Совместные покупки Присоединяйтесь к нам в соцсетях:
Присоединяйтесь к нам в соцсетях: ВКонтакте  facebook 

Продолжение о "нечистоте"

Хочу привести примеры вопрос-ответов из других форумов на эту интереснейшую тему.

Проиллюстрируем несколько подобных вопросов. Например, вопрос Натальи (в сокращении) на сайте orto-rus.ru:
"Уважаемый о. Андрей! Прошу вас разъяснить мне и многим и многим женщинам вопрос о критических днях женщин и связанным с этим понятием о нечистоте. Прошу извинить за длинное письмо, но хочу поделиться своими соображениями об этом. Итак, хотелось бы выяснить следующие вещи:
1. Кем и когда в Православном христианстве были установлены вышеперечисленные понятия. Обычно священники ссылаются на 15 главу кн. Левит. Однако Вы не можете не согласиться с тем, что всякий закон есть только тогда закон, когда он соблюдается точно и полностью. Не буду перечислять всего, что требует закон ветхих иудеев, вы и сами знаете текст прекрасно. Но отчего исключительно на женщину выпали тяготы закона, заставляя ее соблюдать по сию пору семь дней очищения. И отчего вы не рекомендуете в таком случае следовать закону полностью, т. е. речь идет о жертвах за очищение. Закон либо соблюдается, либо нет? Многие ссылаются на слова Христа о том, что Он пришел не нарушить закон, но исполнить. По мнению составителя "Толкования Евангелия" Гладкова, имеется ввиду Закон Божий, а не закон человеческий. В кн. Правил есть единственный встретившийся мне документ на эту тему: послание Дионисия Александрийского (если ошибаюсь в имени, простите) о том, каковы его соображения относительно причастия в критические дни. Как аргумент приводится опять же история, имеющая для меня совершенно другой смысл - о кровоточивой. Якобы поскольку она не дерзнула прикоснуться ко Христу, а только к Его одежде, то и не должно женщине в критические дни причащаться. Но речь ведь идет как раз о том, что Христос не отверг эту женщину, Он принял ее и даже исцелил. Каково же тогда основание для священников отлучать женщину от полноценной церковной жизни в это время, когда ей бывает достаточно тяжело. Не знаю, монашествуете ли Вы, уважаемый о. Андрей, или имеете жену, но если вы когда-нибудь разговаривали с родной вам женщиной о том, что она переживает в течение почти четвертой части своей жизни, вы поймете ее стремление обрести помощь и поддержку особенно в эти дни.

2. Так что же разрешается православной женщине делать в критические дни (и чем опять же это установлено). Я встречала как мнения о том, что нельзя ходить в храм (и такое мнение бытует у многих), так и мнения следующие: нельзя причащаться, прикладываться к иконам, зажигать свечу. Почему? Объясните мне толково, это меня и многих очень смущает. Ведь никакая нечистота не может осквернить святую икону. Я сталкивалась и с мнением православного священника о том, что можно переставлять иконы, брать в руки свечи, но нельзя прикладываться и зажигать свечу. Это уже чистый бред.

Итак, помимо общей просьбы обосновать эти требования, прошу точно ответить, можно ли помазать в эти дни святым маслом, скажем, голову, если она нестерпимо болит, а я верю в то, что именно масло, а не Эффералган принесет облегчение? Можно ли в эти дни выпить святой воды, если высокая температура? Ну, а если у женщины дети, и она каждый день дает им натощак по глотку святой воды и по кусочку просфоры? Ей делать это или нет? А можно ли читать Евангелие? В общем, думаю, вы поняли мое смущение. Лично у меня не получается жить полной православной жизнью 21 день в месяц, и ситуация эта, как мне думается, нелогична. Я знаю, каковы истоки понятия женской нечистоты в Православии. Поскольку христианство было соблазном для иудеев, соблюдавших законы, то надо же было им хоть что-то оставить из этих законов. Досталось робкой и молчаливой женщине. А вот Апостол Павел, которого так любят цитировать когда речь идет о женщинах, говорил:"А если законом оправдание, то Христос напрасно умер" (Гал.2:21, но вообще 16-21 стихи). Уважаемый о. Андрей! Я буду очень признательна, если вы, наконец, полно и осмысленно ответите на этот вопрос. И многие женщины будут вам благодарны. Наталия".

Вот мнение еще одной женщины, с того же сайта в котором косвенно уже сквозит недовольство ответами священников:

"Я не верю в то, что после Иисуса Христа можно говорить вообще о каких-либо ограничениях для женщин в критические дни при молитвах и во время посещения храма. Та женщина из Евангелия совершала огромный грех, прикасаясь (не к иконе, не к святой воде!) к самому Спасителю! И она была безусловно осуждаема всеми. Но Христос не оттолкнул ее в гневе, а, наоборот, ободрил, исцелил и сказал, что каждому так воздастся по вере его. И не могло быть иначе. Потому что Бог - это Любовь. Ко всем без исключения.

Явись Христос сейчас, женщину с надеждой и верой, желающую прикоснуться к Нему тоже безусловно осудили бы, - и в первую очередь священники. Как будто и не сказал Он нам все 2000 лет назад".

Можно также привести вопросы с сайта dobroeslovo.ru:

Анна: "Почему во время критических дней нельзя исповедоваться? Девушки, я перерыла множество "вопросов священнику" и тем посвященных женскому вопросу! На разных сайтах. Хорошо, пусть нельзя причащаться, дотрагиваться до икон, напрестольных предметов. Но если мне хочется исповедать тяготящий меня грех, почему нужно ждать столько дней?? А спрашивать у священника можно сейчас или нельзя я не пойду, мне неудобно со слов "у меня сейчас месячные" разговор начинать". "о. Павел, а к напрестольным предметам прикладываться в эти дни можно или нельзя? Или это зависит от уровня моего благоговения перед ними? И кто определил, что вот к иконам можно, а к напрестольным предметам - нельзя? А можно мне перед таинствами благоговеть внутренне и при этом участвовать в них? Почему нужно благоговеть именно таким образом?"
Евгения: "Девушки... я из новоначальных, многого не знаю, сегодня исповедовалась, причащалась, к кресту прикладывалась, к иконам... В критические дни нельзя? Я просто плохо понимаю, ведь Господь нечистое очистил, как показывал Петру в видении.. и женщина с истечением к краю Его одежды прикасалась, исцелела... НЕЛЬЗЯ? или я чего-то недопонимаю? Надеюсь, Господь меня простит.. еще шла, сомневалась, можно или нельзя".

К сожалению, существующие ответы на этот вопрос редко могут удовлетворить кого-либо из вопрошающих женщин. Покажем для примера несколько наиболее развернутых из этих ответов:

Татьяна (www.pravmir.ru): "Почему девушкам нельзя входить в храм Божий во время критических дней?"

Священник Александр: "Дорогая Татьяна! В храм ходить можно, можно ставить свечи, прикладываться к иконам, нельзя только участвовать в Таинствах - исповедаться, причащаться, прикладываться к Евангелию и Кресту. Объяснить это можно так: возьмем мальчиков и девочек 8 лет - они одинаковые сорванцы. Представим себе, что женщины были бы такими же как и мужчины, тогда бы жизнь наша стала невыносимой. Господь даровал женщине удивительный дар - дар смирения, в этом состоит ее глубокое отличие от мужчины. Именно для укрепления смирения в Церкви есть такое установление. С уважением, священник Александр"

Священник Андрей: "Уважаемая Наталия! Я не могу исчерпывающе ответить на Ваш вопрос. Происхождение запретов о нечистоте после истечений, как Вы знаете, лежит в Ветхозаветной эпохе, и в Православии этих запретов никто не вводил - они просто не были отменены (подобное мнение явным образом не согласуется с (Деян. 15,29 и 21,25). Более того, в канонах православной Церкви они нашли свое подтверждение, хотя богословского объяснения и обоснования никто не давал. Вероятно, никого не затронул этот вопрос. Однако, запреты касаются не только женщин, но и мужчин, хотя к мужской нечистоте они значительно менее строги. Мое личное мнение вряд ли кого-нибудь устроит, ибо не отвечает на главный мучимый многих женщин вопрос - что можно, а что нельзя? Мое рассуждение касается богословской причины нечистоты от месячного кровеистечения. Ведь очевидно, как нам с Вами, так и предкам Моисея, что месячные кровотечения являются следствием не состоявшейся беременности. Женщина не зачавшая ребенка, вольно или невольно, перед Богом несет ответственность. Все в её теле настраивается на зачатие, а оно не происходит. Значит жизнь женщины глубинным образом не соответствует её природе, что оборачивается смертью "клетки жизни" (яйцеклетки), а за нею и смертью всего слоя новой жизни в матке. Если это так, то истечение с кровью всего этого слоя из матки, есть очищение от мертвой ткани, не могущей жить без плода. Как говорят медики, яйцеклетка неоплодотворенная не может прожить более суток. Месячные есть, таким образом, очищение матки от омертвевшей ткани, очищения матки для нового витка ожидания, надежды на новую жизнь, на зачатие. Всякое пролитие крови есть призрак смерти, ибо в крови жизнь (в Ветхом Завете даже более - "душа человека в крови его"). Но менструальная кровь, это вдвойне смерть, ибо она не только кровь, но и умершие ткани матки. Освобождаясь от них женщина очищается. Таково мое понимание происхождения понятия нечистоты женских месячных. Понятно, что это не личный грех женщин, но грех лежащий на всем человечестве. Остальное - дело традиции, канонов и правил".

Для полноты картины приведем фрагменты развернувшейся дискуссии по этому ответу:

Наталья: "Уважаемый отец Андрей! Я благодарю Вас за то, что Вы нашли время ответить на вопрос, однако мне показалось, что Вы не сказали важного: как Вы решали эту проблему со своими прихожанами? Есть ли у Вас единообразие требований по этому поводу? Это и в самом деле очень интересно, поскольку если мы не сможем разобраться в вопросе хотя бы насколько-то, тысячи женщин будут впадать месяц за месяцем в смущение и ложное самоуничижение, и даже испытывать унижение от тех людей, которые ни разу по-настоящему над этим вопросом не думали. Если уж выдвигаются требования, то они должны быть, наконец, кем-то обоснованы, упорядочены и осмыслены. Чтобы не зависело все от нашептываний малограмотных бабушек, так запросто смущающих любую и каждую. Если есть требования, они никого не должны смущать: ведь в требованиях Церкви не может быть никакого лукавства, даже и в таком, как мужчинам может казаться, тонком вопросе.

Далее. Отец Андрей, говоря об устройстве женского организма, Вы склоняетесь к позиции индусов, которые считают, что девочку необходимо выдавать замуж, как только у нее начались менструации (а это часто происходит в 10 лет), иначе весь "грех", что она не рожает, ляжет на отца. Думаю, христианская позиция совсем иная: брак заключается по любви, а не оттого, что в течение десяти-пятнадцати лет не должны пропадать яйцеклетки. Думаю, Господь не планировал также и оплодотворение каждый месяц. А что касается абсолютного большинства требований иудейских законов, то ведь, если вдуматься, совершенно очевидно, что их целью было увеличивать на Земле народ Божий. Почему нельзя прикасаться к женщине во время месячных? Чтобы мужчина не желал с ней полового общения, следствием какого неизменно в этот период будет гинекологические заболевания и длительная неспособность рожать. Почему надо было заключать завет с Богом под видом обрезания? Известно, что после обрезания мужчина меньше страдает от мочеполовых заболеваний, следовательно, может иметь общение с женщиной и производить потомство. Почему мужчина после истечения нечист? Чтобы семя не пропадало даром. Так что иудейский закон преследовал одну единственную и, возможно, священную для него, цель - увеличение народа Израиля. Я, конечно, понимаю, что увеличение народа и для нас сейчас актуально, но ветхозаветный закон тут неактуален. Не так ли?

Следующее. Вы очень живописно повествуете о "смерти яйцкелетки". Однако последние исследования в области эмбрионологии доказали, что в течение жизни у женщины вырабатывается в среднем только 20 яйцеклеток, способных образовать зиготу. А все остальные яйцеклетки, вырабатывающиеся каждый месяц, нежизнеспособны. Это научный факт. Так что Господь планировал и планирует давать женщине потомство в более-менее разумных размерах
.

И наконец, о муках при родах и при месячных. Мне известно, что болезненность месячных и родов совершенно не всеобща. Я лично знаю многих женщин, переносящих месячные безболезненно (обычно это здоровые, спокойные, неэмоциональные, уравновешенные натуры), и по меньшей мере трех женщин, которые родили детей практически ничего не ощутив. Это моя мать, мать моей подруги, и ее дочь. Помимо этого, в одном из центров подготовки к родам в Москве женщины рожают без боли (не благодаря медикаментам), проходя перед этим гимнастическую подготовку. Женщины многих примитивных народов умеют рожать без боли, за счет управления болевыми (акупунктурными) точками, родов в воде, сидя, стоя и т. д.. Все это происходило и происходит в наши дни. Они что, не дочери Евы? Жду ваших размышлений (в том числе от всех посетителей рубрики). С уважением, Наталия".

Священник Андрей: "Уважаемая Наталия! У меня нет никакого особенного опыта решения "этой" проблемы. Собственно, и проблемы я не вижу. Есть правила Церкви, которые и без меня женщины стараются выполнить. У меня нет никаких особенных требований - они есть у Церкви. То, что я вчера Вам написал, и есть попытка осмысления этих церковных требований, но кажется, Вы не совсем правильно меня поняли. Дело не в прагматическом истолковании запретов, не в плодородии народа, не в рационально использованном биологическом материале. Дело в искаженной природе. Каждой женщине достается такая искаженная природа, как впрочем и мужчине, - это следствие грехопадения человека. Но каждый несет на себе "крест" этих искажений субъективно. Так сложилось, что хотя женщина лично не виновна в смерти сотен яйцеклеток (также, как мужчина - сотен тысяч своих), их мертвенность мистически и духовно обременяет её. Бог, создавая человека, не так устроил механизм зачатия, таким он стал в человеческой истории. Суть церковных требований проста: в течении месячных ( 5 плюс-минус 2 дня) православной женщине нельзя входить в храм (здесь мы видим большую ригористичность отца Андрея, даже по сравнению с обычной приходской практикой), участвовать в Таинствах, прикасаться к святыням (иконам, мощам, крестам). Если же ей угрожает смерть, то её можно причастить, соборовать и т. д.

Христианский брак, Вы правы, основан на любви, и взаимовыборе, а не на демографическом смысле. Но ведь Божественный промысел не включает традиции наших культур, морали и проч., которые мешают порой браку. Так что, незамужность многих женщин является скорее грехом личным (еще один ригористический "перл" о. Андрея), а не первородным.

Запрет на половые контакты в периоды нечистоты также основан на мистическом понимании, а не на гинекологическом. Не от болезней страховал закон Моисеев, а от душевного омертвления. Также и с мужской нечистотой, и с мужским обрезанием. Не в том дело, что болезней меньше, хотя и это тоже важно, а в том, что этот орган самый важный в передаче потомства богоизбранного народа. Причастность к избранничеству через деторождение - вот что важнее всего для Израиля в Ветхом Завете. Вы не правы, когда видите прежде всего демографические факторы. Во всех этих законах - сугубая забота о духовной чистоте народа. В то же время верно, что к нам это прямого отношения не имеет. Меньше всего Церковь стремится увеличить число людей многорождаемостью своих чад - это не дело Церкви.

Количество здоровых яйцеклеток, которые вырабатываются у относительно здоровой женщины гораздо больше, чем Вы предполагаете. Как правило 1 на один цикл, стало быть их может быть около нескольких сотен в жизни женщины. В любом случае, их гораздо больше, чем женщина может родить. Но учтите, Вы исходите из факта сегодняшнего дня, но ведь это человек поврежденый грехом, не Господь так устроил, а человек разрушил (частично).

О муках можно говорить, как об относительном явлении, но ведь Сам Господь сказал о них, так что мы не можем этого отменить, но можем их уменьшить. Сами муки, конечно, не определяют меры человечности (дети Евы). Священник Андрей".
Виктор: "Я внимательно прочитал обсуждение вопроса женской нечистоты и, обдумав, усмотрел в позиции о. Андрея ряд противоречий. Эти противоречия, как мне кажется, свойственны человеческой природе (вне зависимости, мирянин ли человек или священник, мужчина или женщина) и выглядят следующим образом:

1. Противоречие веры и здравого смысла. Для современного образованного человека необходимо, чтобы краеугольные камни веры, которую он избрал, законы и обряды не противоречили сами себе, логике и здравому смыслу. Православному христианину гораздо легче опираться на двухтысячелетний духовный опыт Церкви и Святых отцов, мудро и логично отвечающий на все вопросы, чем, например члену какой-либо новоиспеченной секты. Если же православному христианину ни Церковь, ни Святые отцы, ни практикующий священник не может дать логичного ответа (о данном законе или правиле), не вступающего в противоречие с основами православной веры, то вопрошающий неминуемо поставит под сомнение правильность соблюдения данного закона или правила.

2. Противоречие совести и политики. История Церкви длинна, и ее формирует огромное количество людей. Даже в истинной религии, Православии, неминуемо остаются вопросы, по тем или иным причинам обойденные вниманием, не первостепенные и т. д. Если ситуация требует их разрешения, их обсуждают на Соборах и заседаниях. Проблема женской нечистоты - тема довольно щепетильная для мужчин-священников, тем более для монахов. Если несправедливость, очевидная для женщин, и становится очевидной для мужчин-священников, вряд ли они будут торопиться согласиться и пытаться изменить ситуацию. Их окружение, их коллеги "не увидят здесь проблемы". Инициатор окажется в неловкой ситуации.

В дополнение к вышеизложенному хочу обратить внимание на "снисходительное" отношение священников-мужчин к женщинам как "исторически-физиологическим" грешницам. Вся история православной семьи - патриархальная, женщина в ней занимала второстепенное и зависимое положение, что, будем честны, весьма выгодно нам, мужчинам. Возможно, желание подчиняться и заложено в женской природе, но желание подчинять, и подчинять устаревшим законам должно быть противно православному мужчине".

Священник Андрей: "Уважаемый Виктор! Я не против Вашего направления критики, только имейте в виду: 1) здравый смысл часто противоречит вере; 2) современный верующий не сможет непротиворечиво соединить краеугольные камни веры и здравый смысл; 3) дать на все логичный ответ нельзя - увы; 4) верно - пользоваться положением женщины, по природе подчиненной мужчине, не по христиански! Священник Андрей".
Печать Получить код для блога/форума/сайта
Коды для вставки:

Скопируйте код и вставьте в окошко создания записи на LiveInternet, предварительно включив там режим "Источник"
HTML-код:
BB-код для форумов:

Как это будет выглядеть?
Страна Мам Продолжение о "нечистоте"
Хочу привести примеры вопрос-ответов из других форумов на эту интереснейшую тему.
Проиллюстрируем несколько подобных вопросов. Например, вопрос Натальи (в сокращении) на сайте orto-rus.ru:
"Уважаемый о. Андрей! Прошу вас разъяснить мне и многим и многим женщинам вопрос о критических днях женщин и связанным с этим понятием о нечистоте. Читать полностью
 

Комментарии

Black Mamba
22 марта 2011 года
+1
нда.....
AnnaAa
22 марта 2011 года
+1
Михей пишет:
Женщина не зачавшая ребенка, вольно или невольно, перед Богом несет ответственность. Все в её теле настраивается на зачатие, а оно не происходит. Значит жизнь женщины глубинным образом не соответствует её природе
Припоминается фраза о том, что хорошо поступил тот, кто выдал свою дочь замуж, а кто не выдал - тот поступил еще лучше (речь шла о том, что и супружеские отношения не грех, но если дева остается в девстве на всю жизнь, то это замечательно)....
К сожалению, сейчас не могу вспомнить точную принадлежность это фразы...
Но кажется очевидным, что сводить нечистоту женщины к тому, что она не зачла - это более, чем странно....
О монахинях видимо не подумал....и о христианках, которые соблюдают пост и не зачинают во время поста...
В моем понимании вопрос о месячных - это больше вопрос женского смирения...полезно смириться...пусть даже вынуждено
Мария Травкина
22 марта 2011 года
+1
AnnaAa пишет:
В моем понимании вопрос о месячных - это больше вопрос женского смирения
В смирении должен быть смысл - а здесь я смысла не вижу. ИМХО
Доживём ли до того дня, когда сие отменят?
Михей (автор поста)
22 марта 2011 года
0
Мария Травкина пишет:
Доживём ли до того дня, когда сие отменят?
Что именно отменят?
Мария Травкина
23 марта 2011 года
0
Запрет в критические дни прикасаться к святыне.
Михей (автор поста)
23 марта 2011 года
+2
Мария Травкина пишет:
Запрет в критические дни прикасаться к святыне
Отменять можно только то, что когда-то и кем-то было канонически установлено.
А эти вещи нужно не отменять, а искоренять.
AnnaAa
23 марта 2011 года
0
В ответ на комментарий Мария Травкина
AnnaAa пишет:
В моем понимании вопрос о месячных - это больше вопрос женского смирения
В смирении должен быть смысл - а здесь я смысла не вижу. ИМХО
Доживём ли до того дня, когда сие отменят?

↑   Перейти к этому комментарию
Мария Травкина пишет:
В смирении должен быть смысл - а здесь я смысла не вижу
Какой обычно смысл в смирении на Ваш взгляд?
Мария Травкина
23 марта 2011 года
+4
Смирение - это согласие с волей Божией, я так понимаю. Есть ли воля Божия на то, чтобы в КД женщину считать нечистой?
AnnaAa
24 марта 2011 года
0
Мария Травкина пишет:
Смирение - это согласие с волей Божией

Мария Травкина пишет:
Есть ли воля Божия на то, чтобы в КД женщину считать нечистой?
Вот вокруг этого вся возня и затевается со спорами вокруг нечистоты
Я не знаю, как насчет нечистоты, но все равно что-то есть в эти женских КД
И если есть сомнения на этот счет, я пока лучше воздержусь от посещения.
Хотя бывает, что КД действительно очень не кстати... Но пока принимаю это как волю Божью...
потому как не дерзаю принять на себя решение такое и пойти в храм с КД...
Михей (автор поста)
24 марта 2011 года
0
AnnaAa пишет:
принять на себя решение такое и пойти в храм с КД
Но канонических же запретов нет по этому вопросу. Что именно вас смущает?
Мария Травкина
24 марта 2011 года
0
А вот я как-то помещала статью о. Константина Пархоменко, не помню где, дам ссылку:
http://azbyka.ru/parkhomenko/stati/genskaya_nechistota-all.shtml
Он тоже пишет, что нет канонических запретов, но вместе с тем, пишет, что некоторые отцы всё же высказывались против того, чтобы женщина в КД приступала к Таинствам. там у него все цитаты есть.
То есть, разные есть мнения на этот счёт...
Ставрос
25 марта 2011 года
+1
Да, Мария, я читала эту статью Пархоменко. Он там пишет, что из всех святых отцов только два говорили, что с месячными нельзя причащаться. И почему-то Восточное православие стало придерживаться именно их точки зрения. Но даже если следовать этим отцам, ведь нельзя только причащаться, а у нас женщины в КД даже лампадку дома не зажигают.
Мария Травкина
25 марта 2011 года
0
Я зажигаю, тем более, что Мишаня требует.
Ставрос
25 марта 2011 года
+1
У меня родственница не зажигает, другая в этот день молитвослов в руки боиться брать. Кураев где-то писал, что для женщины свойственно постоянное ужесточение закона. Гсоподь сказал Адаму и Еве не вкушать плодов с дерева познания добра и зла, а Ева змею уже говорит, что Господь не разрешил дотрагиваться до этих плодов.
Мария Травкина
25 марта 2011 года
0
Ставрос пишет:
а Ева змею уже говорит, что Господь не разрешил дотрагиваться до этих плодов.
Вот-вот.
Михей (автор поста)
25 марта 2011 года
+2
Мария Травкина пишет:
Ставрос пишет:
а Ева змею уже говорит, что Господь не разрешил дотрагиваться до этих плодов.
Вот-вот
Теперь так не только Евы говорят, но и некоторые Адамы тоже.
Наталечик
28 марта 2011 года
0
В ответ на комментарий Ставрос
У меня родственница не зажигает, другая в этот день молитвослов в руки боиться брать. Кураев где-то писал, что для женщины свойственно постоянное ужесточение закона. Гсоподь сказал Адаму и Еве не вкушать плодов с дерева познания добра и зла, а Ева змею уже говорит, что Господь не разрешил дотрагиваться до этих плодов.

↑   Перейти к этому комментарию
Ставрос пишет:
другая в этот день молитвослов в руки боиться брать.
Какой ужас....
Наталечик
28 марта 2011 года
0
В ответ на комментарий Ставрос
Да, Мария, я читала эту статью Пархоменко. Он там пишет, что из всех святых отцов только два говорили, что с месячными нельзя причащаться. И почему-то Восточное православие стало придерживаться именно их точки зрения. Но даже если следовать этим отцам, ведь нельзя только причащаться, а у нас женщины в КД даже лампадку дома не зажигают.

↑   Перейти к этому комментарию
Ставрос пишет:
а у нас женщины в КД даже лампадку дома не зажигают.
Михей (автор поста)
25 марта 2011 года
+1
В ответ на комментарий Мария Травкина
А вот я как-то помещала статью о. Константина Пархоменко, не помню где, дам ссылку:
http://azbyka.ru/parkhomenko/stati/genskaya_nechistota-all.shtml
Он тоже пишет, что нет канонических запретов, но вместе с тем, пишет, что некоторые отцы всё же высказывались против того, чтобы женщина в КД приступала к Таинствам. там у него все цитаты есть.
То есть, разные есть мнения на этот счёт...

↑   Перейти к этому комментарию
Мария Травкина пишет:
некоторые отцы всё же высказывались против того, чтобы женщина в КД приступала к Таинствам
Таинства мы и так в покое оставили, иначе камнями забьют. Разговор идет о том, чтобы хоть в храм заходить можно было.
AnnaAa
25 марта 2011 года
0
В ответ на комментарий Михей
AnnaAa пишет:
принять на себя решение такое и пойти в храм с КД
Но канонических же запретов нет по этому вопросу. Что именно вас смущает?

↑   Перейти к этому комментарию
Михей пишет:
Но канонических же запретов нет по этому вопросу. Что именно вас смущает?
Видимо смущает как раз-таки тот сложившийся устой, что не принято с КД в храм
Михей (автор поста)
25 марта 2011 года
+2
AnnaAa пишет:
Видимо смущает как раз-таки тот сложившийся устой
Ничего страшного, дабавим разрыхлитель и глядишь, все пройдет.
Мария Травкина
24 марта 2011 года
0
В ответ на комментарий AnnaAa
Мария Травкина пишет:
Смирение - это согласие с волей Божией

Мария Травкина пишет:
Есть ли воля Божия на то, чтобы в КД женщину считать нечистой?
Вот вокруг этого вся возня и затевается со спорами вокруг нечистоты
Я не знаю, как насчет нечистоты, но все равно что-то есть в эти женских КД
И если есть сомнения на этот счет, я пока лучше воздержусь от посещения.
Хотя бывает, что КД действительно очень не кстати... Но пока принимаю это как волю Божью...
потому как не дерзаю принять на себя решение такое и пойти в храм с КД...

↑   Перейти к этому комментарию
AnnaAa пишет:
Я не знаю, как насчет нечистоты, но все равно что-то есть в эти женских КД
А что? греха ведь нет...
Наталечик
28 марта 2011 года
0
В ответ на комментарий Мария Травкина
AnnaAa пишет:
В моем понимании вопрос о месячных - это больше вопрос женского смирения
В смирении должен быть смысл - а здесь я смысла не вижу. ИМХО
Доживём ли до того дня, когда сие отменят?

↑   Перейти к этому комментарию
Мария Травкина пишет:
В смирении должен быть смысл - а здесь я смысла не вижу.
Аналогично.
Михей (автор поста)
22 марта 2011 года
+2
В ответ на комментарий AnnaAa
Михей пишет:
Женщина не зачавшая ребенка, вольно или невольно, перед Богом несет ответственность. Все в её теле настраивается на зачатие, а оно не происходит. Значит жизнь женщины глубинным образом не соответствует её природе
Припоминается фраза о том, что хорошо поступил тот, кто выдал свою дочь замуж, а кто не выдал - тот поступил еще лучше (речь шла о том, что и супружеские отношения не грех, но если дева остается в девстве на всю жизнь, то это замечательно)....
К сожалению, сейчас не могу вспомнить точную принадлежность это фразы...
Но кажется очевидным, что сводить нечистоту женщины к тому, что она не зачла - это более, чем странно....
О монахинях видимо не подумал....и о христианках, которые соблюдают пост и не зачинают во время поста...
В моем понимании вопрос о месячных - это больше вопрос женского смирения...полезно смириться...пусть даже вынуждено

↑   Перейти к этому комментарию
AnnaAa пишет:
это больше вопрос женского смирения
По этому поводу говорил апостол Павел, когда речь шла о покрытии головы. А причем тут КД, непонятно.
AnnaAa
23 марта 2011 года
+1
Михей пишет:
когда речь шла о покрытии головы.
Скорее всего, вопрос женского смирения не ограничивается только покрытием головы.
Мария Травкина
23 марта 2011 года
+1
AnnaAa пишет:
Скорее всего, вопрос женского смирения
Не только женского. Вопрос смирения вообще не ограничивается внешним видом.
Михей (автор поста)
23 марта 2011 года
+1
В ответ на комментарий AnnaAa
Михей пишет:
когда речь шла о покрытии головы.
Скорее всего, вопрос женского смирения не ограничивается только покрытием головы.

↑   Перейти к этому комментарию
AnnaAa пишет:
Скорее всего, вопрос женского смирения не ограничивается только покрытием головы
Ну и не выходит за определенные и разумные границы.
AnnaAa
24 марта 2011 года
0
Михей пишет:
Ну и не выходит за определенные и разумные границы.
согласна, конечно,
но пока для моего восприятия кажется несколько дерзким прийти в храм с КД,
Вот если бы состоялся Вселенский собор и там на ряду с другими вопросами решили, что это надо искоренять ...
Михей (автор поста)
24 марта 2011 года
0
AnnaAa пишет:
Вот если бы состоялся Вселенский собор
Эти вопросы решаются богословскими комиссиями. Наша комиссия (Ростовской епархии) дала ответ на это.
Мария Травкина
24 марта 2011 года
0
То есть, в одной епархии будет так, а в другой - может быть по-другому?
Михей (автор поста)
25 марта 2011 года
0
Мария Травкина пишет:
То есть, в одной епархии будет так, а в другой - может быть по-другому?
Изобилие тому пример.
Мария Травкина
25 марта 2011 года
0
А он тут при чём?
Михей (автор поста)
25 марта 2011 года
0
Мария Травкина пишет:
А он тут при чём?
Он говорил о том, что у них в епархии по другому.
AnnaAa
25 марта 2011 года
0
В ответ на комментарий Михей
AnnaAa пишет:
Вот если бы состоялся Вселенский собор
Эти вопросы решаются богословскими комиссиями. Наша комиссия (Ростовской епархии) дала ответ на это.

↑   Перейти к этому комментарию
Михей пишет:
Наша комиссия (Ростовской епархии) дала ответ на это.
Ваша комиссия какой ответ дала?
Михей (автор поста)
25 марта 2011 года
+1
AnnaAa пишет:
Ваша комиссия какой ответ дала?

ЖУРНАЛ №1 заседания Богословской комиссии Ростовской-на-Дону епархии от 21.02.2011
(семью годами ранее этой же комиссией уже был дан ответ на этот вопрос)

Входить в храм в нечистоте запрещено. Этот запрет касается физической нечистоты любого человека, препятствующей его нахождению в святом храме (истечение крови, зловонный запах от человека, неопрятная и грязная одежда и т.д.).

Физиологические процессы в организме женщины в древности также подпадали под определение нечистоты. Поэтому женщинам в «женские дни» запрещали не только участвовать в Таинствах, но и прикладываться к иконам и даже просто заходить в храм. На возникновение подобных запретов в древности во многом повлияло отсутствие надежных гигиенических средств, наличие которых сегодня позволяет женщинам самим решать вопрос о посещении храма.

Однако в догматическом смысле во время женских дней христианка не становится ритуально нечистой. Это подтверждают многочисленные цитаты из творений древних святых.

В творении свт. Ипполита Римского «Постановления Святых Апостолов» в разделе «Ереси» сказано: «ни законное совокупление, ни роды, ни течение кровей, ни течение семени во сне не могут осквернить естество человека или отлучить от него Духа Святого, но одно нечестие и беззаконная деятельность … Поэтому воздерживайся, жена, от суетных речей…, ничего не наблюдая, - ни естественного очищения, ни законного совокупления, ни родов, ни выкидывания, ни порока телесного. Наблюдения эти суть пустые и не имеющие смысла изобретения людей глупых. … И естественное очищение не мерзко пред Богом, Который премудро устроил, чтобы оно бывало у женщин… Но и по Евангелию, когда кровоточивая прикоснулась к спасительному краю одежды Господа, чтобы выздороветь, Господь не укорил ее и отнюдь не обвинил, напротив, исцелив ее, сказал: вера твоя спасла тебя» (Апостольские постановления. 6, 27-30).

Святитель Григорий Великий утверждал, что «если бы [женщина] вошла в церковь хотя бы через час после родов возблагодарить Господа, она не совершила бы греха; ведь греховны удовольствия плоти, но не ее муки… Ничто также не должно удерживать тебя от крещения родившей женщины или ее ребенка, если им угрожает смерть, хотя бы это было в самый час ее родов и его рождения. Не следует запрещать женщине во время месячных входить в церковь, ибо нельзя ставить ей в вину то, что дано от природы, и от чего она страдает помимо своей воли. Ведь мы знаем, что женщина, страдающая кровотечением, подошла сзади к Господу и прикоснулась в краю одежды Его, и немедленно недуг оставил ее (Мф. 9;20). Почему же, если она с кровотечением могла коснуться одежды Господа и получить исцеление, женщина во время месячных не может войти в церковь Господню?».

Свт. Афанасий Великий подобным образом отвергает само понятие ритуальной нечистоты: «Все творения Божии добры и чисты. Ибо ничего неполезного или нечистого не сотворило Божие Слово. … Удивляюсь же ухищрению диавола, что он, будучи развращение и пагуба, влагает, по видимому, помышления чистоты. Но действуемое им есть более навет или искушение. Ибо, как я сказал, дабы отвлечь подвижников от обычного и спасительного попечения, и всем, как мнится ему, победить их, для сего возбуждает он такую молву, которая не приносит никакой пользы для жизни, а только пустые вопрошения и суесловие, которых уклоняться должно. Ибо скажи мне, возлюбленный и благоговейнейший, что имеет греховного или нечистого какое-либо естественное извержение, как например, если бы кто восхотел поставить в вину исхождение мокрот из ноздрей и плюновение из уст. Можем сказать и о большем сего, о извержениях чревом, которые необходимы для жизни животного. Еще же, если по Божественному Писанию веруем, что человек есть дело рук Божиих, то как могло от чистой силы произойти дело оскверненное; и если мы род Божий, по Божественному Писанию Апостольских Деяний (17:28), то не имеем в себе ничего нечистого. Ибо тогда только мы оскверняемся, когда грех, всякого смрада худший, соделываем. А когда происходит какое-либо естественное невольное извержение, тогда и этому с прочими подвергаемся мы, как выше речено, по необходимости естественной. Но поскольку хотящие только прекословить справедливым словам, более же сотворенному от Бога, неправо приводят и слово Евангельское, что не входящее сквернит человека, но исходящее, то нужно и эту нелепость их (ибо не нареку сего вопрошением) обличить» .

Святейший Патриарх Сербский Павел из изучения церковных правил, касающихся этой тематики, сделал вывод, что «месячное очищение женщины не делает ее ритуально, молитвенно нечистой. Эта нечистота только физическая, телесная, равно как и выделения из других органов. Кроме того, поскольку современные гигиенические средства могут эффективно воспрепятствовать тому, чтобы случайным истечением крови сделать храм нечистым, равно как могут и нейтрализовать запах, происходящий от истечения крови, мы считаем, что и с этой стороны нет сомнения, что женщина во время месячного очищения, с необходимой осторожностью и предприняв гигиенические меры, может приходить в церковь, целовать иконы, принимать антидор и освященную воду, равно как и участвовать в пении. Причаститься в этом состоянии, или, некрещенная - креститься, она бы не могла . Но в смертельной болезни может и причаститься, и креститься» .

Вывод: ни сущностных, ни догматических или канонических препятствий к вхождению в храм женщин во время месячных и послеродового периода нет. Это же можно сказать о целовании икон, возжжении свечи или принятия антидора. Запреты в этой области идут от ветхозаветных традиций исполнения иудейского Закона, не имеющих никакого отношения к христианству. Человека оскверняет только душевная нечистота, то есть его грехи.
Наталечик
28 марта 2011 года
0
Михей пишет:
Человека оскверняет только душевная нечистота, то есть его грехи.
Яна-Яночка
22 марта 2011 года
0
если честно то я считаю что в Библии(а именно в Ветхом Завете) просто заложены основы медицины,а именно гигиены(что касается нечистот и обрезания)и генетики(когда ставится в пример кого брать в жены,что если брат умер а жена осталась и т.д)
обидно что есть запрет для женщин с нечистотами,но про этом нет никакого запрета для больных например туберкулёзом.ИМХО
Но закон есть закон
Михей пишет:
дать на все логичный ответ нельзя - увы;
Black Mamba
23 марта 2011 года
+1
Яна-Яночка пишет:
женщин с нечистотами
Это так звучит - нечистоты....У меня прям стойкое ощущение, что я, простите, вся в дерьме сейчас сижу.
Да, в данном случае, мой здавый смысл противоречит вере, к сожалению.
Мария Травкина
23 марта 2011 года
0
Black Mamba пишет:
Да, в данном случае, мой здавый смысл противоречит вере, к сожалению
Вере точно не противоречит. ИМХО
Михей (автор поста)
23 марта 2011 года
+1
В ответ на комментарий Black Mamba
Яна-Яночка пишет:
женщин с нечистотами
Это так звучит - нечистоты....У меня прям стойкое ощущение, что я, простите, вся в дерьме сейчас сижу.
Да, в данном случае, мой здавый смысл противоречит вере, к сожалению.

↑   Перейти к этому комментарию
Black Mamba пишет:
что я, простите, вся в дерьме сейчас сижу
После разговора с "ревнителями чистоты" у меня тоже складывается такое впечатление.
Михей (автор поста)
23 марта 2011 года
0
В ответ на комментарий Яна-Яночка
если честно то я считаю что в Библии(а именно в Ветхом Завете) просто заложены основы медицины,а именно гигиены(что касается нечистот и обрезания)и генетики(когда ставится в пример кого брать в жены,что если брат умер а жена осталась и т.д)
обидно что есть запрет для женщин с нечистотами,но про этом нет никакого запрета для больных например туберкулёзом.ИМХО
Но закон есть закон
Михей пишет:
дать на все логичный ответ нельзя - увы;


↑   Перейти к этому комментарию
Яна-Яночка пишет:
обидно что есть запрет для женщин с нечистотами
Его нет. Святые отцы говорят об обратном.
Михей (автор поста)
23 марта 2011 года
0
В ответ на комментарий Яна-Яночка
если честно то я считаю что в Библии(а именно в Ветхом Завете) просто заложены основы медицины,а именно гигиены(что касается нечистот и обрезания)и генетики(когда ставится в пример кого брать в жены,что если брат умер а жена осталась и т.д)
обидно что есть запрет для женщин с нечистотами,но про этом нет никакого запрета для больных например туберкулёзом.ИМХО
Но закон есть закон
Михей пишет:
дать на все логичный ответ нельзя - увы;


↑   Перейти к этому комментарию
Яна-Яночка пишет:
Михей пишет:
дать на все логичный ответ нельзя - увы;
Это перл одного из священников, который пытался что-то ответить женщинам. Это не мои слова.
Наталечик
28 марта 2011 года
0
В ответ на комментарий Яна-Яночка
если честно то я считаю что в Библии(а именно в Ветхом Завете) просто заложены основы медицины,а именно гигиены(что касается нечистот и обрезания)и генетики(когда ставится в пример кого брать в жены,что если брат умер а жена осталась и т.д)
обидно что есть запрет для женщин с нечистотами,но про этом нет никакого запрета для больных например туберкулёзом.ИМХО
Но закон есть закон
Михей пишет:
дать на все логичный ответ нельзя - увы;


↑   Перейти к этому комментарию
Яна-Яночка пишет:
обидно что есть запрет для женщин с нечистотами,
Где он есть?
Михей (автор поста)
28 марта 2011 года
0
Наталечик пишет:
Где он есть?
В постановлениях некоторых духовников.
AnnaAa
23 марта 2011 года
+2
Если женщина рвется в храм в критические дни из-за бесконечной любви к Богу - это одно дело,
а если из-за самомнения о том, что она все-таки имеет право - это другая песня...
Самая ключевая фраза похоже эта:
Михей пишет:
1) здравый смысл часто противоречит вере; 2) современный верующий не сможет непротиворечиво соединить краеугольные камни веры и здравый смысл; 3) дать на все логичный ответ нельзя - увы;
и какими бы странными не казались рассуждения о.Андрея на счет яйцеклеток и т.п,
то по этим 3-м пунктам вряд ли кто-то возразит ему...
Мария Травкина
23 марта 2011 года
0
AnnaAa пишет:
Если женщина рвется в храм в критические дни из-за бесконечной любви к Богу - это одно дело,
Я однажды зашла в храм в нашем райцентре (храм старинный, намоленный, даже в годы соввласти не закрывался), бываю там редко, захотелось зайти, помолиться, свечку поставить. Молодая была, глупая, чего-то решила просить у свечницы - а если у меня КД, можно свечу ставить? И облили же меня по всякому - вспоминать тошно.
Так вот, хотя бы ради таких ревнительниц благочестия надо расставить точки над "и".
Михей (автор поста)
23 марта 2011 года
+3
Мария Травкина пишет:
хотя бы ради таких ревнительниц благочестия надо расставить точки над "и"
Не ради их, а ради женщин, которые по неопытности попадают в пасть к таким "ревнительницам".
Михей (автор поста)
23 марта 2011 года
0
В ответ на комментарий AnnaAa
Если женщина рвется в храм в критические дни из-за бесконечной любви к Богу - это одно дело,
а если из-за самомнения о том, что она все-таки имеет право - это другая песня...
Самая ключевая фраза похоже эта:
Михей пишет:
1) здравый смысл часто противоречит вере; 2) современный верующий не сможет непротиворечиво соединить краеугольные камни веры и здравый смысл; 3) дать на все логичный ответ нельзя - увы;
и какими бы странными не казались рассуждения о.Андрея на счет яйцеклеток и т.п,
то по этим 3-м пунктам вряд ли кто-то возразит ему...

↑   Перейти к этому комментарию
AnnaAa пишет:
Самая ключевая фраза похоже эта:
Это не является ключевой фразой. Это перл одного из священников, который пытался что-то ответить женщинам. Это не мои слова.
AnnaAa
24 марта 2011 года
0
Михей пишет:
Это не мои слова.
Я поняла, что это не ваши слова,
но при цитировании статьи идёт ссылка на Вас т.к. вы разметили статью
Михей (автор поста)
23 марта 2011 года
+2
Кому нужно, могу выслать статью о "нечистоте" полностью.
Будете иметь оружие массового униччтожения
Пишите в личку.
AnnaAa
25 марта 2011 года
+1
Вчера читала "Деяния Апостолов"...вот что интересно
Гл.10, ст-11-16
и видит отверстое небо и сходящий к нему некоторый сосуд, как бы большое полотно, привязанное за четыре угла и опускаемое на землю;
в нем находились всякие четвероногие земные, звери, пресмыкающиеся и птицы небесные.
И был глас к нему: встань, Петр, заколи и ешь.
Но Петр сказал: нет, Господи, я никогда не ел ничего скверного или нечистого.
Тогда в другой раз был глас к нему: что Бог очистил, того ты не почитай нечистым.
Это было трижды; и сосуд опять поднялся на небо.
(Деян 10:11-16)

И уже далее Петр понимает значение этого видения и говорит по приходу в дом Корнилия сотника:

Г.10, ст 28:
И сказал им: вы знаете, что Иудею возбранено сообщаться или сближаться с иноплеменником; но мне Бог открыл, чтобы я не почитал ни одного человека скверным или нечистым.
(Деян 10:28)
Вот этот момент меня заинтересовал...
и уж вряд ли Господь может нечистой считать крещеную православную женщину, которая с верой идёт в храм в КД....
Ну это мои размышления...хотя всё равно, я пока морально не готова идти с КД в храм
Но вроде бы умом понимаю, что скорее всего это предрассудки, уходящие корнями в Иудейство....
Мария Травкина
25 марта 2011 года
0
AnnaAa пишет:
я пока морально не готова идти с КД в храм
Я идти готова, а причащаться пока нет. Да и необходимости такой уж нет.
AnnaAa
25 марта 2011 года
0
Мария Травкина пишет:
Я идти готова
Я пока обдумываю этот вопрос ... для меня он пока еще остается открытым
Ставрос
25 марта 2011 года
+2
В ответ на комментарий Мария Травкина
AnnaAa пишет:
я пока морально не готова идти с КД в храм
Я идти готова, а причащаться пока нет. Да и необходимости такой уж нет.

↑   Перейти к этому комментарию
Мария Травкина пишет:
а причащаться пока нет
Я вот тоже, в храм хожу, а причащаться не могу. Умом понимаю, а что-то внутри не даёт. Мне кажется, это уже на генетическом уровне заложено.
Мария Травкина пишет:
Да и необходимости такой уж нет
Вот случится Вам на Святой земле оказаться, захотите причаститься, а тут КД, что делать? Патриарх Алексей говорил, что в таком случае можно. Но ведь там такая же литургия, следует вывод, что нет препятствий для причащения.
Aline_u
15 сентября 2013 года
0
правильно я поняла, что если в день , когда планируются крестины, а я должна быть крёстной мамой, у меня наступят критические дни, то я могу всё равно идти в церковь и не стоит из-за этого переносить день крестин?

Оставить свой комментарий

Вставка изображения

Можете загрузить в текст картинку со своего компьютера:


Закрыть
B i "

Поиск рецептов


Поиск по ингредиентам