Мама, я умру?
Этот вопрос Вы услышите от своего ребенка с неизбежностью, возможно с большей неизбежностью, чем вопрос: «Откуда берутся дети»?
Уйти от ответа просто так вам не удастся, потому что со стороны ребенка это не простое любопытство, а самый настоящий, острый страх смерти. Ребенок развивается, он ищет свое место в мире, и вдруг понимает, что пришел сюда не навсегда.
Уберечь от этого не возможно: мертвый голубь, сбитая кошка, «уехавшая навсегда» бабушка, – все это подводит малыша к мысли: «А ведь и я могу умереть». Если раньше этот страх беспокоил детей преимущественно в 6-7 лет, то теперь он значительно помолодел. Этот вопрос можно услышать от 4-х летнего малыша.
Родители оказываются в очень непростой ситуации. Как донести до малыша философские перлы Публия Сира: «Неразумно бояться того, что неизбежно» или Эпикура: «Самое ужасное из зол - смерть, не имеет к нам никакого отношения: когда мы здесь, смерти нет, когда смерть здесь, нас уже нет»?
Ведь уровень развития рационального мышления у 4-х летнего ребенка не позволяет преодолеть этот страх на столь абстрактном уровне. Родители и дети оказываются на разных уровнях миропонимания. Старшее поколение имеют вполне рационально объяснимую картину мира, а дети… на каком языке говорят дети?
Мама ругает ребенка: он плохо себя вел, разлил краски, разбил цветочный горшок, вымазался как чушка, а ведь его предупреждали, и это уже не в первый раз!!! Ребенок в слезах умоляет: «Мамочка прости»!!!
Но плачет малыш не из-за горшка и грязной комнаты, а потому что мама его больше не любит!!! Мама злится, кричит – значит, не любит! А это для него маленький конец света. Разве мама этого добивалась? Вот и пример того, что дети слышат совсем не то, что им говорят. Их язык отличается от взрослого.
Сознание ребенка в этом возрасте построено на образном мышлении, оно более опирается на мифологическое и магическое объяснение мира, поэтому все малыши испытывают потребность в сказках, а мы неосознанно поддерживаем их веру в Деда Мороза. Не надо недооценивать этот этап для развития ребенка. Он очень важен для выработки жизненных ценностей. Образ смерти в глазах взрослого и в глазах ребенка кардинально отличается, потому что в понимании малыша поток самосознания не прекращается!
Ребенок может плакать: «Я не хочу умирать, я не хочу быть закопанным в землю»! Или «Я умру, а меня положат в гроб. Я не хочу лежать в гробу»!
Если отвлечься от взрослого понимания похорон, а УСЛЫШАТЬ то, что говорит ребенок, выяснится, на самом деле ребенок боится статичного положения в замкнутом темном пространстве, которое будет длиться неопределенно долгое время. А страх прекращения личного существования придет намного, намного позже.
Что же делать сейчас, когда 4-х летний ребенок не спит по ночам, а плачет, пугая родителей своими рассуждениями о смерти?
К этому разговору нужно готовиться заранее. Потому что дите будет смотреть не столько на то, что Вы говорите, сколько на то, как Вы это произносите. Первые признаки надвигающегося «экзистенционального кризиса» хорошо заметны. У ребенка появляются перепады настроения: он внезапно становится задумчив, пристально всматривается в лица проходящих людей, начинает бояться темноты, даже если раньше такого страха не было.
Не надо форсировать события. Сейчас идет процесс перестройки мировосприятия у маленького человечка, мозг напряженно работает, включая новые знания о себе, об окружающем, в свою картину мира. А она оказывается так мала…
Ждите, ждите, когда вопрос созреет, и не дай Бог, на вашем лице в момент, когда он прозвучит, проступит страх или растерянность. Это станет сигналом, что ребенок действительно столкнулся с серьезной опасностью, с которой до сих пор не справляются родители. Что бы Вы не говорили в этот момент своему чаду, это должно звучать спокойно и доверительно.
Что же можно сказать ребенку о смерти в этот момент? Прежде всего, снимите страх перед похоронами. Ребенок по-настоящему не верит в свою смерть, поэтому не настаивайте на ее окончательности. Расскажите ребенку сказку. Сказка – именно то, что сейчас нужно.
На зеленом лугу жил да был золотой одуванчик. Он так был похож на солнышко, что считал себя его братом. Радостно распускал он свои лепесточки навстречу лучам, а солнышко играло с одуванчиком: то прикроет его облачком, то пробежит лучом. Одуванчик вырос, стал совсем большим. На его голове уже красовались его детки, все беленькие и пушистые Парашютики. Очень любил их одуванчик. Качал их на своей голове как на качелях, пел им песенки. Но детишки-парашютики были такие любопытные, так им хотелось увидеть дальний край луга и что лежит там, за лесом? И вот, когда Парашютики подросли, они сели на подходящий ветерок и взмыли к самому небу! Они увидели сразу все и луг, и лес, и речку!!! Путешествие было увлекательным и полным приключений. Но уже к вечеру ветер истрепал и изломал Парашютик, больше он не мог лететь и упал на землю. Закрыла земля парашютика - темно ему там, и, казалось бы - все, конец приключениям. Но земля мудра, на своем веку она видела миллионы парашютиков, и знала намного больше, чем каждый из них. Земля знала, как их спасти и сохранить.
На земле было холодно, бушевали метели и колючий злой северный ветер, а под теплым двойным одеялом спал парашютик и видел сны, как качает его на голове мама-одуванчик. Ему было так тепло, что он снова потянулся к солнцу. Но оказалось, что сам Парашютик сильно изменился, он стал совсем другим: появились корни, листья, длинный гибкий стебель и прекрасный цветок, подобный солнышку раскрылся на голове. Скоро там качалось снова целое семейство парашютиков.
Эта сказка может быть интерпретирована различным образом: атеисты в ней найдут продолжение жизни в своих детях, а верующие смогут проиллюстрировать вечность жизни. Главными образными моментами, которые помогут преодолеть страх смерти в раннем возрасте станут образы мудрой Матери-земли; земли – мягкой постели, смерти – увлекательного сна со сновидениями, прелюдия к новой жизни.
Как видите, ничего нового. Все эти образы мы с вами встречали уже в народном эпосе. Нужно просто научиться пользоваться этими бриллиантами народной мудрости. Сочините свою сказку, мотивами которой смогут стать превращения капельки воды (вода, лед, пар), или Гусеницы-Бабочки.
Если у ребенка все осложнено еще и страхом темноты, не давите на него, читайте перед сном, ставьте на ночь аудиокнигу, оставьте на некоторое время ночник. Вам же не хотелось бы остаться наедине с вечностью?
Уйти от ответа просто так вам не удастся, потому что со стороны ребенка это не простое любопытство, а самый настоящий, острый страх смерти. Ребенок развивается, он ищет свое место в мире, и вдруг понимает, что пришел сюда не навсегда.
Уберечь от этого не возможно: мертвый голубь, сбитая кошка, «уехавшая навсегда» бабушка, – все это подводит малыша к мысли: «А ведь и я могу умереть». Если раньше этот страх беспокоил детей преимущественно в 6-7 лет, то теперь он значительно помолодел. Этот вопрос можно услышать от 4-х летнего малыша.
Родители оказываются в очень непростой ситуации. Как донести до малыша философские перлы Публия Сира: «Неразумно бояться того, что неизбежно» или Эпикура: «Самое ужасное из зол - смерть, не имеет к нам никакого отношения: когда мы здесь, смерти нет, когда смерть здесь, нас уже нет»?
Ведь уровень развития рационального мышления у 4-х летнего ребенка не позволяет преодолеть этот страх на столь абстрактном уровне. Родители и дети оказываются на разных уровнях миропонимания. Старшее поколение имеют вполне рационально объяснимую картину мира, а дети… на каком языке говорят дети?
Мама ругает ребенка: он плохо себя вел, разлил краски, разбил цветочный горшок, вымазался как чушка, а ведь его предупреждали, и это уже не в первый раз!!! Ребенок в слезах умоляет: «Мамочка прости»!!!
Но плачет малыш не из-за горшка и грязной комнаты, а потому что мама его больше не любит!!! Мама злится, кричит – значит, не любит! А это для него маленький конец света. Разве мама этого добивалась? Вот и пример того, что дети слышат совсем не то, что им говорят. Их язык отличается от взрослого.
Сознание ребенка в этом возрасте построено на образном мышлении, оно более опирается на мифологическое и магическое объяснение мира, поэтому все малыши испытывают потребность в сказках, а мы неосознанно поддерживаем их веру в Деда Мороза. Не надо недооценивать этот этап для развития ребенка. Он очень важен для выработки жизненных ценностей. Образ смерти в глазах взрослого и в глазах ребенка кардинально отличается, потому что в понимании малыша поток самосознания не прекращается!
Ребенок может плакать: «Я не хочу умирать, я не хочу быть закопанным в землю»! Или «Я умру, а меня положат в гроб. Я не хочу лежать в гробу»!
Если отвлечься от взрослого понимания похорон, а УСЛЫШАТЬ то, что говорит ребенок, выяснится, на самом деле ребенок боится статичного положения в замкнутом темном пространстве, которое будет длиться неопределенно долгое время. А страх прекращения личного существования придет намного, намного позже.
Что же делать сейчас, когда 4-х летний ребенок не спит по ночам, а плачет, пугая родителей своими рассуждениями о смерти?
К этому разговору нужно готовиться заранее. Потому что дите будет смотреть не столько на то, что Вы говорите, сколько на то, как Вы это произносите. Первые признаки надвигающегося «экзистенционального кризиса» хорошо заметны. У ребенка появляются перепады настроения: он внезапно становится задумчив, пристально всматривается в лица проходящих людей, начинает бояться темноты, даже если раньше такого страха не было.
Не надо форсировать события. Сейчас идет процесс перестройки мировосприятия у маленького человечка, мозг напряженно работает, включая новые знания о себе, об окружающем, в свою картину мира. А она оказывается так мала…
Ждите, ждите, когда вопрос созреет, и не дай Бог, на вашем лице в момент, когда он прозвучит, проступит страх или растерянность. Это станет сигналом, что ребенок действительно столкнулся с серьезной опасностью, с которой до сих пор не справляются родители. Что бы Вы не говорили в этот момент своему чаду, это должно звучать спокойно и доверительно.
Что же можно сказать ребенку о смерти в этот момент? Прежде всего, снимите страх перед похоронами. Ребенок по-настоящему не верит в свою смерть, поэтому не настаивайте на ее окончательности. Расскажите ребенку сказку. Сказка – именно то, что сейчас нужно.
На зеленом лугу жил да был золотой одуванчик. Он так был похож на солнышко, что считал себя его братом. Радостно распускал он свои лепесточки навстречу лучам, а солнышко играло с одуванчиком: то прикроет его облачком, то пробежит лучом. Одуванчик вырос, стал совсем большим. На его голове уже красовались его детки, все беленькие и пушистые Парашютики. Очень любил их одуванчик. Качал их на своей голове как на качелях, пел им песенки. Но детишки-парашютики были такие любопытные, так им хотелось увидеть дальний край луга и что лежит там, за лесом? И вот, когда Парашютики подросли, они сели на подходящий ветерок и взмыли к самому небу! Они увидели сразу все и луг, и лес, и речку!!! Путешествие было увлекательным и полным приключений. Но уже к вечеру ветер истрепал и изломал Парашютик, больше он не мог лететь и упал на землю. Закрыла земля парашютика - темно ему там, и, казалось бы - все, конец приключениям. Но земля мудра, на своем веку она видела миллионы парашютиков, и знала намного больше, чем каждый из них. Земля знала, как их спасти и сохранить.
На земле было холодно, бушевали метели и колючий злой северный ветер, а под теплым двойным одеялом спал парашютик и видел сны, как качает его на голове мама-одуванчик. Ему было так тепло, что он снова потянулся к солнцу. Но оказалось, что сам Парашютик сильно изменился, он стал совсем другим: появились корни, листья, длинный гибкий стебель и прекрасный цветок, подобный солнышку раскрылся на голове. Скоро там качалось снова целое семейство парашютиков.
Эта сказка может быть интерпретирована различным образом: атеисты в ней найдут продолжение жизни в своих детях, а верующие смогут проиллюстрировать вечность жизни. Главными образными моментами, которые помогут преодолеть страх смерти в раннем возрасте станут образы мудрой Матери-земли; земли – мягкой постели, смерти – увлекательного сна со сновидениями, прелюдия к новой жизни.
Как видите, ничего нового. Все эти образы мы с вами встречали уже в народном эпосе. Нужно просто научиться пользоваться этими бриллиантами народной мудрости. Сочините свою сказку, мотивами которой смогут стать превращения капельки воды (вода, лед, пар), или Гусеницы-Бабочки.
Если у ребенка все осложнено еще и страхом темноты, не давите на него, читайте перед сном, ставьте на ночь аудиокнигу, оставьте на некоторое время ночник. Вам же не хотелось бы остаться наедине с вечностью?
+67 |
![]() |
52 комментария |
Комментарии
Спасибо за статью, Юль!
↑ Перейти к этому комментарию
как там в анекдоте - близнецы беседуют в утробе:
- есть ли жизнь после родов?
- Не знаю, оттуда еще никто не возвращался...
Сейчас слава богу все хорошо...
Так редко встречаются действительно дети взрощенные талантливыми педагогами-родителями
А можно жить и радоваться, любить и быть любимым. Делать добро и получать его как бы в обратку.
тогда мне купили горшочек и мы там посадили цветочек (кустик) мне показали как за ним ухаживать, поливать, так я поняла что делая добро мы не умираем, зачем? наши души идут к солнышку(как тот кустик зацвел). Но если нас (или мы) никто не любит то мы как те брошенные засохшие кусты с колючками.
Сказала , что ее душа ушла в другой светлый мир к доброму Боженьке, котрый всех нас оберегает.
Вроде б ы у него нет страха, что он умрет, но он говорил не раз , что не хочет жениться и деток,
чтобы я становилась бабушкой,я ведь тогда умру.Пришлось обещать, что всегда буду с ним, долго-долго.
И я хоть и говорю, что даже умерев, близкие с тобой рядом незримо-он явно боится и именно за меня.
Дедушка умер недавно-я не смогла даже сказать, помню как трагически реагировал ранее.
Восприимчив очень и эмоционален.
Я на своего стараюсь не давить, по крайней мере в эмоциональном плане.Слышала от мамочек , что они даже этим деток запугивают-мол умру, что будешь без меня делать?Я такого даже и представить не могу, зачем так жестко манипулировать?
в детстве он был более аккуратным мальчиком, даже чересчур,
и как преодолели?
или просто притерпелись, свыклись с мыслью?
моя бабушка умерла мне еще не было 4-х, и я не понимала, почему все плачут, помню этот момент, я стою в недоумении в коридоре, ходят чужие печальные люди, папа со слезами на глазах, но спокойно объясняет, что бабушка умерла, а я все равно не понимаю, я думала, она спит, видит сны, и будет спать долго...
Сейчас только вспоминаю, что нечто такое мне говорила мама, что смерть это сон.
чем дольше живу тем больше убеждаюсь - Существует!
Дедушка спросоня ничего вначале не понял,только испуганно спрашивал.что случилось внученька?А я в слезах
-Дедушка,я умру?
-Нет,что ты ,ты никогда не умрешь,ты будешь жить долго долго.Он сказал это так уверенно и спокойно,что я поверила,он гладил меня по головке и целовал.
Я как то быстро успокоилась и пошла спать,уверенная что я буду жить долго,значит вечно и солнышко над головой и все мои близкие всегда со мной.
Так и есть, тех кого нет на этой земле,они всегда со мной в моей душе
Иногда ребенку просто достаточно сказать что он будет жить долго и не умрет!
Но мой ребенок теперь боится, что я постарею. Вот как объяснить это, я пока не знаю.
А еще скоро будет идти фильм про то, как собака проживает множество жизней, меняя хозяев и облик. Вот на него обязательно схожу с сыном.
Вставка изображения
Можете загрузить в текст картинку со своего компьютера: