Индикатор состояния души.
Качество молитвы свидетельствует об уровне внутренней жизни, она показатель нашего духовного состояния. «Молитва есть самый совершенный метод самопознания» (Иустин Попович). Мера нашей любви и веры к Богу усматривается в том, как мы молимся. Когда мы подвергаемся постоянной рассеянности - это служит признаком того что сердце наше находится в плену у земных пристрастий и попечений. Святитель Игнатий Брянчанинов советует молиться неспешно, что бы ни одно слово не ускользнуло от внимания. При этом необходим контроль над чувствами. «Богу нужно приносить молитвы тихие и смиренные. Любое разгорячения, экзальтация - недопустимы. Тем более недопустимо искать в молитве наслаждений».
Collapse
Первые признаки того, что Благодать начинает проявлять свое действие в душе заключаются в том, что ум начинает облекаться в слова молитвы, после чего на сердце приходит умиление. Самое важное правило молитвы дано нам преподобным Иоанном Лествичником. «Мысль (ум) заключай в слова молитвы». ВО ВРЕМЯ МОЛИТВЫ УМ ДОЛЖЕН УСПЕВАТЬ ВМЕЩАТЬСЯ В СЛОВА МОЛИТВЫ КАК В ФОРМЫ. Этого сложно добиться при поспешном чтении молитв. Святитель Игнатий пишет в своих письмах «Внимание - душа молитвы».
Молитвенное правило нужно брать соответствующее духовному росту. Избегать крайностей. «Все что выше меры - от бесов». Распознается происходящее от бесов по смущению - непременному и неизбежному плоду их действий. Чистая молитва никогда не придёт без аскезы, без обстоятельного и всестороннего воздержания и ограничения себя в потребностях плоти, развлечении чувств и, на что особенно хочется обратить внимание, отсечения лишней и ненужной информации. Святые Отцы об этом не писали, поскольку в их время проблемы перенасыщенности информации не существовало. Даже духовные книги были мало кому доступны. Но в наше время ситуация совершенно другая.
Жёсткое насилие информацией преследует человека буквально на каждом шагу его жизни. Реклама, новостной ряд, интернет с его социальными сетями, развлечениями, и прочь заполняет шлаком нечистот наш мозг который плавает в этом грязном и вонючем болоте носимый его бурными волнами. Ум никогда не сможет внимательно молиться пока в нем будут плавать в огромном количестве мелкие и крупные косяки информационных рыб. СМИ - это сквозняк ада, и оттуда нам задувают все что травит нашу душу. Сознательная и осмысленная борьба с информационным насилием - одна из приоритетных духовных браней которую должен вести христианин живя в современном мире. Святые Отцы также учили о том, что воображение - наш враг. «Внимай и бди - не принимай никакого образа. Иначе он вмиг становится для ума идолом, требующим поклонения. Тогда блуждающий ум начнет живописать все более приятные картины, уводя в запретную зону. Только молитвой можно разрушить возникающий образ, да и то лишь в самом начале. Насколько промедлишь - настолько и пострадаешь, и на большие труды обречешь себя, сражаясь с заполонившими душу идолами» ( преп. Ефрем Святогорец).
Механическая молитва - буддийская молельная «мельница». Это очень опасная и страшная вещь, за которую нас ждет гнев Божий. Увы, эту «мельницу» можно часто наблюдать в «молитве» наших церковных чтецов, певцов, и даже духовенства. Праведный Иоанн Кронштадский считал «поспешную и рассеянную молитву одним лишь воздухобиением». Преподобный Серафим Саровский сравнивал монахов которые не соединяют внешнюю и внутреннюю молитву с «черными обугленными головешками». Преподобный Симеон Новый Богослов говорит о том, что уж лучше не молиться совсем чем молиться с небрежением, как попало, мимоходом, потому что Бог таким уготовал проклятие (Иеремия 48:10).
Когда у нас умирают родители или дети, мы не берём книгу чтобы по ней плакать. Так и наши богослужебные книги это лишь подспорье для умно-сердечной молитвы. Носитель благодатного опыта преподобный Макарий Глухарев по воспоминаниям учеников так учил их молиться: «Подошел ко мне архимандрит и говорит «Ну как ты молишься, повторяй за мной «Отец наш Небесный». Я повторил. «Нет, не так, ты усерднее от души скажи» - и возвысив тон голоса произнес - «Отец Ты наш Небесный». Я повторил уже со вниманием и чувством. «Нет, нет - говорит - ты еще поусерднее и покрепче скажи: «Отец ты наш Небесный». Сердце забилось, я сам возвысил голос и из глубины души воззвал: «Отец ты наш Небесный». И слёзы полились из глаз. «Ну, молись так, молись», - одобрительно сказал старец и пошёл к другим богомольцам» (прот. Тихон Пелих. Старец)
Необоснованным является опущение ежедневного чтения Слова Божия. Чтение Нового Завета - обязательная часть молитвенного правила! Его нужно читать молитвенно, как это и делал архимандрит Кирилл Павлов. Его ученик старец Симон Бескровный (Симеон Афонский) пишет в своем письме: «Хорошо избрать своим молитвенным деланием чтение Евангелия - оно хорошо ложится на сердце и помогает и своей душе и душам близких. Перед чтением Евангелия мы кратко молимся Господу о своих нуждах и о наших близких, а затем читаем главу Евангелия и две главы Апостола. Многие знакомые монахини стали духовной опорой для людей благодаря такому молитвенному чтению слова Христова». Между вечерним и утренним молитвенным правилом в сердце и на уме должна быть Иисусова молитва. «Пусть Имя Иисусово будет с тобой везде дома, в дороге, на постели, за столом, и везде» (святитель Феофан Затворник).
В заключении этой части публикации по Исихазму мы приведем чудный пример воспитания юной души из дневника генерал - адьютанта адмирала Арсеньева Димитрия Сергеевича, воспитателя и попечителя великих князей Сергия и Павла Александровичей Романовых.
«К десяти часам Великие князья прибыли вместе со мной в Ялтинскую церковь. На службе стояли хорошо, крестясь когда следует, причём старший, разумеется, следовал движениям младшего. Но если Сергей Александрович и стоял прилично, то без сердечного внимания и крестился механически; не было того чувства живого предстояния перед Богом, при котором молитва возможна и стояние в церкви не в тягость. Дай Бог, чтобы мне удалось внушить это чувство Сергею Александровичу, только тогда нечего будет бояться возвращения рассеянности».
Другой эпизод: «Предобеденную молитву Сергей Александрович читал без внимания, однако так, что я не имел повода ему ничего сказать. Молитву после обеда он сказал не только без внимания, но и с явным пренебрежением. Подозвав камердинера я приказал ему отвести Великого князя наверх и там остаться с ним. Сергей Александрович был очень сконфужен, заплакал, стал просить прощения, но я не обращая внимания на его слова, подтвердил приказание камердинеру. Через время, когда я поднялся наверх с Павлом Александровичем и няней, Сергей Александрович уже одумался и готов был слушать замечания. Тогда я ему ещё раз напомнил как много для него сделал Господь и как грешна неблагодарность к Богу. Это наказание очень подействовало и на Павла Александровича».
Ранее Дмитрий Сергеевич писал: «Суть воспитания Великих князей мне уже представлялась ясно. Я был убеждён что надо прежде всего укоренить в них сознание безсмертности своей души, веру в Бога и твёрдые христианские правила. Необходима привычка испытывать все свои поступки, усердная и внимательная молитва, жизнь в присутствие Божьем и постепенное укоренение убеждения что жизни земная есть великая и серьезные обязанность, ведущая нас к вечности, и за которую мы подлежим серьезной ответственности. Всё это я считал необходимым внушить как основу воспитания и основу жизни. Я был убеждён, что надо прежде всего ребёнка, а потом и юношу, заставить полюбить добро и добродетель и, еще до наступления возраста страстей, зажечь в душе живое чувство веры и любви к Богу и ближнему. Создать сознательное и твёрдое внутренние сердечное предпочтение добра злу, внушить любовь к добру, и что если это не удастся, то и воспитание должно считаться неудавшимся».
Если бы наша система воспитания и образования ставила те же цели, что и Димитрий Сергеевич воспитывая Великий князей, то мы бы жили в совершенно другом обществе. Но сегодня мы пожинаем то что посеяли, а то что еще растет будет намного страшнее. (продолжение следует)
https://priest-ruabko.livejournal.com/108026.html
Индикатор состояния души.
Collapse
Первые признаки того, что Благодать начинает проявлять свое действие в душе заключаются в том, что ум начинает облекаться в слова молитвы, после чего на сердце приходит умиление. Самое важное правило молитвы дано нам преподобным Иоанном Лествичником. «Мысль (ум) заключай в слова молитвы». ВО ВРЕМЯ МОЛИТВЫ УМ ДОЛЖЕН УСПЕВАТЬ ВМЕЩАТЬСЯ В СЛОВА МОЛИТВЫ КАК В ФОРМЫ. Этого сложно добиться при поспешном чтении молитв. Святитель Игнатий пишет в своих письмах «Внимание - душа молитвы».
Молитвенное правило нужно брать соответствующее духовному росту. Избегать крайностей. «Все что выше меры - от бесов». Распознается происходящее от бесов по смущению - непременному и неизбежному плоду их действий. Чистая молитва никогда не придёт без аскезы, без обстоятельного и всестороннего воздержания и ограничения себя в потребностях плоти, развлечении чувств и, на что особенно хочется обратить внимание, отсечения лишней и ненужной информации. Святые Отцы об этом не писали, поскольку в их время проблемы перенасыщенности информации не существовало. Даже духовные книги были мало кому доступны. Но в наше время ситуация совершенно другая.
Жёсткое насилие информацией преследует человека буквально на каждом шагу его жизни. Реклама, новостной ряд, интернет с его социальными сетями, развлечениями, и прочь заполняет шлаком нечистот наш мозг который плавает в этом грязном и вонючем болоте носимый его бурными волнами. Ум никогда не сможет внимательно молиться пока в нем будут плавать в огромном количестве мелкие и крупные косяки информационных рыб. СМИ - это сквозняк ада, и оттуда нам задувают все что травит нашу душу. Сознательная и осмысленная борьба с информационным насилием - одна из приоритетных духовных браней которую должен вести христианин живя в современном мире. Святые Отцы также учили о том, что воображение - наш враг. «Внимай и бди - не принимай никакого образа. Иначе он вмиг становится для ума идолом, требующим поклонения. Тогда блуждающий ум начнет живописать все более приятные картины, уводя в запретную зону. Только молитвой можно разрушить возникающий образ, да и то лишь в самом начале. Насколько промедлишь - настолько и пострадаешь, и на большие труды обречешь себя, сражаясь с заполонившими душу идолами» ( преп. Ефрем Святогорец).
Механическая молитва - буддийская молельная «мельница». Это очень опасная и страшная вещь, за которую нас ждет гнев Божий. Увы, эту «мельницу» можно часто наблюдать в «молитве» наших церковных чтецов, певцов, и даже духовенства. Праведный Иоанн Кронштадский считал «поспешную и рассеянную молитву одним лишь воздухобиением». Преподобный Серафим Саровский сравнивал монахов которые не соединяют внешнюю и внутреннюю молитву с «черными обугленными головешками». Преподобный Симеон Новый Богослов говорит о том, что уж лучше не молиться совсем чем молиться с небрежением, как попало, мимоходом, потому что Бог таким уготовал проклятие (Иеремия 48:10).
Когда у нас умирают родители или дети, мы не берём книгу чтобы по ней плакать. Так и наши богослужебные книги это лишь подспорье для умно-сердечной молитвы. Носитель благодатного опыта преподобный Макарий Глухарев по воспоминаниям учеников так учил их молиться: «Подошел ко мне архимандрит и говорит «Ну как ты молишься, повторяй за мной «Отец наш Небесный». Я повторил. «Нет, не так, ты усерднее от души скажи» - и возвысив тон голоса произнес - «Отец Ты наш Небесный». Я повторил уже со вниманием и чувством. «Нет, нет - говорит - ты еще поусерднее и покрепче скажи: «Отец ты наш Небесный». Сердце забилось, я сам возвысил голос и из глубины души воззвал: «Отец ты наш Небесный». И слёзы полились из глаз. «Ну, молись так, молись», - одобрительно сказал старец и пошёл к другим богомольцам» (прот. Тихон Пелих. Старец)
Необоснованным является опущение ежедневного чтения Слова Божия. Чтение Нового Завета - обязательная часть молитвенного правила! Его нужно читать молитвенно, как это и делал архимандрит Кирилл Павлов. Его ученик старец Симон Бескровный (Симеон Афонский) пишет в своем письме: «Хорошо избрать своим молитвенным деланием чтение Евангелия - оно хорошо ложится на сердце и помогает и своей душе и душам близких. Перед чтением Евангелия мы кратко молимся Господу о своих нуждах и о наших близких, а затем читаем главу Евангелия и две главы Апостола. Многие знакомые монахини стали духовной опорой для людей благодаря такому молитвенному чтению слова Христова». Между вечерним и утренним молитвенным правилом в сердце и на уме должна быть Иисусова молитва. «Пусть Имя Иисусово будет с тобой везде дома, в дороге, на постели, за столом, и везде» (святитель Феофан Затворник).
В заключении этой части публикации по Исихазму мы приведем чудный пример воспитания юной души из дневника генерал - адьютанта адмирала Арсеньева Димитрия Сергеевича, воспитателя и попечителя великих князей Сергия и Павла Александровичей Романовых.
«К десяти часам Великие князья прибыли вместе со мной в Ялтинскую церковь. На службе стояли хорошо, крестясь когда следует, причём старший, разумеется, следовал движениям младшего. Но если Сергей Александрович и стоял прилично, то без сердечного внимания и крестился механически; не было того чувства живого предстояния перед Богом, при котором молитва возможна и стояние в церкви не в тягость. Дай Бог, чтобы мне удалось внушить это чувство Сергею Александровичу, только тогда нечего будет бояться возвращения рассеянности».
Другой эпизод: «Предобеденную молитву Сергей Александрович читал без внимания, однако так, что я не имел повода ему ничего сказать. Молитву после обеда он сказал не только без внимания, но и с явным пренебрежением. Подозвав камердинера я приказал ему отвести Великого князя наверх и там остаться с ним. Сергей Александрович был очень сконфужен, заплакал, стал просить прощения, но я не обращая внимания на его слова, подтвердил приказание камердинеру. Через время, когда я поднялся наверх с Павлом Александровичем и няней, Сергей Александрович уже одумался и готов был слушать замечания. Тогда я ему ещё раз напомнил как много для него сделал Господь и как грешна неблагодарность к Богу. Это наказание очень подействовало и на Павла Александровича».
Ранее Дмитрий Сергеевич писал: «Суть воспитания Великих князей мне уже представлялась ясно. Я был убеждён что надо прежде всего укоренить в них сознание безсмертности своей души, веру в Бога и твёрдые христианские правила. Необходима привычка испытывать все свои поступки, усердная и внимательная молитва, жизнь в присутствие Божьем и постепенное укоренение убеждения что жизни земная есть великая и серьезные обязанность, ведущая нас к вечности, и за которую мы подлежим серьезной ответственности. Всё это я считал необходимым внушить как основу воспитания и основу жизни. Я был убеждён, что надо прежде всего ребёнка, а потом и юношу, заставить полюбить добро и добродетель и, еще до наступления возраста страстей, зажечь в душе живое чувство веры и любви к Богу и ближнему. Создать сознательное и твёрдое внутренние сердечное предпочтение добра злу, внушить любовь к добру, и что если это не удастся, то и воспитание должно считаться неудавшимся».
Если бы наша система воспитания и образования ставила те же цели, что и Димитрий Сергеевич воспитывая Великий князей, то мы бы жили в совершенно другом обществе. Но сегодня мы пожинаем то что посеяли, а то что еще растет будет намного страшнее. (продолжение следует)
https://priest-ruabko.livejournal.com/108026.html
Индикатор состояния души.
Комментарии
Вставка изображения
Можете загрузить в текст картинку со своего компьютера: