Магазин handmade Присоединяйтесь к нам в соцсетях:
Присоединяйтесь к нам в соцсетях: ВКонтакте  facebook 

Из концепции подготовки к крещению детей

Автор иерей Александр Усатов. Руководитель миссионерского отдела Ростовской Епархии.

II. О крещении детей

Крещение совершается только над детьми лиц, состоящих в Церкви. Поэтому условием крещения младенца является либо церковность семьи ребенка, либо готовность ближайших родственников и восприемников (крестных родителей) пройти катехизацию, а также их обязательство воспитать ребенка в православной вере:

Младенцев крестят по вере родителей и восприемников, которые при этом обязаны научить их вере, когда они будут приходить в возраст (Пространный катехизис, п. 289).

Крещение детей родителей-христиан

Рождение детей у христиан является свидетельством для Церкви, что Бог призывает рожденных в Церковь. Православная Церковь, в отличие от всевозможных сект, никогда не ставила «рациональное понимание» условием Крещения. Более того, она утверждает, что истинное понимание становится возможным только благодаря Крещению, что это понимание является скорее плодом и следствием Крещения, чем его условием.

Младенцы крещаются во отпущение грехов, да через пакирождение очистится в них то, что они заняли от ветхого рождения. Отвергающие нужду крещения новорожденных, и утверждающие, что они от прародительского греха не заимствуют ничего, что надлежало бы омыть баней пакибытия, подлежат анафеме (124-е правило Карфагенского Собора).

Младенцам благодать Божья дается в залог их будущей веры, как семя («Бог Слово входит в крещенного… и пребывает в нем как семя» (преп. Симеон Новый Богослов. Цит. по: Осипов Алексей. Святость человека в православной аскетической традиции), которое бросают в землю; но для того, чтобы из семени выросло дерево и принесло плоды Духа Святого, требуются усилия как родителей и восприемников, так и самого крещаемого по мере его возрастания.

Если родители ребенка признают себя православными, но в действительности являются номинальными членами Церкви (невоцерковленые, так называемые «непрактикующие» христиане), для крещения ребенка необходимо, чтобы оглашение прошли его родители и восприемники.

На тех родителях, которые присоединяются к Православной Церкви из язычников, магометан или евреев, лежит нравственный долг, чтобы они вместе с собой крестили и тех своих детей, которым не свыше 14 лет. В детях с 14-летнего возраста предполагается достаточно способностей для того, чтобы сознательно и свободно принять христианскую веру; поэтому они не могут быть крещены без их собственного желания, вдохновлять которое есть также обязанность их родителей.

Крещение детей нехристиан

Крещение детей, один из родителей которых не православный христианин или неверующий

Разрешается крещение ребенка, у которого один из родителей не крещен или неверующий. При этом долгом матери-христианки (или отца-христианина) является стремление не лишить собственного младенца благодати Таинства Крещения, а потом проявить настойчивость и твердость в том, чтобы воспитать своего сына или свою дочь православным христианином (Козлов Максим, прот. Ответы на вопросы о Крещении).

Если неверующие родители не против Крещения ребенка

Малолетние дети нехристиан, не достигшие 14-ти летнего возраста, могут быть крещены только в том случае, если их родители или опекуны письменно заявят на это свое согласие, так как религиозное воспитание детей в таком возрасте напрямую зависит от родителей или лиц, заменяющих их.

Благоразумно крестить ребенка тогда, когда его можно будет воспитывать как православного христианина. В этом смысле, лучше сделать это несколько позднее, когда родители дадут на это согласие, и будет надежда на какое-то христианское воспитание младенца (Козлов Максим, прот. Ответы на вопросы о Крещении).

Дети же нехристиан, уже достигшие 14-ти летнего возраста, могут быть приняты в Православную Церковь и без согласия их родителей и опекунов, если будет достоверно известно, что сами обращающиеся искренно желают и требуют этого и что они достаточно просвещены в ее догматах и учении.

Родители-язычники

Крещение детей неверующих родителей и язычников недопустимо:

Священник аще крестит турчину детищ... да извержется (203-е правило Номоканона при Большом Требнике).

В Византии случалось, что мусульмане обращались к православным священникам с просьбой окрестить их детей в суеверном убеждении, будто от крещеных детей будет отогнан злой дух и не будет неприятного запаха. Константинопольский Синод не признал действительность такого Крещения, потому что родители этих детей не верили православно (и потому не было исполнено библейское требование «кто будет веровать и крестится, спасен будет» (Мк. 16, 16)), а воспринимали Крещение своих детей как некое «телесное лекарство» и чародейство (Епископ Никодим Милаш. Правила Православной Церкви с толкованиями. СПб, 1911, т.1, с. 615).

Родители - притворные христиане

Недопустимо крестить детей притворных христиан:

Поелику некоторые из еврейского вероисповедания, блуждая возомнили ругатися Христу Богу нашему, притворно делаяся христианами, втайне же отвергался Его и скрытно субботствуя, и прочее иудейское исполняя: то определяем сих ни во общение, ни в молитве, ни в церковь не приимати: но явно быти им, по их вероисповеданию, евреями: и детей их не крестити, и раба им не покупати, или не приобретати. Аще же кто из них с искреннею верою обратится и исповедует оную от всего сердца, торжественно отвергая еврейские их обычаи и дела, дабы чрез то и других обличити и исправити: сего принимати и крещати детей его, и утверждати их в отвержении еврейских умышлений. Аще не таковы будут: отнюдь не приимати их (8-е правило VII Вселенского собора )

Действие этого канона может распространяться и на тех мнимых христиан, которые не исповедуют православную веру в Святую Троицу, не признают божества Иисуса Христа, отрицают церковную иерархию и монашество, отвергают Таинства (прежде всего – Исповедь и Причащение), почитание икон, мощей и креста, и не верят в загробную жизнь.

Восприемники младенцев

В Крещении младенцев принимают участие принадлежащие к Церкви и не состоящие под епитимией восприемники («крестные родители»).

С родителями и восприемниками крещаемых детей, практически не участвующими в благодатной жизни Церкви, следует проводить разъяснительные беседы (как минимум - одну беседу) о смысле и значении Таинства Крещения и о необходимости самим взрослым жить полноценной церковной жизнью, воспитывать в вере детей и регулярно причащать их после Крещения (Рекомендации и инструкции Отдела религиозного образования и катехизации РПЦ «Об организации катехизической деятельности Русской Православной Церкви»):

обратим слово и к восприемникам вашим, чтобы могли увидеть и они, какого удостоятся вознаграждения, если проявят о вас великое усердие, и, напротив, какое им последует осуждение, если они впадут в беспечность… И пусть они не думают, что происходящее не имеет для них значения, но пусть узнают точно, что и славы они станут соучастниками, если своими наставлениями приведут наставляемых к пути добродетели, а если впадут в праздность, снова многое им будет осуждение. Ибо поэтому существует обычай называть их отцами духовными, чтобы они узнавали через сами дела, какую любовь должны проявить в наставлении о духовном (Огласительные беседы св. Иоанна Златоуста // ЖМП. 1972. № 5. с. 72).

Уместно предложить родителям и восприемникам подготовиться к Таинству Крещения младенца через личное участие в Таинствах Исповеди и Причащения.

Главные критерии способности православного христианина стать восприемником:

- желание и способность к воспитанию ребенка в православной вере, благочестии и чистоте;

- воцерковленность (опыт церковной жизни), ибо только такой человек может стать хорошим крестным.

Не могут быть восприемниками («крестными родителями»):

- неверующие, некрещеные и инославные христиане (христианине другого исповедания: члены Римо-Калолической Церкви, Армянской Апостольской Церкви, лютеране и т. д.);

- совершенно несведущие в православной вере, номинальные православные христиане, принадлежащие Церкви только в силу своего Крещения;

- не имеющие опыта церковной жизни (не участвующие в Таинствах Исповеди и Причащения в течение нескольких лет и не имеющие молитвенной жизни);

- лица, проживающие в удалении от семьи крещаемого младенца и не имеющие возможности активно содействовать семье в воспитании ребенка;

- родители крещаемого младенца;

- монашествующие;

- малолетние (восприемники должны быть совершеннолетними, чтобы сознавать всю ответственность, которую они принимают. Церковь разрешает становиться крестными родителями с 15 лет для восприемника и с 13 лет для восприемницы);

- потерявшие рассудок,

- преступники и явные грешники (пребывающие в блудном сожительстве, практикующие магию и т. д.).

Так называемое «заочное восприемничество» не имеет никаких церковных оснований и находится в противоречии со всем смыслом института восприемничества. Духовная связь между восприемником и воспринятым им младенцем рождается из участия в Таинстве Крещения, и это участие, а не канцелярская запись в метрической книге, возлагает на него обязанности по отношению к воспринятому в крещении ребенку. При «заочном восприемничестве» «восприемник» в Таинстве Крещения не принимает участия и никого не воспринимает из крещальной купели. Поэтому никакой духовной связи между ним и крещеным младенцем не может быть: фактически последний остается без восприемника (Афанасьев Н., прот. Вступление в Церковь).

В церковно-каноническом сознании отношения между восприемником и его крестницей и, соответственно, между восприемницей и ее крестником, а также между восприемником и восприемницей приобрели характер духовного родства, что является препятствием к их браку (53-е правило Трулльского Собора). В указе Святейшего Синода от 19.01.1810 г. отмечено препятствие к браку в отношениях между восприемницей и восприемником, а также родителями последнего.

Обычай иметь двух восприемников является русской традицией, восходящей к XIV в. В славянском переводе «Номоканона при Большом Требнике» (XVI в.) указано на препятствие к браку восприемников одного ребенка:

Аще муж и жена крестят единому человеку дитя, повелеваем к тому не смеситися друг другу, понеже кумове вменяются (Номоканон при Большом Требнике, ст. 209).

Однако из постановления Святейшего Синода XIX в. следует, что действительным восприемником при Крещении является только один из них (в зависимости от пола крещаемого: мужчина для крещаемых мужского пола, и женщина - для женского пола). Что касается второго восприемника, то он не создает никакого духовного родства ни с крещаемым, ни с первым восприемником, поэтому брак между восприемниками (крестными родителями) одного крещаемого с богословской точки зрения считается возможным (Григоровский С. П. Препятствия к венчанию и восприемничеству при крещении. – М.: Издательский Совет РПЦ, 2007, с. 49-51).

Статья Номоканона, которая препятствует супругам быть воприемниками одному и тому же младенцу, в настоящее время не имеет никакого практического значения и должна почитаться отмененной (Гаврилюк Павел, диак. Пути возрождения святоотеческой системы оглашения в современной Церкви).
Печать Получить код для блога/форума/сайта
Коды для вставки:

Скопируйте код и вставьте в окошко создания записи на LiveInternet, предварительно включив там режим "Источник"
HTML-код:
BB-код для форумов:

Как это будет выглядеть?
Страна Мам Из концепции подготовки к крещению детей
Автор иерей Александр Усатов. Руководитель миссионерского отдела Ростовской Епархии.
II. О крещении детей
Крещение совершается только над детьми лиц, состоящих в Церкви. Читать полностью
 

Комментарии

Михей (автор поста)
3 июня 2011 года
+2
Святитель Игнатий Брянчанинов: «Без соответствующего приготовления, какая может быть польза от крещения, когда мы, принимая его в воз-расте, нисколько не понимаем его значение. Какая может быть польза от крещения, когда мы, принимая его в младенчестве, остаемся в полном неведении, что мы приняли».

Архим. Иустин Попович: «Благодать, преподаваемая падшему человеку через Иисуса Христа не действует механически, не дает освящения и спасения немедленно, но постепенно проникает во все психо-физичсекие силы человека соразмерно его личному подвигу и новой жизни».

Свщмч. Иларион (Троицкий): «Возрожденный в крещении, но не соединившийся с Церковью, не имеет от крещения никакой пользы, потому что он любви не имеет; спасительным начинает быть для него крещение только тогда, когда он соединится с Церковью».

Современное догматическое богословие: «Что касается до младенцев, которые сами еще не способны ни иметь, ни свидетельствовать своей веры и покаяния пред крещением: то они крещаются по вере родителей и восприемников, которые от лица их произносят и исповедание веры, и отречение от диавола и всех дел его, обязываясь пред Церковью воспитать детей в вере и благочестии, когда они будут приходить в возраст».

Прот. Николай Афанасьев: "Здесь важно напомнить, что, согласно православному пониманию, крестят не вообще детей, а детей лишь христианских родителей".
Михей (автор поста)
3 июня 2011 года
+3
Ниже я приведу цитаты только лишь для того, чтобы дать понять, что не существует ни одного канонического правила, которое бы четко регламентировало возраст крещения ребенка. В истории Церкви существовали и существуют разные, не противоречащие друг другу взгляды на возраст крещения ребенка.

124 правило Карфагенского собора осуждало еретиков, которые учили о принципиальной невозможности крещения младенцев, а также тех, которые утверждали то, что рожденные младенцы не наследуют поврежденной человеческой природы грехом Адама (первородный грех - удобопреклонность ко греху). Но это правило не заставляет родителей крестить непременно в младенчестве. Родители сами решают когда.

Если бы это правило Карфагенского собора обязывало крестить только в младенчестве, то тогда мы бы не имели таких свидетельств:
Свт. Григорий Богослов: "Что скажем о младенцах, которые не разумеют ни того, что такое благодать, ни того, что такое наказание. Крестить ли их? Непременно, если надлежит опасность. Относительно же прочих я даю совет дожидаться трех лет или немного более, или менее того, чтобы сколько-нибудь могли слышать и повторять нужные слова таинства и если не совершенно, по крайней мере, образно понимать его" (Migne. PG. t. 36, 400.).

В Поздней Византии и в Древней Руси также крестили обычно по прошествии нескольких лет после рождения. В XI веке митрополит Киевский Иоанн (ум. 1080) на вопрос: "Можно ли крестить новорожденное дитя, если оно больно?.." отвечает: "...относительно здороваго [дитяти] Отцы повелели ожидать трех и более лет. Но для внезапных случаев смерти срок необходим короче, если же совсем больно, пусть будет и 8 дней, даже и того меньше, чтобы не умерло некрещенным. Таких младенцев крестить, в какой бы день и час ни настояла опасность смерти"( См.: Русская историческая библиотека. VI. Правила митрополита Иоанна. Правило I. СПб., 1880. С. 1-2.).

Новгородский епископ Нифонт (XII век) на вопрос, как долго можно откладывать крещение детей, отвечал: "В этом для мужского пола нет греха и до десяти лет, а про девочек не спрашивай, ибо они могут быстро согрешить у вас и в юности" (Вопросы Кирика. § 49).

Ниже приведу мнение одного из наиболее выдающихся раннехристианских писателей и теологов III века Тертуллиана Карфагенского. Он не прославлен в лике святых за свою крайность в некоторых вопросах богословия, но в его словах есть нотка, которую пытается донести и свт. Григорий Богослов.
«…учитывая особенности, характер и даже возраст каждой личности, полезнее помедлить с крещением, особенно маленьких детей. Зачем же, если в этом нет такой уж необходимости, подвергать опасности крестных родителей, которые и сами могут не выполнить своих обещаний, будучи смертными, или могут быть обмануты проявлением дурных наклонностей своих восприемников? Между тем Господь сказал: Не возбраняйте им приходить ко мне! Значит, пусть приходят, когда повзрослеют. Пусть приходят, когда учатся, когда будут научены, куда идти. Пусть станут христианами, когда смогли познать Христа. Что спешить невинному возрасту за отпущением грехов? В мирских делах поступают осторожнее. Как же доверять небесные дела тому, кому не доверены еще земные? Пусть они научатся просить спасения, чтобы явно было видно, что Ты дал просящему».
Наталечик
4 июня 2011 года
+1
Михей пишет:
Так называемое «заочное восприемничество» не имеет никаких церковных оснований и находится в противоречии со всем смыслом института восприемничества.
Вот интересно. Я вот тоже считаю такое "заочное восприемничество" - просто фикцией. Уже не раз читала в постах не православной группы мнения и случаи из жизни о том, что кто-то просто вписывал в графу "крестный" или "крестная" - какого-то человека, которого бы они хотели видеть крестным (ой), но он, якобы, не смог приехать. И все время я задаю один и тот же вопрос:"И зачем вписывали? Ведь этот человек - НЕ участвовал в Таинстве, то есть - фактически - не является восприемником перед Богом! Для кого это формальная запись?" И для меня очень удивительным был тот факт, что многие мне писали о том, что они, якобы, у священника спрашивали и он разрешил это. То есть "крестная" живет за 2000 км, приехать не хочет (не может), и ее просто вписывают в свидетельство о рождении, потому что она - лучшая подруга матери, к примеру. Получается - по их мнению, крестной можно стать - только лишь посредством написания имени в свидетельстве? Фикция какая-то. ИМХО.
V Виктория V-M
4 июня 2011 года
0
Буду очень благодарна, если Вы поможете мне найти ответ на мои вопросы по поводу крещения ребенка https://www.stranamam.ru/post/1404747/#com7592614
Михей (автор поста)
4 июня 2011 года
0
V Виктория V-M пишет:
Буду очень благодарна, если Вы поможете мне найти ответ на мои вопросы по поводу крещения ребенка https://www.stranamam.ru/post/1404747/#com7592614
Страница не найдена.
Мулек
4 декабря 2011 года
0
Спасибо! Надо внимательно почитать!

Оставить свой комментарий

Вставка изображения

Можете загрузить в текст картинку со своего компьютера:


Закрыть
B i "

Поиск рецептов


Поиск по ингредиентам