«Люди молитвы оставляют нам надежду» Размышления в день памяти преподобного Павла Фивейского : Роман Савчук
Память 15 / 28 января Тропарь преподобных Павла Фивейского и Иоанна Кущника
Боже отец наших,/ творяй присно с нами по Твоей кротости,/ не отстави милость Твою от нас,/ но молитвами их/ в мире управи живот наш.
В то далекое время, на рубеже III–IV веков по Р. Х., когда в египетской пустыне совершал свои подвиги преподобный Павел Фивейский, о нем не говорили ни в собраниях христиан, ни тем более язычники. Никто не знал о жизни этого человека. Для общества она оставалась неизвестной, а значит, с точки зрения внешней, формальной, – вполне бесполезной. Только по особому откровению Божию о преподобном отце узнал святой Антоний Великий. Он сподобился беседовать со старцем и увидеть возносящуюся в сонме ангелов непорочную душу фивейского подвижника. Случилось это в 341 году. Тогда преподобному Павлу Фивейскому было 113 лет, 91 из которых он провел в абсолютном одиночестве, неустанно молясь Богу в пустыне.
Преподобный Павел не основал ни одной обители, но вскоре после его кончины явилось много подражателей его жизни, которые покрыли пустыню монастырями. Он считается если не основателем, то праотцем православного монашества и весьма почитаем всеми Православными Церквами. Жизнь этого святого, невзирая на то, что с формальной точки зрения является далекой для нас, практически недостигаемой, всё же по своему внутреннему содержанию очень близка и важна. Особенно в сегодняшнее время. Время, когда подвиг внутренний, незаметный, кроткий, подвиг маленького человека кажется столь скромным и неприметным, что им с легкостью пренебрегают перед возможностью в очередной раз заняться проблемами глобальной геополитики, быть в курсе всех событий и идейных течений. В этих обстоятельствах очень важно вспомнить подвиг преподобного Павла Фивейского. Его духовные усилия, мирового значения подвиг имел только один вектор – борьба с грехом, подступающим к рубежам собственной души. Тем не менее, этот вектор оказался действительно важным и определяющим не только для него, но и для всего христианского монашества, всей Церкви.
«Время очень сложное. Скопилось много пепла, мусора, равнодушия – и для того, чтобы всё это улетело, нужно, чтобы сильно подуло», – говорил о нашем времени преподобный старец Паисий Святогорец. Кажется, что наступило время, когда просто невозможно оставаться равнодушным. И это действительно так. Равнодушие, обманчивая безмятежность сегодня могут стоить слишком дорого. Однако вопрос о выборе христианского ответа, христианского действия остается открытым. Мы часто пытаемся разобраться в событиях внешних, пытаемся найти ответ в правильной идеологии, политической линии, но всё это в конечном итоге не приносит мир. В личной жизни мы нередко стремимся обосновать ту или иную позицию Божественной Правдой и не получаем должного ответа, не находим справедливости, к которой, казалось бы, стремимся. В Евангелии от Луки есть очень красноречивый момент: «Некто из народа сказал Ему: Учитель! скажи брату моему, чтобы он разделил со мною наследство. Он же сказал человеку тому: кто поставил Меня судить или делить вас?» (Лк. 12: 13–14).
Господь может войти в нашу жизнь, в жизнь общества только через двери нашей души! Он не замедлит прийти, если мы скажем Ему: «Господи, войди в мое сердце и сотвори суд Свой; войди в мою жизнь и направи ее, потому что я слишком много доверял себе». С таким желанием – желанием суда внутреннего – некогда убежал в пустыню преподобный Павел – и Господь через него посетил многих верных. Так же задолго до преподобного призывали Бога святые три отрока в печи Вавилонской: «Благословен Ты, Господи Боже отцов наших, хвально и прославлено имя Твое вовеки. Ибо праведен Ты во всем, что соделал с нами, и все дела Твои истинны и пути Твои правы, и все суды Твои истинны. Ты совершил истинные суды во всем, что навел на нас и на святый град отцов наших Иерусалим, потому что по истине и по суду навел Ты всё это на нас за грехи наши. Ибо согрешили мы, и поступили беззаконно, отступив от Тебя, и во всем согрешили. Заповедей Твоих не слушали и не соблюдали их, и не поступали, как Ты повелел нам, чтобы благо нам было. И всё, что Ты навел на нас, и всё, что Ты соделал с нами, соделал по истинному суду» (Дан. 3: 26–31). И Господь посетил верных рабов, а через них – посетил Свой народ.
К этому пути нас призывает безмолвная жизнь преподобного Павла, ставшая светом для мира. К такому ответу на вызовы суетной действительности призывал нас и преподобный Паисий Святогорец: «Судьба мира зависит от нескольких человек, но Бог еще удерживает тормоз. Нам нужно много и с болью молиться, чтобы Бог вмешался в происходящее. Возьмемся за это с жаром и станем жить духовно… Будьте со Христом, живите согласно с Его заповедями и молитесь, чтобы вы смогли дать трудностям отпор. Оставьте страсти, чтобы пришла Божественная Благодать. И если войдет в нас добрая обеспокоенность (где мы находимся и что нам предстоит встретить), то это нам очень поможет принять необходимые меры и приготовиться. Жизнь наша пусть будет более умеренной. Давайте жить более духовно, быть более дружными, помогать тем, у кого есть боль, помогать бедным с любовью, с болью, с добротой. Давайте молиться, чтобы появились добрые люди».
От нашего выбора, от нашей борьбы на подступах собственной души зависит действительно много. Нельзя этим пренебрегать, нельзя здесь быть беззаботным. «Несмотря на это брожение, я чувствую в себе некое утешение, некую уверенность, – говорил старец Паисий. – Масличное дерево, может быть, и засохло, но оно даст новые побеги. Есть часть христиан, в которых почивает Бог. Есть еще люди Божии, люди молитвы, и Добрый Бог терпит нас и снова приведет всё в порядок. Эти люди молитвы оставляют нам надежду».
Роман Савчук
28 января 2015 г.
http://www.pravoslavie.ru/59059.html
Преподобный Иоанн Кущник
Святой Иоанн, Христа ради нищий, родился в Константинополе в правление Льва I (457–474). Сын богатого влиятельного сенатора Евтропия, Иоанн получил утонченное образование у прославленных учителей и с самого раннего детства являл пример необыкновенного благочестия.
Когда Иоанну было 12 лет, он встретил монаха из монастыря Неусыпающих, который собирался отправиться в паломничество в Иерусалим. Иоанн засыпал его вопросами об образе жизни монахов, их аскетическом делании, непрестанных песнопениях и их молитве, свободной от всяких мирских забот. Исполненный радости от услышанных рассказов о той ангельской жизни, которую ведут смертные, Иоанн заручился у монаха обещанием взять его с собой на обратном пути.
Под предлогом занятий чтением со школьным учителем мальчик добился, чтобы родители купили ему прекрасную рукопись Евангелия в богатом переплете, украшенном золотом и жемчугом. С тех пор он всюду носил ее с собой как самую драгоценную вещь из всего того, чем владел. Когда старец вернулся из Иерусалима, Иоанн втайне покинул родительский дом, взяв с собой из вещей лишь одно это Евангелие.
Добравшись до монастыря Неусыпающих, Иоанн растрогал игумена своим душевным пылом и слезами и убедил, чтобы он постриг его в монахи в тот же день, невзирая на его молодость и не делая его предварительно послушником, как это обычно принято. С тех пор юноша стал выказывать замечательное рвение в аскетической брани и вскоре превзошел во всех добродетелях самых искушенных монахов. Три года подряд Иоанн вкушал пищу только по воскресеньям, предварительно причастившись, и стал настолько худым, что никто не мог в нем признать молодого утонченного аристократа.
Диавол, исполнившись зависти из-за таких успехов подвижника, повел против него ожесточенную войну. Лукавый начал беспрестанно внушать Иоанну мысли о родителях, подстрекая его юношеское сердце навестить их. Ничто не помогало отогнать эти пагубные помыслы: ни многократные исповеди, ни усиленный пост, ни обильные слезы.
В конце концов Иоанн добился у наставника разрешения вернуться в родные места, но не для того, чтобы, признав поражение, подвергнуть себя искушению, а чтобы лицом к лицу выдержать битву c диаволом c помощью силы Христовой и молитв святых отцов.
Выйдя из монастыря, Иоанн переоделся в лохмотья какого-то нищего, уступив ему взамен свою одежду, и после нескольких дней пешего пути, изнуренный, достиг ночью ворот родительского дворца. Никто его не узнал в таком платье и после стольких лет аскетической жизни. Слуги с жалостью его приняли, однако им было запрещено размещать во дворце нищих. Тогда они испросили у хозяина разрешение поселить его в маленькой хижине-куще, недалеко от входа, чтобы он смог хоть как-то укрыться от суровой непогоды.
Однажды мать Иоанна, как всегда грустящая о потере любимого сына, выходила из дома, чтобы идти в церковь. Она заметила грязного и безобразного нищего, сидящего на пороге своей хижины. Иоанн вызвал у нее отвращение, и она отдала распоряжение, чтобы отныне он не выходил из своего убежища, если не хочет, чтобы его прогнали.
Три года Иоанн жил в этом заточении, подвергаясь презрительному отношению со стороны родителей, осмеяниям и поношениям со стороны слуг и прохожих. Не довольствуясь печалями, случавшимися не по его воле, Иоанн добровольно прибавлял к ним угождение Богу постом и непрестанной молитвой. Однажды ночью Христос явился праведнику и сказал: «Возрадуйся, Иоанн, ибо ты победил диавола терпением и расстроил все его хитрые планы. Подходит время твоей кончины, через три дня Ангелы придут забрать тебя и приведут ко Мне».
Тогда Иоанн попросил передать хозяйке дома, чтобы она, если сочтет для себя возможным, снизошла к нему и навестила перед смертью. Удивившись поначалу такой просьбе, женщина все же пришла к хижине. Бедняк, которого она так долго презирала, тепло поблагодарил ее за гостеприимство, попросил похоронить в этой же лачуге прямо в его одежде и подарил позолоченное Евангелие, которое сам получил от нее десятью годами раньше. Сердце матери дрогнуло при виде рукописи. Она побежала к мужу, и они вдвоем пришли к нищему, умоляя сказать, где он взял такой дорогой предмет. Со слезами на лице святой отвечал: «Я и есть Иоанн, ваш сын, и именно из-за любви ко Христу я взял эту подаренную вами книгу, как легкое иго, именно из-за любви к Нему я и решил жить как чужестранец». Его родители пребывали в смешанных чувствах из-за радости от обретения сына и скорби от его скорого ухода из земной жизни. Они держали сына в объятиях, пока тот рассказывал все перипетии своей жизни. Когда он отошел ко Господу, они омыли тело Иоанна своими слезами.
Весь Константинополь пришел в смятение, когда узнал историю святого Иоанна, и сочувствовал скорби его родителей. На похороны добровольного мученика у его хижины собрались толпы людей, а позднее на том месте построили церковь, где молитвами преподобного Иоанна Кущника благодать Божия совершает множество чудес.
28 января 2013 г.
Боже отец наших,/ творяй присно с нами по Твоей кротости,/ не отстави милость Твою от нас,/ но молитвами их/ в мире управи живот наш.
В то далекое время, на рубеже III–IV веков по Р. Х., когда в египетской пустыне совершал свои подвиги преподобный Павел Фивейский, о нем не говорили ни в собраниях христиан, ни тем более язычники. Никто не знал о жизни этого человека. Для общества она оставалась неизвестной, а значит, с точки зрения внешней, формальной, – вполне бесполезной. Только по особому откровению Божию о преподобном отце узнал святой Антоний Великий. Он сподобился беседовать со старцем и увидеть возносящуюся в сонме ангелов непорочную душу фивейского подвижника. Случилось это в 341 году. Тогда преподобному Павлу Фивейскому было 113 лет, 91 из которых он провел в абсолютном одиночестве, неустанно молясь Богу в пустыне.
Преподобный Павел не основал ни одной обители, но вскоре после его кончины явилось много подражателей его жизни, которые покрыли пустыню монастырями. Он считается если не основателем, то праотцем православного монашества и весьма почитаем всеми Православными Церквами. Жизнь этого святого, невзирая на то, что с формальной точки зрения является далекой для нас, практически недостигаемой, всё же по своему внутреннему содержанию очень близка и важна. Особенно в сегодняшнее время. Время, когда подвиг внутренний, незаметный, кроткий, подвиг маленького человека кажется столь скромным и неприметным, что им с легкостью пренебрегают перед возможностью в очередной раз заняться проблемами глобальной геополитики, быть в курсе всех событий и идейных течений. В этих обстоятельствах очень важно вспомнить подвиг преподобного Павла Фивейского. Его духовные усилия, мирового значения подвиг имел только один вектор – борьба с грехом, подступающим к рубежам собственной души. Тем не менее, этот вектор оказался действительно важным и определяющим не только для него, но и для всего христианского монашества, всей Церкви.
«Время очень сложное. Скопилось много пепла, мусора, равнодушия – и для того, чтобы всё это улетело, нужно, чтобы сильно подуло», – говорил о нашем времени преподобный старец Паисий Святогорец. Кажется, что наступило время, когда просто невозможно оставаться равнодушным. И это действительно так. Равнодушие, обманчивая безмятежность сегодня могут стоить слишком дорого. Однако вопрос о выборе христианского ответа, христианского действия остается открытым. Мы часто пытаемся разобраться в событиях внешних, пытаемся найти ответ в правильной идеологии, политической линии, но всё это в конечном итоге не приносит мир. В личной жизни мы нередко стремимся обосновать ту или иную позицию Божественной Правдой и не получаем должного ответа, не находим справедливости, к которой, казалось бы, стремимся. В Евангелии от Луки есть очень красноречивый момент: «Некто из народа сказал Ему: Учитель! скажи брату моему, чтобы он разделил со мною наследство. Он же сказал человеку тому: кто поставил Меня судить или делить вас?» (Лк. 12: 13–14).
Господь может войти в нашу жизнь, в жизнь общества только через двери нашей души! Он не замедлит прийти, если мы скажем Ему: «Господи, войди в мое сердце и сотвори суд Свой; войди в мою жизнь и направи ее, потому что я слишком много доверял себе». С таким желанием – желанием суда внутреннего – некогда убежал в пустыню преподобный Павел – и Господь через него посетил многих верных. Так же задолго до преподобного призывали Бога святые три отрока в печи Вавилонской: «Благословен Ты, Господи Боже отцов наших, хвально и прославлено имя Твое вовеки. Ибо праведен Ты во всем, что соделал с нами, и все дела Твои истинны и пути Твои правы, и все суды Твои истинны. Ты совершил истинные суды во всем, что навел на нас и на святый град отцов наших Иерусалим, потому что по истине и по суду навел Ты всё это на нас за грехи наши. Ибо согрешили мы, и поступили беззаконно, отступив от Тебя, и во всем согрешили. Заповедей Твоих не слушали и не соблюдали их, и не поступали, как Ты повелел нам, чтобы благо нам было. И всё, что Ты навел на нас, и всё, что Ты соделал с нами, соделал по истинному суду» (Дан. 3: 26–31). И Господь посетил верных рабов, а через них – посетил Свой народ.
К этому пути нас призывает безмолвная жизнь преподобного Павла, ставшая светом для мира. К такому ответу на вызовы суетной действительности призывал нас и преподобный Паисий Святогорец: «Судьба мира зависит от нескольких человек, но Бог еще удерживает тормоз. Нам нужно много и с болью молиться, чтобы Бог вмешался в происходящее. Возьмемся за это с жаром и станем жить духовно… Будьте со Христом, живите согласно с Его заповедями и молитесь, чтобы вы смогли дать трудностям отпор. Оставьте страсти, чтобы пришла Божественная Благодать. И если войдет в нас добрая обеспокоенность (где мы находимся и что нам предстоит встретить), то это нам очень поможет принять необходимые меры и приготовиться. Жизнь наша пусть будет более умеренной. Давайте жить более духовно, быть более дружными, помогать тем, у кого есть боль, помогать бедным с любовью, с болью, с добротой. Давайте молиться, чтобы появились добрые люди».
От нашего выбора, от нашей борьбы на подступах собственной души зависит действительно много. Нельзя этим пренебрегать, нельзя здесь быть беззаботным. «Несмотря на это брожение, я чувствую в себе некое утешение, некую уверенность, – говорил старец Паисий. – Масличное дерево, может быть, и засохло, но оно даст новые побеги. Есть часть христиан, в которых почивает Бог. Есть еще люди Божии, люди молитвы, и Добрый Бог терпит нас и снова приведет всё в порядок. Эти люди молитвы оставляют нам надежду».
Роман Савчук
28 января 2015 г.
http://www.pravoslavie.ru/59059.html
Преподобный Иоанн Кущник
Святой Иоанн, Христа ради нищий, родился в Константинополе в правление Льва I (457–474). Сын богатого влиятельного сенатора Евтропия, Иоанн получил утонченное образование у прославленных учителей и с самого раннего детства являл пример необыкновенного благочестия.
Когда Иоанну было 12 лет, он встретил монаха из монастыря Неусыпающих, который собирался отправиться в паломничество в Иерусалим. Иоанн засыпал его вопросами об образе жизни монахов, их аскетическом делании, непрестанных песнопениях и их молитве, свободной от всяких мирских забот. Исполненный радости от услышанных рассказов о той ангельской жизни, которую ведут смертные, Иоанн заручился у монаха обещанием взять его с собой на обратном пути.
Под предлогом занятий чтением со школьным учителем мальчик добился, чтобы родители купили ему прекрасную рукопись Евангелия в богатом переплете, украшенном золотом и жемчугом. С тех пор он всюду носил ее с собой как самую драгоценную вещь из всего того, чем владел. Когда старец вернулся из Иерусалима, Иоанн втайне покинул родительский дом, взяв с собой из вещей лишь одно это Евангелие.
Добравшись до монастыря Неусыпающих, Иоанн растрогал игумена своим душевным пылом и слезами и убедил, чтобы он постриг его в монахи в тот же день, невзирая на его молодость и не делая его предварительно послушником, как это обычно принято. С тех пор юноша стал выказывать замечательное рвение в аскетической брани и вскоре превзошел во всех добродетелях самых искушенных монахов. Три года подряд Иоанн вкушал пищу только по воскресеньям, предварительно причастившись, и стал настолько худым, что никто не мог в нем признать молодого утонченного аристократа.
Диавол, исполнившись зависти из-за таких успехов подвижника, повел против него ожесточенную войну. Лукавый начал беспрестанно внушать Иоанну мысли о родителях, подстрекая его юношеское сердце навестить их. Ничто не помогало отогнать эти пагубные помыслы: ни многократные исповеди, ни усиленный пост, ни обильные слезы.
В конце концов Иоанн добился у наставника разрешения вернуться в родные места, но не для того, чтобы, признав поражение, подвергнуть себя искушению, а чтобы лицом к лицу выдержать битву c диаволом c помощью силы Христовой и молитв святых отцов.
Выйдя из монастыря, Иоанн переоделся в лохмотья какого-то нищего, уступив ему взамен свою одежду, и после нескольких дней пешего пути, изнуренный, достиг ночью ворот родительского дворца. Никто его не узнал в таком платье и после стольких лет аскетической жизни. Слуги с жалостью его приняли, однако им было запрещено размещать во дворце нищих. Тогда они испросили у хозяина разрешение поселить его в маленькой хижине-куще, недалеко от входа, чтобы он смог хоть как-то укрыться от суровой непогоды.
Однажды мать Иоанна, как всегда грустящая о потере любимого сына, выходила из дома, чтобы идти в церковь. Она заметила грязного и безобразного нищего, сидящего на пороге своей хижины. Иоанн вызвал у нее отвращение, и она отдала распоряжение, чтобы отныне он не выходил из своего убежища, если не хочет, чтобы его прогнали.
Три года Иоанн жил в этом заточении, подвергаясь презрительному отношению со стороны родителей, осмеяниям и поношениям со стороны слуг и прохожих. Не довольствуясь печалями, случавшимися не по его воле, Иоанн добровольно прибавлял к ним угождение Богу постом и непрестанной молитвой. Однажды ночью Христос явился праведнику и сказал: «Возрадуйся, Иоанн, ибо ты победил диавола терпением и расстроил все его хитрые планы. Подходит время твоей кончины, через три дня Ангелы придут забрать тебя и приведут ко Мне».
Тогда Иоанн попросил передать хозяйке дома, чтобы она, если сочтет для себя возможным, снизошла к нему и навестила перед смертью. Удивившись поначалу такой просьбе, женщина все же пришла к хижине. Бедняк, которого она так долго презирала, тепло поблагодарил ее за гостеприимство, попросил похоронить в этой же лачуге прямо в его одежде и подарил позолоченное Евангелие, которое сам получил от нее десятью годами раньше. Сердце матери дрогнуло при виде рукописи. Она побежала к мужу, и они вдвоем пришли к нищему, умоляя сказать, где он взял такой дорогой предмет. Со слезами на лице святой отвечал: «Я и есть Иоанн, ваш сын, и именно из-за любви ко Христу я взял эту подаренную вами книгу, как легкое иго, именно из-за любви к Нему я и решил жить как чужестранец». Его родители пребывали в смешанных чувствах из-за радости от обретения сына и скорби от его скорого ухода из земной жизни. Они держали сына в объятиях, пока тот рассказывал все перипетии своей жизни. Когда он отошел ко Господу, они омыли тело Иоанна своими слезами.
Весь Константинополь пришел в смятение, когда узнал историю святого Иоанна, и сочувствовал скорби его родителей. На похороны добровольного мученика у его хижины собрались толпы людей, а позднее на том месте построили церковь, где молитвами преподобного Иоанна Кущника благодать Божия совершает множество чудес.
28 января 2013 г.
Комментарии
Да, он святой. А родители обычные. И им не под силу было нести бремя родителей святого подвижника.
Сергий Радонежский в этом смысле добрее, родители попросили остаться с ними, пока они живы, и он исполнил их просьбу, только потом ушел в монастырь.
Вставка изображения
Можете загрузить в текст картинку со своего компьютера: