Магазин handmade Присоединяйтесь к нам в соцсетях:
Присоединяйтесь к нам в соцсетях: ВКонтакте  facebook 
Особенные ученики


По мотивам уж и не помню, какого ЖЖ-текста и от какого автора (много я их на эту тему с телефона просмотрела за эту неделю, пока интернета нормального не было).

Ну, вы все помните эту историю с фотоальбомом, да? Учительница водила в класс (тихо сидеть и рисовать) маленькую особенную дочку. На выпускном фотоальбоме эта дочка попала в общую фотографию. Родители попросили убрать лишнего ребенка. И ЖЖ взорвался. Кто за, кто против, кто в белом пальто... И среди прочих текстов, которые в основном спорили на тему "Надо идти в баню!" - "Нет, ни в коем случае, надо идти в баню!" я увидела один про способность-неспособность таких и им подобных детей учиться в обычных школах. И сразу вспомнила про двух своих студентов, о которых сейчас и расскажу

Нет, я никогда не работала с детьми с синдромом (репетиторы у них свои, особенные, а в вузы их все-таки пока не берут). Но в том тексте автор, которого я не помню, прошелся и по аутистам, и по ДЦПшникам, а вот их-то я и встречала. Итак, знакомьтесь. Имена изменены, конечно. Хотела бы изменить и дисциплины с диагнозами, а то все равно узнаваемо получается, но тогда будет совсем не то. Да к тому же я и не в обиду, а наоборот.

Женя. ДЦП в ярко выраженной форме. Передвигается с двумя костылями, резкими движениями, с трудом контролируемыми. Садится на стул в течении пяти минут. Говорит жутко неразборчиво, с заиканием и прочими бонусами диагноза. Выражение лица напряженное и... ну, вы видели, не самое интеллектуальное оно у них. В группе его жалеют, помогают передвигаться по лестницам. Преподаватели тоже жалеют, тянут с курса на курс, выставляя милосердные тройки автоматом.
И вот - внезапно - программирование на Джава. Лектор просит молодую меня-ассистента поработать с этим студентом, потому что она его не понимает. Я тоже его не понимаю. Спрашиваю у однокурсников, как он учится - рассказывают про тройки. Перед ним на экране выполненная работа. На отлично выполненная. Кем? Однокурсником? Родителями, которые его сюда запихнули? По заказу? Можно начать придираться и выслушивать ответ "я не знаю" в течении нескольких минут. Можно закрыть глаза и зачесть работу "на три", как был принято у этого лектора (на сколько работы защищаешь, на столько и на экзамене можешь рассчитывать). Почти выбираю второй вариант, поднимаю взгляд и упираюсь в глаза Жени. А в них, живых и умных, нарисовано понимание всего происходящего. Понимание и снисхождение. Мол, давай, ставь мне тройку, я не против, я привык.
И я решаюсь. Артикулируя и повысив голос, прошу сделать миниизменение в коде программы. Не дослушав меня до конца, Женя отталкивается неуклюжей ногой, поворачивается на стуле и быстро-быстро начинает печатать двумя пальцами. Пальцы почему-то работают прекрасно. Компиляция - обратный поворот - и снова то же снисхождение во взгляде. Прошу сделать другое изменение, уже обычным голосом (поняла, что слышит-то он нормально). Делает. Прошу сделать сложную вещь. Делает. Прошу сделать ещё одну сложную вещь, называя детали профессиональными терминами. Делает. Все молча. Ставлю ему защиту "на пять". Снисхождение сменяется удивлением, удивление - радостью. Лектор, кстати, только спросила меня, пожалела я его или нет. Убедившись в моей искренности, разрешила мне работать с ним до конца семестра и в конце... выставила ему автоматом пять. Не знаю, изменила ли эта пятерка его судьбу в университете, но в любом случае с ним наверняка все хорошо. На сайтах фриланса не надо разговаривать, а работать он умеет, и рано или поздно его заметят и заберут на хорошую должность.

Артем. Аутизм. Артем либо молчит с каменным лицом и тем же снисходительным выражением, либо дергается и открывает-закрывает рот как рыбка. В последнем случае он старается спрятаться и там переждать. Но это бывает редко. Я только один раз видела. Артем приходил ко мне на допсессии закрывать долги по матанализу и сдавать экзамен. В зачетке у него тоже сплошные милосердные тройки. Разговаривать с ним нереально. Он молчит. Молчит и не смотрит в глаза. Ты ему вопрос - он молчит и сидит. Другой вопрос, попроще - молчит. Работы сделаны. Почерк корявый, явно свой, но... мог же переписать? Прошу показать в работе где что - ни движения. Общение невозможно. Ставить три? Но даже с учетом сделанных работ на экзамене надо хоть что-то сказать... На меня явно скинули принятие решения и ответственность.
Мне тоже трудно смотреть людям в глаза и заставить себя говорить в беседе тет-а-тет. Я читала про этот диагноз и многое про него знаю. И я достаю чистый лист бумаги и ручку и начинаю писать. Сначала пишу про себя, про то, что мне тоже трудно разговаривать и я с удовольствием пообщаюсь с ним текстом, наконец-то! После стольких лет мучений личного общения! Потом пишу первый легкий вопрос. Где в работе такая-то задача. Молчит, смотрит на лист. Потом берет свою работу и показывает. Не говоря ни слова, письменно его хвалю, пишу следующий вопрос, на который уже нужен ответ. Берет мой лист и пишет. Правильно. Хвалю, следующий вопрос. Правильно. Уже не хвалю, потому что слишком много похвалы может оскорбить умного человека, а я уже понимаю, что интеллект тут не просто сохранен, а повыше, чем у многих, потому что третий вопрос был весьма непрост. В общем, зачла работу одну, зачла вторую. Спрашиваю (письменно), экзамен будете сдавать? Согласен. Пишу ему там же два вопроса (не заставляя тянуть билет). Сразу же пишет мне ответы. Мгновенно пишет. Пишу ему "отлично, давайте зачетку". Дает. Ставлю туда пять, в кучу троек. И вот тут-то и вижу второй режим Артема. Он хватает зачетку и сбегает от меня прятаться.
Приходил и в следующем семестре. Получил ещё одну пятерку.

Вот. Может, кому-то пригодятся найденные решения. Может, кто-то приглядится повнимательнее к своему однокурснику или коллеге. Может, у кого-то есть похожие или прямо противоположные истории. Я не говорю, что они все такие крутые. Я говорю, что надо дать им шанс.

Метки: выскажусь, преподавательское, экспериментальная прикладная психология
Печать Получить код для блога/форума/сайта
Коды для вставки:

Скопируйте код и вставьте в окошко создания записи на LiveInternet, предварительно включив там режим "Источник"
HTML-код:
BB-код для форумов:

Как это будет выглядеть?
Страна Мам Опыт
Особенные ученики
По мотивам уж и не помню, какого ЖЖ-текста и от какого автора (много я их на эту тему с телефона просмотрела за эту неделю, пока интернета нормального не было).
Ну, вы все помните эту историю с фотоальбомом, да? Учительница водила в класс (тихо сидеть и рисовать) маленькую особенную дочку. На выпускном фотоальбоме эта дочка попала в общую фотографию. Читать полностью
 

Комментарии


Пока нет комментариев.

Оставить свой комментарий

Вставка изображения

Можете загрузить в текст картинку со своего компьютера:


Закрыть
B i "

Поиск рецептов


Поиск по ингредиентам