О мелочах.
Лет 12 назад ехали мы милой православной компанией в один храм по делу. Сошли с электрички; надо было перейти на ту сторону железной дороги. Все наши бабушки во главе с единственным в нашей группе мужчиной бодро потопали прямо через пути, ловко обходя ограждение, только я одна, как умная Маша, не поленилась спуститься в подземный переход. На той стороне меня уже ждали наши, глядя укоризненно - чего опаздываю? На мой вполне резонный вопрос, почему же они нарушают ПДД, наш ведущий пренебрежительно махнул рукой - вот ещё!...
На приходском собрании, куда мы, собственно, и спешили, нашего лидера по некоторым причинам в приходской совет не избрали... Настоятель посоветовал ему сначала воцерковиться и понять, что такое дисциплина, а потом включаться в работу прихода.
А знаете, для меня его поступок был весьма показателен. Впрочем, я его и раньше знала, и пренебрежение мелочами (вроде бы) было как раз в его стиле.
Так ли это безобидно?
Наша жизнь состоит из мелочей. Мы, конечно, можем отмахиваться от этого факта и даже упрекать ближнего в "мелочности" (я, конечно, не имею в виду экономию мат. средств а-ля Плюшкин). Но, если не обращать внимания даже на бытовые мелочи, не иметь такого повседневного навыка, то и "мелочи" духовной жизни нам будет трудно заметить.
Нарушили ПДД, перешли в неположенном месте... а в другой раз это может привести к трагическим последствиям. Не обратились вовремя к врачу - и так пройдёт! Но может и не пройти... Сказали ближнему обидное, злое или даже просто непродуманное слово, неудачно пошутили - а шрам на душе другого может остаться на всю жизнь. Посмотрели порнофильм - ну, отчего же не развлечься, это же не измена, хочется новых ощущений! - а потом неотвязные мысли преследуют, и привлекательность самого близкого человека уже не радует... Сошлись, живём вместе, а штамп не поставили - подумаешь, мелочь, главное, чтобы любовь была! - а потом вдруг оказывается, что и не любовь это была вовсе, а "запасной вариант"...
Разумеется, скажут мне, совсем необязательно необдуманные мелочи могут привести к трагедии. Кто-то всю жизнь садится выпившим за руль и даже ни разу не был остановлен патрулём, кто-то всю жизнь лечится исключительно домашними средствами и здоров, кто-то живёт в "свободных отношениях" и всё о. кей, а кто-то не вылезает с эротических сайтов и жене всё-таки не изменял. Но зачем играть с огнём? Всем ли так повезло?...
Некто из святых отцов, рассуждая о грехе, сказал, что мешок с песком так же тянет на дно, как и камень. Это прекрасно понимали даже неправославные апологеты, например, К. Льюис. В притче "Баламут поднимает тост", где описан вымышленный выпускной банкет в школе бесов-искусителей, бес-спичрайтер расуждает: " Вот ели мы мэра со взятками. Не знаю, как вы, а я лично не обнаружил той зверской, страстной жадности, которая придает такой вкус воротилам прошлого столетия. Я убежден, что это - мелкий человечек, который глупо шутил, когда брал деньги, и глупо обличал нечестность, когда говорил речи, и тихо сползал сюда, к нам, сам того не замечая, - просто потому, что "все берут".
Грех, даже вроде бы незначительный, начинается с отсутствия внимания к своим мыслям. С мелких, вроде бы незначительных поступков. С небольшой лени (я не говорю о ситуациях, когда человек действительно устал или болен). С невнимания к нуждам ближних. Как любит повторять о. Макарий (Маркиш), грех - это вред. Тот самый вред, который мы наносим своей душе своей же глупостью, своим пренебрежением вещами "второстепенными". При этом мы можем повторять, что главное - это то, что "в душе", не замечая, что всё стремительнее приближаемся к тому состоянию, которое Спаситель сравнил с "гробами повапленными" (то есть, покрашенными), изнутри полными нечистот.
Господи, избави нас от невнимания к мелочам!
На приходском собрании, куда мы, собственно, и спешили, нашего лидера по некоторым причинам в приходской совет не избрали... Настоятель посоветовал ему сначала воцерковиться и понять, что такое дисциплина, а потом включаться в работу прихода.
А знаете, для меня его поступок был весьма показателен. Впрочем, я его и раньше знала, и пренебрежение мелочами (вроде бы) было как раз в его стиле.
Так ли это безобидно?
Наша жизнь состоит из мелочей. Мы, конечно, можем отмахиваться от этого факта и даже упрекать ближнего в "мелочности" (я, конечно, не имею в виду экономию мат. средств а-ля Плюшкин). Но, если не обращать внимания даже на бытовые мелочи, не иметь такого повседневного навыка, то и "мелочи" духовной жизни нам будет трудно заметить.
Нарушили ПДД, перешли в неположенном месте... а в другой раз это может привести к трагическим последствиям. Не обратились вовремя к врачу - и так пройдёт! Но может и не пройти... Сказали ближнему обидное, злое или даже просто непродуманное слово, неудачно пошутили - а шрам на душе другого может остаться на всю жизнь. Посмотрели порнофильм - ну, отчего же не развлечься, это же не измена, хочется новых ощущений! - а потом неотвязные мысли преследуют, и привлекательность самого близкого человека уже не радует... Сошлись, живём вместе, а штамп не поставили - подумаешь, мелочь, главное, чтобы любовь была! - а потом вдруг оказывается, что и не любовь это была вовсе, а "запасной вариант"...
Разумеется, скажут мне, совсем необязательно необдуманные мелочи могут привести к трагедии. Кто-то всю жизнь садится выпившим за руль и даже ни разу не был остановлен патрулём, кто-то всю жизнь лечится исключительно домашними средствами и здоров, кто-то живёт в "свободных отношениях" и всё о. кей, а кто-то не вылезает с эротических сайтов и жене всё-таки не изменял. Но зачем играть с огнём? Всем ли так повезло?...
Некто из святых отцов, рассуждая о грехе, сказал, что мешок с песком так же тянет на дно, как и камень. Это прекрасно понимали даже неправославные апологеты, например, К. Льюис. В притче "Баламут поднимает тост", где описан вымышленный выпускной банкет в школе бесов-искусителей, бес-спичрайтер расуждает: " Вот ели мы мэра со взятками. Не знаю, как вы, а я лично не обнаружил той зверской, страстной жадности, которая придает такой вкус воротилам прошлого столетия. Я убежден, что это - мелкий человечек, который глупо шутил, когда брал деньги, и глупо обличал нечестность, когда говорил речи, и тихо сползал сюда, к нам, сам того не замечая, - просто потому, что "все берут".
Грех, даже вроде бы незначительный, начинается с отсутствия внимания к своим мыслям. С мелких, вроде бы незначительных поступков. С небольшой лени (я не говорю о ситуациях, когда человек действительно устал или болен). С невнимания к нуждам ближних. Как любит повторять о. Макарий (Маркиш), грех - это вред. Тот самый вред, который мы наносим своей душе своей же глупостью, своим пренебрежением вещами "второстепенными". При этом мы можем повторять, что главное - это то, что "в душе", не замечая, что всё стремительнее приближаемся к тому состоянию, которое Спаситель сравнил с "гробами повапленными" (то есть, покрашенными), изнутри полными нечистот.
Господи, избави нас от невнимания к мелочам!
Комментарии
Вот тут, я считаю, Вы немного не так провели черту правильно-неправильно. Ведь нужно вылечиться, т.е. убрать болезнь, спрятавшуюся внутри. Смысл в том, чтоб не давить болезнь, не загонять её вглубь, а именно вычистить из организма.
И не всегда врачи занимаются именно этим вычищением, некоторые задавливают её, запихивают внутрь, убирают симптомы - и всё. А для глобальных изменений нужно изменить образ жизни, образ мыслей - всё. Соответственно, не "пойти к врачу-не пойти к врачу", а "вылечиться-не вылечиться".
Всеми лапами - ЗА!
Помните - притча есть про то, как слепой ведет слепого? Это я про медиков, активно пропагандирующих прививки, при этом не желая понимать на сколько грубо и неуместно это вмешательство в нормально развивающийся организм ребенка.
Лично я антипрививочное движение не поддерживаю. Своему ребёнку делаю, правда, не все.
Вы хорошо сделали, что обратили внимание, как важно стараться поступать правильно)))
Вставка изображения
Можете загрузить в текст картинку со своего компьютера: