Совместные покупки Присоединяйтесь к нам в соцсетях:
Присоединяйтесь к нам в соцсетях: ВКонтакте  facebook 

Зачем Герасим утопил Муму?: Людмила Петрановская, ЖЖ, 2015 год

(чт)

Не зачем утопил, а зачем эта жуткая и малопонятная история детям в пятом классе. Даже еще до того, как они про крепостничество узнали.
Почему оно прочно в школьной программе с советских времен – понятно, обличение “жизни при царе” во весь рост. Почему так рано – думаю, очень просто, потому что про собачку. Детям будет жалко собачку, и они невзлюбят крепостничество. И вообще, про собачек – это детям.

Я в свое время уже на эти грабли наступала. Моя дочь во втором классе как-то утром вдруг вспомнила, что рассказ заданный не прочла. Ну, это для нее типично, ничего страшного, читала она уже быстро, говорю: пока я тебя буду заплетать, прочтешь.
А рассказ оказался “Лев и собачка”. Доброго к детям ненасильственного графа Толстого. Ну, вы помните. Там не ту, неправильную собачку лев разорвал, потому что любил правильную. Через пять минут я имела полузаплетенного и безутешно рыдающего ребенка, совершенно непригодного к получению образования. Помянула незлым тихим словом и графа, и программу, и учительницу, и себя, что не посмотрела сразу, что она там читает.

А вы говорите – пятый класс. К нему у детей уже защитная смазка образуется, обильно выделяемая при столкновении с великой русской литературой. В виде хохмочек, шуточек и прочего обесценивания. Поскольку история про Муму – на самом деле очень страшная, то и фольклора защитного про нее особенно много.
Да что там дети – редкий взрослый захотел бы на досуге это перечитать.
И выносит от этого рассказа вовсе не потому, что про собачку. И даже не потому, что про крепостничество.
Давайте я попробую объяснить, как мне видится.

То, что барыня была во многом списана с матери Тургенева, известный факт. И история похожая была, только там бедолага никуда не ушел. Все стерпел и остался верен госпоже.
Детям в школе про это рассказывают, а вот все подробности детства писателя благоразумно не сообщают.
А была там жуть жуткая, жестокое обращение на уровне истязаний. Мамочка была, похоже, психопатом эпилептоидного склада, и сама, видимо, посттравматиком, детей била за все подряд, и ни за что – тоже. Любимая забава была – наказывать, а за что – не говорить: “Тебе лучше знать”. Стратегии избегания не было – изобьют по-любому. На детей доносили все слуги, а мамочка еще любила в процессе экзекуции изобразить, что она так расстроена, что аж сердце болит, сейчас помрет, и потом в письме описывала, как трогательно пугался за нее сынок, которого она только что хлестала розгами. Защищать детей было некому, власть матери над ними была полной, другие привязанности не допускались.

То есть имел место самый тяжелый по последствиям сценарий насилия над ребенком:
• тотальность (нет стратегии избегания, как ни хорошо себя веди, все равно изобьют),
• амбивалентность (единственный человек, которого ты любишь, истязает тебя),
• обвинение жертвы (неблагодарный, довел мамочку)
• нет защитника, кроме самого насильника.
Старшего сына она полностью сломала, судя по его жизни, он был глубоко виктимным человеком. А Иван сопротивлялся хоть как-то, убежать хотел, но поймали и высекли до полусмерти. Кроме избиений, был тотальный контроль всех сторон жизни, постоянное психологическое насилие.

И вот в контексте всего этого история про Герасима читается как попытка осмысления своего опыта, нарративная практика самопсихотерапии. Написан рассказ был, когда Тургенев сидел под арестом, что само по себе создает условия. С одной стороны, есть триггер: ты опять в чьей-то власти. С другой, есть время, покой и достаточная безопасность. Самое оно.
Герасим – глухонемой богатырь, которого насильно привезли в дом барыни.
Это же метафора одаренного ребенка, который не мог выбрать, где ему родиться, который не имеет ни слов, ни прав, а главное – изначально искренне хочет быть “хорошим мальчиком”, заслужить любовь матери (кстати, сам Тургенев был тоже богатырского сложения).

Ему очень тяжело, но он очень старается, проявляет преданность и усердие и долго надеется, что ему удастся стать настолько “достойным” (сшить кафтан), что ему разрешат просто жить, иметь свою тайную личную жизнь души, любить кого-то. А уж за ним дело не станет – он всегда будет верным слугой.
Сама Татьяна, тихая, кроткая, безропотная – это та субличность, на которую ребенок в такой ситуации надеется, как на спасительную. Если быть очень-очень-очень милым и послушным, то, может быть, не уничтожат, не выжгут в тебе все, пощадят.
“Как бы не так! – отвечает на это барыня-мамаша, – тайную жизнь души ему, любовь ему, накося выкуси!” – и устраивает мерзкую историю с якобы напившейся Татьяной и насильственным замужеством. То есть отдает эту самую кроткую субличность на поругание, растаптывает ее, да еще обставив все так, что, мол, она сама виновата, дрянь такая.

И приходится с этой надеждой проститься. Этот путь оказывается закрыт. В ситуации такого насилия сохранить свою душу живой, любящей, развивающейся (могли же быть и дети) невозможно.
Ребенок все еще не сломлен, он не готов сдаться и превратиться в зомби, пустую услужливую оболочку без души, стать полным рабом.
Новая попытка – затаиться, ужать все свое живое и уязвимое до совсем малого, пренебрежимого размера – подумаешь, собачка, ну кому она помешает. Мелкая тварь, крошечный кусочек живого и теплого, лично значимого, а так – я вот он, весь ваш покорный слуга.
Но нет, насильника не обманешь. Он спинным мозгом чует, где осталась зона, свободная от его контроля.
Как в разговоре Уинстона с О’Брайеном: “Я не предал Джулию” – и ухмылка в ответ, почти сочувственная: предашь, дорогой, куда денешься. Все будет зачищено, до закоулочка. Они оба понимают, как это важно – даже крохотный уголок любви и привязанности в сердце стоит между тобой и Большим Братом, это последний оплот перед уничтожением души. Особая близость и полное взаимопонимание жертвы и палача.

Положение ребенка, который находится во власти жесткого родителя, всегда еще хуже. Потому что он при всем при том любит насильника всей душой и мечтает о его любви – до последнего. И нет такой жертвы, которую бы он не принес – не из страха, а просто потому, что до самой глубины души уверен, что так правильно. Он же ребенок, он принадлежит родителю по праву, и его душа тоже.
Вот этот последний крохотный кусочек надежды на материнскую любовь, зависимую субличность безрассудно надеющегося на чудо и милость ребенка, Герасим и топит, а сначала заботится о ней, прощается и оплакивает. Как оно и бывает в терапии.
Теперь он может уйти, он больше не привязан – ни в каком смысле. И больше не ребенок.

В жизни, конечно, всё сложнее.
Знаете, что мамаша Тургенева велела написать над входом в дом, когда сыновья ушли из-под ее власти? “Они вернутся”.
Такой риск всегда есть, виктимность тянет. Он даже маленькую дочь старухе поручал на время, но потом опомнился.
Хорошо, когда удается осмыслить свой опыт в образах, выговориться, разыграть по ролям внутреннюю драму своей души. Тогда можно уйти, пусть с потерями и ранами, но все же освободиться. И прожить свою, непростую, не очень счастливую, но свою жизнь, со своими чувствами и своими выборами.

Возвращаясь к детям и чтению – “1984” мы дали ребенку читать в 14.
А “Муму” и в 14 рано, потому что семейные ужасы страшнее ужасов режима.
+++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++
Статья опубликована в 2015 году- до сих пор ее обсуждают на разных площадках- сделала выборку из 100 мнений и не рискнула выложить- мнения спорные и противоречивые- и часто взаимоисключающие- к общему знаменателю тут наверное и невозможно прийти- опыт жизни у всех разный и каждый делает выводы на основании своего материала)
Печать Получить код для блога/форума/сайта
Коды для вставки:

Скопируйте код и вставьте в окошко создания записи на LiveInternet, предварительно включив там режим "Источник"
HTML-код:
BB-код для форумов:

Как это будет выглядеть?
Страна Мам Зачем Герасим утопил Муму?: Людмила Петрановская, ЖЖ, 2015 год
(чт)
Не зачем утопил, а зачем эта жуткая и малопонятная история детям в пятом классе. Даже еще до того, как они про крепостничество узнали.
Почему оно прочно в школьной программе с советских времен – понятно, обличение “жизни при царе” во весь рост. Почему так рано – думаю, очень просто, потому что про собачку. Детям будет жалко собачку, и они невзлюбят крепостничество. Читать полностью
 

Комментарии

arinali
21 июня 2019 года
0
valesir57 (автор поста)
21 июня 2019 года
0
!!!!))
Ксиомбарг
21 июня 2019 года
+3
У меня второклассница читала "Белого клыка", а там похлеще, чем про собачку. Никто не рыдал. Если у ребенка устойчивая психика и умение отличать правду от вымысла, то классическая литература вреда не принесет. А психологи сами, как говорится без сапог.
Мария Травкина
23 июня 2019 года
+2
Да я сама рыдала от "Белого клыка". Только никто этого не видел..
Ксиомбарг пишет:
Если у ребенка устойчивая психика
Не надо к ребёнку предъявлять те же требования, что и к взрослому.
marina 3138
21 июня 2019 года
+2
Классическая народная сказка всегда жестока. И адресована еще в устной традиции как взрослым,так и детям. Она метафорическое отражение реальности -такой какая она есть.
Тургеневская очень русская реальность ,с мотивами жертвенности ,самодурства,протеста и смирения,по-прежнему "наше все". Ребенок через переживание находит ответы в своей душе на эти вызовы.Задача взрослого помочь ему в этом,как и с выбором литературы,чтение только "стерильных" фэнтези - бесполезны как для формирования жизненных стратегий, так и для духовного роста.
valesir57 (автор поста)
21 июня 2019 года
+1
Верно- задача у нас у всех одна- решаем по-разному- и право такое есть у каждого)
el gata
22 июня 2019 года
+6
То, что Тургенев "поручал маленькую дочь на время " своей матери - глупость. Там все грустнее было.
Иван Сергеевич познакомился со своей дочерью, когда та была уже довольно большой девочкой, лет 8 ей было. Злая мама поспособствовала. Как жил ребенок в таком двояком положении рассуждать не будем. Потом забрал девочку. Она воспитывалась с детьми Виардо. Отношения Пелагеи ( она же Полина) с опекуншей не складываются, отец вынужден отдать дочь в пансион.
Да, заботился финансово о дочери, но недолго. Все свое состояние завещал Виардо. Та оставила Пелагею ( Полину) без гроша.
Собачку, конечно, жалко. А Полину Сергеевну жаль ещё больше.
valesir57 (автор поста)
22 июня 2019 года
0
Иван Сергеевич знал по какой причине маму Пелагеи отправили из имения и выдали замуж- он знал о ребенке и не спросил, что и как с ним - а ребенок рос рядом с ним с прачками, где ее не любили и помыкали ею - оеа была копией отца- высокая, некрасивая, нелюбимая- на глазах у бабушки росла-и вот случайно узналось- как мог заглаживал вину- ну какая мачеха полюбит падчерицу, которая ей может стать конкуренткой- да и внутренний мир девочки, измученной 8-ю годами прачечной требовал совсем особого подхода- что требовать от Полины Виардо невозможного- лучше помолиться тихо и не входить в рассуждение о чужой душе- Полина, выйдя замуж за католика, была вынуждена через некоторое время сменить веру- двое деток у нее было- сын и дочь- внуков не было- род кончился. Вспомним с благодарностью Ивана Сергеевича за его литературные труды и попросим милостивого Бога управить все по Его милости. Спасибо за отклик))
el gata
22 июня 2019 года
+1
Все правильно.
Сын переходит в 9 класс. Будут проходить Мертвые души Гоголя. Именно проходить.
Вот как подросток может понять это произведение?! Постараюсь настоять на прочтении Размышления о Божественной литургии. Но поймет ли?
valesir57 (автор поста)
22 июня 2019 года
+1
Если верующий и молится за литургией- поймет в свою меру; нет опыта молитвы- ознакомится и "сложит в сундучок"- Господь устроит, что пригодится))
ПчеСа
22 июня 2019 года
+6
По этой логике детям нужно давать читать только веселое, развлекательное, чтобы ни в коем случае не затронуть детскую душу. Зачем тогда вообще литература? Пусть Камеди послушают и все, хватит. Зато плакать не станут.
А я считаю, что литература должна воспитывать, показывать всю полноту жизни.
valesir57 (автор поста)
22 июня 2019 года
+3
Нужно просто соизмерять душевные силы с нагрузкой- на физкультуре деток не заставляют поднимать многокилограммовую штангу- травмируются- так и с душевной нагрузкой- она нужна, но в меру- речь именно об этом.
элизабеттиха
22 июня 2019 года
+3
В ответ на комментарий ПчеСа
По этой логике детям нужно давать читать только веселое, развлекательное, чтобы ни в коем случае не затронуть детскую душу. Зачем тогда вообще литература? Пусть Камеди послушают и все, хватит. Зато плакать не станут.
А я считаю, что литература должна воспитывать, показывать всю полноту жизни.

↑   Перейти к этому комментарию
Я с Вами согласна.
В попытке оградить детей от всего негативного тоже порой доходит до абсурда.
Здесь же читала, зачем детям о войне знать , они же расстроятся...
Чтение сказок предали анафеме, ужас-ужас там...
Вот и видишь потом абсолютно пустые и равнодушные глаза...
ПчеСа
22 июня 2019 года
0
элизабеттиха пишет:
Вот и видишь потом абсолютно пустые и равнодушные глаза...
arinamarinina77
22 июня 2019 года
+1
Вот уже не первый раз, когда вижу фамилию Петрановской, зарекаюсь не читать))
valesir57 (автор поста)
22 июня 2019 года
0
Свои решения будем выполнять) Раз нарушается душевный мир от чтения ее статей, то действительно не стоит)
arinamarinina77
22 июня 2019 года
+2
Ну допустим, эта дама не в состоянии нарушить мое душевное равновесие.
А вот рвотный рефлекс вызвать вполне.
valesir57 (автор поста)
22 июня 2019 года
+1
Тем более не стоит нарушать данное себе слово- всего доброго)
Евгения0305
22 июня 2019 года
0
У Толстого вторую собачку мне жалко, но и льва жалко - я его понимаю. А про Муму такого объяснения я не знала, но думаю, оно самое правильное. Если Про Муму аллегория, а не реальная история - это немного утешает.
valesir57 (автор поста)
22 июня 2019 года
0
Спасибо за отклик)
elena dietz
22 июня 2019 года
+1
А я вот согласна с автором. До сих пор вспоминаю о Муму или о Биме с черным ухом, так ком к горлу подступает. И дело тут не в умении отличать вымысел от реальной жизни, а в умении сопереживать героям, ощущать чужую боль, как свою.
valesir57 (автор поста)
22 июня 2019 года
0
Согласна- но не у всех получается и не все имеют желания иметь такие способности- от этого и трудно)
Мария Травкина
23 июня 2019 года
0
В ответ на комментарий elena dietz
А я вот согласна с автором. До сих пор вспоминаю о Муму или о Биме с черным ухом, так ком к горлу подступает. И дело тут не в умении отличать вымысел от реальной жизни, а в умении сопереживать героям, ощущать чужую боль, как свою.

↑   Перейти к этому комментарию
Полевой одуванчик
22 июня 2019 года
+1
У меня дочка в 3 года от сказки *Морозко* была прд впечатлением,говорит,зачем дед бабу послушался,это ж его дочка,а он ее в лесу оставил
valesir57 (автор поста)
22 июня 2019 года
0
Дети глубоко чувствуют- спасибо, что поделились)
Евгения0305
22 июня 2019 года
+2
В ответ на комментарий Полевой одуванчик
У меня дочка в 3 года от сказки *Морозко* была прд впечатлением,говорит,зачем дед бабу послушался,это ж его дочка,а он ее в лесу оставил

↑   Перейти к этому комментарию
Подкаблучник и тряпка.
Полевой одуванчик
22 июня 2019 года
+1
Я вообще считаю,чтр дед-просто козел,он там вообще самый отрицательный персонаж,ведь он единственный родной человек этой девочке.
Евгения0305
23 июня 2019 года
+1
Для козла он слишком трусливый и слабый. Слизняк разве что. Но в любом случае отрицательный получается, и не достоин быть отцом своей дочери.
lanik ta
23 июня 2019 года
0
Петрановской - браво!
valesir57 (автор поста)
23 июня 2019 года
0
Спасибо))

Оставить свой комментарий

Вставка изображения

Можете загрузить в текст картинку со своего компьютера:


Закрыть
B i "

Поиск рецептов


Поиск по ингредиентам