Одежда славян. Глава XIX. Шуба. Немного истории.
Всем, всем - Доброго дня.

Продолжаем рассказы о Одежде славян.
Начало было здесь
Глава I https://www.stranamam.ru/post/10174749/
Глава II https://www.stranamam.ru/post/10189353/
Глава III https://www.stranamam.ru/post/10195437/
Глава IV https://www.stranamam.ru/post/10243381/
Глава V https://www.stranamam.ru/post/10257430/
Глава VI https://www.stranamam.ru/post/10264487/
Глава VII https://www.stranamam.ru/post/10269117/
Глава VIII https://www.stranamam.ru/post/10274074/
Глава IX https://www.stranamam.ru/post/10282603/
Глава X https://www.stranamam.ru/post/10291388/
Глава XI https://www.stranamam.ru/post/10300874/
Глава XII https://www.stranamam.ru/post/10303452/
Глава XIII https://www.stranamam.ru/post/10307695/
Глава XIV https://www.stranamam.ru/post/10312877/
Глава XV https://www.stranamam.ru/post/10313081/
Глава XVI https://www.stranamam.ru/post/10317857/
Глава XVII https://www.stranamam.ru/post/10321835/
Глава XVIII https://www.stranamam.ru/post/10329428/
Сегодня речь пойдет о Верхней одежде.
Выходя в холодную погоду из дому, славяне – и женщины, и мужчины – надевали поверх рубах длинные, тёплые одеяния из сукна.

Назывались они "свитами", от слова "свивать" – "одевать", "кутать".
В письменных источниках свиты упоминаются начиная с ХI века, а существовали, надо думать, и раньше.
Покрой древних свит, к сожалению, в точности нам не известен.
Судя по всему, длиной они были примерно до икр, довольно плотно облегали фигуру ("поясом притяжена к телеси..." ), рукава были снабжены обшлагами, а ворот – отложным воротником.

И то и другое, конечно, вышивалось, причём вышивка у мужчин и у женщин была, скорее всего, различной.

1. Женщина в накладной шубке. XVII век.
2. Девушка в короткой шубе. XVII век.
3. Женщина в полушубке из овчины. XIX век
Края одежды нередко обшивали согнутыми вдоль полосками тонкой кожи, чтобы уберечь от преждевременного износа, – такие полоски были найдены при раскопках древнего Пскова в слоях ХI века.
А вот застёгивались свиты, по мнению учёных, с помощью петлиц, а не прорезных петель, как больше принято ныне. Петлицы считаются характерной деталью древнерусской одежды.

Носили и короткие, немного ниже талии, одеяния типа свит.
Назывались они "жупанами".
На слух это слово кажется нам каким-то чешским или польским, и тем не менее оно очень старое, древнерусское.
Учёные относят его к древнейшему, "праславянскому" периоду развития языка.
Помимо сукна, любимым и популярным материалом для изготовления тёплой одежды у славян были выделанные меха.

Мехов было много: пушной зверь в изобилии водился в лесах, так что, например, медвежий мех, "медведина", считался дешёвым и малоподходящим для одежды знатного человека.
Русские меха пользовались заслуженной славой и в Западной Европе, и на Востоке.
Кроме того, славяне с незапамятных времён разводили овец, так что тёплый овчинный "кожух" был доступен (в отличие от современной "дублёнки" ) каждому.
Недаром "кожух" – тоже древнейшее, праславянское слово.

Первоначально оно, по всей видимости, обозначало вообще одежду из кож и мехов – не исключено, что кожухами называли также и меховые либо кожаные плащи.
Однако чаще кожух был всё-таки одеждой с рукавами и застёжками.
Шили их, как правило, мехом вовнутрь.
Простые люди носили "нагольные" кожуха, то есть сшитые кожей наружу.

Богатые покрывали их сверху нарядной материей, иногда даже византийской парчой – золототканым шёлком.
Понятно, что такие красивые, дорогие одежды надевали не только ради тепла.

Следует помнить, что в языческой древности мех считался магическим символом плодородия и богатства (реальным признаком богатства он тогда, в силу своей общедоступности, являться не мог).
Например, Змей Волос наших легенд, существо, способное дарить людям "золото-серебро", оказывается по-змеиному чешуйчатым и одновременно... мохнатым.
Подобные воззрения не являются исключительно славянскими.
Мифология скандинавов, описывая "родоначальника" всех свободных земледельцев, совсем не случайно рисует его невесту "в платье из меха"…

1. Молящиеся новгородцы. Фрагмент с иконы XV века.
2. Боярские шубы. XVI–XVII века.
3. Крестьянин в тулупе. XIX век
Так что в каких-то торжественных случаях, требовавших поддержания престижа или привлечения магических сил, славянские "нарочитые люди" и летом могли облачиться в меха: это должно было способствовать и их личному благополучию, и процветанию всего племени.

Такое обыкновение оказалось очень живучим, продолжая существовать и тогда, когда мифологическая причина была уже позабыта.
Взять хотя бы знаменитые боярские "сидения" в шубах и меховых шапках.

А ещё в конце ХIХ века девушки ходили в хоровод – своего рода "выставку невест" – даже в летнюю жару часто в шубах, стремясь вернее привлечь внимание женихов.

А молодожёнов непременно сажали на расстеленный мех, чтобы новая семья была многодетной, а дом скорее сделался "полной чашей"...
Впоследствии долгополые кожухи стали называть "тулупами" или "шубами", а те, что были длиной по колено или короче, – "полушубками".

О слове "тулуп" учёные спорят.
Кто-то считает его исконно славянским и родственным "туловищу".
Кто-то выводит его из татарского, казахского и даже алтайских языков, в которых похожее слово обозначало "кожаный мешок из одной цельной шкуры".
Как бы то ни было, из древнерусского языка "тулуп" попал в Польшу и даже... в Швецию, на другой берег Балтийского моря.
А вот о слове "шуба" языковедам доподлинно известно, что первоначально оно принадлежало арабам и значило просто "верхняя одежда с длинными рукавами".
Не вполне ясно только, какими путями оно распространялось в Европе.
Часть филологов полагает, что славяне заимствовали его у германцев, часть – что германцы, наоборот, переняли его у славян...
Ещё одним распространённым видом меховой одежды, как пишут этнографы, была безрукавка.

К сожалению, у нас нет ни изображений, ни описаний её в древних источниках.
Зато мы доподлинно знаем, что безрукавки носили наши близкие соседи, например скандинавы.
А у горных пастухов Украины сохранился исключительно старый тип безрукавки – не сшитый, но сделанный из одной цельной шкурки овцы.
Всё это даёт право предполагать, что и славянам безрукавки наверняка были знакомы.

автор статьи М. Семенова

Продолжаем рассказы о Одежде славян.
Начало было здесь
Глава I https://www.stranamam.ru/post/10174749/
Глава II https://www.stranamam.ru/post/10189353/
Глава III https://www.stranamam.ru/post/10195437/
Глава IV https://www.stranamam.ru/post/10243381/
Глава V https://www.stranamam.ru/post/10257430/
Глава VI https://www.stranamam.ru/post/10264487/
Глава VII https://www.stranamam.ru/post/10269117/
Глава VIII https://www.stranamam.ru/post/10274074/
Глава IX https://www.stranamam.ru/post/10282603/
Глава X https://www.stranamam.ru/post/10291388/
Глава XI https://www.stranamam.ru/post/10300874/
Глава XII https://www.stranamam.ru/post/10303452/
Глава XIII https://www.stranamam.ru/post/10307695/
Глава XIV https://www.stranamam.ru/post/10312877/
Глава XV https://www.stranamam.ru/post/10313081/
Глава XVI https://www.stranamam.ru/post/10317857/
Глава XVII https://www.stranamam.ru/post/10321835/
Глава XVIII https://www.stranamam.ru/post/10329428/
Сегодня речь пойдет о Верхней одежде.
Выходя в холодную погоду из дому, славяне – и женщины, и мужчины – надевали поверх рубах длинные, тёплые одеяния из сукна.

Назывались они "свитами", от слова "свивать" – "одевать", "кутать".
В письменных источниках свиты упоминаются начиная с ХI века, а существовали, надо думать, и раньше.
Покрой древних свит, к сожалению, в точности нам не известен.
Судя по всему, длиной они были примерно до икр, довольно плотно облегали фигуру ("поясом притяжена к телеси..." ), рукава были снабжены обшлагами, а ворот – отложным воротником.

И то и другое, конечно, вышивалось, причём вышивка у мужчин и у женщин была, скорее всего, различной.

1. Женщина в накладной шубке. XVII век.
2. Девушка в короткой шубе. XVII век.
3. Женщина в полушубке из овчины. XIX век
Края одежды нередко обшивали согнутыми вдоль полосками тонкой кожи, чтобы уберечь от преждевременного износа, – такие полоски были найдены при раскопках древнего Пскова в слоях ХI века.
А вот застёгивались свиты, по мнению учёных, с помощью петлиц, а не прорезных петель, как больше принято ныне. Петлицы считаются характерной деталью древнерусской одежды.

Носили и короткие, немного ниже талии, одеяния типа свит.
Назывались они "жупанами".
На слух это слово кажется нам каким-то чешским или польским, и тем не менее оно очень старое, древнерусское.
Учёные относят его к древнейшему, "праславянскому" периоду развития языка.
Помимо сукна, любимым и популярным материалом для изготовления тёплой одежды у славян были выделанные меха.

Мехов было много: пушной зверь в изобилии водился в лесах, так что, например, медвежий мех, "медведина", считался дешёвым и малоподходящим для одежды знатного человека.
- Поделиться

Русские меха пользовались заслуженной славой и в Западной Европе, и на Востоке.
Кроме того, славяне с незапамятных времён разводили овец, так что тёплый овчинный "кожух" был доступен (в отличие от современной "дублёнки" ) каждому.
Недаром "кожух" – тоже древнейшее, праславянское слово.

Первоначально оно, по всей видимости, обозначало вообще одежду из кож и мехов – не исключено, что кожухами называли также и меховые либо кожаные плащи.
Однако чаще кожух был всё-таки одеждой с рукавами и застёжками.
Шили их, как правило, мехом вовнутрь.
Простые люди носили "нагольные" кожуха, то есть сшитые кожей наружу.

Богатые покрывали их сверху нарядной материей, иногда даже византийской парчой – золототканым шёлком.
Понятно, что такие красивые, дорогие одежды надевали не только ради тепла.

Следует помнить, что в языческой древности мех считался магическим символом плодородия и богатства (реальным признаком богатства он тогда, в силу своей общедоступности, являться не мог).
Например, Змей Волос наших легенд, существо, способное дарить людям "золото-серебро", оказывается по-змеиному чешуйчатым и одновременно... мохнатым.
Подобные воззрения не являются исключительно славянскими.
Мифология скандинавов, описывая "родоначальника" всех свободных земледельцев, совсем не случайно рисует его невесту "в платье из меха"…

1. Молящиеся новгородцы. Фрагмент с иконы XV века.
2. Боярские шубы. XVI–XVII века.
3. Крестьянин в тулупе. XIX век
Так что в каких-то торжественных случаях, требовавших поддержания престижа или привлечения магических сил, славянские "нарочитые люди" и летом могли облачиться в меха: это должно было способствовать и их личному благополучию, и процветанию всего племени.

Такое обыкновение оказалось очень живучим, продолжая существовать и тогда, когда мифологическая причина была уже позабыта.
Взять хотя бы знаменитые боярские "сидения" в шубах и меховых шапках.

А ещё в конце ХIХ века девушки ходили в хоровод – своего рода "выставку невест" – даже в летнюю жару часто в шубах, стремясь вернее привлечь внимание женихов.

А молодожёнов непременно сажали на расстеленный мех, чтобы новая семья была многодетной, а дом скорее сделался "полной чашей"...
Впоследствии долгополые кожухи стали называть "тулупами" или "шубами", а те, что были длиной по колено или короче, – "полушубками".
- Поделиться


О слове "тулуп" учёные спорят.
Кто-то считает его исконно славянским и родственным "туловищу".
Кто-то выводит его из татарского, казахского и даже алтайских языков, в которых похожее слово обозначало "кожаный мешок из одной цельной шкуры".
Как бы то ни было, из древнерусского языка "тулуп" попал в Польшу и даже... в Швецию, на другой берег Балтийского моря.
А вот о слове "шуба" языковедам доподлинно известно, что первоначально оно принадлежало арабам и значило просто "верхняя одежда с длинными рукавами".
Не вполне ясно только, какими путями оно распространялось в Европе.
Часть филологов полагает, что славяне заимствовали его у германцев, часть – что германцы, наоборот, переняли его у славян...
Ещё одним распространённым видом меховой одежды, как пишут этнографы, была безрукавка.

К сожалению, у нас нет ни изображений, ни описаний её в древних источниках.
Зато мы доподлинно знаем, что безрукавки носили наши близкие соседи, например скандинавы.
А у горных пастухов Украины сохранился исключительно старый тип безрукавки – не сшитый, но сделанный из одной цельной шкурки овцы.
Всё это даёт право предполагать, что и славянам безрукавки наверняка были знакомы.

автор статьи М. Семенова

Комментарии
У тебя шубка есть Улечка??
Носить шубы некуда.
Буду делать большие броши из меха и кожи! Восполню недостаток роскоши!
Только в феврале ,две недели морозы - 30 градусов.
И все.
А я ,этой зимой ,шубу надевала пару раз.
Тепло.
Тут - хочешь,не хочешь , а приходится ходить.
А то мышцы совсем атрофируются.
Это много.
Теперь тоже хочется посидеть.
Надо еще от моли сохранить .
Это тоже целая наука - сохранение меха вне сезона.
Я про это много знаю.
Вот где головная боль.
спасибо,
но в ходу быди всегда овчинные полушубки
шубы -у богатых
Овчинный полушубок или кожух.
Вставка изображения
Можете загрузить в текст картинку со своего компьютера: