Помогите, ребенок не ест!
В замечательной теме у Мia_Maria (https://www.stranamam.ru/post/1330089/) было несколько жалоб на то, что ребенок отказывается есть, сколько ни заставляй и ни наказывай. Так как со всеми тремя нашими детьми (почти 7, почти 4 и год) у нас такой проблемы нет, мне кажется, у меня есть что сказать по этому поводу
Я буду сейчас говорить о здоровых детях, без диагностированных нарушений аппетита и тому подобного, без диагностированного (а не кажущегося бабушкам) истощения.
Проблема номер один, как всегда, в родителях.
Родители считают, что ребенок должен есть 1) определенную еду, 2) в определенное время и 3) в определенных количествах. Если какой-то из этих пунктов не соблюдается - родители считают, что ребенок "не ест". При этом на самом деле ребенок ест, но мало (по мнению родителя), или не ест за обедом, а ест бутерброды, или не ест суп, но вполне себе готов есть конфеты и пить кока-колу.
Итак, первое, что нужно, это поворот в мозгах. Если ребенок ест две ложки за обедом - он ест. Если ребенок ест конфеты - он ест. Это может быть неприятно и неполезно, но он не умрет с голоду, непосредственной угрозы его жизни нет, накал страстей можно сбавить.
Второй поворот в мозгах: еда - это то, что нужно ребенку. Ребенок не должен есть "за бабушку, за дедушку". Ребенок ест для себя, потому что ему это нужно. Когда ребенок начинает есть не для себя, а для кого-то другого - нарушается один из основных механизмов работы его организма, ощущение голода, насыщения, контроля над основными своими действиями.
Теперь сначала. Как, мне кажется, нам удается выращивать детей, которые едят на зависть всем родителям
1. Грудное вскармливание по требованию, без сосок и бутылок. С младшим - искусственное/смешанное вскармливание по требованию (да, так тоже можно). Ребенок захотел есть - поел. Не хочет - не ест. Никаких правильных доз в миллилитрах и взвешиваний до и после. Ребенок сам знает, сколько ему надо.
(Надо учесть, что бывают исключения - отказы от груди и, наверное, от смеси - об этом можно прочитать в группе про грудное вскармливание, тут я углубляться не буду).
2. Прикорм. Та же история. На мой взгляд, не так принципиально, педагогический это прикорм или педиатрический, если отказаться от идеи, что ребенок должен съесть какое-то количество какой-то еды в какое-то время. То есть
а) не вводить прикорм, пока ребенок к этому не готов (признаки готовности тоже можно найти в группе по ГВ или на соответствующих сайтах),
б) если ребенок хочет есть, он ест, если не хочет - не ест. Никаких самолетиков-влетающих-в-ангар, никакого кормления под телевизор итд.
в) время еды - приятное время. Ребенок сидит за столом вместе со всеми, если он хочет - ему дают куски в руку или его кормят. Иногда ему приходится требовать еду какое-то время, потому что его не успевают кормить
Но НЕ так, что ребенок сидит один в стульчике с отдельным столом, все внимание взрослого обращено на то, как бы запихнуть в него положенную дозу пюре из банки.
Еще раз - ребенок ест для себя, не для того, чтобы доставить удовольствие маме, не потому, что пришло время съесть 150 мл из вот этой баночки.
3. Когда ребенок способен есть сам, он ест сам. Его не докармливают из ложечки и не уговаривают съесть еще кусочек. Если ребенок хочет есть - он будет есть, даже если ложка иногда не попадает в рот
Если ребенок не хочет есть, значит ему это не надо.
4. Еду не обязательно доедать и сидеть над ней часами. Наелся - скажи спасибо и встань из-за стола.
Впрочем, если ты встал из-за стола, не притронувшись к еде, и тут же просишь конфет - то конфет не будет. И другой еды тоже не будет. Мы не готовим каждому отдельно (но готовим так, чтобы каждый мог есть то, что дают). Если все-таки хочешь есть - то вот твоя тарелка
5. Ребенка НЕ хвалят за то, как он "хорошо кушает" и какой он молодец, что хочет добавки. Еда - это удовольствие для ребенка, НЕ способ доставить удовольствие окружающим.
Какие-то намеки на проблемы с едой у наших старших детей появились после того, как они пошли в сад и их начали там хвалить за то, как хорошо они едят и ставить другим детям в пример. Они начали пытаться выторговать сладости в обмен на то, что они доедят суп или съедят еще одну котлету. До этого такого никогда не было. К счастью, если в ответ крутить пальцем у виска и говорить, что лучше нам супа больше достанется, они понимают, что дома другие ценности
Итого сравним два подхода.
Первый. Ребенок должен съедать положенную дозу смеси из бутылки раз в три часа, положенную дозу пюре из банки, первое-второе-и-компот. Ребенок не хочет положенные дозы, потому что он человек (а вам будет приятно, если в вас будут впихивать еду несмотря на то, что вы сейчас не голодны, или болеете и нет аппетита, или не любите разваренные кабачки?
) Мама страдает, что ребенок не ест. Мама впихивает в ребенка положенные дозы. Ребенок усваивает, что есть - это неприятное, но необходимое действие, которое он сам контроллировать никак не может. Ребенок не ощущает радости от того, что он съел суп и котлету. Ребенок понимает, что если он поест - это доставит удовольствие маме, если не поест - мама расстроится. Ребенок понимает, что он не может выбрать, что, как и когда есть, но может выбрать НЕ ЕСТЬ. Это его способ контроля. Еда - это эффективный путь достижения того, что он хочет (я съем суп, мама обрадуется и даст конфету). Ребенок не успевает почувствовать голод, потому что обычно в него впихивают больше еды, чем ему реально нужно. В результате ребенок не чувствует удовольствия от утоления голода и насыщения тем же супом. Зато удовольствие от поедания сладкого ему вполне доступно.
Второй. Еда - это потребность ребенка, которую он сам может утолить. Ребенок может есть, если хочет. А может не есть. Родители не радуются аппетиту ребенка и не ругают его за то, что он не ест. Ребенок чувствует голод, ест и насыщается. Это приятно. Обед в кругу семьи - это тоже приятно. Приятно ощущать разные вкусы и пробовать разную еду.
Наши дети иногда оставляют нетронутыми тарелки и идут играть. Иногда они сжирают килограмм брокколи и чуть ли не дерутся за жареный лук. Иногда они съедают тарелку каши и просят еще, а иногда отказываются завтракать вовсе. У нас нет проблем с тем, что дети не едят, как нет проблем и с тем, что не едим мы сами

Я буду сейчас говорить о здоровых детях, без диагностированных нарушений аппетита и тому подобного, без диагностированного (а не кажущегося бабушкам) истощения.
Проблема номер один, как всегда, в родителях.
Родители считают, что ребенок должен есть 1) определенную еду, 2) в определенное время и 3) в определенных количествах. Если какой-то из этих пунктов не соблюдается - родители считают, что ребенок "не ест". При этом на самом деле ребенок ест, но мало (по мнению родителя), или не ест за обедом, а ест бутерброды, или не ест суп, но вполне себе готов есть конфеты и пить кока-колу.
Итак, первое, что нужно, это поворот в мозгах. Если ребенок ест две ложки за обедом - он ест. Если ребенок ест конфеты - он ест. Это может быть неприятно и неполезно, но он не умрет с голоду, непосредственной угрозы его жизни нет, накал страстей можно сбавить.
Второй поворот в мозгах: еда - это то, что нужно ребенку. Ребенок не должен есть "за бабушку, за дедушку". Ребенок ест для себя, потому что ему это нужно. Когда ребенок начинает есть не для себя, а для кого-то другого - нарушается один из основных механизмов работы его организма, ощущение голода, насыщения, контроля над основными своими действиями.
Теперь сначала. Как, мне кажется, нам удается выращивать детей, которые едят на зависть всем родителям

1. Грудное вскармливание по требованию, без сосок и бутылок. С младшим - искусственное/смешанное вскармливание по требованию (да, так тоже можно). Ребенок захотел есть - поел. Не хочет - не ест. Никаких правильных доз в миллилитрах и взвешиваний до и после. Ребенок сам знает, сколько ему надо.
(Надо учесть, что бывают исключения - отказы от груди и, наверное, от смеси - об этом можно прочитать в группе про грудное вскармливание, тут я углубляться не буду).
2. Прикорм. Та же история. На мой взгляд, не так принципиально, педагогический это прикорм или педиатрический, если отказаться от идеи, что ребенок должен съесть какое-то количество какой-то еды в какое-то время. То есть
а) не вводить прикорм, пока ребенок к этому не готов (признаки готовности тоже можно найти в группе по ГВ или на соответствующих сайтах),
б) если ребенок хочет есть, он ест, если не хочет - не ест. Никаких самолетиков-влетающих-в-ангар, никакого кормления под телевизор итд.
в) время еды - приятное время. Ребенок сидит за столом вместе со всеми, если он хочет - ему дают куски в руку или его кормят. Иногда ему приходится требовать еду какое-то время, потому что его не успевают кормить

Еще раз - ребенок ест для себя, не для того, чтобы доставить удовольствие маме, не потому, что пришло время съесть 150 мл из вот этой баночки.
3. Когда ребенок способен есть сам, он ест сам. Его не докармливают из ложечки и не уговаривают съесть еще кусочек. Если ребенок хочет есть - он будет есть, даже если ложка иногда не попадает в рот

4. Еду не обязательно доедать и сидеть над ней часами. Наелся - скажи спасибо и встань из-за стола.
Впрочем, если ты встал из-за стола, не притронувшись к еде, и тут же просишь конфет - то конфет не будет. И другой еды тоже не будет. Мы не готовим каждому отдельно (но готовим так, чтобы каждый мог есть то, что дают). Если все-таки хочешь есть - то вот твоя тарелка

5. Ребенка НЕ хвалят за то, как он "хорошо кушает" и какой он молодец, что хочет добавки. Еда - это удовольствие для ребенка, НЕ способ доставить удовольствие окружающим.
Какие-то намеки на проблемы с едой у наших старших детей появились после того, как они пошли в сад и их начали там хвалить за то, как хорошо они едят и ставить другим детям в пример. Они начали пытаться выторговать сладости в обмен на то, что они доедят суп или съедят еще одну котлету. До этого такого никогда не было. К счастью, если в ответ крутить пальцем у виска и говорить, что лучше нам супа больше достанется, они понимают, что дома другие ценности

Итого сравним два подхода.
Первый. Ребенок должен съедать положенную дозу смеси из бутылки раз в три часа, положенную дозу пюре из банки, первое-второе-и-компот. Ребенок не хочет положенные дозы, потому что он человек (а вам будет приятно, если в вас будут впихивать еду несмотря на то, что вы сейчас не голодны, или болеете и нет аппетита, или не любите разваренные кабачки?

Второй. Еда - это потребность ребенка, которую он сам может утолить. Ребенок может есть, если хочет. А может не есть. Родители не радуются аппетиту ребенка и не ругают его за то, что он не ест. Ребенок чувствует голод, ест и насыщается. Это приятно. Обед в кругу семьи - это тоже приятно. Приятно ощущать разные вкусы и пробовать разную еду.
Наши дети иногда оставляют нетронутыми тарелки и идут играть. Иногда они сжирают килограмм брокколи и чуть ли не дерутся за жареный лук. Иногда они съедают тарелку каши и просят еще, а иногда отказываются завтракать вовсе. У нас нет проблем с тем, что дети не едят, как нет проблем и с тем, что не едим мы сами

Комментарии
↑ Перейти к этому комментарию
Такая же ситуация. Я тоже говорю: "Не хочешь - не ешь, нам больше достанется." Может быть хорошая мама и не должна так говорить, незнаю.
и я давилась(((( при возможности - скидывала остатки в унитаз.
а вот родители никогда не пичкали. не ешь? значит сытый. заставлять никто не будет.
Представьте себе, что вы, например, всегда пьете чашку кофе по утрам. Вы его очень любите и не считаете это вредным, наоборот - без кофе вы не можете проснуться и день проходит зря.
И тут кто-то решает за вас без всяких видимых причин, что кофе вам вреден и, ничего не объясняя, не дает вам пить вашу утреннюю чашку. Что вы почувствуете? Вам не будет неприятно? Вы не выразите ваше недовольство каким-то образом?
Почему же ребенок, которого лишают бутылки, которая ему явно очень нужна, "манипулирует" родителями, если выражает свои чувства по этому поводу?
Откуда ребенок, у которого проблемы с едой, берет конфеты килограммами?
↑ Перейти к этому комментарию
Я вижу тут много эмоций и мало фактов и понимания ситуации. Я думаю, дело в том, что вы пишете не о своей семье. В другой семье свои ценности, порядки и правила. Ваша дочь, наверное, ела бы обед по режиму. Но вы говорите не о вашей дочери
↑ Перейти к этому комментарию
Мой подход. Хотя, я иногда ломаюсь и даю конфету просто так... Но у нас нет проблемы, что деть не ест.
Мой подход. Хотя, я иногда ломаюсь и даю конфету просто так... Но у нас нет проблемы, что деть не ест.
↑ Перейти к этому комментарию
↑ Перейти к этому комментарию
↑ Перейти к этому комментарию
↑ Перейти к этому комментарию
То есть вы готовы не готовить то, что не любит муж? Почему тогда вы не готовы не готовить то, что не любит ребенок?
↑ Перейти к этому комментарию
Кстате ребенок практически не ест, но если вес прибавляет, то и беспокоится не стоит
после прочтения твоего поста решила убрать столик у ребенка и поробовать покормить его со стола.
у нас есть проблема - он возит руками в тарелке, а потом эту тарелку одним четким ударом скидывает на пол. как быть?
а, и еще выкладывает кусочки на стол и там их размазывает
Это как раз нормально для этого возраста.
Смотря насколько это мешает. Вообще это нормальный познавательный интерес у ребенка, он узнает, как ведут себя предметы, если их кидать на пол, и как ощущается еда, если ее размазать
видимо, да, т.к. мы опять с поносом
а когда будет ненормально?
не особо мешает, но не нраивится однозначно. а как быть без тарелки?
Ну, мы просто даем кусочки, которые можно положить на стол.
кусок яблока, кусок картошки это я могу понять. а кашу? давать только то, что можно есть без тарелки? у меня вот сын очень любит банан, а еще больше любит его уронить на пол и тут же по нему размазать
С сыном другая история, ему одной груди мало, приходится кормить. Тупо кормим кашей с ложки, тарелку не даем
просто хочется сидеть вместе за столом.
но у нас проблема - нету совместных семейных приемов пищи, каждый ест, когда вздумается и как вздумается и что вздумается
тем более, комп на кухне
Вчера пришли вечером с прогулки. По идее нуна было ужинать. Моя с порога начала орать тортик. Че надо было делать? Давать тортик сразу? Потом она показания сменила заорала бульон, покушала суп, доела макароны, оставшиеся с "полдника" и только потом получила тортик. Этта сафсем неправильно или все норм?
ЗЫ, а вот ща с утра вскочила с криками киду (киндер) полетела на кухню. Что делать?
Ну опять же. Смотря как у вас дома принято. У нас обычно принято, что мы все сначала завтракаем, а потом едим сладкое. Но если ребенок встал сильно раньше всех и нескоро поест, то отчего ж и не киндер
Хотя, насколько я помню, когда старшие дети были помладше, мы меньше заморачивались по поводу сначала несладкое - потом сладкое. Потому что сладкого тогда на всех хватало
А вот завтракаем обычно мы с ней вместе. Киндер не дала. Съела бутрик с мясом. Ну хоть что-то.
если не голодна я не заставляю. о вкусах сильно с ней не спорю.
но с рождения она ела по графику, при чем я ее не заставляла.
с определенного времени нам пришлось стать искуственниками,
и раньше чем через три часа (даже при ГВ )она просто не просила есть а мирно спала.
дальше мы питались тоже по четкому меню и графику.
мне никогда не приходилось ничего в нее впихивать,
и как правило она съедала предложенную норму в охотку.
наверное по тому что я составила ооочень разнообразное меню...
все индивидуально для каждого ребенка.
Я тоже с едой не заморачиваюсь. А у нас вот бабушке всегда кажется, что внучка голодная.
Меня в детстве заставляли есть
Я всё время (как мне говорили) мало ела.
)))Зато сейчас ем много
Спасибо за статью по насущной теме
Вставка изображения
Можете загрузить в текст картинку со своего компьютера: