Почему я должен учиться?
«Садись за уроки!» – «Почему?» – «Так надо!» – «Почему?» – «Потому что кончается на у! Быстро, я сказала!». Во многих семьях этот нескончаемый «диалог» ведется ежедневно. Объяснить ребенку, почему надо есть полезную овсянку по утрам, хорошо учиться в школе и чистить зубы перед сном, – так же сложно, как и ребенку объяснить маме, почему он хочет чипсов, гулять с друзьями и смотреть телевизор до полуночи.
Домашние бои
Первоклашки бегут в школу с твердой уверенностью, что учиться интересно, а хорошо учиться – еще интереснее. Но их ожидания обычно разбиваются о жестокую реальность. Сначала – первоначальный стресс от смены социальных ролей, от возросших требований к ним, от появления целого комплекса новых эмоций. Все это надолго может лишить ребенка радости.
А раз школа оказывается накрепко связана с негативными переживаниями, идти в нее не хочется. И уроки делать не хочется. Грустно, скучно, неинтересно.
Родители тоже добавляют масла в огонь. Потому что каждый день задают один и тот же дурацкий вопрос: «Что ты сегодня получил?» А значит, им совершенно нет дела до того, как проходит процесс, что нового малыш сегодня узнал и чему научился, – им важнее результат. Вместо внутренней заинтересованности ребенка – оценка для галочки, на радость папе с мамой.
Нет, без оценок, разумеется, не обойтись. Но если родитель слишком сильно контролирует процесс, насаждая свое «надо» где надо и не надо, он может почти полностью разрушить детское «хочу». Если это происходит год за годом, результатом может стать либо стойкое отвращение ко всему, что связано с получением знаний, либо невроз.
Откуда берутся нехочухи
Не знают, для чего им это надо. Это родители в их возрасте знали, что без хороших оценок тебя не примут в пионеры на Красной площади. И не поступишь в хороший вуз. И отец ремня не пожалеет. Для нынешних деток родители – не столь неоспоримый авторитет, пионеров отменили, а вузы ввели платные отделения. Вокруг полно примеров недоучек, которые «выбились в люди». И мудрые не по годам детки прекрасно понимают, что аттестат без троек – еще не гарантия успеха в жизни.
Не умеют прогнозировать. Малыш живет сегодняшним днем – ни вчера, ни завтра для него не существует. С возрастом, конечно, чувство времени совершенствуется. Но даже вымахавший выше папы подросток 14 лет не способен прогнозировать свое будущее и уж тем более не может просчитывать, какие шаги он должен предпринять для того, чтобы оно было светлым. Просто мозг еще не дозрел до такого типа мышления. Даже если ребенок уже твердо знает, кем хочет быть, «5» по математике плохо увязывается в его голове с возможностью построить свой собственный бизнес. И именно дело родителей – найти логические взаимосвязи между «отлично» за сочинение» и «успешной карьерой топ-модели».
Нет мотивации. Одно дело – учить английский для того, чтобы летом выехать в Европы и гонять там официантов на понятном им языке. И совсем другое – для того, чтобы получить «5» в четверти без всяких надежд на применение навыков в ближайшем будущем. В первом случае ребенок – мотивирован, во втором воспринимает мамино «язык до Оксфорда доведет» как гипотетическое предположение.
Им неинтересно. Может, развитие ребенка опережает развитие сверстников, и ему слишком легко учиться. А возможно, он отстает и не успевает усваивать материал. Родителям и психологам стоит докопаться до причины потери интереса – и, при необходимости, найти более подходящую школу и программу, учитывающую индивидуальные особенности ребенка.
Им плохо. «Ботаников» и заумных «отличников», бывает, не любят. Ребенок может конфликтовать с одноклассниками, или быть «белой вороной», или быть новичком, не вписавшимся в коллектив. Когда приходится решать такие сложные проблемы общения, до уроков ли? Задача родителей – не обвинять, потому что ребенок обычно - жертва обстоятельств, а не виновник конфликта. И без совета взрослого (а иногда и специалиста) здесь не обойтись.
Иногда у ребенка просто не сформированы познавательные интересы – родители были вечно заняты, а единственной отрадой няни или бабушки были «мыльные оперы» по телевизору. Заниматься с ребенком надо с рождения – только так можно вырастить целеустремленного и любознательного человека.
ВРЕЗКА
5 «не» для желания учиться
Не гонитесь за результатом: лучше видеть горящие интересом глаза ребенка, чем отличную отметку в дневнике.
Не сравнивайте его способности с талантами других детей.
Не ругайте за промахи, а хвалите за достоинства.
Не запугивайте тем, что «с двоечниками никто не дружит», – это вселяет комплекс неполноценности.
Не дискредитируйте учителей и школу в глазах малыша, что бы вы на самом деле о них не думали.
http://www.deti-journal.ru/
журнал-дети.рф
Домашние бои
Первоклашки бегут в школу с твердой уверенностью, что учиться интересно, а хорошо учиться – еще интереснее. Но их ожидания обычно разбиваются о жестокую реальность. Сначала – первоначальный стресс от смены социальных ролей, от возросших требований к ним, от появления целого комплекса новых эмоций. Все это надолго может лишить ребенка радости.
А раз школа оказывается накрепко связана с негативными переживаниями, идти в нее не хочется. И уроки делать не хочется. Грустно, скучно, неинтересно.
Родители тоже добавляют масла в огонь. Потому что каждый день задают один и тот же дурацкий вопрос: «Что ты сегодня получил?» А значит, им совершенно нет дела до того, как проходит процесс, что нового малыш сегодня узнал и чему научился, – им важнее результат. Вместо внутренней заинтересованности ребенка – оценка для галочки, на радость папе с мамой.
Нет, без оценок, разумеется, не обойтись. Но если родитель слишком сильно контролирует процесс, насаждая свое «надо» где надо и не надо, он может почти полностью разрушить детское «хочу». Если это происходит год за годом, результатом может стать либо стойкое отвращение ко всему, что связано с получением знаний, либо невроз.
Откуда берутся нехочухи
Не знают, для чего им это надо. Это родители в их возрасте знали, что без хороших оценок тебя не примут в пионеры на Красной площади. И не поступишь в хороший вуз. И отец ремня не пожалеет. Для нынешних деток родители – не столь неоспоримый авторитет, пионеров отменили, а вузы ввели платные отделения. Вокруг полно примеров недоучек, которые «выбились в люди». И мудрые не по годам детки прекрасно понимают, что аттестат без троек – еще не гарантия успеха в жизни.
Не умеют прогнозировать. Малыш живет сегодняшним днем – ни вчера, ни завтра для него не существует. С возрастом, конечно, чувство времени совершенствуется. Но даже вымахавший выше папы подросток 14 лет не способен прогнозировать свое будущее и уж тем более не может просчитывать, какие шаги он должен предпринять для того, чтобы оно было светлым. Просто мозг еще не дозрел до такого типа мышления. Даже если ребенок уже твердо знает, кем хочет быть, «5» по математике плохо увязывается в его голове с возможностью построить свой собственный бизнес. И именно дело родителей – найти логические взаимосвязи между «отлично» за сочинение» и «успешной карьерой топ-модели».
Нет мотивации. Одно дело – учить английский для того, чтобы летом выехать в Европы и гонять там официантов на понятном им языке. И совсем другое – для того, чтобы получить «5» в четверти без всяких надежд на применение навыков в ближайшем будущем. В первом случае ребенок – мотивирован, во втором воспринимает мамино «язык до Оксфорда доведет» как гипотетическое предположение.
Им неинтересно. Может, развитие ребенка опережает развитие сверстников, и ему слишком легко учиться. А возможно, он отстает и не успевает усваивать материал. Родителям и психологам стоит докопаться до причины потери интереса – и, при необходимости, найти более подходящую школу и программу, учитывающую индивидуальные особенности ребенка.
Им плохо. «Ботаников» и заумных «отличников», бывает, не любят. Ребенок может конфликтовать с одноклассниками, или быть «белой вороной», или быть новичком, не вписавшимся в коллектив. Когда приходится решать такие сложные проблемы общения, до уроков ли? Задача родителей – не обвинять, потому что ребенок обычно - жертва обстоятельств, а не виновник конфликта. И без совета взрослого (а иногда и специалиста) здесь не обойтись.
Иногда у ребенка просто не сформированы познавательные интересы – родители были вечно заняты, а единственной отрадой няни или бабушки были «мыльные оперы» по телевизору. Заниматься с ребенком надо с рождения – только так можно вырастить целеустремленного и любознательного человека.
ВРЕЗКА
5 «не» для желания учиться
Не гонитесь за результатом: лучше видеть горящие интересом глаза ребенка, чем отличную отметку в дневнике.
Не сравнивайте его способности с талантами других детей.
Не ругайте за промахи, а хвалите за достоинства.
Не запугивайте тем, что «с двоечниками никто не дружит», – это вселяет комплекс неполноценности.
Не дискредитируйте учителей и школу в глазах малыша, что бы вы на самом деле о них не думали.
http://www.deti-journal.ru/
журнал-дети.рф
Комментарии
когда ребенок заканчивает начальную школу ему УЧИТЕЛЬ сразу ставит "клеймо" или гимназия(1), или обычная школа(2), или для так сказать отсталых и рас....в(3) естественно всем мамам хочется чтобы его ребенок попал в гимназию или хотябы в "обычную" школу потому что из них можно продолжать образование в интституте ... а если ребенок не хочет учиться в начальной школе, а берется за ум пожже а он уже учиться в 3м варианте школы то увы получить высшее образование он уже не сможет его просто "не пустят" в институт. И как мативировать ребенка учиться ???? я перепробовала помоему все варианты... сегодня он согласен с моими доводами а завтра на них же находит ответ ... ЧТО ДЕЛАТЬ!!!!!!!!!!!!!!!!!!????????
не сказать, что у нас БОИ, но стычки бывают....
спасибо за статью
Порой сложно бывает!
Спасибо за советы!
В первую очередь, учителя дискредитируют себя сами своими поступками по отношению к нашим детям: своим безразличием, хамством и грубостью, а порой просто не знанием предмета, который они преподают.Когда моя дочь рассказывает мне о таких вещах по отношению к кому либо из класса, у меня язык не поворачивается сказать, что учитель прав,. Как в таком случае я сама буду выглядеть в глазах собственного ребёнка? Она рассказывает мне, например, о какой то несправедливости, а я должна поддерживать в этот момент нерадивого учителя? При таком раскладе можно в миг потерять уважение и доверие собственной дочери-зачем делиться с мамой, когда в любом случае на стороне учителя, а не правды. У меня такая позиция-если не права дочь, то ей это говорится сразу, если не прав учитель, то извините, врать я не буду, и поддержу свою дочь.А на последок скажу-учителей много, пруд пруди, а настоящих педагогов, любящих и переживающих за наших деток можно только с микроскопом отыскать. В нашей школе школе из всего педколлектива таких есть только шестеро. Ну а домашние задания-это отдельная тема. Доча в 9 классе, задают столько, что это даже при большом желании и отличных знаниях этот объём просто чисто физически выучить невозможно.У нас даже круглые отличники не успевают. а что говорить об учениках со средними способностями. Плюс ко всему, как писали выше-мотивации нет( а самая большая мотивация к получению знаний ,с моей точки зрения, это материальная обеспеченность в будущем) Зачем учиться, когда в любом случае зарплата три с половиной рубля будет, да ещё и на работу по специальности не устроишься?
Вставка изображения
Можете загрузить в текст картинку со своего компьютера: