Магазин handmade Присоединяйтесь к нам в соцсетях:
Присоединяйтесь к нам в соцсетях: ВКонтакте  facebook 

Обида и гнев. Что это? Откуда? + упражнение по работе с обидой

Обида и гнев. Что это? Откуда? + упражнение по работе с обидой Почему люди обижаются?
Потому что они считают, будто другой человек должен вести себя так, как они от него ожидают, при этом отрицая его право на самостоятельные действия.
Из стремления запрограммировать другого, из нежелания признать его самостоятельной личностью и проистекает обида. Само же стремление программировать поведение другого, эмоциональная реакция на неудачу уходят корнями в детство.

Известно, что выражение гнева, как и других своих чувств, совершенно естественно для младенца, который криком или плачем требует присутствия матери, когда ему недостаточно пищи, тепла или общения. Однако, вырастая, ребенок чаще всего сталкивается с тем, что его чувства неудобны окружающим, и учится их подавлять, вместо того чтобы научиться их трансформировать.

С младенчества взрослые могут наказывать детей за проявление радости («сядь на место и не дергайся!»), страха («не стыдно — такой большой, а боишься!»), гнева («перестань плакать, а то ремень возьму», «как ты с родителями разговариваешь?!»), вместо того, чтобы обучить их проявлять эмоции таким образом, чтобы от этого не страдали ни они, ни окружающие (к сожалению, большинство родителей не способны обучить этому детей, потому что сами не умеют этого делать).

А ведь когда ребенок сердится, для него естественно плакать, кричать или стремиться кого-то ударить — он следует своей природе, поскольку не умеет подавлять свои чувства. Однако, будучи наказанным за подобные проявления, он скоро приходит к выводу, что его чувства плохи и их нужно всячески скрывать или игнорировать. Не будучи способным открыто выразить, например, свой гнев, такой ребенок в будущем становится обидчивым, раздражительным и зачастую злопамятным в отношении других людей — или же он постоянно живет с чувством вины за то, что испытывает что-то «нехорошее».

Однако ситуация ребенка осложняется еще и тем, что, обучив его проявлениям разных эмоций и продемонстрировав их силу на личном примере, взрослые вовсе не спешат признать право детей реагировать на обиды старших так же, как они реагируют сами на поведение детей или других людей. Более того, посеяв в ребенке эти эмоции, взрослые часто тут же требуют начинать подавлять их, убеждая детей, что это и называется «хорошим поведением».

Подавленный гнев как бы застывает в человеке, будучи не в силах ни покинуть его, ни подвигнуть на какие-либо действия. Этот застывший, невыраженный и непроговоренный гнев воздвигает во взаимоотношениях между людьми невидимые стены, которые затем эти взаимоотношения разрушают. Обидчивый человек не в состоянии эффективно противодействовать в ситуации, где затрагивается его жизненная территория. Кроме того, он пребывает в иллюзии, что это происходит с ним из-за его собственной неполноценности или злой воли другого человека.

Самой же сильной формой подавления гнева является ненависть. Она возникает у людей, которые больше не в состоянии накапливать свои обиды и нуждаются во внешнем объекте, чтобы разгрузить их.

Накапливаемые обиды приводят к нарушениям характера, пессимизму, невосприимчивости к новому, повышенной уязвимости к стрессам.

При взаимодействии двух людей обида одного обязательно дополняется чувством вины у другого, она апеллирует к его чувству вины. Эта вина может побуждать к изменению поведения, и «виноватый» делает то, что нужно «обиженному». Если же другой не способен на переживание вины, обида становится бесполезной, нефункциональной.

Напротив, справившись с ней, отстаивать свои интересы можно более убедительно и результативно.

Что же делать с обидчивостью?

Прежде всего, осознать: данная эмоция возникает из столкновения модели ожидания, которую человек «примеряет» к реальности, и поведением другого. Этот другой, безусловно, является значимым человеком, и у «обиженного» имеются определенные представления, как тот должен себя вести, «если является мне другом/подругой». Отклонения же его поведения в неблагополучную сторону от ожиданий вызывают эмоциональную реакцию, выраженную в форме обиды.

Очень важно уметь пройти этап принятия отказа, то есть разрешить ситуации быть такой, какая она есть, выйти из состояния слияния с другим человеком или внешней средой. Перейти от состояния требования, вслед за которой в случае его невыполнения возникает обида, к состоянию прошения, или просьбы.

Обычно состояние требовательности характерно для маленького ребенка, требования которого рациональны — ведь он зависит от взрослых. Вырастая, человеку необходимо учиться просить, поскольку взрослому никто не обязан ничего давать, он может многим обеспечить себя сам. В зрелом возрасте его требования носят уже иррациональный характер. Но многие взрослые боятся отказа и поэтому запрещают себе просить о помощи, любви, заботе, поддержке, прощении.

Конечно, человек, способный просить, должен иметь в себе запас силы — ведь ему могут отказать. Но, получив отказ, зрелая личность пойдет не по пути обид, а по пути понимания и прощения. Отпуская ситуацию, мы принимаем ответственность за свою жизнь на себя и остаемся здоровыми и свободными людьми, испытывая в душе легкость. Кроме того, прощая, мы становимся сильнее и можем сами достичь того, что ожидали от других, а за это можно и благодарить их. Прощение и благодарность — это волевой акт, дающий нам силу.


Все вышесказанное можно представить в виде следующей схемы:

Нерациональные требования -> Обида -> Болезнь, зависимость

Принятие отказа -> Прощение -> Ответственность за свою жизнь

Просьба -> Благодарность -> Здоровье, свобода



Представленное ниже упражнение поможет вам осознать внутренние обиды и освободиться от них.


«Отдать червяка»

Если немного изменить слово «обидчивость», получится «обидчервость», то есть образно можно представить, что человек, затаивший в себе обиду на кого-либо, носит внутри себя червяка, который подтачивает его изнутри. Для того чтобы освободиться от внутренней обиды, а точнее, от внутреннего червяка, выполните следующее.

Сядьте поудобнее, закройте глаза, расслабьтесь и представьте, что вы идете по улице.

Перед вами — девятиэтажный дом. Вы заходите в подъезд дома, поднимаетесь по ступенькам на первый этаж и входите в лифт, в котором стоит человек, который вас когда-то обидел. Лифт закрывается, и вы едете вверх. Представьте, что свою обиду на этого человека вы держите в руках, но обида эта — в форме червяка. Посмотрите, какой это червяк — большой или маленький, толстый или тонкий. Какого он цвета, формы. Лифт поднимается на верхний этаж, вы отдаете червяка своему обидчику или оставляете его в лифте и выходите.

Вы спускаетесь по ступенькам, и с каждым шагом вам становится легче. Вот вы уже спустились на первый этаж, еще несколько ступенек, и вы выходите из подъезда. На улице светит солнце, вам легко дышится, вам хорошо и спокойно.

Вспомните, что вы находитесь в комнате и откройте глаза.

Ответьте себе на вопросы:
Удалось ли вам отдать его обидчику или оставить в лифте?
Почувствовали ли вы облегчение после того, как вышли из лифта?

И. Cтишeнoк
#popularity@psi_for_everyone
Печать Получить код для блога/форума/сайта
Коды для вставки:

Скопируйте код и вставьте в окошко создания записи на LiveInternet, предварительно включив там режим "Источник"
HTML-код:
BB-код для форумов:

Как это будет выглядеть?
Страна Мам Обида и гнев. Что это? Откуда? + упражнение по работе с обидой
  Почему люди обижаются?
Потому что они считают, будто другой человек должен вести себя так, как они от него ожидают, при этом отрицая его право на самостоятельные действия.
Из стремления запрограммировать другого, из нежелания признать его самостоятельной личностью и проистекает обида. Читать полностью
 

Комментарии

ost5
7 ноября 2015 года
0
Отдать червяка обидчику? Похоже на воображаемую месть...
Литвинова Ангелина (автор поста)
7 ноября 2015 года
0
Не отдать, а изначально не брать
ost5
7 ноября 2015 года
0
ЛитГалла пишет:
Лифт поднимается на верхний этаж, вы отдаете червяка своему обидчику
Литвинова Ангелина (автор поста)
7 ноября 2015 года
0
Я понимаю о чем вы пишите, в своём первом комментарии написала суть (возможно, быстрее, чем это следовало делать)
А суть, в итоге (в идеале) - не брать (осознавать свои чувства и проживать их адекватно ситуации).
Если уж червяк взят, то важно научиться и видеть и возвращать его (на это и нацеленно упражнение).
А следующая ступень - уже не брать
ost5
7 ноября 2015 года
0
Спасибо, очень интересно. у меня этих червяков - целая ферма.
Литвинова Ангелина (автор поста)
7 ноября 2015 года
0
Пора этих червяков возвращать
Белая и пушистая я
13 ноября 2015 года
0
В ответ на комментарий ost5
Спасибо, очень интересно. у меня этих червяков - целая ферма.

↑   Перейти к этому комментарию
И у меня... гадких и жирных...фу...быстрей бы их всех выбросить/вернуть обратно...
ost5
13 ноября 2015 года
0
бывает, в качестве домашнего питомца держат паука… Можно любить свою обиду, лелеять и подкармливать, привыкнуть и любоваться… И ни за что не отпускать.
Белая и пушистая я
13 ноября 2015 года
0
Это точно...не отпускать и не осознавать, что это гадкий червь, который точит тебя и питается твоей жизненной энергией долгие годы...
профиль удалён удалённого пользователя
7 ноября 2015 года
0
Очень неправильная техника. Сожалею.
Наталья Подтуркина
7 ноября 2015 года
0
В чем именно неправильная?
профиль удалён удалённого пользователя
7 ноября 2015 года
0
Если заниматься визуализациями, то образ обиды должен проявиться у каждого клиента индивидуальный, и с ним нужно работать.
Обиду кодирует бессознательное, и если обида - не червяк, техника бесполезна либо крайне низкоэффективна.
Литвинова Ангелина (автор поста)
7 ноября 2015 года
0
Елена, определитесь.
Вы сначала отрицаете технику в корне, а затем комментируете при каких условиях она может быть не правильная

У любой обиды, кем бы она не была есть "качества червяка", образ которого и берется в упражнении, как пример. Для работы с самим собой этот универсальный образ хорошо понятен, применим и эффективен, а в работе со специалистом - все строго индивидуально.
профиль удалён удалённого пользователя
7 ноября 2015 года
0
Ой-ей-ей, сразу видно, что вы не работаете с визуализациями. Повторюсь, для работы с самим ли с собой, или со специалистом представлять обиду в виде червяка и делать технику в таком виде бессмысленно, так как бесполезно.
Литвинова Ангелина (автор поста)
7 ноября 2015 года
0
Ваши выводы о том, что я не работаю с образами - не верны. Думайте как угодно.
Однако, то, как вы отбиваете надежду и желание работать с собой и над собой разными упражнениями (в том числе и через образ червяка) - считаю в корне не верным.
профиль удалён удалённого пользователя
7 ноября 2015 года
0
Ангелина, учите людей техникам, как они должны быть проведены. И никакого убийства надежды и желаний не будет. Однако для проведения подобной технологии возникает слишком много нюансов, которые подвластны именно специалистам. Например, что будет человек, если образ его обиды (совершенно не обязательно червяк, разумеется) откажется кому-либо "отдаваться" или трансформироваться.
Литвинова Ангелина (автор поста)
7 ноября 2015 года
0
Елена Гуськова пишет:
подвластны именно специалистам
Иногда глубокое и действенное - является простым и доступным для всех людей, кто готов получить эти навыки даже, пока не обращаясь к специалисту.
профиль удалён удалённого пользователя
7 ноября 2015 года
0
Ок. Главное поделать)), а как поделать, видимо, не имеет значение))
Ладно, удаляюсь со своим крючкотворством. Кому нужна будет эффективность и подробности, тот их найдет.
inling
8 ноября 2015 года
0
В ответ на комментарий Литвинова Ангелина
Елена, определитесь.
Вы сначала отрицаете технику в корне, а затем комментируете при каких условиях она может быть не правильная

У любой обиды, кем бы она не была есть "качества червяка", образ которого и берется в упражнении, как пример. Для работы с самим собой этот универсальный образ хорошо понятен, применим и эффективен, а в работе со специалистом - все строго индивидуально.

↑   Перейти к этому комментарию
ЛитГалла пишет:
У любой обиды, кем бы она не была есть "качества червяка"
Ну, вот прикидываю, какие у меня ассоциации со словом "червяк":
- это дождевой червяк, который ползает во влажной, хорошо прогретой приятно пахнущей земле. Они делают землю плодородной, уничтожают останки умерших растений. Я всегда радуюсь, когда нахожу их на своём огороде.
- это червяки в грибах и яблоках, которые свидетельствуют о том, что гриб съедобный, а яблоко не поливали всякой химией.
То есть именно "червяк" мне в качестве образа обиды не подходит. Возможно, подошло бы более ёмкое "червь", но его в тексте не было. Я врач, в моём мозгу сосальщики и аскариды имеют отдельное название "гельминты", т.е. к червякам они не относятся (хотя по классификации относятся к червям, но именно в моём мозгу это не червяки).

То есть конкретно в этом упражнении я бы была той самой прилежной ученицей, которая всё делает правильно, но у которой нифига не работает.
Литвинова Ангелина (автор поста)
8 ноября 2015 года
0
inling пишет:
То есть именно "червяк" мне в качестве образа обиды не подходит. Возможно, подошло бы более ёмкое "червь", но его в тексте не было
Хорошо, что мешает заменить пример слова "червяк" на привычный понятный врачу (если мы говорим о вас лично) "червь или гельминты"? От этого изменится суть упражнения? Нет. В чем тогда вопрос?
inling
8 ноября 2015 года
0
В упражнении сказано именно "червяк". То есть вполне определённый образ, который и нужно представить. С гельминтами у меня обида тоже не ассоциируется. Она у меня ассоциируется с болотом. Но болото нельзя передать другому человеку в лифте, т.е. лифт тоже придётся чем-нибудь заменить. Но если я буду так вольно заменять одну ассоциацию на другую, то зачем вообще нужно это упражнение? Допустим, у части людей обида - это именно червяк, и для них упражнение будет эффективно. Другая часть сообразит, что образы не те и найдёт другое упражнение. Но всегда будут прилежные девочки, которые старательно будут долбать именно червяков, а потом пойдут и будут всем рассказывать, что "фигня вся эта ваша психотерапия, я пробовала, у меня ничего не получилось". И этих людей, судя по постам в тырнете, довольно приличная доля.
Литвинова Ангелина (автор поста)
8 ноября 2015 года
0
inling пишет:
Но всегда будут прилежные девочки, которые старательно будут долбать именно червяков, а потом пойдут и будут всем рассказывать, что "фигня вся эта ваша психотерапия, я пробовала, у меня ничего не получилось".
Были. Есть и будут. Это жизнь.
И ни вы, ни я, ни упражнения с этим ничего поделать не смогут.
Поэтому материал для людей, которые хотят, могут и ищут пути
Лидия Леготина
13 ноября 2015 года
0
а у меня змейка была зеленая..хвостом цеплялась не хотела к обидчику..еле ее отцепила..но облегчение было..хотя ступенек много оказалось..

Оставить свой комментарий

Вставка изображения

Можете загрузить в текст картинку со своего компьютера:


Закрыть
B i "

Поиск рецептов


Поиск по ингредиентам