Магазин handmade Присоединяйтесь к нам в соцсетях:
Присоединяйтесь к нам в соцсетях: ВКонтакте  facebook 

Общение православных.

Общение православных. Протоиерей Александр Торик: «Культура общения произрастает из настоящей христианской жизни»

— Увы, проблемы со взаимопониманием есть как в среде «неправославных», так и в среде «православных»! Такие уж мы «православные»! Хотя, собственно, в чем суть проблемы? Что такое вообще «взаимопонимание», что означает это слово и как оно применимо к Православию?

«Большой толковый словарь русского языка» раскрывает это понятие так: «ОБОЮДНОЕ ПОНИМАНИЕ И СОГЛАСИЕ СТОРОН». То есть предполагается наличие как минимум двух личностей, понимающих друг друга по одному или большему количеству вопросов и соглашающихся с мнением друг друга как с достойным уважения и принятия.

В чем же заключается смысл этого обоюдного понимания и согласия, независимо от предмета взаимоотношений? Конечно же, в признании права своего ближнего (или ближних) на... СЧАСТЬЕ! Да, да, да! Именно это — отстаивание своего права на счастье, естественно, в той форме, в какой его понимает каждый из вступивших в общение между собой, — является первопричиной отсутствия того, что «Большой толковый словарь русского языка» называет «ОБОЮДНЫМ ПОНИМАНИЕМ И СОГЛАСИЕМ СТОРОН». Каждая «сторона» хочет счастья, и если понимание того, «что есть счастье», у «сторон» разнится, то... Тут-то и начинаются проблемы!

Но возникает вопрос: что такое счастье? Может ли понимание счастья быть таким, чтобы его смогли принять для себя все «стороны» без исключения и строить на нем свои взаимоотношения?

Может! Но для этого надо начать говорить «на одном языке», понятном каждому. Именно так оно и было в глубокой библейской древности, до того, как люди начали строить Вавилонскую Башню — человеческой гордыни и самости, чем отторгли себя от Божественной любви и потеряли способность понимать друг друга.

Что же это за язык, способный объединить всех и каждого в едином понимании счастья? Это язык Евангелия, язык Заповедей Божьих, язык Нагорной проповеди! Ведь о чем говорил к народу Христос, поднявшийся на гору ради большего охвата слушающих Его Слово? Переводя на понятный современному человеку язык, это можно выразить так:

«Кто хочет быть счастливым (церковнославянское «блаженство» — это «счастье»), — слушайте Меня!

Счастливы (блаженны) смиренные — не почитающие себя лучшими кого бы то ни было и не превозносящиеся ни над кем, ибо в их душах воцарится любовь!

Счастливы плачущие слезами покаяния о своем греховном состоянии, препятствующем им вместить в себя Божественную любовь, ибо эти слезы омоют их от греховной нечистоты, и они сподобятся Божественного утешения вселившейся в их души Божьей Любовью!

Счастливы...»

Думаю, нет смысла подробно разбирать все девять новозаветных заповедей блаженств. Но мы видим из самой сути Нагорной проповеди, что Господь предлагает нам единый путь к обретению высшего счастья — приготовление себя к соединению с Богом, Который, как говорит евангелист Иоанн, есть Любовь!

Только любовь, причём любовь совершенная, очищенная от самости и своекорыстия, может дать человеку высшее ощущение радости — «блаженство»-счастье!

Там, на горе, Христос указал всему человечеству те стандарты отношения к себе самому и окружающему миру, следуя которым человечество способно превратиться в одну большую счастливую семью, состоящую из любящего Отца Небесного и любящих Отца и друг друга Его возлюбленных чад. Собственно, это и называется Царством Божьим или Царством Небесным — Царством любви!

Соответственно, мы «православны» настолько, насколько эти новозаветные заповеди являются главным законом нашей жизни, мерилом, с которым мы подходим к попытке понимания самого себя и окружающих людей — наших «ближних». Чем больше места в нашем сердце занимает стремление реализовать в своей душе и жизни заповеди блаженств, тем более мы становимся способны понимать и принимать в общение других людей, невзирая на их недостатки и слабости.

Тогда-то и возникает то самое «взаимное понимание и согласие сторон»: когда мы понимаем, что все мы дети одного любящего Отца, создавшего нас как объект излияния Своей любви и желающего, чтобы все Его дети обрели непрекращающееся счастье в соединении с Ним.

Но, так как есть православные (точнее — стремящиеся такими стать), а есть «православные» — абсолютно уверенные в правомерности принадлежности им этого звания, то... возникает и вопрос: почему среди православных часто нет взаимопонимания? Именно поэтому. По аналогичной причине два тысячелетия назад тогдашние «православные» фарисеи стали христоубийцами — из-за подмены реальной жизни в Боге некоей виртуальной «православностью», удовлетворяющей лишь тешущую самое себя человеческую гордыню.

Как решить эту проблему?

— Только правильной духовной и церковной жизнью, построенной на искреннем покаянии (покаяние, по-гречески «метанойя», — это «изменение ума»), на старании в исполнении заповедей Божьих, на следовании за Христом, опираясь на двухтысячелетний опыт святоотеческой школы молитвы и стяжания добродетелей.

Что влияет на выстраивание отношений между верующими?

— На выстраивание межличностных отношений среди верующих что только не влияет! Точнее — пытается влиять. Все силы бесовские обрушиваются на верующих с целью не допустить между ними правильных христианских — основанных на взаимной любви — взаимоотношений. Здесь и лжесмирение, и прочие лжедобродетели. Но против этих бесовских атак нам даны благодатные средства церковных таинств и весь опыт святых отцов, запечатлённый в их трудах. «Невидимая брань», например.

Но почему многим так трудно молчать, слушать и слышать?

— Молчание предполагает осознание молчащим своей недостаточности и желание научиться чему-либо душеполезному (мы не берем, конечно, молчание гордеца, считающего недостойным себя «разоряться» для «этих»...). Напротив, гордыня и тщеславие, жаждущие признания самоценности их носителя, чаще всего подталкивают его к «говорливости».

Вопрос все тот же — какова наша реальная христианская жизнь?

Каким образом православный должен взращивать в себе культуру общения?

— Культура христианского общения естественно произрастает из настоящей христианской жизни. А так... Все уже сказано в Евангелии: «Как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними». Для начала надо учиться жить так. А там, глядишь, и дорастем до заповеди: «Возлюби ближнего как самого себя»!...

Елена Скороходова: «Взаимопонимания между нами нет, потому что не хватает любви»

Друг друга мы не любим, поэтому все связи распадаются. Как молекулы на атомы... В гордыне своей непомерной мы часто раздуваемся, как мыльные пузыри, и мним себя равными только Богу, только Его готовы любить, только Бог нам ближний. Это такое наипрелестнейшее заблуждение. Ибо заповеди «Возлюби Бога твоего всем сердцем своим, всей душой своею, всем разумением своим» и «Возлюби ближнего своего, как самого себя» — равнозначны.

Образ Божий есть в каждом человеке. В КАЖДОМ! Его и любить надо... Вопреки всем остальным недостаткам. Человек от любви к нему преображается. В том, что вокруг нас так много плохих людей, не люди виноваты... Это, значит, мы сами нашей любовью их не исправили. Любить надо ближних, прощать их, не осуждать, становиться лучше, совершенствоваться. Окружающий мир можно улучшить, только улучшая себя.

Насколько влияют социальное и материальное положение православных на их отношения друг с другом?

— В идеале, конечно, социальное и материальное положение не должно разобщать истинно православных людей. Ибо главное у нас — положение духовное. Но в жизни все складывается сложнее. Один подъезжает к храму на джипе, другой подходит пешком. Один дает щедрую милостыню, а у другого денег едва хватает на свечку. О чем говорить этим людям? Как им подружиться? Однако часто ведь так бывает, что за достойным материальным положением стоит упорный труд, а за бедностью — элементарная лень. И тогда разобщение между людьми происходит уже по другому принципу. Но все-таки если люди вместе подходят к Причастию, значит, они равны, и ничто не должно мешать их отношениям друг с другом.

Сложный это вопрос — межличностные отношения. Но без них жизнь на земле невозможна. Мы же все частички единого целого...

А что еще мешает взаимопониманию?

— На межличностные отношения среди верующих влияет то, что мы по-разному понимаем и трактуем некоторые вещи. Из-за какой-то мелочи иногда возникают серьёзные разногласия. На этой почве внутри прихода могут возникать настоящие группировки: кто кого «православнее»... Враг (лукавый) ведь не дремлет. То нам кажется, что кто-то мало молится, или вдруг чудится, что кто-то, наоборот, строит из себя старца. Такие настроения надо пресекать на корню.

Конечно, смирение — это не апатия. Это активная жизненная позиция. Но мы многое периодически понимаем ложно, впадаем в прелесть и начинаем чудить. И строим какие-то собственные богословские системы на базе заблуждений. Это часто не видно нам самим. Зато со стороны очень приметно. Думаю, если от храма не удаляться, со смирением ходить к исповеди и причащаться, то все наладится.

Нужно уметь слушать, слышать, воспринимать позицию другого человека, уважать ее... Мы же не кидаемся на других людей с криками, что они не так одеты, не так причёсаны... Они такие. Они другие. Не такие, как мы. С этим надо считаться.

Даже отстаивая что-то принципиальное, нельзя лезть в драку. Нужно уметь говорить и договариваться. Бог — это Слово.
Печать Получить код для блога/форума/сайта
Коды для вставки:

Скопируйте код и вставьте в окошко создания записи на LiveInternet, предварительно включив там режим "Источник"
HTML-код:
BB-код для форумов:

Как это будет выглядеть?
Страна Мам Общение православных.
  Протоиерей Александр Торик: «Культура общения произрастает из настоящей христианской жизни»
— Увы, проблемы со взаимопониманием есть как в среде «неправославных», так и в среде «православных»! Такие уж мы «православные»! Хотя, собственно, в чем суть проблемы? Что такое вообще «взаимопонимание», что означает это слово и как оно применимо к Православию? Читать полностью
 

Комментарии

НаталияКиев
3 июня 2011 года
+2
спорить не с чем.
Мария Травкина
3 июня 2011 года
+1
Очень актуально!
Наталечик (автор поста)
3 июня 2011 года
+1
Мария Травкина пишет:
Очень актуально!
Ага, особенно вот это - в самую точку:
Наталечик пишет:
Из-за какой-то мелочи иногда возникают серьёзные разногласия. На этой почве внутри прихода могут возникать настоящие группировки: кто кого «православнее»... Враг (лукавый) ведь не дремлет. То нам кажется, что кто-то мало молится, или вдруг чудится, что кто-то, наоборот, строит из себя старца. Такие настроения надо пресекать на корню.
[/b]

Оставить свой комментарий

Вставка изображения

Можете загрузить в текст картинку со своего компьютера:


Закрыть
B i "

Поиск рецептов


Поиск по ингредиентам