Магазин handmade Присоединяйтесь к нам в соцсетях:
Присоединяйтесь к нам в соцсетях: ВКонтакте  facebook 

Проповедь о. Дмитрия (Смирнова) в неделю 4-ю по Пятидесятнице.

Проповедь о. Дмитрия (Смирнова) в неделю 4-ю по Пятидесятнице. Сегодня Святая Церковь предлагает нашему вниманию евангельское чтение о том, как Господь наш Иисус Христос вошёл в Капернаум, и к Нему подошел сотник (по-нашему, ротный командир), и просил Его: Господи! Слуга мой лежит дома в расслаблении и жестоко страдает. Иисус говорит ему: Я приду и исцелю его.
Сотник же, отвечая, сказал: Господи! Я недостоин, чтобы Ты вошел под кров мой, но скажи только слово, и выздоровеет слуга мой. <...> Иисус удивился и сказал идущим за Ним: истинно говорю вам, и в Израиле не нашел Я такой веры. Говорю же вам, что многие придут с востока и запада и возлягут с Авраамом, Исааком и Иаковом в Царстве Небесном; а сыны царства извержены будут во тьму внешнюю; там будет плач и скрежет зубов (Мф. 8, 5-8; 8, 10-12).

Вот такой эпизод. Кто это такие – сыны царства? Это народ Божий, народ Израилев, который потерял своё первородство. Почему? Потому что не разглядел в Иисусе Христе своего Мессию. И вот, Христос пророчествует, что многие придут с востока, с запада и возлягут на лоне Авраамовом с Исааком и Иаковом. И так и случилось. Бог Авраама, Исаака и Иакова – это Бог христиан. А что такое Израиль? Ну, юридически Израиль – это есть государство такое, но в духовном смысле Израиль – это есть Церковь Божия. Кто истинный Израильтянин? Не тот, в чьих жилах течёт определённый сорт крови. За 2000 лет очень большие в гематологии произошли изменения. А кто есть истинный Израильтянин? С точки зрения Сына Божия – это в ком нет льсти (см. Ин. 1, 47). Вот на нас глядят лица подлинных Израильтян: Пресвятая Богородица, святитель Митрофан Воронежский, Параскева Пятница – вот кто такие истинные Израильтяне, потому что в них нет лукавства. И вот, пришёл сотник капернаумский. Он не был обрезанным, а к какому роду-племени принадлежал по крови, даже не сообщается. Почему? Да это не важно. А по духу он уже был созревший христианин. Почему нам интересен этот капернаумский ротный командир? Потому что и для того времени, и для нашего эта личность уникальная. В чём состоит его уникальность? В том, что он, как теперь говорят, впрягся за своего солдата. Как обычно офицер относится к солдатам? Их называют «люди». Вот когда машину увидите с чёрными номерами, покрытую брезентом, обратите внимание, там на борт прибита жёлтая табличка, и чёрными буквами написано: «Люди». То есть есть такая зелёная масса, от неё отрезается сто человек, и это люди. Для чего эти люди? Для выполнения задачи, которая поставлена ротному командиру. Кто там ротный в данный момент – старший ли лейтенант или уже капитан, это не важно. Есть задача, есть люди, и он должен с помощью этих людей решить задачу. Всё, больше никого ничего не интересует, кроме решения задачи. И вдруг этот капернаумский сотник, когда заболел солдатик, беспокоится о нём и думает, как бы его вылечить. Уникальный, редчайший, а в некоторых армиях вообще невозможный случай. Максимум, что может быть: «Товарищ ротный, разрешите обратиться!», – «Что такое?», – «У Петрова температура», – «В лазарет». Всё. И забыл. Этот сам пришёл к Христу-Спасителю, прослышав, что Он может исцелить. И Он выразил готовность прийти и исцелить. Но почему Он выразил такую готовность? Он увидел, что перед Ним хороший и добрый человек. Ну как такому откажешь? А ротный ему говорит: «Не надо никуда ходить, Ты только помолись, и я верю, что он выздоровеет». Христос говорит: «Ничего себе! И в Израиле <имеется в виду ветхий Израиль – прим. о. Д.> Я такой веры не нашёл». «Хорошо, – отвечает Господь, – иди, по вере твоей будет». Пока сотник дошёл, паренёк уже выздоровел (см. Мф. 8, 13).

Что мы наблюдаем в этом сотнике, помимо любви к своему подчинённому? Веру в Иисуса Христа. Не «авось поможет», а несумненная вера, он понимает, что Ему достаточно просто подумать об этом солдате, и он выздоровеет. Насколько глубоко он проникся верой в Иисуса Христа! Как называется человек, который вот так глубоко проникся верой в Иисуса Христа и верой к Нему, к Иисусу Христу? Такой человек называется христианином. И вот, сотник состоялся. А Господь призрел на его смирение. Потому что для Капернаума капитан – это всё равно что для нас с вами маршал. Ну что такое Капернаум? Это и сейчас маленький населённый пунктик. А он там самый важный человек, потому что у него в руках силища, сто воинов, с помощью которых он может просто ликвидировать всё население, если там будет какая-нибудь забастовка или оранжевая революция. 15 минут и две ванны крови, и всё, и тишина-покой на долгие годы, пока другие люди не заселятся. И он говорит: «Я недостоин», и это не для красного словца, как у нас: «Я великая грешница». Подходит человек к исповеди: «Я великая грешница!», говоришь ей: «Пошла вон!», – «Как Вы смеете со мной так разговаривать?». А как с тобой? Ты же великая грешница. А как с грешниками полагается разговаривать? Полагается дать пинка, ноги об тебя вытереть и сторожам сказать, чтоб за ноги вытащили, раз ты такой великий грешник. Тут же у нас одни праведники собираются, раз ты великая грешница, так и терпи то, как нужно обращаться с великими грешниками. А нет. Потому что наши разговоры о том, какие мы великие грешники, это всё Малый театр, и то во время ремонта, это всё совсем не настоящее. Это такой церковный сленг, за которым ничего не стоит. А тут совсем другое.


И вот эти три компонента (первый – глубочайшая вера, второй компонент – глубочайшее смирение, и третье – сознание собственного недостоинства), такое устроение души в итоге даёт христианина. И что бы ни попросил у Господа человек в таком устроении, Он ему даст. Поэтому если у кого из нас, я допускаю, есть к Богу какие-то просьбы, надо понимать, что прежде чем обращаться к Богу с просьбой, нужно достичь устроения капернаумского сотника. Мы же обычно идём другим путём: к кому-то съездить, к чему-то приложиться, что-то прочитать, чем-то помазать. А сотник даже не был крещёным. В дальнейшем – да наверняка крестился! А в то время, когда была эта беседа, Церковь ещё не состоялась, Она только взращивалась Христом Спасителем. Но Он не сказал: надо тебе это, вот надо тебе то, надо тебе покреститься, потом надо тебе с женой повенчаться, потом надо детей твоих крестить, потом вот это, надо крестик носить, надо среду и пятницу бараньи котлеты не есть, вот надо это, это, это, и вот тогда. Нет, это всё внешнее выражение того, что внутри. А зачем ему внешнее выражение, когда он внутренне уже христианин? Когда Церковь состоится, достаточно ему принять святое крещение, а может быть, он бы и пресвитером стал, а может, он и стал, мы даже не знаем, а может, епископом Церкви Божией. Наверняка Господь бы его призвал, тем более человек опытный, умеет людьми руководить, какая-то степень грамотности имеется, потому что он римский офицер.


Апостол Матфей решил нам сообщить об этом эпизоде, потому что этот эпизод обучает нас истинному христианству. И любому из нас надо усвоить из этого эпизода, а что мне в моей жизни нужно изменить внутри себя, чтобы и молитвы мои ко Господу имели такой же результат, как у этого сотника. Если мы сумеем прийти в это устроение, такой глубокой веры, такого глубокого смирения, осознания своего недостоинства, только тогда. Потому что Бог только смиренным дает благодать (Иак. 4, 6), и без веры угодить Богу невозможно (Евр. 11, 6). Это всё слова из Священного Писания. А мы, к сожалению, по-прежнему, как язычники, стараемся с помощью очень хороших, благочестивых и правильных ритуалов Богу угодить. Но это ошибка. Все церковные правила, обряды должны способствовать выражению внутреннего нашего состояния, но никак не заменяют самого этого внутреннего состояния. Оно первично, а потом уже оно выражается. Ну как церковная молитва выражается? Да, есть специальные чины, молебны на разные случаи: если о упокоении человека, специально служатся заупокойные богослужения и так далее. Во всём есть чин: и для того, чтоб крестить человека, даже если крестить уже умирающего. Я давеча крестил, заняло час с лишним, крестил четырёх младенцев. А если человек умирает, что делать? Есть специальный чин, краткий, для того, чтобы не отошёл бы человек без святаго крещения, коль он выразил желание стать крещёным. На все случаи жизни. Первый раз вступаешь в брак – вот тебе такое венчание, второй раз вступаешь в брак – другой чин. А тем, которые жили невенчанными несколько лет, третий чин, совсем другие молитвы используются. Кое-что, естественно, совпадает. Но, понятно, что тем, кто брачуется, всё равно, они стоят в полуобморочном состоянии, ничего не понимают и не могут отличить одно от другого. Спроси у него потом: «Каким чином тебя венчали?», он: «А? Чего? А что такое чин?». Потому что полное, как мой преподаватель по истории изящных искусств говорил, густопсовое невежество. Поэтому, восполняя своё невежество, мы должны обязательно стремиться прежде всего к тому, чтобы наша душа ведала самое главное – что такое быть христианином.

Протоиерей Димитрий Смирнов
Печать Получить код для блога/форума/сайта
Коды для вставки:

Скопируйте код и вставьте в окошко создания записи на LiveInternet, предварительно включив там режим "Источник"
HTML-код:
BB-код для форумов:

Как это будет выглядеть?
Страна Мам Проповедь о. Дмитрия (Смирнова) в неделю 4-ю по Пятидесятнице.
  Сегодня Святая Церковь предлагает нашему вниманию евангельское чтение о том, как Господь наш Иисус Христос вошёл в Капернаум, и к Нему подошел сотник (по-нашему, ротный командир), и просил Его: Господи! Слуга мой лежит дома в расслаблении и жестоко страдает. Иисус говорит ему: Я приду и исцелю его.
Сотник же, отвечая, сказал: Господи! Читать полностью
 

Комментарии

arinali
18 июля 2016 года
+1
Pelargonia (автор поста)
18 июля 2016 года
0
Pelargonia пишет:
Подходит человек к исповеди: «Я великая грешница!», говоришь ей: «Пошла вон!», – «Как Вы смеете со мной так разговаривать?». А как с тобой? Ты же великая грешница.
Мне вот этот момент очень понравился. Эпизод насмешил, конечно. Ну не думаю, что он так на самом деле говорит исповедающимся, но если и говорит, то это такая проверка на "вшивость". По реакции человека сразу видно, есть ли смирение и сокрушение о своих грехах, и так ли оно равнозначно по степени с тем, как человек про себя говорит. Поэтому наверное про Малый театр он и упомянул. Что внешне одно, а внутри - другое.
Просто о. Димитрий так живописно мысли излагает, что заслушаешься. Очень люблю его проповеди.
arinali
18 июля 2016 года
+1
Да, я тоже люблю
1977т
18 июля 2016 года
+1

Оставить свой комментарий

Вставка изображения

Можете загрузить в текст картинку со своего компьютера:


Закрыть
B i "

Поиск рецептов


Поиск по ингредиентам