В поисках нового прошлого: почему придуманная история популярнее настоящей.
Как-то известная православная писательница Олеся Николаева сказала: почему я должна носить в храм платок? Платок - это принадлежность простонародья, а я - из интеллигенции. Я дама, а не баба, и мне подобает носить шляпку.
Как подтверждение этого - фрагмент одной интересной статьи:
В поисках нового прошлого. Почему придуманная история популярнее настоящей
Обычно мода устремлена в будущее, но бывают ситуации, когда общество мечтает жить, как жили в старые добрые времена. Хотя как ни старайся, все равно получается нечто новое, а не старое. Именно такая история произошла с традиционным православным укладом. Оппозиционная советской власти интеллигенция, которая начала интересоваться православием в 60-е годы, с большим почтением относилась к святой Руси и традиционному быту. Но как выглядит традиционная жизнь, молодые неофиты представляли довольно смутно. Именно тогда платок на голове превратился в знак конфессиональной принадлежности, хотя еще совсем недавно он был атрибутом женщины из народа, занимавшейся неквалифицированным трудом. Интеллигентные же дамы носили шляпку или берет.
Получилось это так. Когда городские оппозиционеры начали интересоваться православием, основную массу прихожан составляли женщины, принадлежащие к тому социальному слою, где было принято носить платок, а не шляпку. И юные богоискательницы с комсомольским прошлым и желанием во всем походить на старых прихожанок начали копировать то, что бросалось в глаза в первую очередь, то есть платки. Старшее поколение верующих смотрело на эту непонятную молодежь с некоторым недоумением. Еще в 80-е годы в церковной среде можно было слышать ироничные высказывания в адрес заполнявших храмы девушек в юбках до пола и платках, которые мечут театральные поклоны и даже (о ужас!) могут пойти в платке на работу.
Когда одни видят в платке предмет из простонародного гардероба, а другие — специфический православный головной убор, возникает масса забавных недоразумений. В мемуарах о митрополите Питириме (Нечаеве) приведен рассказ о сотруднице патриархии, которая стала ходить на работу в платке. Увидев очередной раз эту женщину, митрополит Питирим указал на платок и с любопытством спросил: "Что это за гадость такая у тебя на голове?" В той же книге приводится история, относящаяся уже к постсоветскому времени: "Однажды в монастырь приехала экскурсия студентов и православных преподавателей, несколько переусердствовавших в "форме одежды". Митрополит потом спросил: "А что это за тетки были с ребятами?" — "Это преподаватели, сотрудники кафедр института".— "Да? А я думал — технический персонал!"".
А в эмигрантские приходы платки в качестве православной формы одежды пришли лишь с эмигрантами постсоветского времени, которые не сомневались в своем знании единственно верных традиций и охотно делились этим знанием со всеми вокруг.
Подробнее: http://www.kommersant.ru/doc/2800722
Как подтверждение этого - фрагмент одной интересной статьи:
В поисках нового прошлого. Почему придуманная история популярнее настоящей
Обычно мода устремлена в будущее, но бывают ситуации, когда общество мечтает жить, как жили в старые добрые времена. Хотя как ни старайся, все равно получается нечто новое, а не старое. Именно такая история произошла с традиционным православным укладом. Оппозиционная советской власти интеллигенция, которая начала интересоваться православием в 60-е годы, с большим почтением относилась к святой Руси и традиционному быту. Но как выглядит традиционная жизнь, молодые неофиты представляли довольно смутно. Именно тогда платок на голове превратился в знак конфессиональной принадлежности, хотя еще совсем недавно он был атрибутом женщины из народа, занимавшейся неквалифицированным трудом. Интеллигентные же дамы носили шляпку или берет.
Получилось это так. Когда городские оппозиционеры начали интересоваться православием, основную массу прихожан составляли женщины, принадлежащие к тому социальному слою, где было принято носить платок, а не шляпку. И юные богоискательницы с комсомольским прошлым и желанием во всем походить на старых прихожанок начали копировать то, что бросалось в глаза в первую очередь, то есть платки. Старшее поколение верующих смотрело на эту непонятную молодежь с некоторым недоумением. Еще в 80-е годы в церковной среде можно было слышать ироничные высказывания в адрес заполнявших храмы девушек в юбках до пола и платках, которые мечут театральные поклоны и даже (о ужас!) могут пойти в платке на работу.
Когда одни видят в платке предмет из простонародного гардероба, а другие — специфический православный головной убор, возникает масса забавных недоразумений. В мемуарах о митрополите Питириме (Нечаеве) приведен рассказ о сотруднице патриархии, которая стала ходить на работу в платке. Увидев очередной раз эту женщину, митрополит Питирим указал на платок и с любопытством спросил: "Что это за гадость такая у тебя на голове?" В той же книге приводится история, относящаяся уже к постсоветскому времени: "Однажды в монастырь приехала экскурсия студентов и православных преподавателей, несколько переусердствовавших в "форме одежды". Митрополит потом спросил: "А что это за тетки были с ребятами?" — "Это преподаватели, сотрудники кафедр института".— "Да? А я думал — технический персонал!"".
А в эмигрантские приходы платки в качестве православной формы одежды пришли лишь с эмигрантами постсоветского времени, которые не сомневались в своем знании единственно верных традиций и охотно делились этим знанием со всеми вокруг.
Подробнее: http://www.kommersant.ru/doc/2800722
Комментарии
Девицам, девочкам головной убор в храме не обязателен вообще.
Бегает такая трех- пятилетняя мелочь по церковному двору, замотанная часто в взрослый платок по самый нос
Пы Сы Зимой прихожу в обычной шапочке, а летом - лёгкий шарфик или косынка.
Шляпы мне не идут
Девицам, девочкам головной убор в храме не обязателен вообще.
Бегает такая трех- пятилетняя мелочь по церковному двору, замотанная часто в взрослый платок по самый нос
Пы Сы Зимой прихожу в обычной шапочке, а летом - лёгкий шарфик или косынка.
Шляпы мне не идут
↑ Перейти к этому комментарию
" Меня так бабушка учила!
Мужа в соблазн вводить не хочу, а то ведь верующий не значит, что слепой
Нормальная семейная жизнь невозможна у людей физически друг к другу ровнадушных. Надо понимать, что редкому мужчине понравится как вульгарной одетая и накрашенная супруга, так и " мышь серая ".
И получается, что муж- грешник, распутник и предатель.К другой ушёл.
А жена- ангел Божий, монашка в миру...Обиженная.
Только нет, не мужем...разумом обиженна такая женщина.
А про то , что люди зачастую слишком много уделяют внимание внешним проявлениям скромности, целомудрия, если хотите...
Это не всегда хорошо, все нужно в меру.
Так получилось, что подобный случай был у нас в приходе.
Теперь вместе не живут.У мужа- другая семья.
Дети остались с мамой ( уже и выросли ), знакомая так и осталась одинокой.
Традиционно мужа осудили, он в другую церковь вместе с новой семьёй ходит.
А , как по мне- виноваты оба.
Надо и интересы мужа учитывать, не доводить до серьёзных проблем.
Пы Сы Православная церковь не требует от мирянок одеваться
скучно, не использовать косметику или украшения.
В меру и со вкусом конечно.
А в данной ситуации напрягает ещё и тот момент, что детей приучают одеваться как-то на особицу, как будто дети не в мире живут, а где-нибудь в лесном скиту. Там такие комплексы воспитать можно - потом всю жизнь расхлёбывать...
Исторически христиане никогда не отличались одеждой от своего народа/племени. Одевались так, как и окружающие их люди. Поэтому сегодняшнее стремление православных мамочек выглядеть как-то на особицу может быть не проявлением благочестия, а проявлением либо банальной дурости, либо духовной гордыни.
А когда говорят о нецеломудренной современной моде, я отвечаю: современная мода допускает очень много разных фасонов в одежде, при этом совершенно необязательно выглядеть белой вороной. Сегодня с равным успехом я могу надеть юбку мини и юбку макси, лосины в обтяжку и классические брюки, короткую курточку и пальто подлиннее. (Другое дело, что лосины и короткие куртки я не ношу не только из-за соображений эстетики, но и потому, что мне холодно).
Вам удалось очень верно описать данную ситуацию
А про то , что люди зачастую слишком много уделяют внимание внешним проявлениям скромности, целомудрия, если хотите...
Это не всегда хорошо, все нужно в меру.
Так получилось, что подобный случай был у нас в приходе.
Теперь вместе не живут.У мужа- другая семья.
Дети остались с мамой ( уже и выросли ), знакомая так и осталась одинокой.
Традиционно мужа осудили, он в другую церковь вместе с новой семьёй ходит.
А , как по мне- виноваты оба.
Надо и интересы мужа учитывать, не доводить до серьёзных проблем.
Пы Сы Православная церковь не требует от мирянок одеваться
скучно, не использовать косметику или украшения.
В меру и со вкусом конечно.
↑ Перейти к этому комментарию
Слава Богу, у нас сейчас современная матушка - всё в меру и со вкусом. Народ тянется в храм.
Нельзя силой, со страхом скандала тупо догмы исполнять.
Это лецимерие в конце концов!
Та дама сама не знает, какой вред мужу и самой себе приносит.
Хорошо, что такое все же редко случается и люди не преврашаяют веру в диспотию, большенство понимают, что Бог дал свободу выбора.
Свободу не не жить по церковным правилам, если человеку не нужно это или он не готов
Нормальная семейная жизнь невозможна у людей физически друг к другу ровнадушных. Надо понимать, что редкому мужчине понравится как вульгарной одетая и накрашенная супруга, так и " мышь серая ".
И получается, что муж- грешник, распутник и предатель.К другой ушёл.
А жена- ангел Божий, монашка в миру...Обиженная.
Только нет, не мужем...разумом обиженна такая женщина.
↑ Перейти к этому комментарию
Читала про одного мужика, который женился несколько раз. Так вот, его сексуально привлекали закутанные в покрывало девушки с горящими свечами в руках.
Я как то о обычных предпочтениях писала...без иззысков
А то мы даааалеко зайдем по этой теме
↑ Перейти к этому комментарию
И пресловутая ЮЮ молчит?
А настоятель не пытался вразумлять?
Кстати, а что насчет детей (девочек) в штанишках? Я с дочкой начала ходить в храм в теплое время (мы на юге живем, у нас уже тепло), поэтому можно было уже ходить в платье. А зимой? У нас очень сильные ветра, и когда холодно, то очень холодно. Мы надеваем на дочку штаны и полукомбинезоны, чтобы не застудить поясницу. А как в храм?
Счас меня тапками закидают, но здоровье дороже.
Если храм при монастыре, то обязательно повяжите платок на бедра по верх брюк.
Этакая псевдо- юбка.Выглядит это...никак, но правила в монастырских храмах строже.И это правильно!
Кстати, а что насчет детей (девочек) в штанишках? Я с дочкой начала ходить в храм в теплое время (мы на юге живем, у нас уже тепло), поэтому можно было уже ходить в платье. А зимой? У нас очень сильные ветра, и когда холодно, то очень холодно. Мы надеваем на дочку штаны и полукомбинезоны, чтобы не застудить поясницу. А как в храм?
↑ Перейти к этому комментарию
Кстати, а что насчет детей (девочек) в штанишках? Я с дочкой начала ходить в храм в теплое время (мы на юге живем, у нас уже тепло), поэтому можно было уже ходить в платье. А зимой? У нас очень сильные ветра, и когда холодно, то очень холодно. Мы надеваем на дочку штаны и полукомбинезоны, чтобы не застудить поясницу. А как в храм?
↑ Перейти к этому комментарию
платок завязываю - как бабушка мне в детстве завязывала.
Вставка изображения
Можете загрузить в текст картинку со своего компьютера: