Левша или правша: взгляд по-новому

Почему же раньше пытались бороться с левшами? А все очень просто: из-за гигиены. Это сейчас нам доступны вода, мыло и туалетная бумага, чтобы поддерживать гениталии в чистоте после туалета, а раньше это было роскошь. Именно поэтому левой руке отводилась грязная часть быта и руку считали грязной. Во времена Советского Союза причиной переучивания левшей на правшей была оборона страны. Ну не мог позволить СССР обеспечить выпуск специального оборудования для производства оружия леворукими людьми. Куда проще было сломать ребенка в школе и переучить.
Считается, что люди, у которых левая рука ведущая – более талантливы во всем. В подтверждение этому приводятся имена великих людей от Александра Македонского до наших современников. И их количество превышает количество праворуких талантов. Хотя, при этом левши хуже учатся в школе, но во взрослой жизни они зарабатывают больше, добиваются больших высот.
Не смотря на то, что левши более успешны, есть и неприятная сторона медали, которая может выражаться в виде наличия дислексии (нарушение при овладении навыков чтения) или же эпилепсии. Не у всех, конечно, но чаще, чем у праворуких.
Если малыш левша
До трех-четырех лет сложно сказать левша малыш или правша. Часто в этом возрасте дети пользуются одинаково обеими руками. Не стоит навязывать ему только правую руку – это может негативно отразиться на психологическом развитии малыша. После того, как вы выяснили, ребенок все же с ведущей левой рукой, то вам придется приспосабливаться, особенно, если вы правша. Ведь для того, чтобы рисовать или учиться писать, альбом или тетрадь придется поворачивать под особым, удобным для крохи углом, таким образом, чтобы все нарисованное или написанное не размазать. В противном случае ребенок будет вынужден выворачивать неестественным образом руку, давая ей дополнительную и ненужную нагрузку. В итоге он будет некрасиво писать, а кисть будет быстро уставать при письме.
Трудности с математикой
Почему дети с ведущей левой рукой часто пишут не совсем красиво – мы разобрались, а вот почему возникают трудности с математикой? Давайте выяснять. Для этого я познакомлю вас с теорией о разности мышления левшей и правшей.
Итак, люди, у которых левая рука ведущая, для анализа любой задачи используют визуальный метод, который подразумевает собой обработку нескольких мыслей одновременно. Праворукие люди пользуются линейным последовательным методом, при котором в процессе мышления каждая задача обдумывается и решается по очереди. Все это происходит потому, что левое полушарие мозга отвечает за логику, а правое полушарие – за образы, позволяющие воспринимать информацию как единое целое.
Например, среди огромного количества одинаковых предметов нужно найти один, скажем, другого размера. Как поступит правша? Будет перебирать до тех пор, пока не найдет нужный предмет. Левша, скорее всего, вывалит все предметы на пол и сразу увидит нужный. Таким образом, мы можем прийти к выводу, что левши способны решать мультизадачи, поскольку могут переключаться между ними, а вот для правши характерна последовательность в решении каждой задачи или по-другому: соблюдение четких алгоритмов.
Кроме этого, левши обладают прекрасной пространственной ориентацией, координацией движений. Будучи подвижными по своей природе, такие дети владеют своим телом и хорошо его чувствуют. В школе таким детям легче всего освоить геометрию, а вот арифметический счет вызывает трудности, поскольку арифметика требует логики и последовательности в мышлении, а как мы уже выяснили – это прерогатива левого полушария.
Леворукие детки более эмоциональны, а также впечатлительны, а значит и ранимы, что подразумевает под собой обидчивость, раздражительность. Но при этом у них развита фантазия и воображение.
А нельзя ли помедленнее?
К сожалению, для левши момент обучения чтению достаточно сложен. Ребенок может читать слова, но соединить в единый текст прочитанное по смыслу ему сложно. Почему? Потому что родная речь, знакомая ему с момента рождения, а также знание букв находятся у него по разным полушариям. И операции, связанные с одновременной работой обоих полушарий, требуют много ресурсов и времени.
И как помочь ребенку? Читать медленно, столько раз, сколько потребуется ему для понимания и усвоения. Не торопите и не форсируйте события, если нужно – читайте ребенку вслух часть материала. Поработать на скорость чтения можно будет тогда, когда он начнет воспринимать материал с первого прочтения. Раньше не стоит – вы можете закрепить дислексию.
Несколько тестовых упражнений
Упражнения, которые я приведу ниже, помогут вам определить кто вы: правша или левша.
1. Для руки: на листке бумаги как можно быстрее за 30 секунд нужно проставить точки: сначала одной рукой, потом другой, а затем их подсчитать. Чья рука «наследила» больше, та и ведущая. То же самое предложите сделать ребенку, так вы узнаете кто он: левша или правша.
2. Для ушей: вспомните, к какому уху вы прикладываете трубку телефона? Это ухо у вас ведомое. Понаблюдайте за ребенком: при игре с телефоном, к какому ушку он прикладывает свою игрушку, чтобы поговорить?
3. Для глаз: выбирайте одну точку, на которую сначала посмотрите левым глазом, потом правым. Тот глаз, при котором «мишень» смещалась на меньшее расстояние и будет ведущим. То же самое предложите сделать ребенку.
4. Для ног: для этого нужно присесть, закинуть ногу на ногу и та нога, которая окажется сверху в более удобном для вас положении, будет ведущей. А вот малышу для теста можно предложить упражнение с мячом: пусть отобьет 10-15 раз мяч, посчитайте, какой ногой он это сделает чаще, значит, что та нога будет считаться ведущей.
Если после тестирования вы заподозрили, что уже в процессе переучивания малыша, то нужно перестать навязывать ему пользоваться только одной рукой. Пусть поочередно кушает, играет, пишет, рисует то правой, то левой ручкой. Предоставьте ему самостоятельно выбрать ведущую руку.
И что же делать со всеми этими знаниями?
Дети правши внешне вообще ничем не отличаются от детей левшей. Справедливости ради стоит сказать, что развивать надо оба полушария для полной гармонии. Поэтому, если ваш ребенок правша, то предлагайте ему иногда рисовать, кушать левой рукой. Левшам итак поневоле приходится пользоваться обеими руками, поскольку весь мир, начиная от самых примитивных ножниц до дверных ручек ориентирован на правшей.
Я отношусь к тем людям, которые получая образование в Советском Союзе, были переучены насильно на правописание правой рукой. Но я в чем-то стала амбидекстером, поскольку умею пользоваться одинаково хорошо столовыми приборами одновременно обеими руками, свободно шью как правой, так и левой рукой, так же пишу, хотя у правой руки почерк более красив и быстр. Словом, приспособилась. Но в начальной школе я испытывала из-за этого ужасный стресс, совершенно не понимая, что со мной происходит. А всего-то нужно было оставить меня в покое.
Если ваш ребенок левша – предложите ему заниматься музыкой или пойти в студию изобразительного искусства. Спорт, в котором нужны руки, в частности, фехтование, теннис, бокс – отличный способ реализовать себя и добиться успехов, ведь для праворукого противника леворукий противник – это большое неудобство. Всевозможные кружки с ремеслами, рукоделием помогут вашему ребенку создавать необычные изделия, отличающиеся своим нестандартным подходом и исполнением.
Комментарии
Я левша, но в школе таки убедили маму что "левуха" это позор и переучили писать правой.
Зато как хорошо уметь сильнее бить левой рукой чем правой
Варька растет, скорее всего, левшой. По крайней мере ест левой, берет все левой, и при оступке левую ногу выставляет вперед.
Я теперь маме иногда смеясь говорю, а вдруг, переучив когда-то меня в школе писать на правую руку, во мне убили будущего гения
Я теперь маме иногда смеясь говорю, а вдруг, переучив когда-то меня в школе писать на правую руку, во мне убили будущего гения
↑ Перейти к этому комментарию
2. насчет математики - я закончила физико-математический класс, сейчас работаю бухгалтером уже 2 года. единственная из школы писала централизованное тестирование (тогда еще было) по геометрии, на 5.
3. Читать начала очень рано, читаю сколько себя помню все что читается. Сестра-правша начала читать позже, причем мама научила ее буквам, а вот уже читать научила я, т.к. мы бесконечно играли в школу. (разница 6 лет)
4. до года я ложку держала и в правой и в левой руке (левая конечно ведущая, но и правой могла), пока не сломала правую ключицу.
5. быть левшой сложно только в одном: достают вопросами "ты левша?", "переучивать не пробовали?", "а тебе удобно?" - это бесит. А в бытовом... просто нужно чуть адаптироваться, конечно если в семье 3 правши, то "мышку" держишь в правой руке, гитару я учила на правую руку, крючок (не вяжу, так, для фриволите) в правой, челнок- в правой, игла - в левой. ко всему можно приспособиться, главное не мешать, не давить, а помогать, за что спасибо моим родителям, которые выдержали войну с первой учительницей, настаивающей на моем переобучении. да, были скандалы, да - меня она не любила и занижала оценки, родительские собрания - это были войны. прописи в первых классах можно пережить, главное поддержка родителей, а с 5го класса - хоть ногой пиши, главное знай. вот и знаю, даже безх медали, на которую тянуть не стали, хотя предлагал даже директор школы, в которую я ушла в 7м классе.
↑ Перейти к этому комментарию
2. насчет математики - я закончила физико-математический класс, сейчас работаю бухгалтером уже 2 года. единственная из школы писала централизованное тестирование (тогда еще было) по геометрии, на 5.
3. Читать начала очень рано, читаю сколько себя помню все что читается. Сестра-правша начала читать позже, причем мама научила ее буквам, а вот уже читать научила я, т.к. мы бесконечно играли в школу. (разница 6 лет)
4. до года я ложку держала и в правой и в левой руке (левая конечно ведущая, но и правой могла), пока не сломала правую ключицу.
5. быть левшой сложно только в одном: достают вопросами "ты левша?", "переучивать не пробовали?", "а тебе удобно?" - это бесит. А в бытовом... просто нужно чуть адаптироваться, конечно если в семье 3 правши, то "мышку" держишь в правой руке, гитару я учила на правую руку, крючок (не вяжу, так, для фриволите) в правой, челнок- в правой, игла - в левой. ко всему можно приспособиться, главное не мешать, не давить, а помогать, за что спасибо моим родителям, которые выдержали войну с первой учительницей, настаивающей на моем переобучении. да, были скандалы, да - меня она не любила и занижала оценки, родительские собрания - это были войны. прописи в первых классах можно пережить, главное поддержка родителей, а с 5го класса - хоть ногой пиши, главное знай. вот и знаю, даже безх медали, на которую тянуть не стали, хотя предлагал даже директор школы, в которую я ушла в 7м классе.
↑ Перейти к этому комментарию
↑ Перейти к этому комментарию
↑ Перейти к этому комментарию
↑ Перейти к этому комментарию
Проблема была читать. Научилась поздно, техника чтения одна из плохих в классе, совсем не тянуло к книгам всю школу. Позже сама без палки стала брать в библиотеке книжки (мама была библиотекарем
С математикой особых проблем не было. Даже больше скажу - любила! Но в средних классах у нас за год сменилось 5 преподов, потому этот период обучения у меня имеет большой пробел на всю дальнейшую жизнь (восполнять его сейчас не имеет смысла, т.к. я не вижу для чего мне в жизни может понадобиться тригонометрия). Зато алгебра всегда была от зубов, если чего не понимала, то подходила к учителям с просьбой о помощи. Геометрия, как ни удивительно - мое проклятие. Еле вытягивала на 4. Наверно потому и физику ненавидела (но угораздило поступить на техническую специальность, где из 10 предметов 7 было связано с физикой!). Обожала химию! Причем даже без опытов. Очень любила решать уравнения реакций. Органика охладила мой пыл.))
С языками дружу. Причем со всеми, что предлагала мне школа. Когда поступила в ВУЗ пришлось помахать ручкой моей мечте стать переводчиком французского и осваивать английский. Его не знаю, но что-то воспринимается (благодаря американскому кино). Сочинения были любимым делом, диктанты не очень любила, хоть и хорошо писала. Стихи некоторые помню до сих пор, также как и тексты, что давали учить еще в 5 классе.
Теперь о быте. Не знаю, почему ручку или ножницы не могут держать левши? Вроде как повернул другой стороной и пользуйся... По крайней мере у меня с этим никогда проблем не было. Рукодельничаю я все же больше правой, но и на левую могу переходить. Пишу правой, рисую левой. Нож держу правой, зубную щетку и телефон - левой.
Ориентация в пространстве неважная. Если координаты даны очень четко - найду все сама. Если "иди туда не знаю куда" - вот туда я и приду))) Короче, в больших городах, где даже не первый раз была, я лучше переспрошу дорогу у прохожих))
Теперь о дочке. Она истинная левша с рождения. Везде и всюду только левая ручка! Научилась говорить ооочень рано! В полтора года составляла простые предложения. В 2 года рассказывала стихи, что читали ей из книг, причем не четверостишья, а полноценные стихи в 3-4 куплета! А вот чтение... Ребенку почти 5 лет - трудно выучить даже буквы, не говоря уже о большем. Но зная себя - не настаиваю, придет время когда созреет. Счет и сами цифры знает хорошо. Начинаем прибавлять и вычитать. Очень подвижна, даже гиперактивна, отсюда куча шишек и вавок. Единственное, что иногда мне мешает - это ее рука при еде. Сидим рядом за столом (да и когда на угол и она правее) и ее локоть норовит выбить у меня ложку. Вот в такие моменты я иногда прошу брать столовый прибор в правую руку. Но не переучиваю, просто чтобы и так могла вдруг что))
Ого накатала! Сори, девочки.)
Проблема была читать. Научилась поздно, техника чтения одна из плохих в классе, совсем не тянуло к книгам всю школу. Позже сама без палки стала брать в библиотеке книжки (мама была библиотекарем
С математикой особых проблем не было. Даже больше скажу - любила! Но в средних классах у нас за год сменилось 5 преподов, потому этот период обучения у меня имеет большой пробел на всю дальнейшую жизнь (восполнять его сейчас не имеет смысла, т.к. я не вижу для чего мне в жизни может понадобиться тригонометрия). Зато алгебра всегда была от зубов, если чего не понимала, то подходила к учителям с просьбой о помощи. Геометрия, как ни удивительно - мое проклятие. Еле вытягивала на 4. Наверно потому и физику ненавидела (но угораздило поступить на техническую специальность, где из 10 предметов 7 было связано с физикой!). Обожала химию! Причем даже без опытов. Очень любила решать уравнения реакций. Органика охладила мой пыл.))
С языками дружу. Причем со всеми, что предлагала мне школа. Когда поступила в ВУЗ пришлось помахать ручкой моей мечте стать переводчиком французского и осваивать английский. Его не знаю, но что-то воспринимается (благодаря американскому кино). Сочинения были любимым делом, диктанты не очень любила, хоть и хорошо писала. Стихи некоторые помню до сих пор, также как и тексты, что давали учить еще в 5 классе.
Теперь о быте. Не знаю, почему ручку или ножницы не могут держать левши? Вроде как повернул другой стороной и пользуйся... По крайней мере у меня с этим никогда проблем не было. Рукодельничаю я все же больше правой, но и на левую могу переходить. Пишу правой, рисую левой. Нож держу правой, зубную щетку и телефон - левой.
Ориентация в пространстве неважная. Если координаты даны очень четко - найду все сама. Если "иди туда не знаю куда" - вот туда я и приду))) Короче, в больших городах, где даже не первый раз была, я лучше переспрошу дорогу у прохожих))
Теперь о дочке. Она истинная левша с рождения. Везде и всюду только левая ручка! Научилась говорить ооочень рано! В полтора года составляла простые предложения. В 2 года рассказывала стихи, что читали ей из книг, причем не четверостишья, а полноценные стихи в 3-4 куплета! А вот чтение... Ребенку почти 5 лет - трудно выучить даже буквы, не говоря уже о большем. Но зная себя - не настаиваю, придет время когда созреет. Счет и сами цифры знает хорошо. Начинаем прибавлять и вычитать. Очень подвижна, даже гиперактивна, отсюда куча шишек и вавок. Единственное, что иногда мне мешает - это ее рука при еде. Сидим рядом за столом (да и когда на угол и она правее) и ее локоть норовит выбить у меня ложку. Вот в такие моменты я иногда прошу брать столовый прибор в правую руку. Но не переучиваю, просто чтобы и так могла вдруг что))
Ого накатала! Сори, девочки.)
↑ Перейти к этому комментарию
Проблема была читать. Научилась поздно, техника чтения одна из плохих в классе, совсем не тянуло к книгам всю школу. Позже сама без палки стала брать в библиотеке книжки (мама была библиотекарем
С математикой особых проблем не было. Даже больше скажу - любила! Но в средних классах у нас за год сменилось 5 преподов, потому этот период обучения у меня имеет большой пробел на всю дальнейшую жизнь (восполнять его сейчас не имеет смысла, т.к. я не вижу для чего мне в жизни может понадобиться тригонометрия). Зато алгебра всегда была от зубов, если чего не понимала, то подходила к учителям с просьбой о помощи. Геометрия, как ни удивительно - мое проклятие. Еле вытягивала на 4. Наверно потому и физику ненавидела (но угораздило поступить на техническую специальность, где из 10 предметов 7 было связано с физикой!). Обожала химию! Причем даже без опытов. Очень любила решать уравнения реакций. Органика охладила мой пыл.))
С языками дружу. Причем со всеми, что предлагала мне школа. Когда поступила в ВУЗ пришлось помахать ручкой моей мечте стать переводчиком французского и осваивать английский. Его не знаю, но что-то воспринимается (благодаря американскому кино). Сочинения были любимым делом, диктанты не очень любила, хоть и хорошо писала. Стихи некоторые помню до сих пор, также как и тексты, что давали учить еще в 5 классе.
Теперь о быте. Не знаю, почему ручку или ножницы не могут держать левши? Вроде как повернул другой стороной и пользуйся... По крайней мере у меня с этим никогда проблем не было. Рукодельничаю я все же больше правой, но и на левую могу переходить. Пишу правой, рисую левой. Нож держу правой, зубную щетку и телефон - левой.
Ориентация в пространстве неважная. Если координаты даны очень четко - найду все сама. Если "иди туда не знаю куда" - вот туда я и приду))) Короче, в больших городах, где даже не первый раз была, я лучше переспрошу дорогу у прохожих))
Теперь о дочке. Она истинная левша с рождения. Везде и всюду только левая ручка! Научилась говорить ооочень рано! В полтора года составляла простые предложения. В 2 года рассказывала стихи, что читали ей из книг, причем не четверостишья, а полноценные стихи в 3-4 куплета! А вот чтение... Ребенку почти 5 лет - трудно выучить даже буквы, не говоря уже о большем. Но зная себя - не настаиваю, придет время когда созреет. Счет и сами цифры знает хорошо. Начинаем прибавлять и вычитать. Очень подвижна, даже гиперактивна, отсюда куча шишек и вавок. Единственное, что иногда мне мешает - это ее рука при еде. Сидим рядом за столом (да и когда на угол и она правее) и ее локоть норовит выбить у меня ложку. Вот в такие моменты я иногда прошу брать столовый прибор в правую руку. Но не переучиваю, просто чтобы и так могла вдруг что))
Ого накатала! Сори, девочки.)
↑ Перейти к этому комментарию
Проблема была читать. Научилась поздно, техника чтения одна из плохих в классе, совсем не тянуло к книгам всю школу. Позже сама без палки стала брать в библиотеке книжки (мама была библиотекарем
С математикой особых проблем не было. Даже больше скажу - любила! Но в средних классах у нас за год сменилось 5 преподов, потому этот период обучения у меня имеет большой пробел на всю дальнейшую жизнь (восполнять его сейчас не имеет смысла, т.к. я не вижу для чего мне в жизни может понадобиться тригонометрия). Зато алгебра всегда была от зубов, если чего не понимала, то подходила к учителям с просьбой о помощи. Геометрия, как ни удивительно - мое проклятие. Еле вытягивала на 4. Наверно потому и физику ненавидела (но угораздило поступить на техническую специальность, где из 10 предметов 7 было связано с физикой!). Обожала химию! Причем даже без опытов. Очень любила решать уравнения реакций. Органика охладила мой пыл.))
С языками дружу. Причем со всеми, что предлагала мне школа. Когда поступила в ВУЗ пришлось помахать ручкой моей мечте стать переводчиком французского и осваивать английский. Его не знаю, но что-то воспринимается (благодаря американскому кино). Сочинения были любимым делом, диктанты не очень любила, хоть и хорошо писала. Стихи некоторые помню до сих пор, также как и тексты, что давали учить еще в 5 классе.
Теперь о быте. Не знаю, почему ручку или ножницы не могут держать левши? Вроде как повернул другой стороной и пользуйся... По крайней мере у меня с этим никогда проблем не было. Рукодельничаю я все же больше правой, но и на левую могу переходить. Пишу правой, рисую левой. Нож держу правой, зубную щетку и телефон - левой.
Ориентация в пространстве неважная. Если координаты даны очень четко - найду все сама. Если "иди туда не знаю куда" - вот туда я и приду))) Короче, в больших городах, где даже не первый раз была, я лучше переспрошу дорогу у прохожих))
Теперь о дочке. Она истинная левша с рождения. Везде и всюду только левая ручка! Научилась говорить ооочень рано! В полтора года составляла простые предложения. В 2 года рассказывала стихи, что читали ей из книг, причем не четверостишья, а полноценные стихи в 3-4 куплета! А вот чтение... Ребенку почти 5 лет - трудно выучить даже буквы, не говоря уже о большем. Но зная себя - не настаиваю, придет время когда созреет. Счет и сами цифры знает хорошо. Начинаем прибавлять и вычитать. Очень подвижна, даже гиперактивна, отсюда куча шишек и вавок. Единственное, что иногда мне мешает - это ее рука при еде. Сидим рядом за столом (да и когда на угол и она правее) и ее локоть норовит выбить у меня ложку. Вот в такие моменты я иногда прошу брать столовый прибор в правую руку. Но не переучиваю, просто чтобы и так могла вдруг что))
Ого накатала! Сори, девочки.)
↑ Перейти к этому комментарию
а я просто рассказала о своих наблюдениях и сопоставила с текстом статьи. в этом плане у моей семьи все четко совпало.
Поэтому девочки, ни в коем случае не позволяйте кому бы то нибыло менять ваших деток, они такие какие должны быть и НИКТО не в праве спорить с БОГОМ!!!
Поэтому девочки, ни в коем случае не позволяйте кому бы то нибыло менять ваших деток, они такие какие должны быть и НИКТО не в праве спорить с БОГОМ!!!
↑ Перейти к этому комментарию
Проблем с обучением не было никаких. Читать научилась сама, я и не заметила, как. К школе уже письменными буквами писала - я подстраховалась заранее, а то бы кинулись переучивать. Закончила музыкалку, лауреат Всероссийского конкурса "Уральские фанфары", играет на кларнете. Сама научилась играть на пианино, на гитаре. До 7-го класса круглая отличница была, да и потом - без троек. Сейчас заканчивает университет, по специальности "промышленное строительство, гидротехнические сооружения", т.е. сплошная математика-физика-химия и прочий сопромат. Так что не влияет леволапость на успеваемость.
Мой средний сын - левша, насчет маленького как-то еще непонятно. Он еще в процессе самоопределения!
кстати, только племяш и сын не переученные левши, когда они в школу пошли -стандарты изменились
↑ Перейти к этому комментарию
↑ Перейти к этому комментарию
↑ Перейти к этому комментарию
вот дочка меня стала смущать, я думала она правша, а сейчас стала сомневаться, пишет слово справа на лево и букву также справо на лево.
Вставка изображения
Можете загрузить в текст картинку со своего компьютера: