Совместные покупки Присоединяйтесь к нам в соцсетях:
Присоединяйтесь к нам в соцсетях: ВКонтакте  facebook 

О женщине в Новом Завете

oanna_poula 4 мая 2020, 11:17

День жен-мироносиц



День жен-мироносиц – один из важнейших праздников годового церковного цикла, потому что именно в этот день проясняются очень важные идеи, относящиеся к христианской жизни и христианской истории. Во-первых, получена весть о воскресении Христа, центральная, самая значительная часть Благой вести. Во-вторых, эта весть, это откровение о победе Христа над смертью, о воскресении, получена женщинами.
За семнадцать лет в церкви я более семнадцати раз слышала разные версии, почему именно женщинам было дано самое главное Евангельское откровение. Это были мужские священнические мнения, и я заметила, что каждый раз это был «необъяснимый» факт, и они старались подать его так, чтобы каким-то образом снизить его значение, чтобы сохранить мужское главенство, мужские приоритеты в духовной жизни. Версии были такие: женщины были специально выбраны как самое слабое и самое ничтожное, чтобы показать, что великое действует в малом, чтобы именно в этом «малом» сказалась сила Христа. Или, например, что «женщины болтливы, а нужно было разнести весть о воскресении как можно большему количеству людей». То есть, сами женщины, как были, так и остались малозначительной подробностью настоящей, то есть, мужской, духовной жизни, просто Господь использовал некоторые особенности этого малозначительного, потому что в данный момент они Ему подходили для исполнения Его задачи.
Я думаю, что такая точка зрения говорит о непонимании ни действий, ни личности Иисуса Христа. Потому что Иисус Христос, в отличие от падшего человечества, никогда не использует людей в своих целях, как некое средство. Он, уважая и любя каждого из них, стремится к добровольному, по ясно выраженному горячему желанию данного человека, со-трудничеству и взаимо-действию с Ним; при этом каждое действие Господа Иисуса Христа – еще и раскрытие каких-то новых горизонтов для людей, с которыми Он в данный момент общается.

Новый Завет людей с Богом предполагает новое понимание взаимоотношений людей с Богом. И важнейшее из них – это восстановление правильных отношений между полами, между мужчиной и женщиной. Эта часть новозаветного откровения состоит в том, что теперь такое взаимодействие – не подавление одного пола другим, не соревнование и скрытая вражда полов, не борьба с целью установить доминирование, а творческое сотрудничество, взаимодополнение и взаимоподдержка двух разных, но одинаково значимых и одинаково любимых и ценимых Богом людей – мужчины и женщины. Это значит, что разница полов дана как некая полярность для творческого напряжения и духовного возрастания человека во Христе, как мужчины, так и женщины. Потому что во Христе нет «ни мужчины, ни женщины, но – новое творение». У каждого из полов есть определенные особенности, и эти особенности одинаково важны и нужны для духовного возрастания нового, новозаветного человека во Христе, для теозиса.
Свернуть
Но и более того. При внимательном взгляде на Евангельские события можно сделать парадоксальный для многих вывод о том, что всю тяжесть новозаветного времени принимают на себя женщины. Если мы внимательно посмотрим Евангельские тексты, то обнаружим довольно необычную для традиционного взгляда вещь: все новозаветные откровения даны женщинам. Именно женщины проявляют и стойкость, и мужество, когда мужчины связаны страхом, именно женщинам дано дерзновение поступать «поверх закона», прорывать рамки Ветхого Завета, чтобы выйти в новозаветную реальность, как это сделала самарянка, дотронувшаяся до Христа хананеянка, Мария, севшая у ног Христа,.
Нет, откровение о Воскресении было дано женщинам не потому, что женщины – слабые а «сила Моя», как сказал Христос, «в слабости совершается», и уж совсем не по причине «болтливости».
Это откровение было дано женщинам потому, что именно женщины оказались верными до конца – до креста, не оставили Иисуса Христа ни в беде, ни в позоре, а были готовы разделить с Ним абсолютно все ужасные последствия Его «неудачи». Они не отступили и не испугались, они были со Христом до конца. По тексту Евангелия, так же, как и в жизни, получается, что верность, как и любовь – это именно женские качества (мы знаем о женах декабристов, но многие ли мужья поехали за своими осужденными женами?). А именно любовь и верность – это основные новозаветные качества. Откровение о воскресении, главное Евангельское откровение, было дано тем, кто в этот момент был рядом, чье сердце было так наполнено любовью, что для страха в нем просто не осталось места. Женщины, стоявшие у креста, не думали о себе, они думали о Христе, и это – настоящая само-отверженность, жизнь не ради себя, а ради другого, о которой Иисус говорил как о необходимом новозаветном качестве. И как только был заключен Новый Завет, почти сразу наступило время испытаний, «последние времена», о которых говорил Христос. Время непростого существования христиан, постоянно находящихся на грани уничтожения, но неуничтожаемых.

В 20 веке, который стал одним из проявлений апокалиптического времени, именно женщинам пришлось принять на себя многие удары по церкви и христианству. Из церковной истории 20 века известно, что многие храмы, подлежащие закрытию безбожной властью, так и остались открытыми и действующими – именно потому, что женщины вставали в дверях храмов и не давали их закрыть. Именно женщины составляли большую часть катакомбной церкви, именно они ходили на службы в редкие открытые в советское время храмы, они были церковным народом Божьим. Если мы сейчас посмотрим соотношение мужчин и женщин в храме на службе, то оно будет приблизительно 1:6, то есть – на одного мужчину приходится шесть женщин в храме. В советское время бабушки в семьях стали главными миссионерами, именно они в атеистическом государстве передавали веру, если не детям, то внукам. Тайно крестили, своей жизнью подавали пример верности христианской стойкости. Именно они стали хранителями веры. Их усилиями вера сохранялась в течение семидесяти лет советской власти. Эти бабушки тоже могут называться мироносицами – то есть, теми, кто остался верным до конца, кого не смутило ни давление государства, ни антирелигиозная пропаганда, ни многочисленные запреты. Вот верит эта «темная» бабка в Бога – и ничего с этим сделать нельзя! Именно женщины стали основой народа Божьего в церкви.

Однако необходимо вспомнить, что в ветхозаветное время женщины действительно были самой незначительной частью израильского народа, они не имели ни социального статуса, ни юридических прав. Недаром самыми незащищенными в израильском народе были те, кто оказался без мужчины – сироты и вдовы. То, что о них нужно заботиться, специально оговаривается в законе Моисея и в псалмах, но это – точка зрения Бога. Точка же зрения человека была немного другой, иначе не потребовалось бы вводить такой закон. Вспомним, как проводились подсчеты тех, кто участвовал в трапезе с Иисусом при умножении хлебов: это были «пять тысяч человек, не считая женщин и детей». Почему «не считая»? Не потому ли, что женщина в иудейском обществе по своему статусу была такой же незначительной, как и ребенок? Не потому ли, что и женщина, жена, и дети – это только часть имущества мужчины, настоящего, «стопроцентного» человека. С этой же точки зрения становится понятен благоприятный конец книги Иова, когда Господь дает ему не только новых верблюдов, но и новых детей. Это очень коробит современного человека, но сам Иов, или автор/редактор книги Иова, считают такое решение вопроса нищеты Иова вполне благоприятно разрешенным. Именно потому, что и жена (жены), и дети – только часть имущества. Возможно, самая ценная часть, ценнее верблюдов, но всего лишь – часть имущества. Вспомним также, что Господь запрещал иудеям при победах над врагами брать с собой не только вещи врагов, но и уводить женщин и детей, как часть добычи, ценного имущества. Таким образом, считать женщин не совсем полноценными людьми было устоявшимся мнением в ветхозаветном обществе.

Но Господь считает по-другому. Еще в Ветхом Завете есть несколько указаний на духовную значимость женщин: например, Премудрость из книги Притчей описывается в образе женщины; Дух Святой в еврейском языке – тоже женского рода.

Однако Новый Завет открывает нам гораздо большее. Иисус Христос вносит значительные коррективы в отношении общества и общественного мнения к женщинам. Посмотрим внимательно еще раз. Самое главное откровение Евангелия – откровение о воскресении, о победе над смертью, было дано женщинам. Но если мы исследуем Евангелие с этой точки зрения, то обнаружим, что все значительные новозаветные откровения были даны женщинам. Сначала это было согласие Девы Марии поступить по воле Божьей, потом было взаимное свидетельство двух беременных женщин – Марии и Елизаветы, в котором было как бы свернуты все дальнейшие события: служение Иоанна Крестителя и служение Самого Христа. Затем, одно из важнейших откровений – о том, что Иисус – Мессия, и что пришло время, когда Богу нужно поклоняться не в иерусалимском храме, а в Духе и Истине, и что именно этого от нас ждет Господь – было дано тоже женщине, самарянке. По сути, разговор с самарянкой – это продолжение и разъяснение разговора с Никодимом. И то, чего не понял Никодим, когда Иисус говорил о рождении свыше, вполне поняла самарянская женщина.
Мария, вместо того, чтобы заниматься ветхозаветным с женским служением, бросившая все и севшая у ног Христа, получает Его благословение и статус ученицы Христа, такой же статус, как и у всех остальных Его учеников. В лице Марии Христос благословляет женщин на путь учеников Христа.
«Дерзай дщерь, вера твоя спасла тебя» – это благословение не только хананеянки, тоже поступившей «поверх закона» и оказавшейся правой. Это признание Христом женщины как действующего субъекта богочеловеческой истории.
Если мы посмотрим на притчи о Царстве Небесном, которые приводил Иисус Христос, то обнаружим, что все они – парные: если берется пример из мужского профессионального опыта – сети с рыбой или пастух, который ищет потерявшуюся овцу, то они тут же подтверждаются другими притчами, апеллирующими к женскому трудовому опыту: примеры с подметанием пола и потерянной монетой, или пример закваски при изготовлении теста. Ни одному из ветхозаветных иудеев, возносящих каждое утро молитву благодарения за то, что Бог не создал его женщиной, не пришло бы в голову публично рассуждать о закваске для теста, это было бы слишком незначительно и даже недостойно мужчины. Однако в Евангелии такие примеры есть, и приводит их Сам Христос, для Которого это – совсем не мелко. То есть, для Иисуса Христа женщина и ее путь к Богу так же важен, как путь мужчины. Прямой путь восхождения к Иисусу Христу также показан парным примером: и Закхей, и самарянка, за один разговор со Христом, в несколько приемов достигают уровня понимания учеников Христа.

То, что было начато в Евангелии, продолжается и в Деяниях апостолов. Здесь уже более активно указываются женщины как действующие лица христианской истории. С самого начала, в горнице ожидали сошествие Духа Святого не только одиннадцать учеников, но и Богородица, и женщины, сопровождавшие Христа, по всей видимости, мироносицы. «Все они [апостолы] пребывали в молитве и молении, с некоторыми женами и Мариею, Матерью Иисуса Христа» (Деян, 1:14). Далее: «Верующих же все более и более присоединялось к Господу, множество мужчин и женщин» (Деян.,5:14). Это уже не «пять тысяч, не считая женщин и детей», здесь женщины – такие же значимые члены церкви, как и мужчины.
Далее, в Деяниях рассказывается об обращенных в христианство по слову апостолов, и здесь мы тоже видим парные примеры: «между ними [уверовавшими] был Дионисий Ареопагит и женщина, именем Дагмарь, и другие с ними» (Деян, 17:34). Мы видим, что здесь, как мужчина, так и женщина названы по имени, что в Священном Писании встречается не часто и говорит об особой значимости как события, так и лица, принимавшего в нем участие. Еще один парный пример – спасшийся Корнилий «и весь дом его», и уверовавшая женщина, Лидия, торговавшая багряницей, «и весь дом ее».
Таким образом, для Иисуса Христа важны как уверовавшие мужчины, так и женщины, и спасти свою семью, то есть, привести ее к Богу во Христе, может как мужчина, так и женщина. Далее, к церкви присоединяются язычники, и тоже, как мужчины, так и женщины: «как из эллинов, чтущих Бога, так и из знатных женщин немало» (Деян., 17:4), «и многие из них уверовали, и из эллинских почетных женщин и мужчин немало» (Деян., 17:12).
И, наконец, откровение апостола Павла, который, как мог, обходил женскую тему, ничего не написал о женщинах-апостолах, в частности, о Фекле, но не смог удержать важную часть новозаветного откровения о том, что нет «ни мужчины, ни женщины, но новое творение во Христе». То есть, человека определяет не пол, а его сердце, его пребывание в свете Иисуса Христа, его возрастание во Христе.
Церковь, в новозаветной мудрости, признала учениц Христа равноапостольными, то есть – равными по статусу и по христианским деяниям апостолам.

Христос готовит нас к Царству Небесному, где не будет никаких границ между людьми. Ведь «отвергни себя» и «полюби другого», не как себя (это Ветхий Завет), а больше, чем себя, «так, как Я возлюбил вас», то есть, само-отверженно, до креста, – это преодоление самой трудной границы – границы самости. Но до этого Иисусу Христу нужно было разрушить еще два очень крепких барьера между людьми, которые культивировались и поддерживались много тысячелетий – это барьер между иудеями и язычниками, и барьер между мужчинами и женщинами. Барьер между язычниками и иудеями, на практике оказавшийся менее обороняемый, снимается в Деяниях апостолов, сначала на примере Корнилия, а потом – на примере всей деятельности апостола Павла. Христианство становится вселенским, распространяется на все народы «даже до края земли», как и написано в Евангелии.
А вот на устранение барьера между мужским и женским, очень жестко обороняемого до сих пор, направлено все Евангелие, и все Новозаветное откровение в целом.

Все Евангельские примеры, в которых женщинам были даны главные новозаветные откровения, говорят о том, что новозаветное откровение призвано так же исправить искаженные отношения людей в падшем мире и устранить барьеры между ними, препятствующие установлению Царства Небесного. Новый завет открывает, что пол не определяет ценность человека и превосходство одних над другими. Главные откровения, данные женщинам, говорят о том, что женщины становятся действующим субьектом Богочеловеческой истории. Новый Завет возвращает нас к началу человеческой истории, к сотворению человека, «мужчины и женщины» (Быт., 2:27). Тогда два пола были как два полюса, определяющие творческое напряжение возрастания человека в Боге. Теперь, в Новом Завете, утверждается «новое творение во Христе».

Новое творение во Христе сохраняет пол, но не пол определяет это творение. Определяет его сердце, в котором живет Христос, тот свет, который в конце времен соединится со светом Христа, идущего во славе. Мужчина и женщина, как действующие субъекты Богочеловеческой истории начинают, без доминирования и соперничества, помогать друг другу, у них появляется возможность мирного и равного сотрудничества, как и было задумано Богом. Барьеры пола и порождаемое ими насилие, устранены. Новые творения во Христе, с просвещенным сердцем, мужчина, и женщина, призваны к творческому взаимодействию, сотрудничеству и взаимопомощи по возрастанию во Христе.
И жены-мироносицы, получившие главное откровение Евангелия – откровение о воскресении Христа – это первый шаг к такому новозаветному единению.
https://ioanna-poula.livejournal.com/91625.html
Печать Получить код для блога/форума/сайта
Коды для вставки:

Скопируйте код и вставьте в окошко создания записи на LiveInternet, предварительно включив там режим "Источник"
HTML-код:
BB-код для форумов:

Как это будет выглядеть?
Страна Мам О женщине в Новом Завете
oanna_poula 4 мая 2020, 11:17
День жен-мироносиц
День жен-мироносиц – один из важнейших праздников годового церковного цикла, потому что именно в этот день проясняются очень важные идеи, относящиеся к христианской жизни и христианской истории. Во-первых, получена весть о воскресении Христа, центральная, самая значительная часть Благой вести. Читать полностью
 

Комментарии

arinali
6 мая 2020 года
0
valesir57 (автор поста)
6 мая 2020 года
0
Спасибо)

Оставить свой комментарий

Вставка изображения

Можете загрузить в текст картинку со своего компьютера:


Закрыть
B i "

Поиск рецептов


Поиск по ингредиентам