Копилка из соцсетей: о воспитании детей в вере.
Со страницы о. Дениса Костомарова в ФБ
Немного об увлеченности.
Я довольно часто напоминаю прихожанам, что нельзя принуждать детей к исполнению обрядовых предписаний христианства. Например, что пост должен быть добровольным, а для ребенка еще и минимальным. Что нельзя заставлять молиться, категорически нельзя заставлять ходить на службы. Что, в целом, ни в коем случае нельзя привить ребенку чувство, что "христианская жизнь", - это вычитывание молитвенных правил, посещение служб и правильная диета. Потому что "христианская жизнь", - милосердие и вера, влюбленность в евангельский образ Бога, увлеченность вечным и неуловимым.
К сожалению, и в храме, и вне храма я постоянно вижу, как увлеченный родитель начинает делать из ребенка подобного себе. И именно потому, что взрослый испытывает потребность найти панацею от сложной жизни. А ей может быть, что угодно: веганство, йога, доходящая до фанатизма религиозная вера, либеральные или консервативные политические убеждения, какой-нибудь феминизм или родноверие.
Я реалист и знаю, что панацеи нет. Нет универсальных рецептов, нет способа окончательно бежать от внутренних демонов. Во что бы мы не верили, все равно в какой-то момент окажемся один на один со сложным миром и темной стороной луны. Без универсального оружия, лицом к лицу.
И если научить человека видеть мир узко, то в один из моментов он окажется беззащитен перед запутанной картиной перед глазами. Потому что то, что, как ему внушали, должно лечить все болезни, совершенно бесполезно в данной конкретной ситуации. И такие разочарования тяжелы: в такие моменты ты ощущаешь себя прозревшим слепцом, учащимся вновь познавать мир. Потерявшимся.
Если попытаться что-то написать в заключение, то скажу, что христианство может и призвано расширять горизонт, а не сужать. Внутренняя красота учения Иисуса из Назарета в свободе, в иной системе координат, где враг должен стать другом, а дальний, - ближним. И это нельзя редуцировать до частностей, до обрядовых предписаний. И уж тем более придавая им решающее значение. Да, так проще. Но тогда мы иной угол видения мира делаем чем-то себе противоположным, еще одной формой миража.
Иначе говоря, берегите детей.
С Крестопоклонной!
Немного об увлеченности.
Я довольно часто напоминаю прихожанам, что нельзя принуждать детей к исполнению обрядовых предписаний христианства. Например, что пост должен быть добровольным, а для ребенка еще и минимальным. Что нельзя заставлять молиться, категорически нельзя заставлять ходить на службы. Что, в целом, ни в коем случае нельзя привить ребенку чувство, что "христианская жизнь", - это вычитывание молитвенных правил, посещение служб и правильная диета. Потому что "христианская жизнь", - милосердие и вера, влюбленность в евангельский образ Бога, увлеченность вечным и неуловимым.
К сожалению, и в храме, и вне храма я постоянно вижу, как увлеченный родитель начинает делать из ребенка подобного себе. И именно потому, что взрослый испытывает потребность найти панацею от сложной жизни. А ей может быть, что угодно: веганство, йога, доходящая до фанатизма религиозная вера, либеральные или консервативные политические убеждения, какой-нибудь феминизм или родноверие.
Я реалист и знаю, что панацеи нет. Нет универсальных рецептов, нет способа окончательно бежать от внутренних демонов. Во что бы мы не верили, все равно в какой-то момент окажемся один на один со сложным миром и темной стороной луны. Без универсального оружия, лицом к лицу.
И если научить человека видеть мир узко, то в один из моментов он окажется беззащитен перед запутанной картиной перед глазами. Потому что то, что, как ему внушали, должно лечить все болезни, совершенно бесполезно в данной конкретной ситуации. И такие разочарования тяжелы: в такие моменты ты ощущаешь себя прозревшим слепцом, учащимся вновь познавать мир. Потерявшимся.
Если попытаться что-то написать в заключение, то скажу, что христианство может и призвано расширять горизонт, а не сужать. Внутренняя красота учения Иисуса из Назарета в свободе, в иной системе координат, где враг должен стать другом, а дальний, - ближним. И это нельзя редуцировать до частностей, до обрядовых предписаний. И уж тем более придавая им решающее значение. Да, так проще. Но тогда мы иной угол видения мира делаем чем-то себе противоположным, еще одной формой миража.
Иначе говоря, берегите детей.
С Крестопоклонной!
Комментарии
Вставка изображения
Можете загрузить в текст картинку со своего компьютера: