательниц в «благовоспитанных юных леди». И позднее - на каждом этапе времени «Маттел» старалась гарантировать, что Барби будет способствовать превращению девочки в благовоспитанную или неблаговоспитанную, но именно ту юную леди, которую в данный момент хочет видеть социум".

"Сейчас все куклы игровой линии рассчитаны на девочек в возрасте от трех до двенадцати лет. Правда, и исследования показывают, что игра в куклы часто затягивается до гораздо более позднего возраста, иногда до пятнадцати — шестнадцати лет".

"Самые первые модели Барби носили костюмы очень высокого качества, наследуя существовавшие тогда традиции fashion dolls. В этих костюмах были прекрасно проработаны детали, верхняя одежда делалась на шелковой подкладке; у Барби было тщательно продуманное белье, проработка и отшив моделей велись исключительно аккуратно. Ранний период Барби-моды до сих пор воспринимается специалистами и коллекционерами как некий стандарт качества. Сегодня производителям куклы становится все труднее и труднее соответствовать этому стандарту — хотя бы из-за растущих объемов производства: в первый год существования Барби были проданы всего 35 тысяч экземпляров (по сегодняшним временам — мизерная и смешная цифра, тогда — запоминающийся рекорд), и многое в ее одежде делалось вручную. Сегодня позволить себе такую роскошь компания может только с некоторыми коллекционными серями, чей тираж и не превышает 35 тысяч".

"Исключительная узнаваемость стиля Барби является заслугой модельера Кэрол Спенсер. Именно она повинна в том, что стиль Барби так часто ассоциируется с китчем. Спенсер называли «королевой блесток»: она обожала добавлять блестки, блеск и люрекс во все, что только можно, и постепенно создала тот самый слепящий глаза, сверкающий розовый стиль, который сегодня часто презрительно называют «стилем Барби». Спенсер также создала для Барби несколько пуделей, будучи большой любительницей этой породы, самого первого тявкающего друга Барби по имени Принц Спенсер слепила по образу и подобию собственной собаки".

" В мире Барби именно ей и ее подругам всегда принадлежат все гениальные идеи и инициативы, они же выполняют основную работу и принимают системообразующие решения. В то же время представители мужского пола слушают то, что им говорят, отпускают забавные реплики, становятся поводом для дружеского смеха и дарят дамам дорогостоящие подарки".

"В мире Барби нет смерти; в мире Барби нет даже старения, а взросление выпадает не каждому — скажем, подросла Скиппер, скажем, сама Барби-врач и Барби-астронавт уже не маленькая девочка, да и ее подружки ходят кто в колледж, кто на работу; но все они остаются вечно молодыми".

"Барби всегда приобретала только профессии представительниц среднего класса, никогда не занималась физическим трудом и не бралась за плохо оплачиваемые профессии. Рынок вполне оправдывает такой подход: родители девочек из среднего класса видят такие профессии в качестве основных, а родители девочек из более бедных слоев населения видят в этих профессиях хорошие ориентиры".

"Куклы из окружения Барби - чернокожая Кристи, азиатки Кира и Мико, дважды рожавшая замужняя Мидж снимают с Барби бремя житейских проблем, а «Маттел» избавляют от нарицаний касательно создания слишком прилизанного, оторванного от реальности образа куклы".

"Барби всегда мучительно хотела выйти замуж; какая-то трагическая история — «Про Барбару Робертс, которая любила, да замуж не вышла». Честно говоря, она захотела замуж еще до того, как полюбила: для самой первой Барби в 1959 году среди четырех других одежек было создано свадебное платье. Тема свадьбы в мире Барби огромна, но при этом к слову «свадьба» активно присоединяется слово «мечта» — Dream Wedding".

"Именно благодаря компании «Маттел» связь «розовое — значит девичье» укрепилась настолько сильно, что на английском острове Уайт власти придумали новый способ борьбы со школьными хулиганами: их будет доставлять в школу не обычный автобус, а автобус, выкрашенный в унизительный для мальчиков розовый цвет. Что при этом происходит с девочками-правонарушителями, информационные источники умалчивают".

"До 1999 года Барби и ее подруги ничего не знали о немощи и болезнях. В 1999 году в линии Generation Girls появилась Бекки. Бекки поступила в продажу с одним из самых неожиданных кукольных аксессуаров — инвалидным креслом, из которого ее, кстати, вполне можно было вынуть. О том, что именно привело Бекки к такому плачевному состоянию, нигде и ни в какой момент не говорилось, но так или иначе трагедия не прибавила Бекки ни ума, ни глубины: ее образ жизни во всем соответствовал идеалам «Barbie Girl». Официально эта кукла называлась «Share А Smile Becky» («Улыбчивая Бекки») (в русском переводе ее окрестили «Неунывающей Бекки»). Эта кукла оказалась модницей, любительницей вечеринок и, естественно, чемпионкой Олимпиады для инвалидов".

"Помимо куклы-колясочницы Бекки единственной демонстрацией того факта, что у Барби есть какие никакие представления о реальном мире и реальном страдании, было появление в 2003 году Барби — преподавательницы языка глухонемых. Это единственная кукла в истории, у которой ладонь не сложена лодочкой, а изображает знак, обозначающий на языке глухонемых фразу «Я тебя люблю». На обороте коробки с этой Барби приведены буквы алфавита для глухонемых, а в комплект, помимо школьной доски и мелков, входят стикеры с особыми картинками".

"Кукла Барби лишена религиозности. Единственное упоминание религии в мире Барби - празднование куклой Рождества, и существует же «Барби-Пасхальные-мотивы», держащая в руках хорошенькую корзиночку с нарисованными на ней яйцами и торчащими наружу бумажными цветочками. Но в остальном ни в каких проявлениях религиозности Барби не замечена. Более того, мне не удалось найти ни единого высказывания представителей компании на эту тему за все время существования куклы".

"Фактически вся мифология Барби, все, что о ней говорится, все, что она символизирует собой, замешано, в первую очередь, на ее гиперженскости, сверхженственности. Вот очередной «двойной посыл» — с одной стороны, она воплощает в себе стереотипическую «блондинку» — существо, крайне озабоченное своей внешностью, выше головы зарывшееся в тряпки, поглощенное романтическими отношениями с мальчиками, не способное ни дня прожить без вечеринок, обожающее младенцев, окруженное стайкой таких же лепечущих блондинок, как она сама, постоянно тусующихся в ее идеально вылизанном розовом домике среди подушечек и цветочков. Но, с другой стороны, эта идеальная ультра-женщина конца пятидесятых (сказываются перинатальные матрицы, возникшие в 1956 — 1959 годах!) постоянно совершает поступки, являющиеся стереотипически-мужскими: самостоятельно распоряжается собственной жизнью, осваивает неженские профессии и достигает в них весьма значительных высот, имеет широкий круг друзей и интересов — словом, нарушает то привычное представление о «блондинке», которое мы охотно приписываем девушке с ее внешностью и манерой одеваться. Но при всем этом Барби, бесспорно, является символом женского мира — ультрафемина, она вдобавок оказывается лучшей подругой подрастающих девочек, их наперсницей и примером для подражания. Круг, таким образом, замыкается, оставляя мужчин любых возрастов и взглядов вовне".

"В России к Барби существует два подхода. Первый подход таков: «Барби такая красивая, прекрасная, элегантная, изящная и продвинутая, она в тысячу раз лучше всего того дерьма, которое производят у нас в стране и на которое противно смотреть». Другой подход: «Наши неуклюжие, некрасивые и низкокачественные куклы такие свои, родные и домашние. Они учат ребенка добру, они милые, теплые и безопасные. По сравнению с ними Барби — чудовищный вампир, преподающий детям чуждые им идеалы».
Печать Получить код для блога/форума/сайта
Коды для вставки:

Скопируйте код и вставьте в окошко создания записи на LiveInternet, предварительно включив там режим "Источник"
HTML-код:
BB-код для форумов:

Как это будет выглядеть?
Страна Мам Линор Горалик "Полая женщина"
  Хочется прочитать содержательную, толстую и очень умную книгу, но в голову ничего не приходит - отпуск, мозги совсем летние, легонькие, легонькие, пустенькие, пустенькие. Поэтому читаю литературу максимально простую по языку и такую же ненапряжную по восприятию. Книга "Полая женщина" как раз из такой категории. Читать полностью
 

Комментарии

Костенко Ольга
13 июля 2020 года
0
И какое послевкусье осталось после прочитанной книги, кроме "понравилось"? не зря потратили время? что хочется сделать с полученными знаниями?
BLESSk
14 июля 2020 года
+2
Для начала поделиться
BLESSk
14 июля 2020 года
+1
Интересно, что , когда у моей подружки впервые появилась Барби ( примерно 90-ый год), то я не понимала, как с ней играть. У нас всегда были куклы-пупсики - хоть большие, хоть маленькие, но все они были «детками», а мы о них по-матерински заботились. А к этой красавице я даже не знала, как подступиться. Помнится, мы с ней так и не играли - она сидела на окне, всем на зависть
Спасибо за интересные факты, с большим интересом прочитали ваш пост вместе с дочкой.
С удовольствием почитаю эту книгу.

Оставить свой комментарий

Вставка изображения

Можете загрузить в текст картинку со своего компьютера:


Закрыть
B i "

Поиск рецептов


Поиск по ингредиентам