Всегда радуйтесь
Вижу довольно странную реакцию даже на одно упоминание этих слов апостола Павла. Либо их не принимают всерьёз как недостижимый идеал или всё удаляющийся горизонт, либо...тоже отворачиваются, даже не вчитываясь в текст с этой крамолой- мол, не знают, о какой радости здесь говорится.
Могу привести и конкретный пример из церковной жизни. Есть в конце сентября праздник Обновления храма Воскресения в Иерусалиме, который называют ещё Воскресением словущим. В этот день полагается пасхальная служба в соименных храмах, а также иных, "аще изволит настоятель". Он почему-то изволяет, но, обходя храм с каждением, возглашает "Христос воскресе" без особого энтузиазма и довольно строго оглядывает собравшихся. Всё разъясняется на проповеди: оказывается, в самый праздник Пасхи мы имели право радоваться, очищенные 40-дневным постом, а тут- ишь, набежали прямо с улицы, без подготовки и давай бесчинно радоваться кто во что горазд!
Батюшка авторитетен- и вот он уже с удовлетворением оглядывает ставших похожими унылых и понурых людей с виноватым видом и потухшим взглядом.
Тут возникает столько вопросов и эмоций, что я, пожалуй, предоставлю поразмыслить самим читателям- у каждого свои опыт и знания, свои совесть и сердце. И всё это не неизменное, застывшее, а живое, как и радость о Господе, в которую, даже самую простую и примитивную, в любой момент может войти Он Сам.
Какой отрадой звучат слова свт.Феофана Затворника о том, что радость христианам естественна, так как, живя полноценной церковной жизнью, они "преисполняются чувством здравия духовного" и как отражение их духовного состояния- радостью. Как же может Апостол предписывать его всем- всегда радуйтесь,- если это чувство не произвольное? Предписывается как раз "держать себя в таком же состоянии духовном, которое приносит непрестанную радость". (Это из толкования свт.Феофана на 1-е послание ап.Павла к Фессалоникийцам, 5,16. Прочтите, пожалуйста.)
Выходит, живи чисто- и не сможешь не радоваться!
из обсуждения
Богоугождение ревностное есть отрадное, окрыляющее дух шествие к Богу. Без него можно испортить все дело.
Свт. Феофан Затворник
Да, он часто подчёркивает, что ревность в исполнении Заповедей и противлении страстям и есть свидетельство жизни в Господе Иисусе Христе.
А модного сейчас слова "выгорание" в его время, кажется, и не было...
Наверно, не было. Сейчас это понятие позаимствовано из психологии. Синдром выгорания развивается, если человек не может справиться с психологической нагрузкой, связанной с профессиональной деятельностью. Подготовка специалистов ряда профессий предусматривает знакомство с психологическими приемами предупреждения эмоционального выгорания. Но я думаю, что можно говорить о выгорании не только в профессиональном смысле (служение священника тоже можно рассматривать как профессию). На мой взгляд, выгорание в духовной жизни очень даже имеет место.
Серафиму Саровскому приписываю такие слова: "Те монахи, кои не соединяют внешнюю молитву со внутренней, не монахи, а черные головешки!"
А сможете угадать, кому принадлежат следующие слова? (Подсказка: это очень известный в наше время протоиерей-проповедник.)
"Про выгорание в слове Божием притча есть. Притча о десяти девах. У тех пяти, что остались без елея, елей в лампадах выгорел. У мудрых тоже выгорел (ибо что еще делать елею в лампаде, как не выгорать?). Но у мудрых был запас, и они, подлив масла, пополнили светильники. У глупых же запаса не было. Следовательно (вонмем!): выгорание елея происходит у всех без исключения. Все рискуют потерять огонь в светильнике веры – так елей мало-помалу расходуется. Но весь вопрос в том, что подливать нужно регулярно масло в светильник, и накапливать запас, и держать его при себе. Выгорание будет катастрофическим и необратимым, если не заботиться о запасе масла. Это значит: твори добро во Христе, умножай молитвы, запасайся елеем Святого Духа сегодня – во дни изобилия веры. Потом неизбежно наступят дни скудости, дни сухости и тяжких испытаний. В те дни выживут те, у кого был запас. Некто из отцов сказал: «Умножай молитвы, когда ты помнишь Господа, чтобы, когда ты забудешь Его, Он вспомнил тебя». Мы живем сегодня ради добра, сделанного вчера. И если вчера мы не сделали ничего ради Христа, то сегодня чувствуем себя оскудевшими, а назавтра – выгоревшими. И кто не озаботился заранее о том, чтобы разбогатеть плодами Духа, тот будет наблюдать, как догорают последние капли его веры. Потом лампада закоптит, вспыхнет и угаснет. А человек отвернется от ворот Иерусалима и понуро пойдет в Иерихон. Так исполняется слово: имеющему дано будет, а у не имеющего забрано будет то, что он думает иметь.
Нет ни злорадства, ни осуждения по отношению к тем, кто пал. Есть только страх и жалость. Но есть усиливающееся неприятие от болтовни про выгорание. Есть чувство, что не от любви эта болтовня, а от лукавства. Приобретайте запас масла, возлюбленные, и пусть горит елей, но пусть не гаснут лампады у мудрых дев".
Спасибо за полезное дополнение и целую проповедь!
Угадать не могу, но знаю, что Вы часто цитируете о.Андрея Ткачёва. Похоже на его стиль.
В яблочко! Я был уверен, что Вы узнаете стиль о. Андрея!
https://veronica-nick.livejournal.com/35244.html#comments
Могу привести и конкретный пример из церковной жизни. Есть в конце сентября праздник Обновления храма Воскресения в Иерусалиме, который называют ещё Воскресением словущим. В этот день полагается пасхальная служба в соименных храмах, а также иных, "аще изволит настоятель". Он почему-то изволяет, но, обходя храм с каждением, возглашает "Христос воскресе" без особого энтузиазма и довольно строго оглядывает собравшихся. Всё разъясняется на проповеди: оказывается, в самый праздник Пасхи мы имели право радоваться, очищенные 40-дневным постом, а тут- ишь, набежали прямо с улицы, без подготовки и давай бесчинно радоваться кто во что горазд!
Батюшка авторитетен- и вот он уже с удовлетворением оглядывает ставших похожими унылых и понурых людей с виноватым видом и потухшим взглядом.
Тут возникает столько вопросов и эмоций, что я, пожалуй, предоставлю поразмыслить самим читателям- у каждого свои опыт и знания, свои совесть и сердце. И всё это не неизменное, застывшее, а живое, как и радость о Господе, в которую, даже самую простую и примитивную, в любой момент может войти Он Сам.
Какой отрадой звучат слова свт.Феофана Затворника о том, что радость христианам естественна, так как, живя полноценной церковной жизнью, они "преисполняются чувством здравия духовного" и как отражение их духовного состояния- радостью. Как же может Апостол предписывать его всем- всегда радуйтесь,- если это чувство не произвольное? Предписывается как раз "держать себя в таком же состоянии духовном, которое приносит непрестанную радость". (Это из толкования свт.Феофана на 1-е послание ап.Павла к Фессалоникийцам, 5,16. Прочтите, пожалуйста.)
Выходит, живи чисто- и не сможешь не радоваться!
из обсуждения
Богоугождение ревностное есть отрадное, окрыляющее дух шествие к Богу. Без него можно испортить все дело.
Свт. Феофан Затворник
Да, он часто подчёркивает, что ревность в исполнении Заповедей и противлении страстям и есть свидетельство жизни в Господе Иисусе Христе.
А модного сейчас слова "выгорание" в его время, кажется, и не было...
Наверно, не было. Сейчас это понятие позаимствовано из психологии. Синдром выгорания развивается, если человек не может справиться с психологической нагрузкой, связанной с профессиональной деятельностью. Подготовка специалистов ряда профессий предусматривает знакомство с психологическими приемами предупреждения эмоционального выгорания. Но я думаю, что можно говорить о выгорании не только в профессиональном смысле (служение священника тоже можно рассматривать как профессию). На мой взгляд, выгорание в духовной жизни очень даже имеет место.
Серафиму Саровскому приписываю такие слова: "Те монахи, кои не соединяют внешнюю молитву со внутренней, не монахи, а черные головешки!"
А сможете угадать, кому принадлежат следующие слова? (Подсказка: это очень известный в наше время протоиерей-проповедник.)
"Про выгорание в слове Божием притча есть. Притча о десяти девах. У тех пяти, что остались без елея, елей в лампадах выгорел. У мудрых тоже выгорел (ибо что еще делать елею в лампаде, как не выгорать?). Но у мудрых был запас, и они, подлив масла, пополнили светильники. У глупых же запаса не было. Следовательно (вонмем!): выгорание елея происходит у всех без исключения. Все рискуют потерять огонь в светильнике веры – так елей мало-помалу расходуется. Но весь вопрос в том, что подливать нужно регулярно масло в светильник, и накапливать запас, и держать его при себе. Выгорание будет катастрофическим и необратимым, если не заботиться о запасе масла. Это значит: твори добро во Христе, умножай молитвы, запасайся елеем Святого Духа сегодня – во дни изобилия веры. Потом неизбежно наступят дни скудости, дни сухости и тяжких испытаний. В те дни выживут те, у кого был запас. Некто из отцов сказал: «Умножай молитвы, когда ты помнишь Господа, чтобы, когда ты забудешь Его, Он вспомнил тебя». Мы живем сегодня ради добра, сделанного вчера. И если вчера мы не сделали ничего ради Христа, то сегодня чувствуем себя оскудевшими, а назавтра – выгоревшими. И кто не озаботился заранее о том, чтобы разбогатеть плодами Духа, тот будет наблюдать, как догорают последние капли его веры. Потом лампада закоптит, вспыхнет и угаснет. А человек отвернется от ворот Иерусалима и понуро пойдет в Иерихон. Так исполняется слово: имеющему дано будет, а у не имеющего забрано будет то, что он думает иметь.
Нет ни злорадства, ни осуждения по отношению к тем, кто пал. Есть только страх и жалость. Но есть усиливающееся неприятие от болтовни про выгорание. Есть чувство, что не от любви эта болтовня, а от лукавства. Приобретайте запас масла, возлюбленные, и пусть горит елей, но пусть не гаснут лампады у мудрых дев".
Спасибо за полезное дополнение и целую проповедь!
Угадать не могу, но знаю, что Вы часто цитируете о.Андрея Ткачёва. Похоже на его стиль.
В яблочко! Я был уверен, что Вы узнаете стиль о. Андрея!
https://veronica-nick.livejournal.com/35244.html#comments
Комментарии
↑ Перейти к этому комментарию
Тот, кто провозглашает себя никогда ни в чём не нуждающимся, явно впал в гордыню. И я такому не верю. Все нуждаются в пище, жилище, тепле, причём постоянно. Все нуждаются в понимании, любви, заботе.
Если у человека доминирующим в жизни является чувство обездоленности, значит, у него очень серьёзные проблемы. Возможно, требующие помощи специалистов.
А вот за наши действия мы отвечаем. Но только за них.
Вставка изображения
Можете загрузить в текст картинку со своего компьютера: