История карточной колоды "Русский стиль"
Такую колоду видел почти каждый любитель карт. Но мало кто знает, что по ней можно изучать персоналии дореволюционной эпохи:
Костюмированный бал, состоявшийся в Зимнем дворце 11 и 13 февраля 1903 года — знаменитый маскарад, во время которого вся знать Российской империи присутствовала в чрезвычайно роскошных костюмах «допетровского времени».
Основным требованием к приглашенным было явиться в костюмах эпохи XVII в. Роскошный праздник в Зимнем дворце Санкт-Петербурга вошел в историю как самый известный и грандиозный бал времен царствования Николая II и как последний придворный бал императорской России. Все 390 гостей императорского бала были наряжены в стиле придворных всех мастей, бояр и боярынь, стрельцов и горожанок, воевод и крестьянок допетровской эпохи. Эскизы костюмов разработал художник Сергей Соломко, а шили их лучшие портные Российской империи.
Фотографы запечатлели всех именитых участников этого мероприятия, благодаря чему и появилась возможность воссоздать эти образы в игральных картах.
К 300-летию дома Романовых, десять лет спустя, вышла колода карт, где персонажи старших карт изображены в одеяниях, что носили до реформ Петра, на тузах нарисованы щиты с древнерусским оружием и доспехами, а карточная рубашка стилизована под ковровый узор. В валетах, дамах и королях можно разглядеть черты реально существовавших исторических личностей в маскарадных костюмах ушедших веков.
Червовый Король * Николай II: на балу он был в малиновом с белым одеянии с золотой вышивкой, такое носил царь Алексей по прозвищу Тишайший. Полное портретное сходство карточного персонажа и императора в те времена было бы понято как дерзость, поэтому внешне король черви на последнего русского императора не похож.
Пиковый Король * Иван Грозный. Сравните короля на этой карте с царем на картине 1875 года «Иван Грозный показывает сокровища английскому послу Горсею». Оригинал полотна выставлен в «Русском музее» в Петербурге. На картине еще можно рассмотреть щиты, очень похожие на щиты с тузов в русской колоде.
Трефовый Король * Граф Михаил Николаевич Граббе, главнокомандующий войсками гвардии и Петербургского военного округа, адъютант великого князя. Граббе прославился благодаря взятию неприступной крепости Ахульго во время Кавказской войны. Осада продолжалась 70 дней и запечатлена в истории панорамой художника-баталиста Франца Рубо «Штурм Аула Ахульго».
Бубновый Король * Николай Николаевич Гартонг. В костюме боярина 17 века перед нами шталмейстер высочайшего Двора.
Червовая Дама * Ксения Александровна в образе боярыни, сестра Николая II и супруга создателя русской военной авиации, князя Александра Михайловича. Княгиня азарту была не чужда, и в заграничных поездках с мужем посещала игорные заведения Монте-Карло (наш человек .
Пиковая Дама * Княгиня Юсупова. Зинаида Николаевна была крупной благотворительницей и владелицей подмосковной усадьбы Архангельское. Кроме доброты княгиня славилась своей красотой. Князь Феликс позже вспоминал: «Матушка была восхитительна. Высока, тонка, изящна, смугла и черноволоса, с блестящими, как звезды, глазами. Умна, образованна, артистична, добра. Чарам её никто не мог противиться».
Крестовая Дама * Елизавета Федоровна. Старшая сестра императрицы и супруга великого князя Сергея Александровича. Во время Первой мировой она помогала русским солдатам, заботилась о раненых, организовала мастерскую по сборке протезов, которая впоследствии выросла до первого в России протезного завода, он работает и сейчас. После прихода к власти большевиков Елизавета Федоровна Россию покидать отказалась, была арестована и позже убита большевиками.
Бубновая Королева * Графиня Толстая, фрейлина дочерей Николая Марии Федоровны и Александры, мемуаристка. Двоюродная тетушка Льва Толстого, которая оставила нам многостраничные воспоминания о писателе. Закат империи Александра Андреевна не застала: она умерла через год после пышного бала в возрасте 86 лет.
Червовый Валет * Николай Александрович Волков, военный моряк, контр-адмирал.
Пиковый Валет * Александр Николаевич Безак, действительный статский советник и адъютант великого князя Николая Михайловича. Любил путешествия и побывал в Африке, Японии, Индии, Испании, Греции.
Крестовый Валет * Романов Михаил Александрович. На младшего брат царя возлагали большие надежды, современники видели в его кандидатуре возможность к эволюционному развитию России и спасению империи. Михаил Александрович, понимая положение дел и оценивая реальные силы, на престол вступить отказался, позже был убит большевиками. В колоде “Русский стиль” Михаил в полевом наряде царевича 17 века.
Бубновый Валет * Великий князь Андрей Владимирович. Спасаясь от революции, он эмигрировал и дожил до 1956 года, стал последним великим князем дома Романовых. Женился на Матильде Феликсовне Кшесинской в 1921 году, а в 1936 она получила титул светлейшей княгини Романовской-Красинской. Фамилию Романовские носило несколько родов дома Романовых, идущие от морганатических браков (браков между людьми неравного положения). Добрачный и единственный сын Матильды был рожден от связи балерины и великого князя Сергея Михайловича, поэтому когда накануне Второй мировой войны вновь разрешено было использовать фамилию Романов, Владимир вернул себе родовое имя.
На тузах изображены щиты, окруженные древнерусским оружием и доспехами.
Добавлю несколько колоризированных фото участников бала
Княжна Зинаида Николаевна Юсупова в платье 17 века.
Графиня Елизавета Мусин-Пушкина.
Княжна Варвара Александровна Долгорукова.
Ольга Петровна Баранова, подруга императрицы Александры Федоровны.
Графиня Мария Александровна Келлер.
Великая княгиня Ксения Александровна Романова.
Колода «Русский стиль» пользовалась популярностью: Александровскую мануфактуру в 1917-м закрыли, а когда после революции возобновили ее работу, стали выпускать игральные карты по старым эскизам. Карты — часть культуры. Авторские колоды создавались художниками и часто на заказ — так люди пытались оставить себя и других в памяти истории.
Карты создавали, ориентируясь на фотографии, собранные в «Альбоме костюмированного бала в Зимнем дворце». Одежды королей, валетов и дам на игральных картах полностью повторяли костюмы участников бала-маскарада.
Удивительно то, что именно эта колода осталась в СССР самой популярной и продолжала выпускаться. Ведь даже карты часто использовали в целях пропаганды – печатали «Антирелигиозные карты», «Карты народностей СССР», «Антифашистские карты» и т. д. Но они не смогли конкурировать с «Русским стилем». И память о последнем костюмированном бале империи «легально» сохранялась на протяжении всего ХХ столетия.
- Поделиться
Костюмированный бал, состоявшийся в Зимнем дворце 11 и 13 февраля 1903 года — знаменитый маскарад, во время которого вся знать Российской империи присутствовала в чрезвычайно роскошных костюмах «допетровского времени».
Основным требованием к приглашенным было явиться в костюмах эпохи XVII в. Роскошный праздник в Зимнем дворце Санкт-Петербурга вошел в историю как самый известный и грандиозный бал времен царствования Николая II и как последний придворный бал императорской России. Все 390 гостей императорского бала были наряжены в стиле придворных всех мастей, бояр и боярынь, стрельцов и горожанок, воевод и крестьянок допетровской эпохи. Эскизы костюмов разработал художник Сергей Соломко, а шили их лучшие портные Российской империи.
Фотографы запечатлели всех именитых участников этого мероприятия, благодаря чему и появилась возможность воссоздать эти образы в игральных картах.
К 300-летию дома Романовых, десять лет спустя, вышла колода карт, где персонажи старших карт изображены в одеяниях, что носили до реформ Петра, на тузах нарисованы щиты с древнерусским оружием и доспехами, а карточная рубашка стилизована под ковровый узор. В валетах, дамах и королях можно разглядеть черты реально существовавших исторических личностей в маскарадных костюмах ушедших веков.
Червовый Король * Николай II: на балу он был в малиновом с белым одеянии с золотой вышивкой, такое носил царь Алексей по прозвищу Тишайший. Полное портретное сходство карточного персонажа и императора в те времена было бы понято как дерзость, поэтому внешне король черви на последнего русского императора не похож.
Пиковый Король * Иван Грозный. Сравните короля на этой карте с царем на картине 1875 года «Иван Грозный показывает сокровища английскому послу Горсею». Оригинал полотна выставлен в «Русском музее» в Петербурге. На картине еще можно рассмотреть щиты, очень похожие на щиты с тузов в русской колоде.
Трефовый Король * Граф Михаил Николаевич Граббе, главнокомандующий войсками гвардии и Петербургского военного округа, адъютант великого князя. Граббе прославился благодаря взятию неприступной крепости Ахульго во время Кавказской войны. Осада продолжалась 70 дней и запечатлена в истории панорамой художника-баталиста Франца Рубо «Штурм Аула Ахульго».
Бубновый Король * Николай Николаевич Гартонг. В костюме боярина 17 века перед нами шталмейстер высочайшего Двора.
Червовая Дама * Ксения Александровна в образе боярыни, сестра Николая II и супруга создателя русской военной авиации, князя Александра Михайловича. Княгиня азарту была не чужда, и в заграничных поездках с мужем посещала игорные заведения Монте-Карло (наш человек .
Пиковая Дама * Княгиня Юсупова. Зинаида Николаевна была крупной благотворительницей и владелицей подмосковной усадьбы Архангельское. Кроме доброты княгиня славилась своей красотой. Князь Феликс позже вспоминал: «Матушка была восхитительна. Высока, тонка, изящна, смугла и черноволоса, с блестящими, как звезды, глазами. Умна, образованна, артистична, добра. Чарам её никто не мог противиться».
Крестовая Дама * Елизавета Федоровна. Старшая сестра императрицы и супруга великого князя Сергея Александровича. Во время Первой мировой она помогала русским солдатам, заботилась о раненых, организовала мастерскую по сборке протезов, которая впоследствии выросла до первого в России протезного завода, он работает и сейчас. После прихода к власти большевиков Елизавета Федоровна Россию покидать отказалась, была арестована и позже убита большевиками.
Бубновая Королева * Графиня Толстая, фрейлина дочерей Николая Марии Федоровны и Александры, мемуаристка. Двоюродная тетушка Льва Толстого, которая оставила нам многостраничные воспоминания о писателе. Закат империи Александра Андреевна не застала: она умерла через год после пышного бала в возрасте 86 лет.
Червовый Валет * Николай Александрович Волков, военный моряк, контр-адмирал.
Пиковый Валет * Александр Николаевич Безак, действительный статский советник и адъютант великого князя Николая Михайловича. Любил путешествия и побывал в Африке, Японии, Индии, Испании, Греции.
Крестовый Валет * Романов Михаил Александрович. На младшего брат царя возлагали большие надежды, современники видели в его кандидатуре возможность к эволюционному развитию России и спасению империи. Михаил Александрович, понимая положение дел и оценивая реальные силы, на престол вступить отказался, позже был убит большевиками. В колоде “Русский стиль” Михаил в полевом наряде царевича 17 века.
Бубновый Валет * Великий князь Андрей Владимирович. Спасаясь от революции, он эмигрировал и дожил до 1956 года, стал последним великим князем дома Романовых. Женился на Матильде Феликсовне Кшесинской в 1921 году, а в 1936 она получила титул светлейшей княгини Романовской-Красинской. Фамилию Романовские носило несколько родов дома Романовых, идущие от морганатических браков (браков между людьми неравного положения). Добрачный и единственный сын Матильды был рожден от связи балерины и великого князя Сергея Михайловича, поэтому когда накануне Второй мировой войны вновь разрешено было использовать фамилию Романов, Владимир вернул себе родовое имя.
На тузах изображены щиты, окруженные древнерусским оружием и доспехами.
- Поделиться
Добавлю несколько колоризированных фото участников бала
Княжна Зинаида Николаевна Юсупова в платье 17 века.
Графиня Елизавета Мусин-Пушкина.
Княжна Варвара Александровна Долгорукова.
- Поделиться
Ольга Петровна Баранова, подруга императрицы Александры Федоровны.
- Поделиться
Графиня Мария Александровна Келлер.
- Поделиться
Великая княгиня Ксения Александровна Романова.
- Поделиться
Колода «Русский стиль» пользовалась популярностью: Александровскую мануфактуру в 1917-м закрыли, а когда после революции возобновили ее работу, стали выпускать игральные карты по старым эскизам. Карты — часть культуры. Авторские колоды создавались художниками и часто на заказ — так люди пытались оставить себя и других в памяти истории.
Карты создавали, ориентируясь на фотографии, собранные в «Альбоме костюмированного бала в Зимнем дворце». Одежды королей, валетов и дам на игральных картах полностью повторяли костюмы участников бала-маскарада.
Удивительно то, что именно эта колода осталась в СССР самой популярной и продолжала выпускаться. Ведь даже карты часто использовали в целях пропаганды – печатали «Антирелигиозные карты», «Карты народностей СССР», «Антифашистские карты» и т. д. Но они не смогли конкурировать с «Русским стилем». И память о последнем костюмированном бале империи «легально» сохранялась на протяжении всего ХХ столетия.
Комментарии
сохранила себе вашу запись - покажу мужу когда приеду ...
в Самаре купила колоду с котиками ..очень нравится...еще была когда то колода с индийскими артистами ...и с куклами Барби ...
но эта, описанная вами вне конкуренции...как что то теплое из детства..спасибо вам огромное
Очень интересно было читать. Вроде бы вещь такая простая. А оказалось, что здесь целая история -причем в прямом смысле слова. Наша история!
Спасибо большое за такой познавательный пост!
У меня есть такие карты -правда, маленькие- для пасьянсов.
Вставка изображения
Можете загрузить в текст картинку со своего компьютера: