Магазин handmade Присоединяйтесь к нам в соцсетях:
Присоединяйтесь к нам в соцсетях: ВКонтакте  facebook 

Как молиться за других?

Http://www.pravoslavie.ru/88137.html Игумен Нектарий (Морозов)
Редко ли бывает так, что мы даем обещания, а потом, много позже, ломаем голову и всё никак не можем взять в толк, как бы нам половчее их исполнить, чтобы не прослыть (да и не оказаться на самом деле) легкомысленными пустословами и хуже того – обманщиками? Кажется, очень часто. Случается это в основном тогда, когда мы, и правда, относимся к чьей-либо просьбе с изрядной долей легкомыслия и, даже не вслушавшись подчас по-настоящему в то, что от нас требуется или хотя бы ожидается, спешим ответить:

– Конечно! Всё сделаю, и не думайте сомневаться!

Ну а впоследствии, по сказанному выше, ищем способ, как бы нам то, на что мы уже подрядились, реализовать, и далеко не всегда результат размышлений наших оказывается удовлетворительным.

И вот удивительно: нередко подобную же ситуацию можно наблюдать, когда не о чем-то сверхсложном или до крайности необычном идет речь, а когда просят нас о вещи простой и естественной: помолиться.

Просят, и мы тотчас же с готовностью восклицаем:

– Конечно! Обязательно помолюсь!

А потом… А потом человек идет в храм и задает священнику вопрос, ответ на который, казалось бы, очевиден:

– Меня просили помолиться, я пообещал, а как мне это сделать?..

И вот действительно – как? Поминать просившего о молитве утром и вечером, полагать за него поклоны, читать акафисты и каноны, присоединять прошения о нем к чтению Псалтири и Евангелия, подавать записки на проскомидию, на молебен, заказывать сорокоуст? Наверное, правильно было бы, если бы, пообещав молиться, христианин уже представлял себе, как именно он будет это делать. Но и то правильно, что, затрудняясь, он спрашивает. Было бы хуже, если бы не спрашивал и не молился бы вообще, полагая, что для успокоения сердца просителя достаточно и обещания как такового, – так тоже бывает и не столь редко, как кто-то мог бы подумать.

Мне кажется, что вопрос: как мне в данном случае молиться? – сродни другому вопросу: как определить меру своего участия, когда меня просят о помощи делом или, например, деньгами? И ответ на него складывается из тех же самых составляющих: участвовать (молиться) надо по мере необходимости, по мере своего усердия, по мере возможностей, по степени близости нам человека, о котором идет речь, и, конечно же, по мере любви, которая живет в нашем сердце. И обязательно – с рассуждением.

По внешнему выражению своему и по продолжительности молитва может быть очень разной, главное – она не должна быть формальной, должна идти от сердца и совершаться с пониманием, о ком и о чем мы Господа просим. В остальном же… Есть у преподобного Силуана Афонского такие слова: «Молиться за людей – что кровь проливать». И это не только в том смысле, что молящийся чувствует боль другого человека как свою собственную, сопереживает, сострадает ему.

Молящийся должен быть готов взять на себя тяготу, которую несет тот, за кого он молится

Молящийся должен быть готов к тому, чтобы взять на себя какую-то часть того груза, который несет другой человек, понести его тяготу, разделить его скорбь: таков закон духовного восприятия, о котором говорит преподобный Марк Подвижник. Он объясняет, что восприятие это бывает двояким – невольным и вольным. Когда мы осуждаем человека, когда причиняем ему зло, то Господь попускает нам принять на себя какую-то часть его искушений и неприятностей. Когда же, напротив, любим человека и молимся о нем, то Бог, усматривая в нас готовность к самопожертвованию ради ближнего, дает нам спострадать с ним. Причем готовность эта, нашедшая свое выражение в молитвенном труде, иногда остается не до конца осознанной нами, и все, с чем сталкиваемся мы в итоге, вследствие молитвы, оказывается для нас совершенно неожиданным.

А надо – ожидать. Во-первых, потому что ожидаемое переносится гораздо легче. Во-вторых, потому что именно осознание такой реальности заставляет более трезво относиться к себе самому, правильнее понимать свою меру.

Неслучайно, отвечая на вопрос одного из своих учеников, преподобный Варсонофий Великий говорит, что будет достаточно, если тот, пообещав помолиться о ком-то, скажет однажды: «Господи, помилуй такого-то!» и воздохнет о нем от сердца. А большее, убеждает он этого инока, ему не по силам. Этот же совет можно, наверное, принять на свой счет и практически каждому из нас – и нам по силам немногое. Если говорить о чуть большем, то уместно поминать человека с той или иной степенью регулярности на своей обычной утренней или вечерней молитве – так же кратко, в ряду других людей, о которых мы молимся постоянно.

Но это, безусловно, в большей степени касается ситуаций, когда о молитве просит нас не очень хорошо знакомый нам человек. Другое дело, когда мы говорим о ком-то по-настоящему близком, о том, кого мы любим, с кем нас связывают узы дружбы, особенно если этот дорогой для нас человек попал в беду или тяжело заболел. Тут необходим труд совсем другого порядка: и просто усердная молитва, и акафисты, и каноны, и Евангелие с Псалтирью, и поминовение за богослужением.

А искушения, которые придется потерпеть… что ж, мужественное перенесение их делает нашу молитву сильней

Ну и, конечно, то же самое можно сказать и о молитве за тех наших близких, которые погибают, не в силах совладать со своими страстями, которые не могут справиться с алкогольной или наркотической зависимостью, проигрывают где-то последние деньги, живут греховно, распутно. Здесь можно и нужно либо вымолить их, «вытащить» на себе, либо, как выражался один подвижник, хотя бы стертые поклонами колени Господу показать. А искушения, которые придется при этом потерпеть… что ж, они должны быть – мужественное перенесение их делает нашу молитву гораздо сильней, наше мужество доказывает, что мы, и правда, любим, а молитва, споспешествуемая любовью, творит чудеса.

За оккультистов и сатанистов молитва опасна: она может быть не угодна Богу

Впрочем, бывают случаи, когда даже от молитвы за близких приходится отказаться, когда следует, смирившись, с печалью, но отступить. Это случаи, разумеется, особого рода: если наши близкие всерьез увлеклись оккультизмом, если они занимаются экстрасенсорикой или колдовством, не говоря уже о прямом, сознательном служении темной силе, то молитва за них становится по-настоящему опасной. И более того, зачастую она перестает быть богоугодной. Даже такой великий праведник и молитвенник, как афонский старец Ефрем Катунакский, ученик старца Иосифа Исихаста, подвизавшийся на Святой горе в XX столетии, признавался, что не мог молиться о своем брате-оккультисте, пока тот был жив, поскольку чувствовал каждый раз, что Господь его молитвы не приемлет, «наказывает» его за нее. Он только тогда возобновил молитвы о брате, когда тот отошел в мир иной и уже не мог творить тех беззаконий, которыми была наполнена его жизнь прежде. Что уж тут о нас говорить…

Конечно, рассуждая о молитве за ближних, я отдаю себе отчет в том, что готовых, раз и навсегда определенных «рецептов» в отношении ее быть не может: жизнь – живая, и любые правила очень часто требуют определенной корректировки. Какой? Это мы понимаем, если и сами, как жизнь, живые: сердце подсказывает, а здравый смысл, рассуждение позволяют в его правоте убедиться. Я просто попытался некие общие принципы проговорить, обозначить, зная по опыту, что нужда в этом насущная есть.

Молиться ведь обязательно надо. И если понимать как, то труд этот и легче подъемлется, и пользы больше приносит – и ближним, и нам самим.

Игумен Нектарий (Морозов)

27 ноября 2015 г.
Печать Получить код для блога/форума/сайта
Коды для вставки:

Скопируйте код и вставьте в окошко создания записи на LiveInternet, предварительно включив там режим "Источник"
HTML-код:
BB-код для форумов:

Как это будет выглядеть?
Страна Мам Как молиться за других?
Http://www.pravoslavie.ru/88137.html Игумен Нектарий (Морозов)
Редко ли бывает так, что мы даем обещания, а потом, много позже, ломаем голову и всё никак не можем взять в толк, как бы нам половчее их исполнить, чтобы не прослыть (да и не оказаться на самом деле) легкомысленными пустословами и хуже того – обманщиками? Кажется, очень часто. Читать полностью
 

Комментарии

babichvv1950
22 сентября 2018 года
0
Спасибо. Молюсь за близких ежедневно. Мне так легче, мысленно всегда с ними.
valesir57 (автор поста)
22 сентября 2018 года
0
В утреннем правиле в молитвослове в молитве "Озравии" есть перечень лиц, за которых нам бы надо молиться- посмотрите, это не только близкие и даже, если вдуматься, то в первую очередь мы должны молиться за обидчиков наших- они в опасности и только наше прощение и наша молитва могут им помочь.
babichvv1950
22 сентября 2018 года
0
Все правильно, спасибо. Так легче прощать и не помнить обид. Однако, не всегда получается.
valesir57 (автор поста)
22 сентября 2018 года
0
Господь поможет)
natusic230980
22 сентября 2018 года
0
спасибо
valesir57 (автор поста)
22 сентября 2018 года
0
Пожалуйста)
Ольга Прайм
22 сентября 2018 года
0
Спасибо, очень интересно и полезно!
valesir57 (автор поста)
22 сентября 2018 года
0
Пожалуйста))
вилина
27 сентября 2018 года
0
Если честно, не совсем поняла про следствие после молитвы. У человека онкозаболевание. Я искренне переживаю. Но не могу взять в толк, какие могут быть последствия и испытания после того. когда я в молитвах прошу облегчения страдания и здоровья человеку.
valesir57 (автор поста)
27 сентября 2018 года
0
Часть страданий возьмете на себя- у меня так с мамой было, у маминой сестры с мужем - поэтому "вымаливать" только близких, остальных поминать на утреннем правиле или еще как- но именно поминать, не беря на себя- оставляя их на милость Божию. Знаю случай, когда мать вымаливая ребенка, попросила Бога отдать болезнь ребенка ей- так и произошло- диабет у мамы, а ребенок здоров- но вот потом возникли сомнения, а на пользу ли такой расклад и, кажется, что первый, Божий вариант, мог быть полезнее- так что осторожно- Вам бы самой выстоять и семью не нагрузить утяжелением своей нагрузки, а сострадание никто не отменял- жалеете человека, так помяните его и это будет и Богу угодно, и помощь человеку большая. А самая большая помощь, когда мы меняемся в лучшую сторону: человек не молился перед едой, не освящал пищу, не испытывал благодарности Богу за хлеб- а Вы не забываете и молитесь, и благодарите- и это помощь всем дорогим для Вас людям- и так каждый раз.
вилина
27 сентября 2018 года
0
Есть повод подумать и поискать еще информацию на эту тему. Подобную трактовку встречаю впервые. Я, как тот Фома. не могу после первой же статьи вдруг откровенно принять все на веру. Мне интересно, что говорит на это церковь. а не отдельные люди.
valesir57 (автор поста)
27 сентября 2018 года
0
Поищите- мне ничего лучшего не попадалось; об этом же есть у Ольги Рожневой, как она поначалу всех записывала в синодик, а духовное лицо , посмотревшее его, оставило коротенький список- там остались, сколько я помню, те , за кого отвечаешь перед Богом по жизни. Помню мне самой хотелось всех, кто нуждался в помощи и попался на жизненном пути, записать на молитву- со временем пришел опыт, что поминать и молиться- это разные вещи. В Новом Завете как сказано: "Молитесь друг за друга да исцелеете"- вот на утреннем правиле "О здравии" и помолимся, а вот просить изменения участи- это уж монахи в первую очередь- "молиться- кровь проливать"- мы так не можем, мы можем только за маму-деток-мужа, а остальным- ну все в статье есть- перечитайте)).

Оставить свой комментарий

Вставка изображения

Можете загрузить в текст картинку со своего компьютера:


Закрыть
B i "

Поиск рецептов


Поиск по ингредиентам