Совместные покупки Присоединяйтесь к нам в соцсетях:
Присоединяйтесь к нам в соцсетях: ВКонтакте  facebook 

Упражнения для определения взаимодействия себя и своего окружения

В контакте с собой и своим окружением

Одним из важных открытий системного подхода является то, что наши позиции, чувства и телесные ощущения в постоянном бессознательном процессе взаимодействия и взаимовлияния связаны с нашим окружением и, прежде всего, с окружающими нас людьми. При этом в своих основных позициях мы ориентируемся на те модели отношений, которые мы узнали и восприняли в своей родительской семье. Наша задача на семинаре - в конкретных упражнениях повысить чувствительность участников к постоянному изменению телесных ощущений и связанных с этим чувств. Предложенные упражнения на восприятие – это парные упражнения, в которых воспроизводятся те констелляции, которые встречаются в семейной расстановке и, разумеется, в повседневной жизни.
Эти упражнения в несколько модифицированной форме я неоднократно проводила с детьми 10-14 лет.

Сегодня я использую эти упражнения как вводные на семинарах по семейной расстановке.

Последовательность упражнений выбрана не случайно. В них участники постепенно раскрываются для признания иерархических порядков и отношений, как они переживали их в своих родительских семьях и переживают в нынешних.

Сначала участники свободно ходят по помещению, затем встают попарно, так чтобы участники каждой пары стояли рядом друг с другом, плечо к плечу. Мы следим за тем, чтобы вокруг каждой пары было от полуметра до метра свободного пространства.

1-е упражнение
Все стоят тихо и молча прислушиваются к себе

При этом ведущий говорит:

Вы близки или далеки друг от друга / вы предпочли бы отойти друг от друга подальше? Если да, попробуйте сделать это, какая дистанция будет правильной? Кто-то спонтанно ощущает тесную близость, кто-то, даже стоя рядом, остается чужим для другого.

Как ты чувствуешь себя рядом с этим человеком? Вы с ним равны? Кто из вас сильнее (у кого больше власти): ты или мужчина/женщина рядом с тобой? Он/она относится к тебе по-отцовски/по-матерински или, скорее, ты чувствуешь себя как отец/мать/начальник/подчиненный по отношению к человеку, который стоит рядом с тобой? Вы чувствуете себя как сестры/братья/дети/ как пара?

Как ты чувствуешь себя в своей половой принадлежности как мужчина, как женщина? Ты чувствуешь себя хорошо/уверенно как мужчина/как женщина рядом с этим человеком? Или существуют такие взаимные положения, в которых ты чувствовал(а) себя более мужественным / более женственной? Или это не имеет значения, поскольку вы как брат и сестра / как братья / как сестры или как дети?

Теперь поменяйтесь местами. Произошло отчетливо ощутимое изменение в чувствах по отношению друг к другу. Ты чувствуешь себя ближе или дальше по сравнению с предыдущей позицией? Ваши отношения стали интенсивней или скорее более отчужденными, чем раньше?
Что изменилось? Теперь ты чувствуешь себя больше ребенком, если раньше ты был взрослым, или наоборот, из ребенка ты превратился в мать/отца? Как ты чувствуешь себя здесь в своей половой принадлежности, сильнее или слабее, чем раньше? / вы равны? / вы два деловых партнера / конкурента?
Какая позиция подходила тебе больше?

Теперь снова встаньте на свои первоначальные места, вы снова оказались в исходном состоянии, отметь для себя разницу, когда ты стоишь слева или справа от своего партнера.
Теперь поделитесь друг с другом своим опытом – учтите, что ваши ощущения вовсе не обязательно должны совпадать / у каждого человека своя реальность.

После того, как вы поделились своими ощущениями, поклонись перед своим партнером и поблагодари его / если вы еще не знакомы, еще раз назовите друг другу свои имена / свободно походи по помещению, дай себе время подумать о полученном опыте.

Это упражнение дает участникам возможность прочувствовать, что всякий раз, когда мы вступаем с кем-то в отношения, мы применяем мерки, вытекающие из того опыта отношений, который мы приобрели в родительской семье и приобретаем в нашей нынешней семье. Обычно речь идет о признании базовых (иерархических) порядков.

2-е упражнение
Снова выбери себе партнера, встаньте лицом к лицу на расстоянии около полутора метров друг от друга.

Посмотри на пол, на ступни партнера и при этом обрати внимание на то, как ты себя чувствуешь.
Спроси себя: хорошо ли мне сегодня стоится, нравится ли мне стоять на ногах, приятно ли мне чувствовать силу в спине, тазу, ногах, плечах? Можешь ли ты полноценно выдыхать?

Или сегодня такой день, когда у тебя болит поясница, стоять утомительно, дыхание более поверхностное, чем обычно? Женщины перед началом менструации часто испытывают боли в пояснице или тянущее ощущение в матке. Тебе лучше смотреть в пол или хочется поднять голову? Как ты ощущаешь тогда свои плечи, мышцы шеи расслаблены или напряжены, они (напряженные мышцы шеи) тянут твои плечи вверх, или ты можешь опустить плечи вниз? Какое у тебя настроение?

Восприми своего партнера, который стоит напротив тебя, мягко пройдя по нему взглядом. Начни с левого ботинка, поднимись глазами по внешней стороне левой ноги, по руке, плечу, пройдись взглядом по голове, коротко посмотрите друг другу в глаза / взгляды встречаются и расходятся / иди глазами дальше, по правому плечу, правой руке, правой ноге до правой ступни.
Теперь ты полностью воспринял своего визави.
Внимательно посмотри, как он стоит, обрати внимание на положение его ступней. Кто-то ставит ступни параллельно, рядом друг с другом, кто-то стоит, соединив пятки вместе и разведя мыски врозь. Кто-то стоит как моряк, широко расставив ноги. Теперь поменяйтесь местами так, чтобы каждый стоит след в след, как стоял другой.
Обрати внимание на изменение своих телесных ощущений. Другое положение ступней может привести к тому, что у тебя появится напряжение в ягодицах, спине, плечах. Но может быть и так, что у тебя спадет напряжение, которое ты испытываешь постоянно. Восприми изменения. Как ты ощущаешь теперь свои плечи, спину, изменилось ли твое дыхание, может быть, даже настроение?
Точно отследив это для себя, вернись на свое место, встань в привычную для тебя позицию. Обрати внимание на изменения. Когда ты уяснишь для себя разницу, поделись своим опытом с партнером. Помни, что каждый узнает что-то свое!
Поблагодарите друг друга / назовите друг другу свои имена, затем снова свободно походите по помещению и спокойно подумайте о полученном опыте.

Обычно участников группы поражает, насколько быстро они, просто поменяв место и позу, могут погрузиться в мир чувств своего визави и при этом многое в нем воспринять.

3-е упражнение
Выбери себе нового партнера. На этот раз встаньте друг за другом (как дети в детском саду, когда играют в паровозик). Затем представьте себе следующее: тот, кто стоит сзади, делает это с такой позиции: я стою за тобой, ты можешь на меня положиться.
Для тех, кто стоит спереди: каково это – стоять впереди, когда перед тобой свободный мир, и кто-то стоит за твоей спиной. Он тебя защищает, или ты тебе кажется, что ты под наблюдением? Ты чувствуешь, что тебя оберегают или скорее прогоняют/удерживают? Хочет ли вообще твое тело, чтобы ему предлагали: «Я стою за тобой»?
Теперь стоящим сзади нужно мягко положить ладонь между лопаток или на плечи стоящего спереди. Каково это для того, кто стоит спереди? Тепло, хорошо, знакомо? Ты говоришь: да, за мной кто-то стоит, что это для тебя означает? Тебе это нравится или ты предпочел бы пойти вперед, или это приятно – откинуться назад, опереться на эту руку? Соответствует ли предлагаемое твоим потребностям, тебе предлагают достаточно / слишком много или слишком мало? Или стоящий за тобой превращается в бремя, прицеп, и ты его тащишь, чувствуешь себя отягощенным, хотя сначала тебе предлагалось совсем другое.
Для тех, кто стоят сзади: каково это для тебя - стоять за кем-то? Ты делаешь это с удовольствием? От души? Ты с удовольствием кладешь руку на его/ее спину и поддерживаешь его/ее? Ты даешь тепло? Или для тебя это слишком? Или ты считаешь, что это глупо? У тебя тяжелеют руки? Смог бы человек, стоящий перед тобой, спокойно стать самостоятельным, или тебе кажется, что он может взять у тебя еще немного силы и тепла?
Как тебе кажется, есть ли равновесие между тем, что нужно стоящему перед тобой человеку и тем, что ты хочешь/можешь дать? / Или тебе кажется, что твои руки тяжелеют и ты становишься «прицепом», а стоящий перед тобой «буксиром»?

После того как оба для себя это проанализируют, тот, кто стоит спереди, должен сделать шаг вперед, развернуться, положить руку на грудь, опустить на грудь подбородок и поклониться перед тем человеком, который сначала стоял за ним, настолько низко и оставаться в этом поклоне настолько долго, как этого хочет тело.
Как ты чувствуешь себя с этим поклоном? Ты делаешь это с удовольствием или это глупо, тягостно? Кто-то был бы рад поклониться, но тело противится этому, а кто-то не хочет кланяться, но его тело делает это, может быть, намного глубже, чем это представляется уместным, возможно, возникают чувства, которые здесь совершенно не уместны / ты тронут / упрямишься / оцепенел?
Или ты чувствуешь серьезность, ваши отношения наполняются достоинством? Вы сейчас равны?
Теперь снова медленно выпрямись.
У тебя такое ощущение, что тот, перед кем ты поклонился, принимает твой поклон, воспринимает его всерьез, придает ему значение? Выдерживает ли вообще твой визави такой поклон? Как ты себя чувствуешь? Ты вырос во время поклона? У тебя изменилось настроение?
Для тех, перед кем совершался поклон: хочешь ли ты вообще, чтобы перед тобой кланялись? Ты способен это вынести? Ты считаешь, что это хорошо/достойно, ваши отношения приобретают новое качество? Какое? Или этот жест тебе неприятен? Ты был рад, когда поклон завершился, стоящий перед тобой кажется тебе нечестным? Вы чувствуете, что растроганы, когда смотрите друг другу в глаза / вы удивлены / это нормально?

После того, как вы это узнали, тот, кто стоял сзади, разворачивается и таким образом становится тем, кто стоит спереди. Теперь мы повторяем упражнение, поменявшись ролями.

Поделитесь своими наблюдениями.

Это упражнение позволяет участникам быстро осознать, как они себя чувствуют и ведут в отношениях с родителями и начальниками, а также со своими детьми и подчиненными.

При всей своей простоте эти три упражнения дают хорошую возможность осознать взаимное телесное влияние и потренировать телесное восприятие.

Марианна Франке
Печать Получить код для блога/форума/сайта
Коды для вставки:

Скопируйте код и вставьте в окошко создания записи на LiveInternet, предварительно включив там режим "Источник"
HTML-код:
BB-код для форумов:

Как это будет выглядеть?
Страна Мам Упражнения для определения взаимодействия себя и своего окружения
В контакте с собой и своим окружением
Одним из важных открытий системного подхода является то, что наши позиции, чувства и телесные ощущения в постоянном бессознательном процессе взаимодействия и взаимовлияния связаны с нашим окружением и, прежде всего, с окружающими нас людьми. Читать полностью
 

Комментарии


Пока нет комментариев.

Оставить свой комментарий

Вставка изображения

Можете загрузить в текст картинку со своего компьютера:


Закрыть
B i "

Поиск рецептов


Поиск по ингредиентам