Как важна точная диагностика- пример
Пишет shan_marierdes (shan_marierdes)
2020-05-18 14:52:00
Случай из практики
Было настолько интересно, что я решила поделиться.
Несколько дней назад ко мне приходил на обследование мальчик. Мальчику 12 лет и уже несколько лет у него стоит диагноз, если я верно помню, F70.08, то есть умственная отсталость легкой степени без грубых нарушений поведения. Родители ребенка не согласны с диагнозом, поэтому пришли к нам на уточнение.
Нужно отметить, что примерно за месяц до приема ребенок проходил обследование в ГБУЗ НПЦ ПЗДП им Г.Е.Сухаревой (бывшая детская психиатрическая больница №6). И там ему провели диагностику когнитивных функций, вновь подтвердив умственную отсталость легкой степени.
В целом, ситуация достаточно стандартная, родители часто не соглашаются с такими диагнозами у своих детей. Но это не отменяет необходимости провести тщательную патопсихологическую диагностику.
И вот тут было интересно. Ребенок, действительно, выглядел местами похожим на больного с психоорганическим синдромом. Психоорганический синдром – психопатологический симптомокомплекс, который обусловлен органическим повреждением головного мозга и выражающийся нарушением памяти, интеллекта и расстройствами аффекта (цитата из словаря). Аффект - в смысле эмоции, расстройство аффекта это расстройства эмоциональной сферы.
Но сходство было только на первый взгляд.
Память у ребенка оказалась хорошая, весьма в рамках нормы, что уже вызывало вопросы, ведь неравномерность нарушения и частичная сохранность функций - это сразу нечто иное, не соответствующее ожидаемому состоянию.
Интеллектуальные достижения оказались так же, в пределах нормы. Мальчик выполнял достаточно сложные для его возраста и образовательного уровня задания, он не испытывал при этом трудностей, не нуждался в помощи. Выполнял сам. То есть, об интеллектуальном снижении тоже никак нельзя говорить.
Эмоциональная сфера ребенка была своеобразна - мальчик был формален, практически лишен эмоций, его мимика, жесты были очень однообразными, невыразительными, голос не менял выражения, был монотонным.
То есть, из триады "память-интеллект-аффект" нарушена была только аффективная сфера. Что полностью опровергало поставленный диагноз и требовало поиска реальных проблем.
По мере обследования, в результате выполнения ребенком специальных экспериментальных заданий стало ясно, что объективные сложности - это особенности мышления, которые ребенок показал при выполнении заданий. Резонерство (пустые, бессодержательные многословные высказывания), неравномерность процессов обобщения (когда при выполнении одного задания ребенок обобщает то с опорой на конкретно-ситуативные, то на категориальные признаки), непоследовательность суждений (проявляется в речи в форме перескакиваний, разрывов в смысле).
Речь тоже маскировалась под обычное ОНР 2. Но словарь мальчика был хорошим (обобщающие слова, низкочастотные слова), развернутые формулировки давались ему без труда. При этом, речь носила несколько стереотипный характер - была насыщена одними и теми же повторяющимися высказываниями (ну конечно же, в таком роде), более сложными, чем это обычно бывает у детей с ОНР 2. Сложностей с осмышлением сложных инструкций не было, обращенную речь, даже сложную, мальчик понимал в полной мере. И, одновременно, речь его была чудовищно аграмматична - падежи, рода, времена, согласования, всего этого не было.
У мальчика оказалось совсем другое заболевание. Потенциально, инвалидизирующее, но с надеждой на улучшение и выход в ремиссию.
А психиатр, с которым я работаю, знает, как этого добиться.
Хорошо, что мальчик пришел.
И плохо, что в Научном Центре Психического Здоровья этого не увидели, лишив ребенка шанса на необходимую помощь.
Метки: пациенты, работа
https://shan-marierdes.livejournal.com/389592.html
2020-05-18 14:52:00
Случай из практики
Было настолько интересно, что я решила поделиться.
Несколько дней назад ко мне приходил на обследование мальчик. Мальчику 12 лет и уже несколько лет у него стоит диагноз, если я верно помню, F70.08, то есть умственная отсталость легкой степени без грубых нарушений поведения. Родители ребенка не согласны с диагнозом, поэтому пришли к нам на уточнение.
Нужно отметить, что примерно за месяц до приема ребенок проходил обследование в ГБУЗ НПЦ ПЗДП им Г.Е.Сухаревой (бывшая детская психиатрическая больница №6). И там ему провели диагностику когнитивных функций, вновь подтвердив умственную отсталость легкой степени.
В целом, ситуация достаточно стандартная, родители часто не соглашаются с такими диагнозами у своих детей. Но это не отменяет необходимости провести тщательную патопсихологическую диагностику.
И вот тут было интересно. Ребенок, действительно, выглядел местами похожим на больного с психоорганическим синдромом. Психоорганический синдром – психопатологический симптомокомплекс, который обусловлен органическим повреждением головного мозга и выражающийся нарушением памяти, интеллекта и расстройствами аффекта (цитата из словаря). Аффект - в смысле эмоции, расстройство аффекта это расстройства эмоциональной сферы.
Но сходство было только на первый взгляд.
Память у ребенка оказалась хорошая, весьма в рамках нормы, что уже вызывало вопросы, ведь неравномерность нарушения и частичная сохранность функций - это сразу нечто иное, не соответствующее ожидаемому состоянию.
Интеллектуальные достижения оказались так же, в пределах нормы. Мальчик выполнял достаточно сложные для его возраста и образовательного уровня задания, он не испытывал при этом трудностей, не нуждался в помощи. Выполнял сам. То есть, об интеллектуальном снижении тоже никак нельзя говорить.
Эмоциональная сфера ребенка была своеобразна - мальчик был формален, практически лишен эмоций, его мимика, жесты были очень однообразными, невыразительными, голос не менял выражения, был монотонным.
То есть, из триады "память-интеллект-аффект" нарушена была только аффективная сфера. Что полностью опровергало поставленный диагноз и требовало поиска реальных проблем.
По мере обследования, в результате выполнения ребенком специальных экспериментальных заданий стало ясно, что объективные сложности - это особенности мышления, которые ребенок показал при выполнении заданий. Резонерство (пустые, бессодержательные многословные высказывания), неравномерность процессов обобщения (когда при выполнении одного задания ребенок обобщает то с опорой на конкретно-ситуативные, то на категориальные признаки), непоследовательность суждений (проявляется в речи в форме перескакиваний, разрывов в смысле).
Речь тоже маскировалась под обычное ОНР 2. Но словарь мальчика был хорошим (обобщающие слова, низкочастотные слова), развернутые формулировки давались ему без труда. При этом, речь носила несколько стереотипный характер - была насыщена одними и теми же повторяющимися высказываниями (ну конечно же, в таком роде), более сложными, чем это обычно бывает у детей с ОНР 2. Сложностей с осмышлением сложных инструкций не было, обращенную речь, даже сложную, мальчик понимал в полной мере. И, одновременно, речь его была чудовищно аграмматична - падежи, рода, времена, согласования, всего этого не было.
У мальчика оказалось совсем другое заболевание. Потенциально, инвалидизирующее, но с надеждой на улучшение и выход в ремиссию.
А психиатр, с которым я работаю, знает, как этого добиться.
Хорошо, что мальчик пришел.
И плохо, что в Научном Центре Психического Здоровья этого не увидели, лишив ребенка шанса на необходимую помощь.
Метки: пациенты, работа
https://shan-marierdes.livejournal.com/389592.html
Комментарии
Вставка изображения
Можете загрузить в текст картинку со своего компьютера: