Роль сотрудничества школы и семьи в воспитании детей
Новая образовательная парадигма провозгласила родителей субъектами образовательного процесса, а значит, возложили и на них ответственность за качество образования своих детей. Действительно, педагоги и родители несут одинаковую ответственность за воспитание детей, и те и другие являются воспитателями, и никто из них не вправе предъявлять требования или давать распоряжения друг другу. Их отношения должны строиться на принципе равенства, на принципе взаимопомощи в воспитании детей.
Проблема взаимодействия школы и семьи не нова. Она существует столько времени, сколько существует и само обучение. В течение многих лет обязательным элементом плана классного руководителя была работа с родителями. Сейчас можно найти много литературы, посвященной этому вопросу. Директора школ и классные руководители предлагают проводить тематические родительские собрания, анкетирование родителей, научно-практические конференции с участием родителей, выставки творческих работ учащихся, подготовленные совместно с родителями, деловые игры, круглые столы и многое другое. И опять эта работа ложится в основном на плечи учителей.
Я же привожу пример совместной работы классного руководителя и родителей в 3 классе, где учится мой сын.
Бокситогорский район – один из крупнейших и самых отдаленных от центра районов Ленинградской области. Сам город небольшой, всего 17 тысяч населения, но в этом есть свои плюсы. В таких небольших провинциальных городах созданы все условия, чтобы человек жил и рос в гармонии с природой и самим собой. В отличие от огромных мегаполисов, здесь каждый ребенок на виду, каждый представляет собой неповторимую личность (индивидуальность), проявляет искренность, открытость, непосредственность.
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Бокситогорская гимназия» существует с 1932 года (до 1999 года - Бокситогорская средняя школа №1). В гимназии создана сеть кружков, клубов, секций, позволяющих учитывать и развивать различные интересы и способности учащихся.
В центре всей воспитательной работы гимназии поставлена личность ребенка. Через систему внеклассных занятий, кружков, факультативов ребята находят дело по душе.
Работа целенаправленно осуществляется по шести направлениям: здоровье, интеллект, отцы и дети, труд и творчество, природа и наш край, красота и радость. Главное достоинство всех этих программ в том, что их основа – это общечеловеческие ценности, именно они лежат в основе воспитательного процесса. Работа классного руководителя также осуществляется по этим направлениям, с учетом индивидуальных особенностей класса и каждого ученика в отдельности.
Каждый год в нашем классе выбирается родительский комитет, который совместно с учителем и детьми планирует воспитательную работу класса.
Родители нашего класса не только организаторы многих мероприятий, но и их участники. Совместно с родителями проводятся классные часы, дни творчества детей и родителей, внеклассные мероприятия, экскурсии, походы. Эти совместные дела способствуют созданию доброжелательной атмосферы в семье, помогают взрослым и детям проявить себя с другой, необычной стороны, раскрыть свои таланты. Взрослые и дети учатся уважать и понимать друг друга.
Результатами такого плодотворного сотрудничества родителей и классного руководителя является повышение уровня гуманного отношения к окружающим, вежливости, трудолюбия, бережливости, честности, любознательности, дисциплинированности и т.д.
В 2006 году Елена Георгиевна Мулькова, классный руководитель нашего класса, стала победителем районного конкурса «Классный самый «классный», в подготовке и проведении выступления активно участвовали родители и дети. В течение всего года родители проводили экскурсии на предприятия, где они трудятся. В этом же году наш класс занял первое место по школе в конкурсе «Класс года». В 2007 году класс занял первое место по школе в конкурсе «Лучший класс».
Закономерными оказались результаты моего небольшого исследования.
Детям и родителям была предложена анкета, с одинаковыми вопросами, которые позволяют определить причины конфликтов между родителями и детьми. Несовпадение их взглядов и мнений может привести к серьезным проблемам в воспитании ребенка.
Вопросы детям:
1. Школа для меня – это
2. Класс, в котором я учусь, - это
3. Учителя для меня – это люди, которые
4. Уроки для меня – это
5. Предметы, которые мне нравятся
6. Предметы, которые мне не нравятся
Вопросы родителям:
1. Школа, в которой учится мой ребенок - это
2. Класс, в котором учится мой ребенок – это
3. Одноклассники моего ребенка – это
4. Выполнение домашних заданий для моего ребенка – это
5. Предметы, которые нравятся моему ребенку - это
6. Предметы, которые не нравятся моему ребенку – это
Результаты анкетирования представлены в таблицах:
Ответы детей
№ п/п Варианты ответов Количество, %
1 Мой второй дом 47
Дом знаний 38
Интересная, увлекательная жизнь 15
2 Моя вторая семья 57
Мои друзья 28
Знания 15
3 Дают знания 71
Заботливые, добрые, интересные люди 29
4 Получение знаний 100
5 Все предметы нравятся 57
6 1 предмет 28
2 предмета 14
Ответы родителей
№ п/п Варианты ответов Количество, %
1 Школа, в которой учились сами 23
Самая лучшая в городе 34
Получают знания 9
Школа, статус которой «Гимназия» 34
2 3 А класс 9,4
Мне нравится 4,6
Сплоченный коллектив 86
3 Друзья моего ребенка 76
Хорошие дети 24
4 Ответственное занятие 28
Выполняется в школе полностью 10
Закрепление пройденного материала 43
Разное 19
5 Все 52
6 Английский язык 28
1-2 предмета 19
Из таблиц видно, что большая часть ответов детей и родителей (в целом по классу) совпадает. И родители, и дети считают школу и класс вторым домом, второй семьей. Ребята называют своих одноклассников друзьями, самым лучшим классом. Очень часто в ответах родителей встречаются такие слова: одноклассники моего ребенка – это «друзья, которые помогают друг другу», «сопереживают и помогают друг другу», «дружный и сплоченный коллектив под чутким руководством нашего классного руководителя», «самые талантливые ребята» и т.д.
Ребятам нравятся практически все предметы, и с ними согласна большая часть родителей. Одним из предметов, который вызывает трудности у большинства ребят (с ними согласны и родители) – это английский язык. Но это объясняется тем, что в нашей школе этот предмет изучается углубленно и не все родители могут помочь своим детям.
На уроке рисования Елена Георгиевна предложила нарисовать рисунки по теме «Выходной день в моей семье». Практически все рисунки показывают на совместный отдых детей и родителей в выходной день. Это прогулка в парке, катание на лыжах, коньках или просто вечер в кругу семьи.
Для сравнения результатов такое же небольшое исследование провели в другой школе в 3 классе.
70 % детей ответили, что школа- это место, где нас учат.
80 % детей ответили, что класс – это помещение.
95 % детей ответили, учителя – это те люди, которые меня учат.
Ответы детей и родителей также не отличаются друг от друга, но самое страшное – это то, что для родителей: школа – это только номер школы, класс – это только номер класса, одноклассники – это только ребята, с которыми учится его ребенок.
Результаты этого исследования говорят о том, что благодаря активному участию семьи в школьной жизни детей, родителям легче понять своего ребенка и избежать многих проблем в воспитании. Да, конечно, от школы должна идти инициатива. Школа должна привлекать родителей, используя разные формы – встречи, беседы в школе, родительские собрания, контакты по телефону, посещение на дому, совместная деятельность по усовершенствованию школьной жизни. Но все старания наших учителей будут тщетны, если мы, родители, не будем помогать школе в воспитании детей.
Проблема взаимодействия школы и семьи не нова. Она существует столько времени, сколько существует и само обучение. В течение многих лет обязательным элементом плана классного руководителя была работа с родителями. Сейчас можно найти много литературы, посвященной этому вопросу. Директора школ и классные руководители предлагают проводить тематические родительские собрания, анкетирование родителей, научно-практические конференции с участием родителей, выставки творческих работ учащихся, подготовленные совместно с родителями, деловые игры, круглые столы и многое другое. И опять эта работа ложится в основном на плечи учителей.
Я же привожу пример совместной работы классного руководителя и родителей в 3 классе, где учится мой сын.
Бокситогорский район – один из крупнейших и самых отдаленных от центра районов Ленинградской области. Сам город небольшой, всего 17 тысяч населения, но в этом есть свои плюсы. В таких небольших провинциальных городах созданы все условия, чтобы человек жил и рос в гармонии с природой и самим собой. В отличие от огромных мегаполисов, здесь каждый ребенок на виду, каждый представляет собой неповторимую личность (индивидуальность), проявляет искренность, открытость, непосредственность.
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Бокситогорская гимназия» существует с 1932 года (до 1999 года - Бокситогорская средняя школа №1). В гимназии создана сеть кружков, клубов, секций, позволяющих учитывать и развивать различные интересы и способности учащихся.
В центре всей воспитательной работы гимназии поставлена личность ребенка. Через систему внеклассных занятий, кружков, факультативов ребята находят дело по душе.
Работа целенаправленно осуществляется по шести направлениям: здоровье, интеллект, отцы и дети, труд и творчество, природа и наш край, красота и радость. Главное достоинство всех этих программ в том, что их основа – это общечеловеческие ценности, именно они лежат в основе воспитательного процесса. Работа классного руководителя также осуществляется по этим направлениям, с учетом индивидуальных особенностей класса и каждого ученика в отдельности.
Каждый год в нашем классе выбирается родительский комитет, который совместно с учителем и детьми планирует воспитательную работу класса.
Родители нашего класса не только организаторы многих мероприятий, но и их участники. Совместно с родителями проводятся классные часы, дни творчества детей и родителей, внеклассные мероприятия, экскурсии, походы. Эти совместные дела способствуют созданию доброжелательной атмосферы в семье, помогают взрослым и детям проявить себя с другой, необычной стороны, раскрыть свои таланты. Взрослые и дети учатся уважать и понимать друг друга.
Результатами такого плодотворного сотрудничества родителей и классного руководителя является повышение уровня гуманного отношения к окружающим, вежливости, трудолюбия, бережливости, честности, любознательности, дисциплинированности и т.д.
В 2006 году Елена Георгиевна Мулькова, классный руководитель нашего класса, стала победителем районного конкурса «Классный самый «классный», в подготовке и проведении выступления активно участвовали родители и дети. В течение всего года родители проводили экскурсии на предприятия, где они трудятся. В этом же году наш класс занял первое место по школе в конкурсе «Класс года». В 2007 году класс занял первое место по школе в конкурсе «Лучший класс».
Закономерными оказались результаты моего небольшого исследования.
Детям и родителям была предложена анкета, с одинаковыми вопросами, которые позволяют определить причины конфликтов между родителями и детьми. Несовпадение их взглядов и мнений может привести к серьезным проблемам в воспитании ребенка.
Вопросы детям:
1. Школа для меня – это
2. Класс, в котором я учусь, - это
3. Учителя для меня – это люди, которые
4. Уроки для меня – это
5. Предметы, которые мне нравятся
6. Предметы, которые мне не нравятся
Вопросы родителям:
1. Школа, в которой учится мой ребенок - это
2. Класс, в котором учится мой ребенок – это
3. Одноклассники моего ребенка – это
4. Выполнение домашних заданий для моего ребенка – это
5. Предметы, которые нравятся моему ребенку - это
6. Предметы, которые не нравятся моему ребенку – это
Результаты анкетирования представлены в таблицах:
Ответы детей
№ п/п Варианты ответов Количество, %
1 Мой второй дом 47
Дом знаний 38
Интересная, увлекательная жизнь 15
2 Моя вторая семья 57
Мои друзья 28
Знания 15
3 Дают знания 71
Заботливые, добрые, интересные люди 29
4 Получение знаний 100
5 Все предметы нравятся 57
6 1 предмет 28
2 предмета 14
Ответы родителей
№ п/п Варианты ответов Количество, %
1 Школа, в которой учились сами 23
Самая лучшая в городе 34
Получают знания 9
Школа, статус которой «Гимназия» 34
2 3 А класс 9,4
Мне нравится 4,6
Сплоченный коллектив 86
3 Друзья моего ребенка 76
Хорошие дети 24
4 Ответственное занятие 28
Выполняется в школе полностью 10
Закрепление пройденного материала 43
Разное 19
5 Все 52
6 Английский язык 28
1-2 предмета 19
Из таблиц видно, что большая часть ответов детей и родителей (в целом по классу) совпадает. И родители, и дети считают школу и класс вторым домом, второй семьей. Ребята называют своих одноклассников друзьями, самым лучшим классом. Очень часто в ответах родителей встречаются такие слова: одноклассники моего ребенка – это «друзья, которые помогают друг другу», «сопереживают и помогают друг другу», «дружный и сплоченный коллектив под чутким руководством нашего классного руководителя», «самые талантливые ребята» и т.д.
Ребятам нравятся практически все предметы, и с ними согласна большая часть родителей. Одним из предметов, который вызывает трудности у большинства ребят (с ними согласны и родители) – это английский язык. Но это объясняется тем, что в нашей школе этот предмет изучается углубленно и не все родители могут помочь своим детям.
На уроке рисования Елена Георгиевна предложила нарисовать рисунки по теме «Выходной день в моей семье». Практически все рисунки показывают на совместный отдых детей и родителей в выходной день. Это прогулка в парке, катание на лыжах, коньках или просто вечер в кругу семьи.
Для сравнения результатов такое же небольшое исследование провели в другой школе в 3 классе.
70 % детей ответили, что школа- это место, где нас учат.
80 % детей ответили, что класс – это помещение.
95 % детей ответили, учителя – это те люди, которые меня учат.
Ответы детей и родителей также не отличаются друг от друга, но самое страшное – это то, что для родителей: школа – это только номер школы, класс – это только номер класса, одноклассники – это только ребята, с которыми учится его ребенок.
Результаты этого исследования говорят о том, что благодаря активному участию семьи в школьной жизни детей, родителям легче понять своего ребенка и избежать многих проблем в воспитании. Да, конечно, от школы должна идти инициатива. Школа должна привлекать родителей, используя разные формы – встречи, беседы в школе, родительские собрания, контакты по телефону, посещение на дому, совместная деятельность по усовершенствованию школьной жизни. Но все старания наших учителей будут тщетны, если мы, родители, не будем помогать школе в воспитании детей.
Комментарии
Вставка изображения
Можете загрузить в текст картинку со своего компьютера: