Сейчас в православной среде то и дело от православных можно слышать слова "это - искушение!" Но на самом деле знаем ли мы ЧТО это значить - быть искушаемым? И ещё - какая разница между соблазном и искушением? Адресую вопросы к нашим батюшкам! Спаси Господи!
Комментарии
Блаженный Феофилакт Охридский (ок.1050-1108): "Искушения и печаль ради Бога апостол признает похвальными и достойными радости, потому что они - самые крепкие узы и возращение любви и сокрушения, почему и сказано: Сын мой! если ты приступаешь служить Господу Богу, то приготовь душу твою к искушению (Сир. 2, 1),и Христос сказал: в мире будете иметь скорбь; но мужайтесь (Ин. 16, 33), ибо без подвигов нельзя получить венцов ни в мире, ни от Бога.Называет их не детьми, но братьями - по смиренномудрию. Искушения доставляют рачительным всякую радость потому, что через них обнаруживается испытание таковых, а испытание приводит к совершенному действию. Но тогда кто-нибудь скажет: если таково действие искушений, то как Христос научает нас в молитве просить Бога и не введи нас в искушение (Мф. 6, 13)?Отвечаем: искушения бывают двоякого рода. Одни происходят от нас, а другие посылаются на нас Богом для упражнения и прославления нашего. И от нас происходящие искушения двоякого же рода. Одни бывают от нерассудительной храбрости, которую мы называем дерзостью и от которой заповедует нам Господь беречься, потому что хотя и бодр дух, но во время подвигов бодрость угасает, почему храбрость та не оканчиваете добром для имеющих ее. Другие искушения, как, например, гибель содомлян (Быт. 19, 13), посылаются за грехи. Этих искушений всеми силами должно избегать через жизнь безгрешную; искушений же от Бога, каковы были Иову, Аврааму, не только не должно избегать, но, если возможно, нужно привлекать их терпением и благодарением, потому что они удостаивают прославления и венцов. Сказал искушения различна потому, что одни искушения, как объяснили мы, бывают от Бога, а другие от нас. Хотя искушения, как сказали мы, двоякого рода, но терпение полезно в каждом их роде. В искушениях от Бога оно полезно тем, что через них мы получаем прославление, как получили оное Авраам, Иов, а в искушениях от нас - тем, что перенесением их с благодарностью мы делаем как бы вознаграждение за свои грехи, ибо кто сознает свои грехи, тот положил начало своему спасению и приобрел себе черту праведника, так как праведный муж первый обвиняет сам себя. Мы сказали, что искушения двоякого рода и что терпение полезно в каждом их роде. Апостол, помня о молитве Господней, внушающей нам безопаснейшее, то есть чтобы мы молились, дабы не впасть нам в искушение, возвращается к объяснению того, какое искушение от Бога и какое от нас, от нашего произволения. Впрочем, хорошо и следующее: Господь и Бог, взирая на большую немощь человеческой природы, предложил молиться об удалении от нас искушений, так как ученики Его были еще далеко не совершенны; но когда познанием Его воскресения и вознесением на небо немощная природа наша укрепилась, то брат Его по плоти научает уже не бояться искушений.Если искушения двоякого рода, то почему апостол поставляет теперь всякое искушение вне воли Божией? Но примечай: он не сказал: "искушенный", но - "искушаемый". Кто через грех и невоздержную жизнь сам изобретает себе искушения и как бы в постоянной буре погружается в опасности, тот говорит апостол, искушается не от Бога, но от собственной похоти. Ибо кто победил нашедшее искушение и сделался тверже, тот уже нелегко поддается искушениям, особенно находящим от него самого, потому что на свободе от искушений постоянно склоняется к жизни более любомудрой. Бог не искушается злом, как сказано: "Что Божественно и блаженно, то ни само ничего не делает, ни другим не дает дела". Все это свойственно естеству смертному и земному, в котором усматриваются изменение и переменчивость, эти первичные свойства нашей природы. Похоть же и грех и рождающаяся от нее смерть для души стали как бы ступенями погибели человеческой. Ибо похоть, найдя место пристанища, соделала грех, который родил смерть, и только искоренив оный через покаяние мы полагаем начало другой нашей жизни.Поелику о Божеской природе доказано, что Бог ни Сам не искушается, ни других не искушает, то здесь искушениями называет помыслы, смущающие душу, ибо искушения от Бога не смущают, но утверждают душу, озаряя ее, почему говорит: всяко даяние благо и всяк дар совершен свыше есть, сходяй от Отца светов (Иак.1.17), тогда как все, происходящее от нас, имеет несовершенство".
Преподобный Максим Исповедник (582-662): "Искушения бывают двух родов: один род - приятный, а другой - болезненный, один - добровольный, а другой - невольный. Первый из них есть родитель греха, а потому мы должны молиться, чтобы не подвергаться ему...А второй род, наказывая грехолюбие наведением невольных страданий, является карателем греха. Если кто претерпит такое [искушение] и если он не будет пригвождён гвоздями порока, то услышит великого Иакова, явственно взывающего: С великою радостью принимайте, братия мои, когда впадаете в различные искушения, зная, что испытание вашей веры производит терпение; терпение же должно иметь совершенное действие (Иак.1.2-4)".
Преподобный Максим Исповедник (582-662): "Посему полагаю, что Господь и Бог, научая Своих учеников, как следует молиться, говорит, что надлежит молиться об удалении искушений по произволению. Словами: и не введи нас в искушение (Мф.6.13) - Он научает Своих учеников молиться о том, чтобы не испытывать гедонистические искушения, то есть волевые и добровольные. А великий Иаков, так называемый брат Господень, научает подвизающихся за истину не удаляться от невольных искушений".
Бог не виновник искушений
Святитель Кирилл Иерусалимский (ок.315-386): "Если когда в недуги впадем или скорби, или напасти, никто этого не приписывает Богу. Бог не искушается злом и Сам не искушает никого: каждый же из нас как пленник своих грехов затягиваем".
Блаженный Августин Иппонский (354-430): "Здесь искушением он называет дурное искушение, которым каждый прельщается - и порабощается дьяволом. Именно его он здесь называет искушением, ибо есть ещё иное искушение, которое называется испытанием. Об этом искушении сказано в Писании: искушает вас Господь, чтобы узнать, любите ли вы Его (Втор.13.3)".
Два рода искушения
Блаженный Августин Иппонский(354-430): "Слова о том, что Бог не искушает (Иак.1.13), следует понимать так, что Бог никого не искушает всеми видами искушений, но искушает только неким особым видом искушения: чтобы не оказалось ложным написанное: Искушает вас Господь Бог ваш; чтобы мы не отказались от того, что Христос - Бог, и не говорили, что ложно Евангелие, в котором мы читаем, что Он спрашивал ученика, искушая его, но Сам знал, что собирался делать (Ин.6.6). Ибо есть искушение, рождающее грех, и таким искушением Бог никого не искушает, и есть искушение, проверяющее веру. Именно этим искушением и искушает Бог".
"И было, после сих происшествий Бог искушал Авраама и сказал ему: Авраам! Он сказал: вот я. Бог сказал: возьми сына твоего, единственного твоего, которого ты любишь, Исаака; и пойди в землю Мориа и там принеси его во всесожжение на одной из гор, о которой Я скажу тебе" (Быт.22.1-2).
Вес искушения
Ориген (185-254): "Зачем добавляется: которого ты любишь? Заметь вес искушения: обозначения единственности и нежной любви, заново и часто повторяемые, вызывают такие чувства у отца, чтобы пробуждающаяся память любви могла задержать занесенную над сыном десницу и чтобы вся мощь плоти могла воевать против веры души. Возьми сына твоего, единственного твоего, которого ты любишь, Исаака, - сказано. Да будет так, Господи, поскольку Ты напоминаешь отцу о сыне и прилагаешь единственного к тому, кого отдаешь приказание сжечь. Достаточно и того для муки отца; но добавляешь также которого ты любишь - пусть в этом будет мучение отца устроенное. К чему же добавляешь Исаака? Не знал ли Авраам, что сына его единственного, которого любил, звали Исаак? К чему упомянуто имя в этот раз? - Чтобы Авраам мог вспомнить слова, которые Ты сказал ему: в Исааке наречётся тебе семя, в Исааке будет тебе обетование (Быт.21.12). Из-за упоминания имени закрадывается отчаяние в обетования, которые под этим именем сделаны. Но всё это происходило потому, что Бог искушал Авраама".
Вставка изображения
Можете загрузить в текст картинку со своего компьютера: