Магазин handmade Присоединяйтесь к нам в соцсетях:
Присоединяйтесь к нам в соцсетях: ВКонтакте  facebook 

Спортивный комплекс в каждом доме – необходимость для развития детей. Опыт семьи Никитиных

Борис Павлович и Лена Алексеевна Никитины, советские и российские педагоги, одни из основоположников методик раннего развития (Борис Павлович – автор всем известных интеллектуальных игр для детей «Уникуб», «Сложи узор», «Сложи квадрат», «Дроби» и многих других), родители семерых детей делятся советами по организации домашнего спортивно-игрового пространства.

Спортивный уголок почти с рождения.

Б.П.: Ни для кого уже не секрет, что с ростом благосостояния и комфорта городской жизни объём и напряженность физической деятельности детей упали значительно ниже оптимальной дозы, необходимой для нормального развития. Мы попробовали противостоять этой тенденции века и стали менять условия и уклад нашей жизни так, чтобы максимально развить потребность детей в движении. Этому чрезвычайно помогло то, что мы не побоялись сделать спортивный уголок в единственной комнате, где жили тогда вместе с двумя детьми. Мы еще не знали, что спортснаряды совершенно необходимы не только в комнате, но и в детском саду, во дворе, в детских парках - везде, где есть дети, потому что это одно из эффективнейших средств для удовлетворения потребности ребенка в движении, необходимом для его развития. Когда мы впервые купили детский спортивный набор (кольца, трапеции, качели), нашему старшему сыну было всего два года, а второму полгодика. Мы и не предполагали, что эти "два кольца и два веревочных конца" станут первым шагом к нашей будущей спортивной комнате, к универсальному домашнему спорткомплексу В. Скрипалева, который сумел на 3,5 квадратного метра своей городской однокомнатной квартиры разместить одиннадцать спортснарядов и тем самым подарил своим детям радость движения, а значит, силу, ловкость, здоровье...

Многие говорят: "Вот и надо все эти спортивные сооружения устроить в детских садиках, в школах, во дворах, наконец. Но в комнату?!" В том-то и дело, что если спортснаряды есть дома, то малыш начнет использовать их как можно раньше - как только будет к этому готов. Такое своевременное начало нужно не только для физического, но и для умственного развития ребенка. Важно и то, что дома при одном-двух малышах есть как минимум один-два взрослых или старших - есть кому поучить, подстраховать на первых порах. В детских садах это обеспечить труднее. И еще: в комнате спортснаряды всегда доступны, поэтому позволяют малышу постоянно чередовать разные занятия, обогащать любую игру движением, сочетать с физической нагрузкой умственную, разнообразить сферы деятельности - не по запланированной программе, а по потребности.



Самостоятельно дети начинают подходить к спорткомплексу еще до года. Самый маленький (месяцев в восемь-девять) начинает с того, что топчется вокруг шеста, а потом берется за кольца или трапецию. Позже он пробует поджимать ножки, и когда ему удается провисеть несколько секунд, мы награждаем "спортсмена" аплодисментами - это уже большой успех, и ему радуются все.

Когда же ручки малыша окрепнут (в полтора-два года), он может не только висеть на кольцах, но и очень неплохо раскачиваться на них. Тогда же дети овладевают сложным упражнением, прекрасно развивающим брюшной пресс, - подниманием ног из виса к перекладине или к кольцам. Если это получается хорошо, то следом уже пойдет и "лягушка" на кольцах, и вис на подколенках на перекладине и на кольцах вниз головой. Сильные руки позволяют рано овладеть подтягиванием, из которого получился впоследствии наш "колобок", когда надо, подтянувшись до подбородка, поднять к подбородку и колени и провисеть так сколько сможешь.

Постепенно ребята овладевают и разными элементами спортивной гимнастики. Годам к пяти-шести они могут "выйти в упор" на кольцах и сделать "угол в упоре", а на перекладине даже сделать "переворот в упор" - упражнение, которое дается с трудом многим новобранцам в армии. Чем крепче становятся малыши, тем больше им хочется двигаться и придумывать новые необычные движения на снарядах. Одно из любимых и самых распространенных детских упражнений - "вертолет": ребенок, повиснув на кольцах, вращается вокруг своей оси и скручивает веревки колец в жгут, а потом поджимает ножки и раскручивается в обратном направлении.

Л. А.: Правда, сначала некоторые пугаются: "Ой, упадет! Ой, надорвется!" - и спрашивают у меня: "Как вы можете на все это спокойно смотреть? Вы мать, неужели вам нисколько не страшно за детей? А вдруг..." И недоверчиво слушают мой ответ: "Что вы! Мне было бы куда страшнее за них, если бы всего этого не было. Ведь ребята благодаря такой спортивной обстановке становятся не только сильными, ловкими, но и очень осторожными".

Сила, ловкость и осторожность

Б. П.: У нас ни одной серьезной травмы у детей не было, хотя возможностей для этого у них было больше, чем у других ребят. И теперь мы уже уверены - вероятность травм у нас ничтожна. Почему?
Конечно, ребята очень сильны. Шутка ли, ухватившись только одной рукой за турник, провисеть целую минуту или полторы. И значит, держатся они за снаряд очень крепко. Но, главное, они тонко чувствуют меру своих возможностей, то есть что им под силу, а что еще нет. Это точное "чувство меры своих возможностей", развитое у наших ребятишек при занятиях на спорткомплексе, и защищает их надежно от всяких неприятностей, а нам позволяет не бояться за них.

Специальных занятий "по технике безопасности" мы не проводим, но и на самотек все не пускаем. Мы поступаем по-другому.

Вот картина, которую нам приходится часто наблюдать.Папа подводит своего четырехлетнего сынишку к кольцам и без всяких опасений, подхватив его под мышки, поднимает к снаряду.

- Держись крепче! - советует он сыну, а тот еще не очень знает, как это - крепче. И отец, тоже не чувствуя, насколько крепко ухватился ребенок, еще и раскачивать его начнет.

Мы останавливаем увлекшегося папу:

- Так нельзя - малыш может сорваться! Ведь при раскачивании нагрузка на руки резко возрастает.
Сами мы делаем иначе, никогда не станем поднимать ребенка на такую высоту, до которой ему самому не добраться, а опустим ему кольца, чтобы он достал сам. И не станем его раскачивать, пока он этому не научится сам. И никто не упрекнет, если что-то еще не получается или выходит плохо. Но зато очень внимательно будут смотреть за малышом, когда он в первый раз подходит к снаряду.

Вот, допустим, влезает двухлетняя Оля впервые на вертикальную лесенку. Вверх взбираться ей легко. Видно, за какую перекладину надо ухватиться, а ножонки переступают следом за руками. Слезть же вниз малышке невероятно трудно. Опустит ногу вниз, а там ступеньку не находит. Посмотреть вниз еще не умеет... вот и критический момент. Как тут быть? Подойти и сразу снять дочку очень глупо. Она ничему не научится, никакого опыта не приобретет. Полезет завтра снова, и все повторится сначала (если не будет рядом взрослых, может и сорваться с лесенки, и сильно ушибиться). Я стою рядом, но не снимаю дочку, а только подхожу поближе, чтобы поймать ее, если оборвется. И тут начинается "урок". Малышка пищит, ей страшно, ножонка никак не находит перекладины. Проходит полминутки, а то и минутка, пока ножка наконец нащупывает перекладину - не без моей помощи, если надо. Сколько неприятных переживаний и у меня и у дочки, зато завтра... О! Самое интересное будет завтра. Маленькая Оля обязательно полезет снова на эту лесенку. Но, помня вчерашние неприятности, она влезет только на одну ступеньку вверх, победно посмотрит на меня и... тут же слезает на пол.
Так повторится много раз, и лишь потом она понемножку осмелеет и влезет на две, потом на три ступеньки. Вот так и учатся у нас ребята с первого же года жизни определять свои возможности и быть осторожными.



Л. А.: Отцам чаще всего труднее избежать излишнего форсирования, понукания, подстегивания. А ведь давление на ребенка возбуждает у него либо страх, либо строптивость и, уж во всяком случае, сковывает, как бы парализует желание и волю самого ребенка. Вряд ли это приохотит малыша к занятиям. А вот матерям надо бы воздержаться от моментальной, часто преждевременной помощи при первой же трудности малыша. Излишняя опека, "дрожание" над малышом, предотвращение малейших ушибов и любых падений порождают в нем нерешительность, несамостоятельность и неосторожность: ведь за него об опасностях думает мама!

Что же выходит: заставлять - плохо, опекать - еще хуже, а что тогда нужно, чтоб получалось? Радоваться, просто радоваться, когда малышу что-то удается, - это главный стимул для успешных занятий с ребенком. Самый совершенный спорткомплекс не вызывает его интереса, не "срабатывает", если мы, взрослые, остаемся равнодушны к тому, что с ним делает ребенок, как у него получается.
Ну а если упал? А если неудача? Тогда мы утешим, конечно, вытрем заплаканные глаза, ободрим ("Не горюй, еще получится!"), но чуть позже того, как ему пришлось самому потрудиться, покряхтеть, даже поплакать от очередной неудачи. Я только всегда стараюсь избегать утешений такого рода: "Ах, какие нехорошие кольца, не слушаются Ванюшу". Я скорее скажу так: "Жаль, колечки хотели тебя покатать, а ты не сумел... Ну ничего, давай еще разок попробуем..."

А возрастные нормы?

Б. П.: На этот вопрос мы отвечаем иногда контрвопросом: разве есть нормы для того, сколько играть в куклы или в кубики, а сколько в подвижные игры? Да пусть играют сколько хотят!

Вот пятилетняя Аня и трехлетняя Юля друг за другом влезают на стул, со стула на стол, а оттуда спрыгивают на коврик и снова на стул, на стол...

- Когда им надоест прыгать? - спрашивает меня Лена, занятая шитьем.

- Я сейчас посчитаю, - начинаю я ставить палочки на полях своей тетради. И что же? Они остановились после 72-й отметки. 232 прыжка "лягушкой" сделал почти подряд двухлетний Ваня, осваивая понравившийся ему способ передвижения по полу, 500 приседаний сделал как-то пятилетний Антон ("Я бы больше мог, да обедать позвали", - говорил он потом). По 10-15 минут малыши могут не слезать с каната, с боксерской груши, колец, турников. Оказывается, пол - это "вода", и там можно "утонуть", поэтому все перемещения происходят по воздуху.



Мы почти полностью положились здесь на малышей и не пожалели: они сами тонко определяют границы, полезные для организма. Просто поразительно, как долго, без устали, ребята могут повторять одно и то же упражнение. И не менее удивительно, что бывают целые дни, когда никто из них ни разу не подойдет к спортивному комплексу. Как же устанавливать какую бы то ни было норму для их занятий? Кто, кроме них самих, сможет определить их ежедневную, ежечасную, сиюминутную потребность в движениях, их возможности, их оптимальную нагрузку? Никто! Ни единый, самый опытный тренер в мире, не сделает это лучше самого ребенка. Так почему же и здесь не довериться природе? Так мы думали, так сделали, и ни разу нам не пришлось об этом пожалеть.

Если ребенок, например, долго бежит, он просто устанет, и бежать дальше ему будет неприятно. Сработает чувство усталости, и он отдохнет. Перегрузка, таким образом, возможна только там, где ребенка заставят бежать против его желания или делать что-то через силу. В игре такого не бывает, значит, игровая обстановка - надежная защита от перегрузок, в том числе и силовых.

"Науке известно, что наиболее выгодный режим для полноценной функции организма - приближение к его максимальной нагрузке" - так пишет в своей статье "Здоровье и счастье детей" член-корреспондент АМН СССР С. Долецкий. Наверное, поэтому развитие силы у наших ребят идет гораздо быстрее, чем при небольших нагрузках, а кроме того, крепче становятся не только их мышцы, но и связки и кости. Мы теперь убеждены, что защищать ребенка от нагрузок, как это часто делают мамы и бабушки, опасаясь надрывов и ушибов, - это значит, наоборот, подготавливать почву для всяких неприятностей вроде переломов, растяжений и других травм.

Никитины Л. и Б. Мы и наши дети. Выдержки из книги.



Для того, чтобы ваш ребенок удовлетворял свою потребность в движении и развивался полноценно как умственно, так и физически мы разработали спортивно-игровой комплекс «Ранний старт». «Ранний старт» подходит для детей почти с рождения, он станет настоящим другом вашего малыша, его любимым игровым пространством, где он сможет ненавязчиво развиваться, тренироваться, становиться здоровым, сильным и ловким. Возможность использования конструкции на пяти гранях кроме самой верхней, постоянно будет поддерживать интерес ребенка к занятиям. Все, о чем пишут Лена Алексеевна и Борис Павлович Никитины, учтено при разработке спорткомплекса и аксессуаров к нему, которые расширяют его возможности, делая их практически безграничными.

Статья предоставлена интернет-магазином «Ранний старт».

Печать Получить код для блога/форума/сайта
Коды для вставки:

Скопируйте код и вставьте в окошко создания записи на LiveInternet, предварительно включив там режим "Источник"
HTML-код:
BB-код для форумов:

Как это будет выглядеть?
Страна Мам Спортивный комплекс в каждом доме – необходимость для развития детей. Опыт семьи Никитиных
  Борис Павлович и Лена Алексеевна Никитины, советские и российские педагоги, одни из основоположников методик раннего развития (Борис Павлович – автор всем известных интеллектуальных игр для детей «Уникуб», «Сложи узор», «Сложи квадрат», «Дроби» и многих других), родители семерых детей делятся советами по организации домашнего спортивно-игрового пространства. Читать полностью
 

Статьи в этой рубрике:

Комментарии

Зоя1510
22 февраля 2017 года
+4
Я бы считала методику воспитания Никитиных безупречной, если бы их дети воспитывали своих детей по их методике!
Княженика75
23 февраля 2017 года
0
Зоя1510
25 февраля 2017 года
+1
какая -то книга есть у Устиновой про бизнесмена, который родился в большой семье, мне кажется. что это про семью Никитиных , мне всегда жалко было этих детей
Superprincessa
24 февраля 2017 года
0
В ответ на комментарий Зоя1510
Я бы считала методику воспитания Никитиных безупречной, если бы их дети воспитывали своих детей по их методике!

↑   Перейти к этому комментарию
а их дети как воспитывают своих детей?
Тимонька
24 февраля 2017 года
+3
А их дети, насколько я помню, бежали из дома от этой методики сверкая пятками, едва достигнув совершеннолетия.
Анастасия_Ко
24 февраля 2017 года
0
Только старший, последнее что находила - книга их дочки Юлии - мы и наши родители. Она много методик родителей описывает. И все дети между собой дружные, больше 2 детей, за исключением старшего
Тимонька
24 февраля 2017 года
+3
Моя коллега училась вместе с одним из этих детей, жила рядом. Так что вся жизнь семьи проходила на ее глазах. Отсюда и сведения. А написать спустя тридцать лет можно очень много. Особенно, когда за бренд стали платить деньги.
Зоя1510
25 февраля 2017 года
0
В ответ на комментарий Superprincessa
а их дети как воспитывают своих детей?

↑   Перейти к этому комментарию
родили по одному, это уже о многом говорит!
Анастасия_Ко
25 февраля 2017 года
0
Неправда. Минимум 2. Есть и 3 и 4 и 5
Зоя1510
25 февраля 2017 года
0
может быть, я давно про них ничего не читала, когда читала было по одному, но чем дольше я живу, тем более я понимаю пагубность такого воспитания, к нему относится и раннее окончание школы
Анастасия_Ко
25 февраля 2017 года
+1
У них есть целый сайт, где они рассказывают о своей семье, интервью каждого из детей. Вообще я считаю, в их воспитании есть плюсы интересные идем, но нужна золотая середина в общем. По мне, главное, чтобы ребенок вырос счастливым, здоровым, смог создать любчщую семью, а гениев счастливых, к сожалению, не встречала....
Зоя1510
25 февраля 2017 года
+2
все верно, нужна золотая середина, и про гениев тоже верно, знаю ребенка, которому в 2 года я смотрела в рот, буквально, он не картавил, выговаривал все буквы и изрекал истины, у меня уже было двое своих , 6 и 11 лет и я понимала, что вижу что-то уникальное, как ни странно, но он не окончил даже техникум,
Paisa
26 февраля 2017 года
+1
В ответ на комментарий Анастасия_Ко
Неправда. Минимум 2. Есть и 3 и 4 и 5

↑   Перейти к этому комментарию
Минимум 2. Есть и 3 и 4 и 5
У младшей даже 9
Шпыня
25 февраля 2017 года
+1
Есть здравые мысли в их методике, есть и перегибы. Искала сама недавно, интересно было, кем стали дети Никитиных. Обычные люди, ничего супер выдающегося ни из одного не получилось.
Встретила мнение, что большой минус, как ни странно, в том, что до школы были очень развитые, в школе переходили через классы, учились не с ровесниками, дети принимали их в штыки, и были большие проблемы вписаться в коллектив. Поэтому о школе у них плохие воспоминания.
Т.е. до школы вроде гении, но в школьную систему не вписывались. Частных школ тогда не было. Сейчас, может, и нашлось бы им место в какой-нибудь школе для одаренных детей, а так система их помяла.
крошка ли из энска
26 февраля 2017 года
0
а деньги откуда взяли бы Никитины на эти частные школы?
Молчунья
25 февраля 2017 года
+1
так их методика уже давно в прах рассыпалась и в первую очередь на примере их собственных детей и внуков .А кому это сейчас так стало выгодно(понятно за деньги) их историю вспомнить?
Paisa
26 февраля 2017 года
0
В их методике просто очень много игровых пособий, которые сам Никитин и делал. А сейчас, понятно, введи снова моду на методику - большие деньги можно заработать на производстве этих самых пособий
крошка ли из энска
26 февраля 2017 года
0
пост вообще-то был о спортивном уголке. вещь классная. особенно когда ребенку энергию девать некогда или детей несколько. вместо того чтобы сшибать углы мебели и "бегать" по потолку - заниматься на спортивных снарядах куда как полезнее. у нас стоит - в самой большой комнтае - вместо стенки с рюмками-стаканами и дивана к ТВ. Диван правда есть

А методика у Никитиных очень хорошая, просто Никитины переборщили с вопросами аскетизма у детей. Деток же не спрятать от соблазнов современности.
Скромность, граничащая с нищетой - до добра не доведет. Особенно когда нет соответствующей возрасту мотивации.

У нас в городе есть подобная семья- С большим уважением отношусь к многодетным семьям. Но вот с вопросом аскетизма как-то надо продумать. младший ребенок (8 лет) - может скушать чужой огрызок яблока (когда мальчик из обеспеченной семьи 2-3 раза куснет и больше не хочет), подобрать упавшие на пол (в школьной столовой) чипсы и скушать их.

Тут как-то надо думать о воспитании самоуважения и т.д

То же самое происходило и в семье Никитиных, я полагаю.
Paisa
26 февраля 2017 года
0
В свое время с этой методикой носились, как с писаной торбой. В результате раннее развитие никак не сказалось на успешности детей - обычные люди, среднестатистические. Но тренажер, конечно, хорош сам по себе
maria_guseva
26 февраля 2017 года
0
Побольше бы таких постов на Стране Мам!!!!
bellveder
27 февраля 2017 года
0
Рекламу Раннего старта увидела когда малышке была сего неделя. И загорелась этим комплексом. Ибо физическое развитие начинать никогда не рано. Но ценник у производителя просто неприличный! Крыло от самолёта дешевле выйдет. И я пошла искать аналоги. Нашла в 2 раза дешевле, а комплектация полнее. Дочке нравится и горка, и качелька. Но по перикладинам мы пока ее страхуем.
Я очень довольна покупкой!
orange 444
4 марта 2017 года
0
А поделитесь информацией о комплексе? Как называется? Ссылка мб? Спасибо
bellveder
4 марта 2017 года
0
Забейте в поисковике "Веселый малыш". Он воронежский или Новгородский, не помню.
orange 444
4 марта 2017 года
0
спасибо
bellveder
4 марта 2017 года
0
пожалуйста.
Галина0505
28 февраля 2017 года
+1
Я бабушка двоих внуков, живем в душке и первое, что еупили мальчикам-спортивный уголок.(лестница,канат, кольца,, веревочная лестница). Занимаются на турнике (у него регулируется высо а). Кольца пока сняли т.к. нет есьа раскачаться. В этом году переедут в саой дом и там им пара отвел целую комнату для занятий спортом.. заниматься не принуждаем- чем становятся старше (сейчас им 7 и 9 ), тем чазе не проходят мимо.Статья полезная.Есди ммошу-вставлю фо о.
Галина0505
28 февраля 2017 года
0
Я бабушка двоих внуков, живем в двушке и первое, что купили мальчикам-спортивный уголок.(лестница,канат, кольца,, веревочная лестница). Занимаются на турнике (у него регулируется высо а). Кольца пока сняли т.к. нет есьа раскачаться. В этом году переедут в саой дом и там им папа отвел целую комнату для занятий спортом.. Заниматься не принуждаем- чем становятся старше (сейчас им 7 и 9 ), тем чаще не проходят мимо.Статья полезная.
Светлана А Б
2 марта 2017 года
0
Я за спортивный комплекс в каждой квартире или доме где есть дети, пусть даже небольшой.

Оставить свой комментарий

Вставка изображения

Можете загрузить в текст картинку со своего компьютера:


Закрыть
B i "

Поиск рецептов


Поиск по ингредиентам