Магазин handmade Присоединяйтесь к нам в соцсетях:
Присоединяйтесь к нам в соцсетях: ВКонтакте  facebook 

Изнасилование на пятерку

Должен сказать, я никогда не писал практически ничего об оценках, несмотря на многочисленные просьбы и даже настоятельные рекомендации, просто потому, что всегда считал для себя эту тему очень понятной. Но в последнее время разговор этот возникает вновь и вновь — с коллегами, с друзьями, с родителями. Значит, говорить надо. Ну что ж, давайте.

Сразу скажу: дело вовсе не в том, что я категорически против оценок, я просто действительно совсем-совсем не понимаю, как оценка в школе может явиться хоть каким-то образовательным (педагогическим) инструментом. Штука в том, что весь мой опыт доказывает обратное. Да и опыт коллег, по моим наблюдениям, приводит к единственному выводу: оценка не просто вредна — она развращает личность, убивает любопытство, приводит к конфликтам и комплексам.

Хотите доказательств? Пожалуйста! Желание получить положительную оценку (и избежать отрицательной) постепенно становится сильнейшей мотивацией. Настолько сильной, что часто она покрывает все остальные мотивации. Потому и вводится в манипулятивных системах дрессировка с самого раннего детства. Начнем с простейших примеров: скажем, за обедом человек хочет поскорее выпить компот. При этом знает, что положительную оценку («ты хороший мальчик») он получит в случае, если съест суп. Как ему поступить? В рамках приобретенного условного рефлекса — реакция на положительную оценку — он принимается за суп. Получает подкрепление в виде похвалы (оценка). Как вам кажется, сколько раз ему нужно побывать в подобной модели, чтобы она закрепилась? Нескольких будет достаточно, не правда ли? Что станет результатом? Его неумение определить, чего он на самом деле хочет? Познание принципа зависимости отношений с мамой от ее субъективной оценки? Что взрослые лучше знают, как жить? Организм, черт возьми, подсказывает, что он хочет компот (рис с овощами, макароны и пр.) а мир диктует, что нужно есть суп! Как тут быть? Однако эта дилемма не вечна. Оценка — наркотик, ежедневное применение которого снимает все эти вопросы. И постепенно вытесняет истинные мотивации.

Слишком примитивно? Этот же механизм работает точно так же и в более сложных случаях.

Давайте про школу. Взгляните на пятибалльную оценочную систему: ничего странного не замечаете? Из пяти возможных вариантов три – отрицательные (причем один из них — единица — практически никогда не используется), остается хилая дифференциация между 4 и 5… Что мы хотим сказать с помощью этих сомнительных инструментов? Даже приблизительной объективности не получается. Представьте, у человека в диктанте было 20 ошибок, он долго работал и в следующем сделал только 8. И что же? Опять двойка! Между тем его успех намного больше, чем у отличника, который, исправив одну-единственную ошибку, перешел от четверки к пятерке. Равно как и за сданный чистый лист он получит не ноль, что было бы хотя бы логичным, а все ту же двойку. Неужели вас это не смущает? Как объяснить это детям? Разве такая система может стать хоть сколько-нибудь серьезной и честной обратной связью — поддерживающей, обучающей….

Девочка Света выучила письмо Татьяны и получила пятерку. Мальчик Ваня не выучил письмо Евгения и объяснил, почему он этого не сделал (его раздражает лживость и манипулятивность письма). Два. И это — в полном соответствии со стандартом.

Государственная контрольная в нашей школе. Второй класс. На картинке — гнездо и домик. Вопрос: объясните, что общего и в чем разница. Наш ученик отвечает: «Разница в том, что в гнезде живет птица, а в доме — человек, а общее то, что в гнезде живет птица, а в доме — человек». Ответ, на мой взгляд, на грани гениальности. Прикажете поставить пару, в соответствии со стандартом? Сказать что-нибудь типа «ты молодец, но мир этого не оценит?» Нет тут подходящих вариантов. Но есть вопрос: зачем оценка? Разве без нее мы не сможем понять, что человек знает, а чего не знает?

Могу предложить вам жестокую и опасную проверку: введите на недельку жесткую оценочную систему в собственные женско-мужские отношения и увидите, с какой скоростью рухнет все. «Дорогой, сегодня за наш секс ставлю тебе 4 с минусом…» — «Дорогая, тебе троечка за сегодняшний вечер». Смешно, не правда ли? Вот и в отношениях с детьми — смешно.

Оценка приводит к тому, что человек учится соответствовать не самому себе, своим желаниям, мыслям, интересам, а учебнику, взглядам учителя, вообще взрослого. Он постепенно теряет умение взаимодействовать с миром, выбирать.

Это неправда, что без оценок «они» не учатся! Ну совсем неправда! Эта формула возникает только в одном случае: происходящее вне уроков намного важнее происходящего внутри. И еще один обязательный элемент: сам оценивающий часто страдает сильнейшим комплексом неполноценности. Стоит только построить вместе с учениками яркий, интересный процесс, необходимость в оценках отпадает сама собой.

Был у меня когда-то такой случай. Меня пригласили в одну из школ провести с учениками 9-10-11 классов «День чтения» (есть, как оказалось, и такой день…). Мы с участниками нашли малоизвестную сказку Андерсена и организовали большую открытую конференцию, в процессе которой они в малых группах читали, свободно ходили по залу, обменивались мнениями, трактовали, задавали друг другу вопросы, спорили. Практически не было не вовлеченных в процесс (а почему бы им быть, ведь речь шла о собственной трактовке, об отношении текста к нашей жизни). И тут ко мне подошли две учительницы этих детей. «Как здорово! Мы никогда их такими не видели! Можно мы поставим оценки?» Я, конечно, оторопел: «Зачем?» — «Просто мы действительно никогда прежде не слышали голоса некоторых из них, а сейчас они так активны. Это поможет нам поставить им в четверти хотя бы тройку…»

Ну и как вам? Все еще не достаточно доказательств? Талантливые, яркие, активные получат «хотя бы тройку». Легко, конечно, свалить все на учителей, сказав, что они просто не умеют организовать интересный урок. Я уверен, что это не так. Просто сами учителя оказываются заложниками оценочной системы и теряют постепенно собственную ориентацию, собственную способность к творчеству.

В процессе учения, познания, безусловно, человеку необходима «обратная связь». Ну так и дайте ее! Начиная с раннего детства. Разговор о том, что вы думаете, что чувствуете, что вам мешает, что помогает, каков ваш опыт, предложение поддержки — все это намного действеннее, чем оценочное «молодец, хороший мальчик, вот теперь ты мне нравишься» (Мне! Вот в чем истинная цель — понравиться высшему существу!)

В школе же все еще проще: человек учится, это так интересно! Зачем подменять его желание познавать мир желанием понравиться учителю, соответствовать некоему стандарту? Сколько потерянных поколений еще необходимо для того, чтобы понять, насколько это опасно? Сначала «подсадим» на оценку в качестве главного мотора, а потом носимся в поисках утраченной самости ребенка. «Он ничем не интересуется…»

Знаете, когда к нам приходят дети из других школ, то, о чем говорилось выше, проявляется как на негативе. Поначалу они в принципе не в состоянии поверить, что будут приняты такими, какие есть. В этом смысле они проходят довольно непростой период адаптации. Это такой же непростой период и для нас: ведь одно дело, когда человек делает что-то, ибо в противном случае его осудят, и совсем другое — когда он выбирает сам как поступать. Одна история, когда он постоянно получает «месседж» окружающего мира типа «мы-то знаем, как поступать правильно, знаем все правильные ответы, и тебя скоро научим», и другая — учиться самому принимать решения, открывать свой собственный интерес, следовать ему, находить неожиданные пути и решения (о которых учитель может и не догадываться). Открыть заново, что урок может быть интересен сам по себе, вне зависимости от того, как тебя оценивают, — это, верите ли, непросто. Особенно если до этого главным мотором была оценка. Противоположные системы координат...

Как-то меня спросили: вы, наверное, говорите не об оценках, а об отметках? А что, действительно есть разница? Разве отметка не является простым выражением вашего оценивания? Разве не на нее реагирует ребенок — радостно или с горечью? Разве это не пустое словоблудие, в конце концов?

Манипулятивная система требует манипулятивной же поддержки. Не поэтому ли так часто предлагается и такое оправдание: «Сейчас он учится важному принципу: как поработаешь, так и получишь. Поработаешь хорошо — получишь пять, поленишься — получишь два. Вот вырастет — будет так же: поработает (поучится) хорошо — получит большую зарплату (должность, положение), поленится — будет прозябать под забором». И первое, и второе — ложь! Уверен, за примерами читателям далеко ходить не придется.

Я снова и снова возвращаюсь к своему излюбленному вопросу: зачем? Если ответ — обратная связь, то намного проще дать ее на словах, объяснить, что к чему, найти вместе ошибки, предложить путь к их исправлению, пониманию.

Оценка — один из главных якорей учителей и родителей, не умеющих или не желающих сделать жизнь интересной, как для себя, так и для другого.

Вот и даем мы в ответ на простой вопрос «зачем учиться» взаимоисключающие ответы: учиться нужно для себя, но на оценку других. Как это? Сами подумайте!
Печать Получить код для блога/форума/сайта
Коды для вставки:

Скопируйте код и вставьте в окошко создания записи на LiveInternet, предварительно включив там режим "Источник"
HTML-код:
BB-код для форумов:

Как это будет выглядеть?
Страна Мам Изнасилование на пятерку
Должен сказать, я никогда не писал практически ничего об оценках, несмотря на многочисленные просьбы и даже настоятельные рекомендации, просто потому, что всегда считал для себя эту тему очень понятной. Но в последнее время разговор этот возникает вновь и вновь — с коллегами, с друзьями, с родителями. Значит, говорить надо. Ну что ж, давайте. Читать полностью
 

Комментарии

himerasibir
17 ноября 2016 года
+2
нюра1981 пишет:
Я снова и снова возвращаюсь к своему излюбленному вопросу: зачем? Если ответ — обратная связь, то намного проще дать ее на словах, объяснить, что к чему, найти вместе ошибки, предложить путь к их исправлению, пониманию.

Оценка — один из главных якорей учителей и родителей, не умеющих или не желающих сделать жизнь интересной, как для себя, так и для другого.

Вот и даем мы в ответ на простой вопрос «зачем учиться» взаимоисключающие ответы: учиться нужно для себя, но на оценку других. Как это? Сами подумайте!
Да..вот так родители начитаются, и начинают слепо воплощать в жизнь, забив на оценки, а следом на неуспеваемость. А потом мы начинаем удивляться "Как так случилось, что у нас большинство только с репетиторами учатся??"
Система такая, что у нас шкала пятибалльная - других оценок не ставят. И контроль осуществляется только по этой шкале.
Я согласна с тем, что не стоит устраивать разнос ребёнку за плохую оценку, но причину её возникновения выяснить надо. Это как звоночек - "Не всё идёт гладко"
Не стоит стоять у ребёнка над душой, и накручивать из-за предстоящих контрольных и экзаменов, но быть в курсе и держать руку на пульсе - надо, чтобы при получении аттестата не было мучительно больно за бесцельно прожитые школьные годы
нюра1981 (автор поста)
17 ноября 2016 года
0
у нас учитель,ставя 3ку при всем классе отчитывает ребенка.дома слезы.на род.собрании поднимался этот вопрос,сошлись на том,что шпынять или не шпынять детей за плохие оценки будут все же сами родители,но никак не учитель.
himerasibir
17 ноября 2016 года
+1
Ну что я могу сказать..это только непрофессионализм учителя и всё. И ещё. Тройка всё таки оценка не отрицательная, за что учитель отчитывает? и на каком основании? странная женщина...
batashkovy
17 ноября 2016 года
0
В ответ на комментарий нюра1981
у нас учитель,ставя 3ку при всем классе отчитывает ребенка.дома слезы.на род.собрании поднимался этот вопрос,сошлись на том,что шпынять или не шпынять детей за плохие оценки будут все же сами родители,но никак не учитель.

↑   Перейти к этому комментарию
Сама ставлю-сама отчитываю?! Странные люди..
нюра1981 (автор поста)
17 ноября 2016 года
0
Вслух,при всем классе-айяйяй,тройку получил,как не стыдно и пр.
batashkovy
17 ноября 2016 года
0
Ирэна
17 ноября 2016 года
+1
В ответ на комментарий himerasibir
нюра1981 пишет:
Я снова и снова возвращаюсь к своему излюбленному вопросу: зачем? Если ответ — обратная связь, то намного проще дать ее на словах, объяснить, что к чему, найти вместе ошибки, предложить путь к их исправлению, пониманию.

Оценка — один из главных якорей учителей и родителей, не умеющих или не желающих сделать жизнь интересной, как для себя, так и для другого.

Вот и даем мы в ответ на простой вопрос «зачем учиться» взаимоисключающие ответы: учиться нужно для себя, но на оценку других. Как это? Сами подумайте!
Да..вот так родители начитаются, и начинают слепо воплощать в жизнь, забив на оценки, а следом на неуспеваемость. А потом мы начинаем удивляться "Как так случилось, что у нас большинство только с репетиторами учатся??"
Система такая, что у нас шкала пятибалльная - других оценок не ставят. И контроль осуществляется только по этой шкале.
Я согласна с тем, что не стоит устраивать разнос ребёнку за плохую оценку, но причину её возникновения выяснить надо. Это как звоночек - "Не всё идёт гладко"
Не стоит стоять у ребёнка над душой, и накручивать из-за предстоящих контрольных и экзаменов, но быть в курсе и держать руку на пульсе - надо, чтобы при получении аттестата не было мучительно больно за бесцельно прожитые школьные годы

↑   Перейти к этому комментарию
поддержу! гнобить и ругать - последнее дело, но и спускать все на тормозах тоже не буду! найдем причину проблемы и устраним ее!
himerasibir
17 ноября 2016 года
0
всё правильно!
Ирэна
17 ноября 2016 года
+1
дашушкина_мама
17 ноября 2016 года
+1
В Украине уже давным давно ( лет 10 точно) двенадцатибалльная шкала оценивания в школе! Мы (Крым) шагнули назад в этом плане, снова перейдя на пятибалльную! Статья хорошая, но утопическая!
нюра1981 (автор поста)
17 ноября 2016 года
0
тоже считаю,что утопия
midnight 30
17 ноября 2016 года
0
В нашей школе стобалльная система оценивания. Очень удобно и понятно для учеников и родителей. Например, "5" от 86 до 100. Сразу понятно насколько эта пятерка пятерочная или же она ближе к четверке.
нюра1981 (автор поста)
17 ноября 2016 года
0
а поподробнее
midnight 30
17 ноября 2016 года
0
А что именно интересно?
нюра1981 (автор поста)
17 ноября 2016 года
0
Школа сама установила такую систему или у вас это регионально?
И сама шкала интересна. Оценки как выставляются? В баллах или 4,5?
midnight 30
17 ноября 2016 года
+1
Школа работает в системе развивающего обучения по Эльконину-Давыдову уже лет 15. Не регионально! оценки: "2" - от 0% до 51%, "3" - от 51% до 70%, "4" - от 71% до 85%, "5" - 86% до 100%. 51% - это минимальный обязательный процент знаний предмета. В тетрадях, дневниках и записках для родителей только такие оценки. В журналы выставляются стандартные отметки от 1 до 5, потому что так требует департамент образования города.
нюра1981 (автор поста)
17 ноября 2016 года
0
интересно
midnight 30
17 ноября 2016 года
0
А главное - удобно
нюра1981 (автор поста)
17 ноября 2016 года
0
Действительно,удобно. С автором статьи согласна в том,что 5ью баллами знания и подготовку оценить сложно.
midnight 30
17 ноября 2016 года
+1
Да их просто не хватает, чтобы правильная картина нарисовалась! Вот стоит, например, четверка в журнале, кто ее знает насколько она твердая или слабая?
Я со своего сына пятерки не требую. Он сам знает, что порог должен перейти, а в остальных предметах по интересам
коро4ка
17 ноября 2016 года
0
В ответ на комментарий midnight 30
Школа работает в системе развивающего обучения по Эльконину-Давыдову уже лет 15. Не регионально! оценки: "2" - от 0% до 51%, "3" - от 51% до 70%, "4" - от 71% до 85%, "5" - 86% до 100%. 51% - это минимальный обязательный процент знаний предмета. В тетрадях, дневниках и записках для родителей только такие оценки. В журналы выставляются стандартные отметки от 1 до 5, потому что так требует департамент образования города.

↑   Перейти к этому комментарию
а толку то?
midnight 30 пишет:
"4" - от 71% до 85%,
71 и 85 - далеко не равны, а их все-равно объединили в одну группу. нет принципиальной разницы.
тоже самое 85% - еще 4, а 86% - уже 5. разница минимальная.
midnight 30
17 ноября 2016 года
0
Просто "4" мне ни о чем бы не сказала. Если сын приносит 71, видно, что дохленькая это четверка и нужно работать лучше. При 80 видно, что тему он понял достаточно хорошо. Такая градация позволяет увидеть качество оценки, насколько она сильная или слабая.
Получить "5" может и отличник, и хорошист, и троечник, кому-то поставили заслуженно, а кому-то натянули. Здесь всё зависит от самого учителя и его человеческих качеств. Но когда ребенок видит в тетрадке 100% из 100 возможных и личное мнение учителя роли здесь совершенно не играет, а имеет значение только правильность решения - это уже повод для гордости.
коро4ка
18 ноября 2016 года
0
midnight 30 пишет:
в тетрадке 100% из 100 возможных и личное мнение учителя роли здесь совершенно не играет, а имеет значение только правильность решения
а личное мнение при 100% может быть негативное?!
midnight 30
18 ноября 2016 года
0
я не про негатив, а про ситуацию, когда стоит пятерка и не понятно, действительно ли она пятерка или же ее поставили просто за старание. Мне пока не с чем сравнивать, только со своими воспоминаниями о не совсем справедливых оценках. Когда Вы учились неужели в классе не было таких детей, которым, на Ваш взгляд, ставили отличную отметку незаслуженно? Согласитесь, что просто "5" несет в себе меньше информации, чем любой процент от 86 до 100.
коро4ка
19 ноября 2016 года
0
отличные - не ставили, их реально надо заработать, а вот 3, помню - поставили мне и мальчику, который рассказал намного хуже. и мне было сказано - ты можешь гораздо лучше... и мне не было обидно, потому что я знала - что учитель прав, потому что я действительно училась хорошо, а ответила в тот раз плохо.
коро4ка
17 ноября 2016 года
+1
нюра1981 пишет:
Из пяти возможных вариантов три – отрицательные (причем один из них — единица — практически никогда не используется),
с чего это оценка "удовлетворительно" стала отрицательной? завышенное самомнение родителей, что их чадо должно учиться только на хорошо и отлично?
нюра1981 пишет:
Мальчик Ваня не выучил письмо Евгения и объяснил, почему он этого не сделал (его раздражает лживость и манипулятивность письма). Два. И это — в полном соответствии со стандартом.
мальчик Ваня сначала пусть выполнит задание и выучит отрывок, а потом манипулирует содержанием, потому как с его стороны это ничто иное, как манипуляция.
нюра1981 пишет:
Талантливые, яркие, активные получат «хотя бы тройку».
талантливых, ярких и активных слышно слышно всегда, а не только тогда, когда это внеклассное мероприятие. какой--то перегиб со стороны автора сего опуса (я в курсе, что статья из интернета. и кстати, кто автор?)
нюра1981 (автор поста)
17 ноября 2016 года
0
когда я училась,у нас 3 считалось ближе к 2,чем к 4. и моего сына в школе сейчас так же
Автор Дима Зицер,из его блога на Сноб.ру.
коро4ка
17 ноября 2016 года
0
то и плохо, что настрой у родителей только высокие баллы, а если ребенок не тянет?
Ирэна
17 ноября 2016 года
0
В ответ на комментарий коро4ка
нюра1981 пишет:
Из пяти возможных вариантов три – отрицательные (причем один из них — единица — практически никогда не используется),
с чего это оценка "удовлетворительно" стала отрицательной? завышенное самомнение родителей, что их чадо должно учиться только на хорошо и отлично?
нюра1981 пишет:
Мальчик Ваня не выучил письмо Евгения и объяснил, почему он этого не сделал (его раздражает лживость и манипулятивность письма). Два. И это — в полном соответствии со стандартом.
мальчик Ваня сначала пусть выполнит задание и выучит отрывок, а потом манипулирует содержанием, потому как с его стороны это ничто иное, как манипуляция.
нюра1981 пишет:
Талантливые, яркие, активные получат «хотя бы тройку».
талантливых, ярких и активных слышно слышно всегда, а не только тогда, когда это внеклассное мероприятие. какой--то перегиб со стороны автора сего опуса (я в курсе, что статья из интернета. и кстати, кто автор?)

↑   Перейти к этому комментарию
я тоже не поняла, как личное отношение к персонажу влияет на выполнение домашнего задания!
коро4ка
17 ноября 2016 года
0
а что, зато отмаз железный - не нравятся исторически личности - не буду учить историю, не нравятся физики - не буду учить физику и тыды
Ирэна
17 ноября 2016 года
0
вот вот!
коро4ка
19 ноября 2016 года
0
Ирэна
20 ноября 2016 года
0
kukovyakinaov
17 ноября 2016 года
0
нюра1981 пишет:
Девочка Света выучила письмо Татьяны и получила пятерку. Мальчик Ваня не выучил письмо Евгения и объяснил, почему он этого не сделал (его раздражает лживость и манипулятивность письма)
Задание было - выучить наизусть. Раздражает письмо Онегина - выучи письмо Татьяны.
Что бы сказал автор статьи, если бы, придя удалять зуб, он остался без мед.помощи, потому что врача "его зуб раздражает своей болезненностью"?
нюра1981 (автор поста)
17 ноября 2016 года
0
Странное сравнение
kukovyakinaov
17 ноября 2016 года
0
Ничего странного. Не понравилось задание - не стал выполнять.
el gata
17 ноября 2016 года
0
Согласна с Вами. Не понравилось - не сделал не прокатит. Моему сыну не нравится учить написание приставок , но не значит, что учить не будет.
kukovyakinaov
17 ноября 2016 года
0
Самое неприятное в этой статье и ей подобных это критиканство. И никакой внятной альтернативы. Туннельное зрение: злобные учителя-монстры убивают юные таланты. Как страшно жить!
el gata
17 ноября 2016 года
+1
Вот читаю я такие критические статьи (или слышу обсуждения), то так и хочется спросить, а что Вы сделали для того, чтобы исправить ситуацию? Никто не ответил. А жаль.
kukovyakinaov
18 ноября 2016 года
+1
Ага, критика ради критики
Абигайль-2
17 ноября 2016 года
+2
Читала без особых эмоций, текст не задел, мысль старая и изрядно червивая. Зачем нужна оценка? А зачем нужны деньги? Работйте для себя, для своего самосовершенствования, чтобы быть интересным для друзей, для знакомых. Что, не хочется? Нихухахухе? Вот так и детям не хочется жить без оценки. Это те же деньги. Кто получает хорошую зарплату, а кто-просто так, штаны поддержать.

Оставить свой комментарий

Вставка изображения

Можете загрузить в текст картинку со своего компьютера:


Закрыть
B i "

Поиск рецептов


Поиск по ингредиентам