Магазин handmade Присоединяйтесь к нам в соцсетях:
Присоединяйтесь к нам в соцсетях: ВКонтакте  facebook 

«Они подходят ко Христу и должны изобразить какой-то театр». Почему из Церкви уходят те, кто давно и искренне верит: протоиерей Федор Бородин: Правмир

Православие и Мир

Сегодня Церковь покидают люди, которые долгие годы искренне пребывали в ней, участвовали в таинствах, подчиняясь традиционной дисциплине. Как же вышло, что человек, который в Церкви 30 лет, уже давно не причащается? Что предлагают мирянам, которые духовно переросли многих опытных священников, и почему нельзя, как в первом классе, «сажать их за парту», требуя поднимать руку? Как на деле реализуется христианская свобода взрослого человека, может ли проповедовать мирянин и как отвечать на вопросы людей, которые требуют диалога – размышляет протоиерей Феодор Бородин.


Самое сложное – вырастить христианина в свободе

– Отец Феодор, из Церкви уходят не только люди, выросшие в ней, но и те, кто пришел в сознательном возрасте. Почему?

– Причины расцерковления по-разному осмысливаются сейчас разными людьми. Например, отец Петр (Мещеринов) считает главной причиной то, что в Церкви нет педагогики для давно воцерковленных людей.

По факту я с ним согласен, по сути нет. Во-первых, я верю, что Самый Главный Педагог любит этих людей и никогда не откажется от борьбы за них, хотя нам и непонятны пути Его Промысла. Во-вторых, колоссальное наследие святых отцов – это именно педагогика, наука о том, как возрастать в христианском устроении души. Две трети Добротолюбия. Монашеская там только форма, а педагогика общая, так как нет отдельного монашеского христианства. В-третьих, общей педагогики для взрослых христиан (назовем так давно воцерковленных людей) в принципе быть не может. Все настолько индивидуально, что этот опыт не запишешь и не издашь – такая твердая пища может навредить тем, кому, по апостолу Павлу, еще нужно молоко (1Кор.3:1). Сам Христос одного человека призывает в ученики, не разрешая ему пойти на похороны отца, и тут же другому, желающему пойти за Ним, отказывает. Христос Один, люди разные. В-четвертых, педагогика переводится как детоводительство. Но какое детоводительство для взрослых, да еще и общее? Но отец Петр абсолютно прав в том, что общепринятая и считающаяся для всех обязательной практика церковной жизни у нас для всех одна и эта практика рассчитана на новоначальных.

И это огромная проблема.

Мы можем уподобить воцерковляющегося человека первокласснику. Вот он пришел и его надо научить: сначала – как задавать вопрос на уроке, подняв руку правильно, потом – как красиво, разборчиво писать. Начинающих учеников учат получать разрешение, прежде чем ответить, убирать за собой и следить за тем, в каком состоянии у него тетради, карандаши и ручки в пенале и прочее. Очевидно, что к старшекласснику нельзя применять те методы, что и к ученику младшей школы, а тем более – к студенту.

А у нас, получается, существует одна схема личной церковной жизни человека, без всяких вариаций. Есть одно правило – утреннее и вечернее, один способ подготовки ко святому причастию, одна система постов…

Постепенно возрастающий в вере человек входит в очень тяжелое противоречие с этой безальтернативностью. Что такое молитвослов? Учебник молитвы, прекрасные образцы, которые подписаны великими именами святых, и Церковь уверена в этих молитвах, что они правильные. Человека новоначального надо научить молиться, чтобы он полюбил это делать.

Еще его надо научить аскезе, разъяснить, что без аскезы христианства нет. Новоначальный должен постепенно сам научиться видеть, что грех разрушает его душу. Не надо, чтобы священник 15 лет ходящему в храм человеку говорил: «Не смотри этот сериал», надо, чтобы человек сам научился это понимать и берег себя.

Важно, чтобы человек сам жаждал духовного чтения, а священник может только посоветовать ему, какую книгу читать.
Важно зажечь в человеке желание Тела и Крови Христовых, и чтобы тот сам понял – без причастия он не может жить, и уже не священник должен решать за него, когда он причащается, а когда нет.

И самое сложное в пастырстве – христианина надо вырастить в свободе. Свобода и умение правильно ей пользоваться (Гал. 5:13) – важнейшее качество взрослого христианина. Духовник должен, обязан воспитывать в ней своих прихожан, никак не владея человеком. Но, как в воспитании детей, если хочешь научить их жить правильно и самостоятельно, то должен с их возрастанием все время увеличивать пространство их свободных решений со всеми вытекающими последствиями. Иначе никак.

Этому, кстати, очень сильно сопротивляются многие из недавно воцерковленных людей: они хотят переложить ответственность на священника. Но задача отцовства – сделать так, чтобы наши дети правильно жили в наше отсутствие. Преподобный Иоанн Лествичник говорит о том, что истинный сын познается в отсутствие отца. И говорит это именно о духовничестве. Если нет свободы – ненастоящее христианство.

Христианин проходит и неофитство, и период богооставленности. И если по прошествии лет, проведенных в Церкви, утверждается в одновременно радостном и покаянном спокойном состоянии, то ему необходимы варианты…

– Варианты духовного делания?

– Да, например, молитвенной жизни. Что такое утреннее и вечернее правило? Это время встречи с Богом в начале дня и в конце дня. Что тебе сейчас помогает встретиться с Богом? Кому-то в данный период жизни – утреннее и вечернее правило, кому-то – чтение Евангелия, кому-то Иисусова молитва, кому-то просто молчание, кому-то благодарение, кому-то хвала. В конце концов, вся духовная жизнь и молитва особенно – это великое творчество, а творчество не может быть одинаковым не то что у всех, а даже у одного творца в разные периоды жизни.

Мы ко всем предъявляем одинаковые требования по поводу подготовки ко святому причащению. Но мы забываем о том, что у нас есть условия святого причащения – это правая вера, желание причаститься, отсутствие тяжких непреодоленных грехов, по возможности мир со всеми, сокрушение сердечное, евхаристический пост. Все остальное – только средства. Они у человека сегодня могут быть одни, а через пять лет совершенно другие, потому что сегодняшние средства тогда не будут работать.



Допустим, в один зал на тренировку приходят мастер спорта по самбо и мальчик, который занимается три месяца. У них не может быть одинаковых занятий. Если они будут ориентированы на младшего, то ничего не дадут мастеру, а тренировка мастера может очень сильно травмировать и даже покалечить начинающего ученика.

А у нас есть только одна разминка, только одна тренировка для всех.

В конце концов, человек, долго ходящий в Церковь – это человек, который должен уметь усилием воли многолетним молитвенным навыком практически мгновенно поставлять себя перед Лицом Божьим, сразу чувствовать, когда от него отошел Дух Святой, и понимать, почему это случилось. Как тот мастер спорта, всегда готовый к бою даже без разминки.

Дальше мы неизбежно выходим на вопрос об исповеди для этих людей. У меня недавно был такой разговор с дорогим другом, воцерковленным уже почти тридцать лет. Оказалось, что этот человек давно не причащается. Он сказал, что в храме, который стоит рядом с его домом, не причащают без исповеди.

– Как и в большинстве других храмов…

– Да, как и у нас, – потому что сложилась такая традиция. Разговор происходил на Страстную седмицу. И друг, все же подойдя к аналою, мне со слезами на глазах сказал: «Перед лицом этого окровавленного Человека я не могу каяться в том, что вчера пересидел чуть больше перед компьютером. Потому что я понимаю – это меня нужно убить». Человек настолько глубоко и правильно переживает, что Христос умирает за него, что он не может разменивать это на мелочи.

У таких людей строгое, требовательное отношение к себе, ожидание от себя настоящей исповеди, и они не готовы ее творить просто потому, что так надо. Они знают, как бывает, когда исповедь переворачивает всю душу и жизнь меняется, и именно такого высокого стандарта они от себя требуют. Они хотят причащаться часто, но к каждому причастию принести такую исповедь невозможно. При этом покаянное сокрушенное сердце давно стало их привычным состоянием.

Что мы предлагаем этим людям? Я знаю большое количество священников старше меня, чьему духовному опыту я доверяю, которые решают эту проблему следующим образом. Часть из них говорит, что позволяет таким прихожанам просто подходить под разрешительную молитву. Часть из них предлагает: за послушание Церкви подойдите, скажите: «Согрешил делом, словом, помышлением». Часть из них разрешает тем прихожанам, кого давно знают, причащаться без исповеди, ведь эти люди уже прекрасно сами следят за своей душой.

Первые два варианта все равно людей очень сильно смущают. Ведь они слышат: «Се чадо, Христос невидимо стоит, приемля исповедание твое», подходят ко Христу и должны изобразить какой-то театр.
Они понимают, что таинство – это действие Бога, что Христос действительно стоит здесь, и не готовы к этому театру, они не могут на это разменять свои отношения со Христом.

Получается, что традиция исповеди перед причастием оказывается острым вопросом для них и препятствует евхаристической жизни. И никуда мы от этого вопроса не денемся. Мы можем дальше продолжать закрывать на это глаза, на этот вопрос, но эти люди есть и их все больше, и часть из них перестает причащаться, а здесь и до расцерковления недалеко. Это так еще и потому, что их взрослые души острейшим образом переживают неправильность молитвы на литургии без Причастия. Им больно быть на Евхаристии и не приступать. И я чувствую то же, когда не причащаюсь на литургии, думаю, как и другие священники.
Когда молодой священник тыкает прихожанке

– Еще в 2015 году был принят документ «Об участии верных в Евхаристии», почему же ситуация совсем не меняется?

– Этот документ, его обсуждение – утешение всем нам, потому что, может быть, в первый раз, начиная с Собора 1917-1918 года, вся Церковь так горячо обсуждала важный для всех вопрос, в данном случае – подготовку к причастию. Были получены тысячи отзывов, внесено огромное количество изменений. И это прекрасно!

Но, приняв этот документ, мы все равно сделали вид, что категории людей, о которой я говорю, нет. Там сказано, что в отдельных случаях духовник может благословить мирянина приобщиться Тела и Крови Христовых несколько раз в течение одной недели (на Страстной и Светлой седмицах, на Святках) без предварительной исповеди перед каждым причащением.

Почему бы в этом документе не сказать, что священник, знающий давно воцерковленного своего прихожанина уже много лет, может дать ему личное благословение, чтобы тот подходил к Святой Чаше тогда, когда его душа жаждет, а исповедовался тогда, когда это ему нужно, но не реже, чем раз в некий временной период, например, раз в месяц. В конце концов, так живут некоторые Поместные Церкви. Почему сегодня греку это можно, а русскому нельзя?

Изначальные причины понятны. В Греции не прерывалась традиционная церковность на атеистический период, люди растут и научаются через родителей и через духовников глубокой евхаристической жизни и ответственности за нее. Но у нас в 90-е и нулевые годы так было нельзя.

И то, что у нас к 90-м годам была обязательна исповедь перед причастием, по моему мнению, явное действие Духа Святаго, Божьего Промысла о Церкви. Потому что именно аналой, за которым происходит исповедь, стал точкой воцерковления, миссионерства и введения в церковную жизнь для десятков тысяч нецерковных людей. Тысячи и тысячи часов мы провели около этого аналоя, исповедуя, отвечая на вопросы конкретных людей, и только так было нужно и правильно. Но очень многие из наших прихожан уже прошли этот этап, они уже не первоклассники, даже не студенты института, они аспиранты и специалисты, они живут глубокой насыщенной духовной жизнью. Живут трезво и правильно.

Священник должен иметь возможность лично этому человеку, в котором он уверен, дать благословение причащаться, когда у того есть потребность. Самому прихожанину важно принимать такое решение. Но, поскольку вариативности нет, люди утыкаются в стену, и многие из них прекращают евхаристическую жизнь, а вместе с этим прекращается их жизнь в Церкви – второго без первого нет. Мы знаем, что такое отлучение от Церкви по факту – когда человеку говорят, что он не может причащаться.

Да, с новоначальными нужно работать, может быть 10, может быть 15 лет. Потому что люди порой просто не знают ничего, не понимают важнейших истин веры или имеют самые дикие представления о христианстве, при которых нельзя причащаться категорически.
Например, человек может на исповеди сказать: «Прошло уже три недели Великого поста, я жене не изменяю, потому что Великий пост. Я хочу причащаться». Если бы я его не встретил, он бы пошел к Чаше, а после Пасхи занялся тем же самым, чем занимался до поста. Нужно было, чтобы он пришел на исповедь и мы поговорили…

Но речь не о таких людях. Сейчас духовно выросло удивительное поколение прекрасных, давно воцерковленных, замечательных людей, любящих Христа. Я иногда просто замираю от восхищения, благодарю Бога за то, что я священник, – когда стою как свидетель при разговоре со Христом любящей души, до которой я еще не дорос, хотя исповедуется мирянин. У человека есть такие духовные навыки, которые я еще в себе не собрал. И я понимаю, что этот брат в своей духовной жизни в чем-то старше меня и выше меня. Да, я поставлен Богом для того, чтобы совершались таинства. Но мне есть чему учиться у этого брата или сестры.

– Не всегда такое услышишь от священника…

– К сожалению, священник нередко считает, что если он получил сан, то во всем лучше всех разбирается, он – руководитель. Святые отцы говорят, что мы через Христа усыновлены Отцом Небесным, что Иисус – наш Брат. Авва Исайя говорит: смотри, поступаешь ты сейчас по ветхому человеку или поступаешь по естеству Иисуса – нашего Брата.

Священнику тем более нужно помнить, что все прихожане – его братья. Просто иерархически ему дано особое служение, его руками Бог совершает таинства. Но это не значит, что он может командовать или неуважительно обращаться с людьми. Сколько раз я видел, когда молодой священник тыкает прихожанке, которая ему годится в матери, и говорит ей: «Я тебе сказал так, значит так. Ты не слушаешься меня, значит, ты не слушаешься Бога». Да эта прихожанка может быть в десять раз ближе к Богу, чем этот молодой священник. Прежде всего, нам самим, иереям, нужно поменять эту парадигму отношений.



Отношение должно быть уважительным, уважающим человека и его свободу, и его инаковость.

И, конечно, христианам нужно изучать веру. Узнавать учение апостолов, погружаться ежедневно и всю жизнь. В книге Деяний мы читаем о первых христианах: «И они постоянно пребывали в учении апостолов, в общении и преломлении хлеба и в молитвах» (Деян. 2:42).

Преломление хлеба – Евхаристию мы в нашей церковной жизни освоили, молитвы с горем пополам тоже. А вот учение апостольское (то есть учение Христа и общение, которое есть жизнь общины), в котором надо пребывать ежедневно – не очень. Если первые христиане в этом жили, почему мы должны лишаться этого? Обратите внимание, учение апостольское стоит перед преломлением хлеба. То есть человек знает учение апостолов, входит в общину и вместе с общиной преломляет хлеб. Он не один, он среди братьев и сестер, разделяющих его веру.

И вот это научение апостольское должно быть в приходах обязательно. В прошлом году я понял, что, в течение нескольких лет преподавая в детской группе воскресной школы, несколько отошел от своих старших взрослых прихожан. Мы решили читать книгу Деяний в воскресенье после службы, после чаепития. Я готовился, искал материалы, мы обсуждали прочитанный отрывок, пытаясь через него взглянуть на реальность современной Церкви. И это оказалось интересным и мне, и прихожанам – иногда приходило до 70 человек. Людям важно, нужно и интересно изучать Слово Божие.

Изучение Слова Божия – это таинственное действие Бога, когда Он разговаривает с душой христианина. У нас обязательно должны быть кружки по изучению Евангелия, Ветхого Завета, Нового Завета, лекции, вероучительные курсы и так далее. Любые, самые разные форматы на выбор. И как в семье, если годами муж и жена не разговаривают друг с другом по душам, то постепенно становятся чужими людьми, так и без насыщения Словом Божиим, без постоянного углубления в веру человек может потерять интерес и уйти.

Кроме того, нужна проповедь.

– Проповедь священников или мирян тоже?

– В той же книге Деяний рассказывается, как после гонений, после мученической кончины архидьякона Стефана христиане, не только апостолы, стали нести Слово Божие, проповедовать по всему миру. Проповедование Слова Божия – это нормальное состояние христианина, в нем человек сохраняет свою веру. Он постоянно ее для себя формулирует, уточняет и изучает. И вот в этом есть такая тайна, что огонь веры разгорается тогда, когда ты им делишься. А когда ты взял это себе и ни с кем этим не делишься, может быть, в этом есть некоторое предательство слов Христа, Который велел нам: «Идите, научите все народы» (Мф. 29:19).

У нас нет культуры проповеди часто даже у священников. Многие из нас не могут просто выйти даже к заинтересованному благожелательному светскому слушателю и рассказать ему так, чтобы он услышал о Христе. Не говоря уже о том, чтобы грамотно говорить перед скептически и негативно настроенными.

Культуры проповеди мирян тоже почти нет.

Начиная с 1992 года я ходил в несколько общеобразовательных школ и преподавал там то, что потом стало называться ОПК. Там практически не было церковных детей. И я тогда очень четко понял, что проповедь – это действие Святаго Духа. Если я молюсь за этих детей, если я прошу у Бога помощи и чтобы Он уберег меня от тщеславия, то тогда получается. На самом деле это действие Божие может осуществиться не обязательно через проповедь священника, но и через проповедь мирянина.

Вот я пришел к вере через мирянку, через мою крестную. Но точно знаю, что Святой Дух, действуя через проповедующего, утверждает, укрепляет в вере его самого. Мы знаем, как важна личность проповедующего. Он должен являть собой, устроением своей души то Царство Христово, о котором говорит. Это как раз и могут делать лучше других давно воцерковленные христиане. Им есть что предъявить после десятилетий церковной жизни. Но мы не даем им этой возможности, боимся или не хотим создавать эти новые форматы, ведь свободного взрослого человека не проконтролируешь во всем. Не потому ли гаснет их огонь веры, что мы не даем им делиться?
Причина – внутри человека, снаружи – только поводы

– Вы говорили, что веру нужно хранить. То есть этот процесс – и есть сохранение веры?

– «Течение совершил, веру сохранил», – читаем мы у апостола Павла (2 Тим. 4:7). Он говорит это, видя уже приближающийся свой исход от мира. Человек, который был восхищен до Третьего Неба, которому являлся воскресший Христос, который из гонителя стал первоверховным апостолом и фактически руководил процессом крещения языческого мира, нуждался в сохранении своей веры. И победу в этом видит как главный результат своей жизни. Из этих его слов мы можем понять, что хранение веры – борьба, которая продолжается всю жизнь любого верующего человека. Или он становится неверующим…

Причина потери веры, как и ее обретения, всегда внутри человека: снаружи только поводы. Чаще всего это любой тяжелый грех, любая страсть, несовместимые с Евангелием. Как есть травмы, несовместимые с жизнью тела, так есть и те, что несовместимы с жизнью души. Есть грехи, которые, если человек согласился жить с ними, неминуемо отлучают его от Причастия, а потом выталкивают из Церкви и убивают веру.



– Казалось бы, человек встретил Христа в Церкви, как же можно уйти от Него?

– В Священном Писании и богословии взаимоотношения Христа и души человека часто рассматриваются через образ взаимоотношений жениха и невесты или мужа и жены. И мы видим сегодняшнюю ситуацию в стране – 9 разводов из 10 браков. Большинство этих людей любили друг друга, были уверены, что это навсегда. Но они не сохранили ни веры, ни любви друг к другу. Сейчас речь не о браках, но механизмы потери любви в семье и потери веры похожи.

Поэтому я не могу согласиться с тем, что, раз человек ушел из Церкви, значит, он по-настоящему не встретил Христа. Я знаю искренних, глубоких, к сожалению, уже бывших христиан, совсем потерявших веру или ушедших из Церкви.

Но не надо отчаиваться и унывать по этому поводу.
Когда человек в своей юности впервые пошел в храм, или открыл Евангелие, или сотворил первую молитву и явственно увидел присутствие Христа в своей жизни, лицом к Лицу встретился с Ним, с этого момента начался диалог. Это любовь двоих друг к другу: души человека и Богочеловека Иисуса Христа.

Любовь предполагает действие, заботу, попечение с двух сторон. Поэтому, будем помнить, Господь взял этого человека под Свою опеку. Пока человек жив, ничего не кончилось.

Я уверен, что очень многие люди из тех, кто отказался от веры, помыкавшись по миру, увидев, что ничего прекрасней и истинней, чем Христос, в мире нет, все равно вернутся. Сейчас мы видим, что возвращаются молодые мужчины и женщины, выросшие в наших воскресных школах в 90-х. В нулевые они отошли от Церкви, а сейчас, когда им примерно по 30 лет, многие возвращаются в храм.

А в девяностые годы десятки стариков, в пору своей молодости отказавшихся от веры, уже на смертном одре со слезами возвращались ко Христу при моем свидетельстве как священника. Думаю, что у любого иерея моего поколения и старше таких случаев множество. Какая это была радость!
Зачем нужна живая община

– Общинная жизнь может помочь человеку остаться в Церкви?

– Давно воцерковленным людям тяжело жить без общины, ведь она – в природе Церкви (см. Деян. 2:42). Это нормальное состояние прихода, когда он является семьей. Если человек этого не обретает, со временем возникает диссонанс. Потому что на Тайной вечере со Христом сидели люди, которые любили друг друга (все, кроме Иуды). Если человек не находит этого в храме, это неправильно. Общину надо беречь, созидать.

– Община – это только про общение людей (не считая Главного, конечно)?

– Важно человека включать в живую деятельность общины. Это может быть деятельность милосердия, деятельность проповеди.

Кто-то может повесить полку у прихожанки с детьми, брошенной мужем. Кто-то может помочь многодетной семье. Кто-то может поухаживать за больным стариком. Кто-то может приехать, приготовить в ту же самую многодетную семью борщ на два дня. Кто-то может отвести ребенка в школу, если он рядом живет.
Вера – это всегда действие, всегда служение. Если мы замыкаемся на себе, то мы ее можем потерять.

Я вообще считаю, что воцерковившийся человек через некоторое время, когда он навел хотя бы первоначальный порядок у себя внутри, в душе, должен что-то начинать делать ради Господа, безвозмездно. Раз в месяц, раз в неделю, раз в 2 недели – поехать в дом престарелых, кого-то куда-то водить, кому-то помогать, шить для кого-то, помогать учить уроки. Выбери сам, что ты хорошо умеешь делать. И если даже ты этим зарабатываешь на жизнь, выбери какое-то количество своих усилий и сделай безвозмездно ради Господа, но обязательно систематически. И община, где все друг с другом пересекаются, дает поле выбора для служения.

Христианское служение напрямую связано с хранением христианской веры. Евангелие свидетельствует о том, что апостолы во время ареста Христа разбежались в страхе, предали своего Учителя, а ученицы, женщины – нет. Почему так? Чем их ученичество отличалось от апостольского? Слов Христа они слышали значительно меньше. Но они служили Ему умением и руками. Стирали, готовили… Апостолы только получали, и когда перестали получать – разбежались. А мироносицы служили, то есть отдавали.

Христианин, пока не начнет практических занятий по милосердию, пока не поймет, что это служение ему нужно – не тверд в вере.

Может, тем, кто ушел из Церкви, не хватило такого приходского служения? Может, мы не помогли его организовать?
Они вернутся, надо просто молиться и ждать

– Вот если у человека, о котором вы говорите, возникают какие-то серьезные вопросы о вере, Церкви, он их задает и в ответ слышит: «Не мудрствуй, грех это»…

– Это как взять человека, выпускника медуниверситета, который уже учится в ординатуре, помогает оперировать известному хирургу, привести в школу, посадить за парту первого класса и сказать: «Почему ты задаешь вопросы, не подняв руку?» Он просто развернется и уйдет. Он хочет не только верить, но и понимать.

Удивительно, но последние года три я, думаю, как и другие священники, значительно больше разговариваю с давно воцерковленными людьми, чем, скажем, 10 лет назад. У них много вопросов, требующих именно диалога. Этих вопросов раньше не было. Но ведь вера – это путь. «Путь Господень» – первое самоназвание христианской веры. Путь, по которому Назвавший Себя Путем ведет полюбившую Его душу. Разумеется, и задачи, испытания, вопросы год от года все сложнее и глубже.

Священник мог сам еще не сталкиваться с теми трудностями, которые сейчас давят прихожанина.

Помню разговор с одним собратом, очень одаренным, загруженным самой разнообразной успешной церковной деятельностью. Он мне сказал однажды: «Отец Федор, пять лет я молюсь, как в железобетонный потолок. Никакого ответа, ни разу!» Выгорание. В глазах – слезы. Через год снова его встретил: «Все, прошло. Господь снова близко!»

Такой иерей поймет прихожанина, путь которого сейчас лежит через пустыню богооставленности. Поймет и утешит: «Я там был. Я выжил и веру сохранил».

Взрослым христианам нужны и взрослые духовники, как в Греции, где только самым опытным иереям благословляется исповедовать. Но у нас это невозможно.

А если человек все же теряет веру и задает безумные вопросы, если сердце его решило уйти, то мы должны вспоминать притчу о блудном сыне. Что делает отец, когда к нему подходит младший сын со своими хамскими нелепыми требованиями? Он дает ему часть имения. Он с ним не разговаривает, понимает – сейчас это бесполезно. Человек, выросший в заботе отца, сейчас ничего не оценит и не услышит. Он его отпускает, только молится и смотрит на дорогу. Там блудный сын должен наголодаться, прийти в себя и понять, что он потерял. И только тогда он будет принят как сын.
Это тоже период духовного роста. Есть люди, которые без этого этапа не станут настоящими христианами. Такие, вернувшиеся в Церковь люди, которые все попробовали и поняли, как сын из притчи, что настоящей красоты, по сравнению с Отеческим домом, больше на земле нет, уже настоящие христиане. Как апостол Петр – человек, который предал и был прощен только по одной причине – Христос его любит. Пройдя через это, Петр уже никогда не предаст.

А пока они, как подростки в переходном возрасте, пребывают в полном отвержении Матери Церкви. Даже в демонстративном противостоянии и хамстве Ей.

Но Отец Небесный ждет и верит.

У меня есть отдельный лист с именами молодых мужчин и женщин, которые в детстве, в юности выросли при нашем храме и ушли. Если они не кощунствуют и не называют себя атеистами, я продолжаю их поминать на каждой проскомидии. И верю, что они вернутся, пусть и не в этот храм.



Но молиться о них надо все равно. Это тоже борьба, и она не закончилась – Бог продолжает бороться за этого человека. Ведь отец из притчи продолжает любить своего блудного сына, как и старшего – о каждом из них у него свое попечение. И когда измученный, потерявший все, он придет к нему, отец примет его все равно как сына. Бог на другие отношения с человеком не согласен. Он слишком ценит каждого человека, слишком любит.

И многие вернутся, я уверен, надо просто о них молиться и их ждать. И надо приготовиться к их приходу и встретить достойно. Нельзя себе представить, чтобы после такой встречи отец стал отчитывать сына за то, что он не так одевается, не так, например, ставит обувь в прихожей.

Оксана Головко

протоиерей Федор Бородин
https://pravlife.org/ru/content/oni-podhodyat-ko-hristu-i-dolzhny-izobrazit-kakoy-teatr-pochemu-iz-cerkvi-uhodyat-te-kto
++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++
о статье заметка игумена Нектария (Морозова):
Разговор на важнейшую тему

Беседа с о. Федор Бородин на крайне важную тему. Нет - на важнейшую. Серьезный и искренний разговор о современной церковной жизни, о том глубочайшем кризисе, в котором она находится, о его причинах и вместе с тем - о путях выхода из него. Огромное спасибо за возможность прочесть этот текст - самому о. Феодору, и Оксана Головко, и, конечно, Анна Данилова (Anna Danilova). И сайту Православие и мир в целом. Честно говоря, был очень удивлен сегодня новостью о том, что состав редакции сайта покинул протоиерей Александр Ильяшенко, а в еще большей степени меня удивила в целом его оценка деятельности команды Правмира и результатов ее трудов. Возможно, отчасти поэтому и захотелось лишний раз высказать этой команде благодарность и засвидетельствовать свое уважение.

А разговор о том, как нам жить сейчас и как жить дальше, обязательно нужно продолжать. Потому что иначе перспективы этого "дальше" неважнецкие...

https://igumen-nektariy.livejournal.com/277115.html
+++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++
Из обсуждения статьи:
pior_zatvornik

12 июля 2019, 05:16:30 UTC
"Некоторые люди, нерадиво живущие в мире, спросили меня, говоря: „как мы, живя с женами и оплетаясь мирскими попечениями, можем подражать житию монашескому?” Я отвечал им: „все доброе, что только можете делать, делайте; никого не укоряйте, не окрадывайте, никому не лгите, ни перед кем не возноситесь, ни к кому не имейте ненависти, не оставляйте церковных собраний, к нуждающимся будьте милосерды, никого не соблазняйте, не касайтесь чужой части, будьте довольны оброки жен ваших. Если так будете поступать, то не далеко будете от царствия небесного” (преп. Иоанн Лествичник).

И ничего сложного для понимания. И никаких бремен неудобоносимых.

А судить нас будут вот за что :

"Не всякий, говорящий Мне: "Господи! Господи!", войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного. Многие скажут Мне в тот день: Господи! Господи! не от Твоего ли имени мы пророчествовали? и не Твоим ли именем бесов изгоняли? и не Твоим ли именем многие чудеса творили? И тогда объявлю им: Я никогда не знал вас; отойдите от Меня, делающие беззаконие".

"Когда же приидет Сын Человеческий во славе Своей и все святые Ангелы с Ним, тогда сядет на престоле славы Своей, и соберутся пред Ним все народы; и отделит одних от других, как пастырь отделяет овец от козлов; и поставит овец по правую Свою сторону, а козлов - по левую.

Тогда скажет Царь тем, которые по правую сторону Его: приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира: ибо алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня; был наг, и вы одели Меня; был болен, и вы посетили Меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне. Тогда праведники скажут Ему в ответ: Господи! когда мы видели Тебя алчущим, и накормили? или жаждущим, и напоили? когда мы видели Тебя странником, и приняли? или нагим, и одели? когда мы видели Тебя больным, или в темнице, и пришли к Тебе? И Царь скажет им в ответ: истинно говорю вам: так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне.

Тогда скажет и тем, которые по левую сторону: идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его: ибо алкал Я, и вы не дали Мне есть; жаждал, и вы не напоили Меня; был странником, и не приняли Меня; был наг, и не одели Меня; болен и в темнице, и не посетили Меня. Тогда и они скажут Ему в ответ: Господи! когда мы видели Тебя алчущим, или жаждущим, или странником, или нагим, или больным, или в темнице, и не послужили Тебе? Тогда скажет им в ответ: истинно говорю вам: так как вы не сделали этого одному из сих меньших, то не сделали Мне.

И пойдут сии в муку вечную, а праведники в жизнь вечную".

ОтветитьСвернуть

Lisa W.

11 июля 2019, 20:10:58 UTC
Насчет статьи, мои пять копеек: Думаю, что главная проблема в том, что мы, православные, обычно считаем, что стремиться к святости - это гордость и грех. А Христос говорит: « Будьте совершенны как Отец ваш Небесный совершен». Поэтому когда человек очищается от грубых, выпячивающих всяких грехов, или просто по природе своей их не имеет, а дальше двигаться не желает, то он неминуемо упирается в духовный тупик.
Не верю, что у этих «взрослых душ» нет тонко проявляющихся в их жизни гордости, тщеславия, уныния, зависти, памятозлобия, нечистоты, сребролюбия всякого и стяжательства, невнимания, неблагоговения... и тд и тп. Хотя бы в помыслах, а это уже грех. Отпадение происходит, потому что эти люди сами перестают идти к Богу. Там целый Эверест, а они у его подножья останавливаются и лезть на него не планируют. И внутренняя гордость - за Бога начинают решать какой грех важный, а какой неважный - а они все одинаково несовместимы с его Славой. Царство Небесное - это место, где все будут бесконечно расти в познании Бога. Что там будет делать человек, который условно говоря, удовлетворен, что он не пьет, не курит, матом не ругается, жене не изменяет, каждое воскресенье ходит в церковь (и причащается), посты соблюдает, заповеди главные, как он считает, соблюдает (на тщательную проверку они обычно оказываются ветхозаветными), молитвослов читает (ой, то есть, молится), и даже делает добрые дела. А внутри, в темных углах сидят гады - им же несть числа. А он их не видит и видеть не хочет.
Печать Получить код для блога/форума/сайта
Коды для вставки:

Скопируйте код и вставьте в окошко создания записи на LiveInternet, предварительно включив там режим "Источник"
HTML-код:
BB-код для форумов:

Как это будет выглядеть?
Страна Мам «Они подходят ко Христу и должны изобразить какой-то театр». Почему из Церкви уходят те, кто давно и искренне верит: протоиерей Федор Бородин: Правмир
Православие и Мир
Сегодня Церковь покидают люди, которые долгие годы искренне пребывали в ней, участвовали в таинствах, подчиняясь традиционной дисциплине. Как же вышло, что человек, который в Церкви 30 лет, уже давно не причащается? Что предлагают мирянам, которые духовно переросли многих опытных священников, и почему нельзя, как в первом классе, «сажать их за парту», требуя поднимать руку? Читать полностью
 

Комментарии

Макама
14 июля 2019 года
+13
Не смогла весь текст осилить, но думаю, что народ уходит не от веры, а именно из церкви, прежде всего, потому что это коммерческая организация. Чтобы верить, посредники не нужны
valesir57 (автор поста)
14 июля 2019 года
+1
Я ответила Вам- ниже)
Мария Травкина
14 июля 2019 года
+1
В ответ на комментарий Макама
Не смогла весь текст осилить, но думаю, что народ уходит не от веры, а именно из церкви, прежде всего, потому что это коммерческая организация. Чтобы верить, посредники не нужны

↑   Перейти к этому комментарию
По-разному бывает.
Макама
14 июля 2019 года
0
Ну, да. Католики, например, огнём и мечом вовлекали в христианство.
Serebryakova Marina
14 июля 2019 года
+5
Сейчас уже никто никого никуда не вовлекает. Хотите-идёте. Не хотите - не идёте.
Даже если пришли в храм, никто у Вас денег не требует. Не хотите-не платите. Не отдавайте ничего.
Выбор у Вас есть.
Если Вы грамотная, то много информации в инете. Опять же, хотите читаете, не хотите не читаете. Опять свобода выбора.
Но просто, чтоб РАССУЖДАТЬ о таких серьёзных вещах, в них нужно разбираться. Иногда, как Вы выражаетесь, с посредником.
А чтобы разбираться, нужно много читать и понимать.
Вера иногда даётся как дар (но крайне редко), чаще она формируется. Усилиями. Личными стремлениями.
valesir57 (автор поста)
14 июля 2019 года
+2
Вы высказали свое мнение- вероятно сейчас много таких, кто видит коммерцию и только- а ведь церковь создал Господь и Он любит тех людей, пусть слабых и грешных, ради кого создал церковь- так вот статья не про коммерцию и уход не от нее, а от невозможности реализовать в полной мере свою любовь к Богу и к Церкви- у Вас просто нет пока опыта любви к Церкви как к матери- тогда и выводы другими
были бы. " Кому церковь не мать- тому Бог не отец"- переживете это сердцем и ни коммерция, ни что другое Вам не помешают- доброго пути)
Макама
14 июля 2019 года
+11
Церковь создали люди. Не Бог. Люди очень много приписывают ему для своего удобства или выгоды. Для того, чтобы любить матери или отцу своего ребёнка, разве нужен кто-то третий?
valesir57 (автор поста)
14 июля 2019 года
+3
Вы давно не перечитывали Евангелие- церковь создал Бог- перечитайте- тогда и поговорим.
Похоже, Вы и "Закон Божий" давно не открывали- поработайте- изучите вопрос.
By Beleza
14 июля 2019 года
+6
Все это написали люди.Не Бог.
valesir57 (автор поста)
14 июля 2019 года
+2
Поднимаем глаза и читаем название поста- над заголовком читаем название группы: "Православные родители"- специальная группа для обсуждения вопросов с православной точки зрения- Вы можете иметь свои представления о том , кто и что создал, но разговаривать здесь Вы можете только с православных позиций- - поэтому с Вами я прощаюсь - на основной территории СМ Вы можете убеждать кого и как угодно в том, что создавалось так или иначе- а здесь Вы только читаете, если Вам это надо.
By Beleza
14 июля 2019 года
+6
valesir57 пишет:
Вы можете иметь свои представления о том , кто и что создал, но разговаривать здесь Вы можете только с православных позиций- - поэтому с Вами я прощаюсь
Не удивительно,что в реальной жизни так же отвечают и выгоняют....
Serebryakova Marina
14 июля 2019 года
+2
Оля, немного не такая картина. Если Вы наивная и незнающая с вопросом пришли, смотрите детскими глазенками, а Вас выгоняют, то да, это так.
Вы здесь все же больше провокатор, Вам интересны острые эмоции. Ваш уровень интеллекта вполне позволяет их устраивать. Поэтому люди уже заранее зная Вас, готовы на Ваши провокации. Только и всего. Здесь, конкретно здесь никто никого не выгоняет и выгнать не может. Существует опасность долгого разговора - спора, поэтому ответы резкие.
Но по существу.
By Beleza
14 июля 2019 года
+2
Господи ну какие провокации?Провокации - когда голые скачут по церкви да в бубен стучат Банальное констатирование факта - Библию написали люди.Ее переписывали сколько сотен лет?Под каждую моду(читайте правителя) Библию частично совершенствовали.Когда меня отсылают читать перед сном Библию,то мне остается только спросить - а что нынче усомниться это уже считается грехопадением?И этот вопрос про Библию я задавала в лоб в церкви)Кто-то адекватно реагировал и пытался донести свою точку зрения,а кто-то ссаными тапками гнал Еще и проклятия в спину кидали.
Serebryakova Marina
14 июля 2019 года
+2
Я о Вашем имидже- про провокации. Не о Библии.
До Библии нам с Вами в этой ветке разговора оооочень далеко))
By Beleza
14 июля 2019 года
+1
А вот давайте мы будем по существу говорить,а не обо мне? Аргументами нужно аппелировать
Serebryakova Marina
14 июля 2019 года
+3
. Аргументами нужно аппелировать
Эээ, если научите, то буду. Учитель русского языка меня таким оборотам не учила, и я, к сожалению, не обладаю данным навыком. Прошу сердечно меня извинить.
Ну, а если отбросить в сторону Ваш алогизм, то давайте ударим по рукам, я не против.
Вы приобретаете необходимый минимум по данному вопросу, я готовлю аргументы)
Иначе возникает картина. Вы хотите постичь высшую математику без элементарной. Так не получится. Хоть я и переведу функции в "ломаные линии", векторы "в прямые с точками". Пока не освоен минимум, Вы не можете двинуться в своём познании.
Однако есть другой путь. Подвижнический. Молчаливо и без суеты принять необходимые знания и не задавать таких вопросов. Но это, видимо, не Ваш вариант.
Поэтому возвращаемся к пункту 1.
By Beleza
14 июля 2019 года
+2
Изначально меня пододвинули в комментах именно за мое очевидное мнение - Библию писали люди,но не Бог.Что мы получаем в ответ?)))
Мне не лень перечитать Книгу и начать аппелировать в данной группе)))
Serebryakova Marina пишет:
Ну, а если отбросить в сторону Ваш алогизм
1.Вы согласны,что Библию писали и переписывали люди в зависимости от правителя?
2.Бог не материален.Вера в него может быть только внутри(хотя черным по белому написано - не сотвори себе Кумира)
3.Любить церковь - не значит ходить в нее.На дворе время капитализма,когда даже свечка за здравие стоит денег.
Serebryakova Marina
14 июля 2019 года
+2
1. Есть и такие переводы, однако Синодальный перевод - наиболее близкий к тому, что Господь хотел показать и рассказать. Он говорит через людей. Он их руками нам помогает. Если Он Сам начнёт, мы просто погибнем от невмещения знания. Поэтому так.
2. Очень даже материален))
3. У нас для неимущих стоит ящик со свечка и поодаль от лавки. Можешь заплатить? Заплати. Не можешь? Не плати.
Вообще можешь не ставить свечку. Рядом постой посмотри на иконы, вспомни историю святости каждого. Выдерживает уровень? Переходи к окровавленным ногам Христа. Там вообще концентрация такая, что зашкаливает. Про свечку и не вспомнишь.
By Beleza
14 июля 2019 года
+1
1. В средние века ведьм сжигали.Хотя в деревнях они спасали людей от болезней.Но тем не менее церковь их жгла.Как вы это можете объяснить?
2.1000 и 1 причина ,что он не материален.Вселенная - космос.Есть только другие планеты и звезды.Есть Солнце.Если по Библии он громовержец,значит это всего лишь атмосферные осадки.
3.Была в Боровске в том самом мужском монастыре.Меня мило подвели к покупке свечей,когда я достала свою из сумки
Serebryakova Marina
14 июля 2019 года
+2
1. Ведьма ведьме рознь тогда. И сейчас есть некие "бабки", на физическом уровне вполне способны уладить делишки обратившегося человека за плату малую)) то есть почти даром. Ну там подумаешь, нематериальную душу немного ограничат. Делов-то! А что потом бегут к о. Герману на отчитку, чтоб просто выжить, это они не разумеют в момент "помощи". Да что далеко ходить... Вон тут то деньги за паласы закладывают, то на картах гадают. Хорошо, если это дурь.
А вот вспомните Киприана - настоящего колдуна. Ему, конечно, повезло. Не убили его, более того, дали возможность отойти от дел и ... Ну, его история известна.
2.1000 и 2 причины, что Он материален. Вы просто пока Его "не узрите".
3. В Боровске не была ещё. У нас в Санкт-Петербурге в нашем храме самом обычном бываю часто. Про свечи там могу показать. Приезжайте))
By Beleza
14 июля 2019 года
+1
1.К *бабкам* ,кстати,можно отнести и Отца Власия Дара лечения нет.Либо это медицина,либо естественная борьба.
2.Я реалист.Если нельзя объяснить существование реальностью,то только опытным путем.Частично вера основана на страхах и самовнушении.Есть поговорка - Бог шельму метит.Только почему-то по разному эти метки.Так может и Зверь тоже шельма с отметкой?
3.Боровск рекомендован к посещению.Еще не видела столько мест,где на одном кв.км столько церквей.Только вопрос - Зачем?
Serebryakova Marina
14 июля 2019 года
+1
1. Отца Власия не знаю.
2. Опытный путь в вопросах веры ох как труден! Немногие решаются до конца идти. Это реально трудно!
3. Да многие монастыри рекомендованы к посещению.
Это нормально.. Но как говорится, туда надо не за эмоциями бежать "Ой, я паломница" или "моментальным излечением", а ехать за другим. Ну тут у каждого свое.
By Beleza
14 июля 2019 года
+2
1.Он в Боровске.Не побоюсь сказать слова - типа лечит.
2.Так если логически подойти к этому - почему Бог именно мужчина,а не женщина?Почему Сатану рисуют с рогами?
3.Я в то время там оказалась чисто случайно.Как говорят в таких случаях - шел и пришел.
Serebryakova Marina
14 июля 2019 года
+2
1. Я тут Вам не помощник. На отчитку нужно благословение правящего архиерея. Нужно уточнять.
2. Ваши "почему" наталкиваются на отсутствие определённых элементарных знаний.
3. Рада за Вас и Ваши случайности.
By Beleza
14 июля 2019 года
+2
1.Я о другом))))
2.Какие знания?мы опять в тупике.Нельзя верить в то,что не имеет материи.
3.Но мне не рады были там)
Serebryakova Marina
14 июля 2019 года
0
Один священник рассказывает, что его путь начинался в советское время. И Господь промыслительно устроил ему встречу в храме.
Зашёл он, стоит. Вдруг бабулька подходит к нему и с жаром говорит:"Ленин был?"
Он кивнул. Бабулька:"Вот так и Христос был!"
))))))))))))
Оля, я Вам спокойной ночи желаю. Вынуждена отключиться. Пойдём читать с ребёнком и спать.
By Beleza
15 июля 2019 года
0
знаки судьбы ,как и случайности идут в разрез с верой)
Serebryakova Marina
15 июля 2019 года
+1
у кого как)
Мария Травкина
15 июля 2019 года
+1
В ответ на комментарий By Beleza
1.Я о другом))))
2.Какие знания?мы опять в тупике.Нельзя верить в то,что не имеет материи.
3.Но мне не рады были там)

↑   Перейти к этому комментарию
By Beleza пишет:
Нельзя верить в то,что не имеет материи.
Как раз именно верить в то, что не имеет материи, и можно. Потому что то, что имеет материю, то, что мы видим, в вере не нуждается - это факт.
Верим же мы в любовь. Впрочем, наверное, не все...
Мария Травкина
15 июля 2019 года
+2
В ответ на комментарий By Beleza
1.Он в Боровске.Не побоюсь сказать слова - типа лечит.
2.Так если логически подойти к этому - почему Бог именно мужчина,а не женщина?Почему Сатану рисуют с рогами?
3.Я в то время там оказалась чисто случайно.Как говорят в таких случаях - шел и пришел.

↑   Перейти к этому комментарию
By Beleza пишет:
Он в Боровске
С Боровском - осторожнее... к о. Власию отношение разное, и говорят про него всяко. Я бы не пошла.
By Beleza пишет:
2.Так если логически подойти к этому - почему Бог именно мужчина,а не женщина?
Бог воплотился как мужчина потому, что Адам был сотворен первым, а жена - как помощник Адаму. И потому, что мужчине было позволительно выходить в тогдашнем обществе на общественное служение.
Кстати, надо бы почитать на эту тему.
By Beleza пишет:
Почему Сатану рисуют с рогами?
Видимо, потому, что с рогами изображались некоторые языческие боги - например, боги плодородия. Их культы были весьма жестокими. Иудеи, а потом и христиане, считали языческих божеств бесами.
By Beleza
15 июля 2019 года
+1
Я Власия видела дважды.Причем чисто случайно.Во второй раз он сам подошел и взял меня за руку.Возможно хотел произвести впечатление на окружающих,но на меня такое не действует Что-то говорил про искупление грехов
Про Адама и Еву - первая Лилит была бракованной А значит мужчину изначально подвели к полигамности.
Про Сатану - тогда почему церковь так рьяно гонит на Дьявола,а Бога возносит не смотря на страдания людские ?Порой наказание божье не совсем в точку попадает.
Мария Травкина
15 июля 2019 года
+2
By Beleza пишет:
Про Адама и Еву - первая Лилит была бракованной
Это он говорил?
Вообще-то это точка зрения оккультного происхождения, даже каббалистического. Это точно не христианство.
By Beleza пишет:
Про Сатану - тогда почему церковь так рьяно гонит на Дьявола,а Бога возносит не смотря на страдания людские ?
Потому что не Бог - автор страданий. Тема происхождения страдания очень обширна, если в двух словах - не всё в воле Божией, на зло Его прямой воли нет. Зло появилось в мире из-за того, что человек, созданный быть повелителем тварной природы, по своей воле отпал от Бога. А, поскольку Бог есть источник жизни, человек стал подвержен страданиям и смерти.
By Beleza пишет:
Порой наказание божье не совсем в точку попадает.
Бог никого не наказывает. Иногда Он попускает свершиться злу, но почему и для чего -мы не знаем. Человек, в отношении которого это зло попущено, может сделать какие-то выводы из случившегося, но делать такие выводы - это точно не дело посторонних людей.
Мария Травкина
15 июля 2019 года
+1
В ответ на комментарий By Beleza
1. В средние века ведьм сжигали.Хотя в деревнях они спасали людей от болезней.Но тем не менее церковь их жгла.Как вы это можете объяснить?
2.1000 и 1 причина ,что он не материален.Вселенная - космос.Есть только другие планеты и звезды.Есть Солнце.Если по Библии он громовержец,значит это всего лишь атмосферные осадки.
3.Была в Боровске в том самом мужском монастыре.Меня мило подвели к покупке свечей,когда я достала свою из сумки

↑   Перейти к этому комментарию
By Beleza пишет:
В средние века ведьм сжигали.Хотя в деревнях они спасали людей от болезней.Но тем не менее церковь их жгла.Как вы это можете объяснить?
(католическая церковь жгла. Точнее, жгли светские власти по приговору инквизиции). На эту тему хорошо написано у раннего о. Кураева: Ведьм убивали всегда. Кого они там лечили - уж не знаю (возможно, знали какие-то основы народной медицины, траволечения и проч), но люди их реально боялись. Может ли ведьма навредить - вопрос открытый, лично я не верю в такую возможность. Ведьм и колунов сейчас убивают и изгоняют, например, в странах Африки, где народ обычно исповедует язычество. Так что это явление - не специфически христианского происхождения. ПРосто инквизиция создала какое-то подобие суда, чтобы обвиняемые в колдовстве смогли оправдаться, как оправдалась мать астронома Кеплера.
By Beleza пишет:
2.1000 и 1 причина ,что он не материален.Вселенная - космос.Есть только другие планеты и звезды.Есть Солнце.Если по Библии он громовержец,значит это всего лишь атмосферные осадки.
Бог воплотился и стал Человеком.
By Beleza пишет:
3.Была в Боровске в том самом мужском монастыре.Меня мило подвели к покупке свечей,когда я достала свою из сумки
Везде свои порядки. В чужой монастырь, как известно... - и т. д
By Beleza
15 июля 2019 года
+1
так и ныне живущие Отцы ничем не отличаются от тех ведьм,которые лечили))))
Про воплощение - это на грани фантастики.То,что человеческий зародыш меняет декады от головастика и далее - нужны женская и мужская клетка.Из воздуха дети не получаются,а тем более Бог не мог стать сразу Человеком и после создать людей по своему подобию.
Это не порядки.Это чистый бизнес.Ты грязный,голый и голодный не нужен церкви.
Мария Травкина
15 июля 2019 года
+1
By Beleza пишет:
так и ныне живущие Отцы ничем не отличаются от тех ведьм,которые лечили))))
В смысле? ныне живущие старцы разве взывают к силам тьмы?
By Beleza пишет:
Про воплощение - это на грани фантастики.То,что человеческий зародыш меняет декады от головастика и далее - нужны женская и мужская клетка.Из воздуха дети не получаются,а тем более Бог не мог стать сразу Человеком и после создать людей по своему подобию.
Бог изначально есть Дух. И создал весь видимый и невидимый мир, в т. ч. человека. А воплотился в Богочеловека - Христа, родившегося от Девы Марии.
By Beleza пишет:
Ты грязный,голый и голодный не нужен церкви.
Вы о себе говорите?
Церкви Христовой нужны все. Христос пришёл ради всех людей. ПРосто люди слабы... где-то голодных приютят и накормят, а где-то - нет. А кто-то и выгонит. Церковь составляют обычные люди - кто-то лучше, кто-то - хуже.
By Beleza
15 июля 2019 года
+1
Ну а откуда по вашему тогда способности у них к лечению?
А как произошло зачатие ?)
Нынешние церкви живут по своим законам.
Мария Травкина
15 июля 2019 года
+1
By Beleza пишет:
Ну а откуда по вашему тогда способности у них к лечению?
У кого, у старцев? - нет у них способностей к лечению. По их молитвам исцеляет Бог.
Был такой иерарх - митрополит Антоний Сурожский, наш практически современник. Он как-то заметил у себя появление таких паранормальных способностей, как диагностика болезней у людей. И молился - Господи, если этот дар не от Тебя, убери его от меня! И Бог убрал эту его способность. Такие способности иногда просто появляются у людей неизвестно откуда. Но эксплуатировать их опасно, можно навредить своей душе.
Ведьмы же прекрасно знали, откуда у них что берётся и к кому они сознательно обращаются - это как раз силы бесовские. К слову, поэтому их люди боялись и убивали.
By Beleza пишет:
А как произошло зачатие ?)
Если Вы говорите о зачатии Иисуса, то оно произошло чудесным путём. Слияние половых клеток - это обычная, так сказать, процедура. А чудо потому и чудо, что оно выше естества.
Разумеется, это только предмет веры.
By Beleza пишет:
Нынешние церкви живут по своим законам.
Не совсем понятна эта фраза...
Serebryakova Marina
14 июля 2019 года
+2
В ответ на комментарий By Beleza
Господи ну какие провокации?Провокации - когда голые скачут по церкви да в бубен стучат Банальное констатирование факта - Библию написали люди.Ее переписывали сколько сотен лет?Под каждую моду(читайте правителя) Библию частично совершенствовали.Когда меня отсылают читать перед сном Библию,то мне остается только спросить - а что нынче усомниться это уже считается грехопадением?И этот вопрос про Библию я задавала в лоб в церкви)Кто-то адекватно реагировал и пытался донести свою точку зрения,а кто-то ссаными тапками гнал Еще и проклятия в спину кидали.

↑   Перейти к этому комментарию
По поводу "голых и с бубном" Это не провокация. Это кощунство.
Все же давайте называть вещи своими именами.
By Beleza
14 июля 2019 года
+2
Кощунство было допустить Распутина в царскую семью
Serebryakova Marina
14 июля 2019 года
+1
Однако, Вы так лихо перескакиваете в историческом прошлом! Прошу прощения, я, видимо, менее Вас осведомлена в таком вопросе. И менее талантлива, раз не улавливаю логики в данном контексте.
By Beleza
14 июля 2019 года
+1
Так с того момента фактически и стали ломать церкви в России.Набожная царская семья пустила в свой дом распутника и шарлатана,который играл чувствами матери.
Serebryakova Marina
14 июля 2019 года
+2
Ну Вы даёте)) такой смелый вывод)) Однако...
У Вас точно 5 по истории? Твёрдая? В смысле не просто параграф пересказала и 5 поставили? А именно Вы знаете структуру, понимаете закономерности и можете в рамках одной исторической концепции рассказать основное?
Не хочется уходить в эти разговоры в пользу бедных.
By Beleza
14 июля 2019 года
0
Я никогда не зубрила историю)))))Вы отрицаете факт,что компартия практически растоптала чувства верующих?)
Serebryakova Marina
14 июля 2019 года
+2
Для того, чтобы в СМ комментарии на исторические темы писать, не нужно зубрить историю. Нам же не для ЕГЭ)) Её понимать нужно!
Топтать топтали. Но не вытоптали же!
By Beleza
14 июля 2019 года
+1
Так с 88 года очнулись Только один вопрос до сих пор мучает - почему церковная братия решает за женщину в 21 веке?Времена,когда женщина была фактически ослом - прошли.
Serebryakova Marina
14 июля 2019 года
+2
Опять возвращаемся к пункту 1))
Оля, нужен минимум определённый! Для дальнейшего продвижения.
Никто за женщину в 21 веке ничего не решает. Вы уверены, что есть такие, которых силой можно заставить что-то делать против их воли?))
Пост же был о том, что свобода прежде всего.
By Beleza
14 июля 2019 года
+1
Решают Я этот вопрос многим задавала.99% отвечало на тему абортов - это грех.А не грех рожать на свет заведомо больного ребенка?Мне отвечали - нет.Это крест женщины.А значит она должна пройти через эти мучения.
Serebryakova Marina
14 июля 2019 года
+2
Вы не подменяйте понятия. Решать за другого, и говорить о запрете - исходить из законов Божиих, если так получилось, что женщина беседует с духовным лицом, это разные вещи. Решение принимает женщина. Священник за руку её 9 месяцев водить не будет и решать за неё.
By Beleza
14 июля 2019 года
+2
Поверьте мне,что скоро в стране женщина не сможет решать за себя ничего.
Serebryakova Marina
14 июля 2019 года
0
Скоро никто ничего решать не будет.
By Beleza
15 июля 2019 года
+1
Мужчины решат в епархии)
Serebryakova Marina
15 июля 2019 года
+2
Нет, я имела в виду последние времена перед Вторым Пришествием.
Мария Травкина
15 июля 2019 года
+1
В ответ на комментарий By Beleza
Господи ну какие провокации?Провокации - когда голые скачут по церкви да в бубен стучат Банальное констатирование факта - Библию написали люди.Ее переписывали сколько сотен лет?Под каждую моду(читайте правителя) Библию частично совершенствовали.Когда меня отсылают читать перед сном Библию,то мне остается только спросить - а что нынче усомниться это уже считается грехопадением?И этот вопрос про Библию я задавала в лоб в церкви)Кто-то адекватно реагировал и пытался донести свою точку зрения,а кто-то ссаными тапками гнал Еще и проклятия в спину кидали.

↑   Перейти к этому комментарию
На самом деле вопрос про Библию куда интереснее, чем кажется на первый взгляд.
1. Есть такая наука - библеистика. Там Библия как раз исследуется с научной точки зрения - когда и кем написана, эпоха, стиль и прочее. Чтобы вникать подробно, надо знать хотя бы немного древние языки и получать систематическое и серьёзное духовное образование. Упомяну только, что основная идея Библии (вера в Бога как Творца, история израильского народа и история рождения, проповеди и распятия Иисуса, а также Его Воскресения) не менялась в веках. Какие-то частности - вопрос другой. Но, повторюсь, это надо изучать подробно.

2. Как ни парадоксально, но основа нашей веры -не Библия, а живое Предание. Именно на основе Предания в первые века Церковь отсеяла те апокрифические евангелия, содержание которых не соответствовало тому образу Христа, в Которого изначально верила вся Церковь и Которого проповедовали апостолы. Это Церковь написала Библию, а не наоборот, не Библия создала Церковь. А Библия - это тот канон (правило), по которому теперь уже мы сверяем свою веру. И да, если не верить, что Церковь водима Духом Святым, то тогда вопрос о подлинности и значимости Библии вообще не встаёт: и правда - мало ли что они там в древности понаписали. Ну, и ещё замечу, что для христиан Новый Завет гораздо значимее Ветхого.

В принципе, человек может не верить Библии, а верить во что-то своё, в какого=то своего Христа, не библейского. И не ассоциировать себя ни с одной исторической христианской деноминацией. го право. НО вот мы веруем вот так.

И, кмк, это вообще никак не связано с изначальным постом - почему люди уходят из Церкви. Или связано, но очень слабо.

Мне довелось виртуально общаться с одним известным православным писателем, который тоже сомневается в некоторых библейских доктринах. Вполне себе естественное дело.

Кого можно назвать христианином - вопрос обсуждаемый, но в том же Писании уже есть ответ: того, кто называет исторического иисуса Господом и Сыном Божиим. В традиции также - тех, кто исповедует Символ Веры (Наш, Никео-Цареградский или даже исправленный католиками).
By Beleza
15 июля 2019 года
0
Когда вопрос про Библию задаешь и какие-то моменты в ней ,то вполне адекватные и спокойные объясняют эти моменты со своей точки зрения)))Другие же начинают отсылать к
сходи почитай сама,вот ты не веришь,а надо и прочее
.Как раз таких и хочется уличить в сектанстве)
Мария Травкина
14 июля 2019 года
+2
В ответ на комментарий valesir57
Поднимаем глаза и читаем название поста- над заголовком читаем название группы: "Православные родители"- специальная группа для обсуждения вопросов с православной точки зрения- Вы можете иметь свои представления о том , кто и что создал, но разговаривать здесь Вы можете только с православных позиций- - поэтому с Вами я прощаюсь - на основной территории СМ Вы можете убеждать кого и как угодно в том, что создавалось так или иначе- а здесь Вы только читаете, если Вам это надо.

↑   Перейти к этому комментарию
Поправлю: разговаривать здесь можно с разных позиций при условии взаимной вежливости и соблюдения правил группы.
valesir57 (автор поста)
14 июля 2019 года
0
Вежливость, если не приходят с целью утвердить свою не православную точку зрения в православной группе- если приходят выяснить, узнать-уточнить, пожалуйста, всегда рады- а убеждать, что церковь плохая в православной группе, это с единомышленниками на общей территории СМ- простите. Они не ищут истины- они ее знают- и истина в плохости церкви- ну и зачем такое общение?
By Beleza
14 июля 2019 года
+2
А я разве нахамила кому-то тут?Книги пишут люди.Библия написана человеком.
valesir57 (автор поста)
14 июля 2019 года
0
Похоже, Вы "Закон Божий" не открывали- потрудитесь открыть и узнать, что думает Церковь о том самом "человеке", как Вы пишите, кто написал Библию и чем авторство Библии отличается от авторства обычных книг- а то ведь сразу "в лоб"- ни тени сомнения- так ведь вдруг кто-то и поверит)))
By Beleza
14 июля 2019 года
0
Нескромный вопрос - вы работаете?
valesir57 (автор поста)
14 июля 2019 года
0
Загрузка у меня приличная- встаю в 4 часа- ложусь как все- днем урывками досыпаю- так что не волнуйтесь- все в порядке))
By Beleza
14 июля 2019 года
0
Я вас именно про работу спросила.Вы пользу обществу приносите?Ну там парикмахер,повар,кассир или бухгалтер?
valesir57 (автор поста)
14 июля 2019 года
0
Приношу- без моей домашней работы не могли бы работать младшие))
By Beleza
14 июля 2019 года
0
А конкретика?
valesir57 (автор поста)
14 июля 2019 года
0
Моя личная жизнь к СМ не имеет отношения- простите))
By Beleza
14 июля 2019 года
+2
Но при этом вы имеете право мне указывать,что мне читать в свободное время от работы?
valesir57 (автор поста)
14 июля 2019 года
+1
Вам никто и ничего не может указать- Вы же это понимаете- не читайте- черпайте из других источников))
By Beleza
15 июля 2019 года
0
Прочитанное можно по разному трактовать.Как мусульмане в ИГ трактуют по своему КОран,так и Писание можно трактовать по своему.
нюська76
14 июля 2019 года
+1
В ответ на комментарий valesir57
Вежливость, если не приходят с целью утвердить свою не православную точку зрения в православной группе- если приходят выяснить, узнать-уточнить, пожалуйста, всегда рады- а убеждать, что церковь плохая в православной группе, это с единомышленниками на общей территории СМ- простите. Они не ищут истины- они ее знают- и истина в плохости церкви- ну и зачем такое общение?

↑   Перейти к этому комментарию
закрывайте тогда посты- вас давно об этом просят.
если нет- читайте. люди тут все образованные, думающие.
имеют право выражать свое мнение.
valesir57 (автор поста)
14 июля 2019 года
0
Так и буду делать теперь- выражайте- обсуждайте))
нюська76
14 июля 2019 года
0
замечательно
valesir57 (автор поста)
14 июля 2019 года
0
!!
Мария Травкина
14 июля 2019 года
+1
В ответ на комментарий By Beleza
Все это написали люди.Не Бог.

↑   Перейти к этому комментарию
Мы верим, что люди писали это не от себя.
Да, это вопрос веры, но христианскую веру, согласно Библии, создал Сам Христос.
Можно верить в другого Бога, не христианского - но вот у нас так.
By Beleza
14 июля 2019 года
+1
Мария Травкина пишет:
но христианскую веру
Выше мне указали на дверь.У меня католицизм.И даже у нас допускается сомнение на ту или иную тему.
Мария Травкина
14 июля 2019 года
+1
Сомнения - это нормально. Хуже, когда их совсем не бывает...
На дверь тут могут указывать только модераторы
By Beleza
14 июля 2019 года
+2
На эту тему можно ломать копья и каждый будет стоять на своем.Но книги пишут люди)))
Макама
14 июля 2019 года
+3
В ответ на комментарий valesir57
Вы давно не перечитывали Евангелие- церковь создал Бог- перечитайте- тогда и поговорим.
Похоже, Вы и "Закон Божий" давно не открывали- поработайте- изучите вопрос.

↑   Перейти к этому комментарию
Опять же это всё писалось и мнооого раз исправлялось для чьих-то интересов людьми.
Я не могу относиться к священнику, как к наместнику бога, если он, не смущаясь своих прихожан в Крещение напивается, пьяным "освящает" воду.. А уж дорогущие автомобили у них и вовсе стали притчей воязыцех.
valesir57 (автор поста)
14 июля 2019 года
+2
Если Вы- верующий церковный человек, то описанное Вами не препятствие к вере. Вспомните, чnо наши дети- не Ангелы- есть у них поступки уже сейчас и будут, к сожалению, потом, которых и они , и мы будем стыдиться и скорбеть- но никогда эти поступки не исчерпают для Вас сути личности Вашего ребенка, не заслонят того светлого, что Вы о нем знаете и на что надеетесь- такой вот расклад и такая бухгалтерия, простите, по отношению к любимому ребенку. А по отношению к нелюбимому выпившему батюшке бухгалтерия иная- там все исчерпывается его грехом и светлого нет. Чтобы помочь сыну в школе, сколько всего Вы изучили и узнали- это одно- чтобы полюбить церковь и храм, много ли Вы читали и общались с теми, кто любит и живет церковью? Вот- и пока не будет труда вглубь церкви и церковной жизни и любви ко всему этому, только пьяных батюшек и будем видеть- а мы переменимся и вот откроется такое, что сейчас Вы и подумать не можете. Читайте внимательно жития подвижников благочестия недавних времен- простые люди, а какое чудо веры и любви к церкви- читайте- и спорить не захотите- доброго пути.
Макама
14 июля 2019 года
+3
А зачем мне любить церковь? Чтобы пополнять карманы таких вот служителей? Вера в Бога не есть обязательство посещать церковь, которая давно уже перестала быть Храмом, а стала торжищем.
valesir57 (автор поста)
14 июля 2019 года
+1
Не любите- тогда и обсуждать нам как бы нечего- для Вас Ваш личный опыт исчерпывает возможности формирования отношения к церкви- тогда зачем Вам группа "Православные родители"- прочтите, что написано над входом в нее- если Вы любите церковь...- Вы не любите- Вам не сюда- у Вас может быть своя группа с людьми, солидарными с Вами- много единомышленников- много общих разговоров и эмоций- а здесь мы с Вами не поймем друг друга- я полюбили церковь лет с 4-х- задолго до крещения- любила и все- так что извините- мы получаемся с Вами не собеседники- всего доброго.
Мария Травкина
14 июля 2019 года
+1
В ответ на комментарий Макама
Опять же это всё писалось и мнооого раз исправлялось для чьих-то интересов людьми.
Я не могу относиться к священнику, как к наместнику бога, если он, не смущаясь своих прихожан в Крещение напивается, пьяным "освящает" воду.. А уж дорогущие автомобили у них и вовсе стали притчей воязыцех.

↑   Перейти к этому комментарию
Священник - не наместник Бога. Это не папа Римский.
Я знаю много священников, но практичпски никого, кто бы жил в роскоши. Уровень жизни от малоимущих до верхней границы среднего класса. А пьющих и вовсе не встречала. Вот в соцсетях попадаются порой невежливые - это да.
Ирина-осень-2015
14 июля 2019 года
0
В ответ на комментарий Макама
Опять же это всё писалось и мнооого раз исправлялось для чьих-то интересов людьми.
Я не могу относиться к священнику, как к наместнику бога, если он, не смущаясь своих прихожан в Крещение напивается, пьяным "освящает" воду.. А уж дорогущие автомобили у них и вовсе стали притчей воязыцех.

↑   Перейти к этому комментарию
а священник не наместник Бога, он служитель церкви.
Макама
15 июля 2019 года
+1
Честно говоря, мне всё равно, как он называется. Главное, что он не выполняет возложенный на него обязанностей и не является пастырем для прихожан, а всего лишь пьяным попом. Как думаете, будет ли хотя бы уважение к институту церкви, если служители её вызывают неприязнь и брезгливость?
Мария Травкина
15 июля 2019 года
+1
Макама пишет:
Главное, что он не выполняет возложенный на него обязанностей и не является пастырем для прихожан, а всего лишь пьяным попом.
Макама пишет:
Как думаете, будет ли хотя бы уважение к институту церкви, если служители её вызывают неприязнь и брезгливость?
В первом предложении упоминается один священник.
Во втором - сразу все.
Как-то странно. Зачем обобщать?
Макама
15 июля 2019 года
0
Это не обобщение, всего лишь мой личный жизненный опыт. Как-то не довелось мне увидеть живьём священника без огромного пуза, лостнящегося лица и без огромного дорогущего автомобиля.
Мария Травкина
15 июля 2019 года
+1
Макама пишет:
Как-то не довелось мне увидеть живьём священника без огромного пуза, лостнящегося лица и без огромного дорогущего автомобиля.
А Вы много в жизни видели священников?...
Лоснящиеся лицо бывает и у меня, когда жарко или проблемы с обменом веществ. При том, что фигура у меня довольно стройная.
Огромное пузо как раз появляется при нарушении обмена веществ - это связано с особенностями жизни священников. Если батюшка с утра служит Литургию, это это делает натощак. А потом - разные требы, и пообедать даже порой не успевает. Поэтому наедается на ночь, а это неполезно для фигуры.И потом - я лично заметила, что постная пища отнюдь не стройнит. Каждый пост я слегка толстею - при том, что совершенно не склонна к полноте - и каждый мясоед худею.
По поводу авто. Я видела батюшек на больших хороших джипах - в той местности,где у людей примерно такие же машины и большие роскошные дома. Если там все так живут, почему бы священнику ездить на ржавом корыте?
А батюшек на корытах я тоже видела. Как и на авто среднего класса.
Это, понимаете, вообще не критерий - хорош священник или плох. Я знаю очень хорошего батюшку на приличной машине, знаю замечательного псаломщика на большой и дорогой машине, где сидения в три ряда - но у него 6 детей. Знала одного церковного человека на корыте - потом из него вышел, увы, очень неважный священник, сейчас он лишен сана. Благосостояние и праведность вообще никак не связаны.
А кому доверять или нет- это уже вопрос личного выбора.
Serebryakova Marina
14 июля 2019 года
0
Прочитала. Очень интересно.
Мне кажется, те, кто перешёл из 1 класса дальше, могут иногда в монастыри к опытным духовникам ездить, в скиты. Так ведь и происходит! Люди интуитивно ищут выход своим ВЗРОСЛЫМ вопросам, и Господь посылает им поездки к затворникам, встречи с невероятным священниками! Главное, все же не оставлять своих поисков духовных и при проблемах не молчать и уходить, а искать. Стучись, тебе откроют!
valesir57 (автор поста)
14 июля 2019 года
0
Спасибо- верно они знают такой выход- но всем он выход)
Serebryakova Marina
14 июля 2019 года
0
Да, конечно. Я просто про акцент на то, что сдаваться нельзя!
Мир огромен! А горний мир и того больше. Так что всем место найдётся и пути его достижения))
valesir57 (автор поста)
14 июля 2019 года
0
Верно- сдаваться нельзя)
Serebryakova Marina
14 июля 2019 года
0
Постараемся)) примеров спасения масса, только успевай следовать.
valesir57 (автор поста)
14 июля 2019 года
0
)))
kukovyakinaov
15 июля 2019 года
+1
Спасибо! Было очень интересно читать
valesir57 (автор поста)
15 июля 2019 года
+1
Рада- пожалуйста))
kanevtv
17 июля 2019 года
+1
Статья - очень полезная, нужная, отлично всё сформулировано, понятно, толково, доходчиво. Тем более непонятны оказались "пять копеек". ВСЁ, о чем в статье говорится, вывернуто наизнанку((((
valesir57 (автор поста)
17 июля 2019 года
0
С ними так всегда- поэтому и не берусь спорить)- спасибо за отклик)

Оставить свой комментарий

Вставка изображения

Можете загрузить в текст картинку со своего компьютера:


Закрыть
B i "

Поиск рецептов


Поиск по ингредиентам