Зачем нужен нейропсихолог? Часть 3
В предыдущей статье говорилось об особых формах психической деятельности, которые присущи только человеку. В психологии они получили название высших психических функций. Управление ими осуществляет третий блок мозга, который отвечает за планирование и контроль произвольной осмысленной деятельности.
Третий блок включает в себя два компонента: программирование и контроль произвольных действий; серийную организацию движений и действий.
Формирование функций третьего блока очень длительный процесс, который окончательно заканчивается к 21 - 25 годам. В своем развитии он имеет несколько критических моментов, один из которых приходится на начало школьного обучения.
Произвольная саморегуляция - это способность к постановке целей, прогнозированию результатов, стратегическому планированию, контролю за поведением. Она не дана человеку с рождения. Произвольная саморегуляция формируется исключительно в процессе взаимодействия с другими людьми и результатами культурного наследия человечества (книги, фильмы и т. д.)
В классе дети с незрелостью третьего блока могут бродить по кабинету, не слушают и не слышат учителя, постоянно отвлекаются, при выполнении заданий часто сбиваются. Их трудно, почти невозможно, организовать. Такой ребенок или чрезмерно активен, несдержан, импульсивен, неусидчив, или наоборот, резко замедлен, вял, рассеян.
Важным условием развития функции планирования и контроля является подробная, развернутая инструкция со стороны взрослого, которая постепенно сворачивается и ответственность за выполнение задания передается ребенку. На следующем этапе ребенку предлагается придумать и проконтролировать какую-нибудь программу для взрослого ( например, взрослый играет роль робота, а ребенок его создатель).
Серийная организация движений и действий создает возможность плавно переключаться с одного вида движения на другое. Это совершенно необходимое условие для осуществления социально значимых действий – речи, письма, чтения, профессиональной деятельности. Её несформированность определяют трудности, а иногда и полную невозможность усвоения навыков устной и письменной речи, счёта.
Помогает дозреванию серийная организация движений и действий речи занятие танцами, фигурным катанием, игры в ладушки, пальчиковая зарядка с проговариванием действий вслух, логоритмика.
Третий блок включает в себя два компонента: программирование и контроль произвольных действий; серийную организацию движений и действий.
Формирование функций третьего блока очень длительный процесс, который окончательно заканчивается к 21 - 25 годам. В своем развитии он имеет несколько критических моментов, один из которых приходится на начало школьного обучения.
Произвольная саморегуляция - это способность к постановке целей, прогнозированию результатов, стратегическому планированию, контролю за поведением. Она не дана человеку с рождения. Произвольная саморегуляция формируется исключительно в процессе взаимодействия с другими людьми и результатами культурного наследия человечества (книги, фильмы и т. д.)
В классе дети с незрелостью третьего блока могут бродить по кабинету, не слушают и не слышат учителя, постоянно отвлекаются, при выполнении заданий часто сбиваются. Их трудно, почти невозможно, организовать. Такой ребенок или чрезмерно активен, несдержан, импульсивен, неусидчив, или наоборот, резко замедлен, вял, рассеян.
Важным условием развития функции планирования и контроля является подробная, развернутая инструкция со стороны взрослого, которая постепенно сворачивается и ответственность за выполнение задания передается ребенку. На следующем этапе ребенку предлагается придумать и проконтролировать какую-нибудь программу для взрослого ( например, взрослый играет роль робота, а ребенок его создатель).
Серийная организация движений и действий создает возможность плавно переключаться с одного вида движения на другое. Это совершенно необходимое условие для осуществления социально значимых действий – речи, письма, чтения, профессиональной деятельности. Её несформированность определяют трудности, а иногда и полную невозможность усвоения навыков устной и письменной речи, счёта.
Помогает дозреванию серийная организация движений и действий речи занятие танцами, фигурным катанием, игры в ладушки, пальчиковая зарядка с проговариванием действий вслух, логоритмика.
Комментарии
Вставка изображения
Можете загрузить в текст картинку со своего компьютера: