Учимся дома (обзор домашнего образования)

Речь в статье пойдет об обучении на дому детей, которые переводятся на домашнее обучение не по медицинским показаниям, а по другим причинам.
Вариант первый. Семья живет в очень удаленном месте и ребенок просто физически не может посещать школу, потому что возить ребенка за 100 километров в ближайшую школу и привозить обратно каждый день - это не вариант. В такой ситуации семье выдается пакет учебников и заданий, которые дети выполняют дома под руководством родителей. Кроме того, у них есть возможность посещать уроки удаленно, благо технологии сегодня это позволяют. За детьми закрепляются педагоги-кураторы, которым можно позвонить или написать, если возникают вопросы по новому материалу. Ученики пишут контрольные и проверочные работы, сдают экзамены, получают оценки как и ученики в школах. Но учатся они дома.
Вариант второй. Родители решают перевести ребенка на домашнее обучение несмотря на близость к школам. В данном случае причин может быть бесконечное количество. Ребенок просто может сильно опережать сверстников. Причиной могут быть конфликты с одноклассниками и/или учителями. У ребенка может отсутствовать мотивация к обучению в школе, потому что он чувствует что теряет много времени зря. В более старшем возрасте школа может просто оказаться не в силах предоставить ребенку обучение по предметам в рамках выбранного им профиля. Как результат, родители оказываются перед выбором как поступить - оставить ребенка в системе общего школьного образования или попытаться дать ему более индивидуальное и направленное на него лично обучение.
В зависимости от ребенка и места проживания, родители могут пойти в домашнем обучении по нескольким направлениям.
1. Экстерн. В данном случае ребенок просто учится дома по тем же учебникам, что и одноклассники в школе. Обучение примерно такое же как и при удаленном проживании. Преимущества в данном случае очевидны. Ребенок учится в своем темпе, ему не приходится догонять одноклассников или наоборот ждать когда учитель закончит успокаивать класс и начнет давать материал. По наблюдениям педагогов, обучение экстерном экономит ученику много времени, высвобождая это время для занятий по интересам. Я думаю, здесь многие преподаватели согласятся со мной - при классной системе обучения время используется далеко не всегда эффективно. Очень много времени отнимают нарушители дисциплины, необходимость достучаться до каждого ученика в классе. При обучении экстерном все эти сложности устраняются. Экстерн подразумевает помощь школы и преподавателей, четвертные контрольные и экзамены в каждом классе
2. Обучение в родительской группе. Более спорное для многих обучение, поскольку часто профессиональные педагоги не принимают участия в обучении детей. В данном случае родители или группа родителей сами разрабатывают программу для детей, готовят дидактические материалы, организуют учебный процесс и подачу материала по-своему. Очень часто при подобной системе собираются несколько семей и делят предметы, которые они могли бы охватить между собой. Этот метод часто подразумевает более практический подход к обучению, дети часто учатся по принципу тематических недель, постепенно охватывая все больше и больше материала. Родители часто подходят к образованию творчески. Именно эта неструктурированность подобного способа обучения вызывает много нареканий со стороны критиков домашнего обучения. Они находят такой подход слишком практическим, ограничивающим возможности ребенка.
3. Модульное обучение. При таком подходе обучение нельзя назвать стопроцентно домашним, поскольку только часть обучения происходит дома. Модульное обучение чаще происходит в средней и старшей школе, когда ребенок уже более-менее определился с выбором профессии. Если школа не может предоставить возможность изучать некоторые предметы на базе школы или же материал подается не настолько глубоко как требуется для поступления и дальнейшего обучения. В подобной ситуации родители часто организуют обучение ребенка так, что часть материала он изучает дома, часть - при посещении лекций в колледжах и институтах (можно записать ребенка на один-два предмета по выбору) Более направленное обучение дает ученику дополнительную мотивацию - он знает зачем он изучает тот или иной предмет. Появляется желание разобраться в сложных вопросах, не сдаваться при возникновении трудностей.
Описанные выше варианты - наиболее распространенные на сегодняшний день в западных странах. Но домашнее образование не ограничивается только этими предметами. Не всегда домашнее обучение отдается целиком и полностью на откуп родителей без какого-либо контроля со стороны. В Сингапуре, например, ребенка нельзя перевести на домашнее обучение без предварительно согласованной с Министерством Образования программы. Родители должны разработать и представить программу. Если она одобрена, ребенок может учиться дома и сдавать итоговые экзамены по окончании начальной школы (6 класс) и средней школы.
Критиков у домашнего обучения очень много. Скептики с предубеждением относятся к качеству обучения в таких условиях. Они говорят о том, что у детей нет социализации, нет навыков обучения и работы в группе, что дети вырастают индивидуалистами, неспособными построить отношения с окружающими их людьми.
Однако сторонники домашнего образования не унывают. Многие специалисты отмечают снижение затрат времени на обучение, более высокую мотивацию учеников. В результате более свободного графика, дети общаются больше и общение их более качественное - ведь они сами выбирают круг общения, а не вращаются среди людей, навязанных им системой общего образования. У детей на домашнем обучении более высокая самооценка, они меньше страдают от комплексов, вызванных насмешками сверстников по поводу и без повода.
Данная статья написана не с целью призвать всех перевести своих детей на домашнее обучение. Это сложно и практически невозможно осуществить массово. Одним из необходимых условий подобной формы обучения является неработающий родитель, который может заниматься обучением детей. Кроме того, такой родитель должен понимать что ему и самому придется многому учиться, много осваивать. А это не всегда возможно в условиях современной жизни. Статья создана для того чтобы дать читателям возможность ознакомиться с альтернативными подходами к образованию, показать что образование может осуществляться не только в школе. Я также хотела показать, что домашнее обучение не является способом отсадить детей с проблемами здоровья и развития.
Комментарии
Просто ребёнку надо было заниматься музыкой
На сколько я знаю в Германии домашнее обучение запрещено, во всяком случае видела уже несколько репортажей о семьях, которым не нравится школьная система Германии и они эммигрируют, чтобы перевести детей на дом. обучение
здесь просто куча всяких школ, кроме обычных. Интернат для высокоодарённых, школа для детей с задержками в речевом развитии, школа при балетной школе, вальдорфовская школа, школа для детей-инвалидов (опорно-двигательная система), школа для детей с проблемами в поведении (знаю одного пацана, который там учится), всяческие интернаты для детей с психическими отклонениями.
Мне кажется, что страна хочет видеь своих детей. Тут даже если детей на плановые осмотры не приводишь - врач имеет право сообщить в опёку.
Вот сегодня у подруги дочку в школе избили, многочисленные ушибы, кисть руки повредили, девочка в шоке, даже не знает за что... А уж после трагедии в декабре в Коннектикуте у меня просто бзик на эту тему, стараюсь думать только о хорошем, но иногда просто паника нападает, не дай бог такое повторится.
Единственное препятствие у меня к домашнему обучению - я боюсь что не справляюсь со своими хулиганами, и так терпения не хватает когда приходится с ними домашнее задание делать, а дальше еще труднее будет
Как девочка себя чувствует?
Вот сегодня у подруги дочку в школе избили, многочисленные ушибы, кисть руки повредили, девочка в шоке, даже не знает за что... А уж после трагедии в декабре в Коннектикуте у меня просто бзик на эту тему, стараюсь думать только о хорошем, но иногда просто паника нападает, не дай бог такое повторится.
Единственное препятствие у меня к домашнему обучению - я боюсь что не справляюсь со своими хулиганами, и так терпения не хватает когда приходится с ними домашнее задание делать, а дальше еще труднее будет
↑ Перейти к этому комментарию
Нам повезло, у нас приличных размеров homeschooling community, в свободном доступе все материалы, изучай - не хочу.
И графики работы мы с мужем уже сейчас составляем так, чтобы обойтись без сада (и школы в будущем).
Насчет своих детей еще не определилась. Дочка очень активная, ей коллектив нужен как воздух, но в свете последних событий очень боюсь школ тоже, как и Flessa
Насчет своих детей еще не определилась. Дочка очень активная, ей коллектив нужен как воздух, но в свете последних событий очень боюсь школ тоже, как и Flessa
↑ Перейти к этому комментарию
Насчет своих детей еще не определилась. Дочка очень активная, ей коллектив нужен как воздух, но в свете последних событий очень боюсь школ тоже, как и Flessa
↑ Перейти к этому комментарию
Меня вот мелкая моя с моторикой "наколола" славно: у неё она развита не в пример лучше, чем у старшей в том же возрасте, но старшая в 1,8 говорила сложными фразами, а мелкая имела запас всего из 30 слов
Ну вот серьёзно, мне трудно "пристегнуть" красивый почерк к каким-либо показателям обучения и/или развития. Даже косвенно.
Поскольку наблюдала и наблюдаю как людей с абсолютно неудобоваримым почерком и светлыми мозгами, так и наоборот. Ну и, естественно, есть случаи когда и, условно говоря, "мозги", и почерк абсолютно друг другу соответствуют.
↑ Перейти к этому комментарию
↑ Перейти к этому комментарию
а ведь практически все (по-крайней мере из моего круга знакомых) занимаются с репетиторами по основным предметам, начиная с начальных классов. \\впрочем и подготовка к школе тоже идет через них или спецкурсы.
мне это говорит только о деградации школьной программы и эффективности образования
а вы сейчас дома, или свободный график?
почему спрашиваю, сама с удовольствием занимаюсь с ребенком. развивающие школы привлекают только общением со сверстниками. правда мы туда еще не ходили
а как быть при выходе на работу не знаю
У меня дочка в 1-м и 2-м классах училась в школе, следующие 2 года училась дома. В 3-м классе была на семейном обучении, начиная с 4-го класса учится на экстернате. Сейчас вот 4-й класс заканчивает. Дальше планирует так же оставаться на экстернате.
Результаты обнадеживающие. Знаний получает больше, больше сознательности в учебе (мы вместе планируем график учебы, подбираем способы обучения в зависимости от конкретного школьного предмета), самооценка получше стала. Больше высыпается, наконец.
Общается дочка с остальными детьми везде, кроме школы: в кружках-студиях-секциях, в нашем клубе хоумскулеров, в гостях, на улице и так далее.
С обеими ее бабушками я имела обстоятельные разговоры. С одной из них достигнуто понимание и в будущем поднимать тему не требуется, другая бабушка открыто меня поддерживает.
Я работаю, но не полный день. Образование у меня экономическое.
Учеба у дочери занимает один час в день. (У школьников одно только выполнение домашнего задания больше времени занимает.) В среднем учится она четыре дня в неделю.
Скажу про мой опыт, полученный в 1-м и 2-м классах, пока дочка училась в школе. Помогать ей с домашним заданием было гораздо сложнее (а одна она не всегда справлялась), чем обучать ребенка дома самостоятельно. Дочка расстраивалась, что не понимает материал, но при этом еще очень боялась, что мама научит "как-то не так", что в результате ей за не тем способом пройденный материал в школе плохую оценку поставят.
или она должна быть ну очень способным ребёнком, наверное.
или она должна быть ну очень способным ребёнком, наверное.
↑ Перейти к этому комментарию
О том, чтобы проходить все предметы за один день, речь вообще не идет. Дочь целиком проходит один предмет, сдает его и принимается за следующий. Исключение - иностранный язык и литература. Её график аттестаций позволяет учиться именно так. В таком режиме, когда не приходится часто переключаться с одного предмета на другой, получается еще один способ экономии времени.
У меня дочка в 1-м и 2-м классах училась в школе, следующие 2 года училась дома. В 3-м классе была на семейном обучении, начиная с 4-го класса учится на экстернате. Сейчас вот 4-й класс заканчивает. Дальше планирует так же оставаться на экстернате.
Результаты обнадеживающие. Знаний получает больше, больше сознательности в учебе (мы вместе планируем график учебы, подбираем способы обучения в зависимости от конкретного школьного предмета), самооценка получше стала. Больше высыпается, наконец.
Общается дочка с остальными детьми везде, кроме школы: в кружках-студиях-секциях, в нашем клубе хоумскулеров, в гостях, на улице и так далее.
С обеими ее бабушками я имела обстоятельные разговоры. С одной из них достигнуто понимание и в будущем поднимать тему не требуется, другая бабушка открыто меня поддерживает.
Я работаю, но не полный день. Образование у меня экономическое.
Учеба у дочери занимает один час в день. (У школьников одно только выполнение домашнего задания больше времени занимает.) В среднем учится она четыре дня в неделю.
Скажу про мой опыт, полученный в 1-м и 2-м классах, пока дочка училась в школе. Помогать ей с домашним заданием было гораздо сложнее (а одна она не всегда справлялась), чем обучать ребенка дома самостоятельно. Дочка расстраивалась, что не понимает материал, но при этом еще очень боялась, что мама научит "как-то не так", что в результате ей за не тем способом пройденный материал в школе плохую оценку поставят.
↑ Перейти к этому комментарию
У меня дочка в 1-м и 2-м классах училась в школе, следующие 2 года училась дома. В 3-м классе была на семейном обучении, начиная с 4-го класса учится на экстернате. Сейчас вот 4-й класс заканчивает. Дальше планирует так же оставаться на экстернате.
Результаты обнадеживающие. Знаний получает больше, больше сознательности в учебе (мы вместе планируем график учебы, подбираем способы обучения в зависимости от конкретного школьного предмета), самооценка получше стала. Больше высыпается, наконец.
Общается дочка с остальными детьми везде, кроме школы: в кружках-студиях-секциях, в нашем клубе хоумскулеров, в гостях, на улице и так далее.
С обеими ее бабушками я имела обстоятельные разговоры. С одной из них достигнуто понимание и в будущем поднимать тему не требуется, другая бабушка открыто меня поддерживает.
Я работаю, но не полный день. Образование у меня экономическое.
Учеба у дочери занимает один час в день. (У школьников одно только выполнение домашнего задания больше времени занимает.) В среднем учится она четыре дня в неделю.
Скажу про мой опыт, полученный в 1-м и 2-м классах, пока дочка училась в школе. Помогать ей с домашним заданием было гораздо сложнее (а одна она не всегда справлялась), чем обучать ребенка дома самостоятельно. Дочка расстраивалась, что не понимает материал, но при этом еще очень боялась, что мама научит "как-то не так", что в результате ей за не тем способом пройденный материал в школе плохую оценку поставят.
↑ Перейти к этому комментарию
У меня дочка в 1-м и 2-м классах училась в школе, следующие 2 года училась дома. В 3-м классе была на семейном обучении, начиная с 4-го класса учится на экстернате. Сейчас вот 4-й класс заканчивает. Дальше планирует так же оставаться на экстернате.
Результаты обнадеживающие. Знаний получает больше, больше сознательности в учебе (мы вместе планируем график учебы, подбираем способы обучения в зависимости от конкретного школьного предмета), самооценка получше стала. Больше высыпается, наконец.
Общается дочка с остальными детьми везде, кроме школы: в кружках-студиях-секциях, в нашем клубе хоумскулеров, в гостях, на улице и так далее.
С обеими ее бабушками я имела обстоятельные разговоры. С одной из них достигнуто понимание и в будущем поднимать тему не требуется, другая бабушка открыто меня поддерживает.
Я работаю, но не полный день. Образование у меня экономическое.
Учеба у дочери занимает один час в день. (У школьников одно только выполнение домашнего задания больше времени занимает.) В среднем учится она четыре дня в неделю.
Скажу про мой опыт, полученный в 1-м и 2-м классах, пока дочка училась в школе. Помогать ей с домашним заданием было гораздо сложнее (а одна она не всегда справлялась), чем обучать ребенка дома самостоятельно. Дочка расстраивалась, что не понимает материал, но при этом еще очень боялась, что мама научит "как-то не так", что в результате ей за не тем способом пройденный материал в школе плохую оценку поставят.
↑ Перейти к этому комментарию
Предметы только обязательные сдает: русский, математика, английский, окружающий мир, литература.
2. Выбрать школу с подходящими вам и вашему ребенку условиями. Или же остаться в нынешней школе. Тогда пишете заявление на имя директора школы о переводе своего ребенка на СО. С того момента как заявление принято (поставьте соотв. отметку у секретаря), вы уже перешли на домашнее обучение
Также всячески рекомендую сообщество freeedu в Живом Журнале - там активные опытные участники и много полезной информации.
если не сложно объясните чем все таки особенности
Правила игры при экстернате прописаны в законе соответствующим "Положением об экстернате". Для школ, где есть экстернат, это накатанная дорожка. А значит, неожиданности нас не подстерегают
2. Выбрать школу с подходящими вам и вашему ребенку условиями. Или же остаться в нынешней школе. Тогда пишете заявление на имя директора школы о переводе своего ребенка на СО. С того момента как заявление принято (поставьте соотв. отметку у секретаря), вы уже перешли на домашнее обучение
Также всячески рекомендую сообщество freeedu в Живом Журнале - там активные опытные участники и много полезной информации.
↑ Перейти к этому комментарию
Но у меня такое ощущение, что вы невнимательно прочли то, что я написала выше. Все как раз наоборот: ребенку созданы условия для осмысленного труда и общения. Она уже сейчас, не дожидаясь окончания школы, направляет усилия на изучение того, что ее искренне интересует. Не рискуя потерять интерес к учебе, как это происходит со многими ее сверстниками-школьниками.
Не надо делать страшилку из домашнего обучения. Все мифотворчество в этой сфере - от незнания того, как это изнутри устроено.
↑ Перейти к этому комментарию
Я начала вести кружок лишь на год раньше того момента, как дочь перевелась на домашнее обучение. Дети в кружке, конечно, раскованнее. Уже одно то, что они пришли в кружок сами, а не по настоянию родителей - огромный плюс. После периода знакомства с кружком они начинают строить планы своей деятельности, добывать дополнительную информацию, делиться друг с другом успехами и открытиями. Я это очень ценю.
Потом я пошла еще дальше и (с начала этого учебного года) организовала семейный клуб для детей-домашников (хоумскулеров). Кто-то приходит один, кто-то вместе с родителями. Мы не только изучаем разные интересные темы, но и в настольные игры играем. Многие вещи школьной программы можно очень быстро и эффективно объяснить через настольную игру. А еще можно самим придумывать игры
Во второй половине дня к нам присоединяются школьники. (При них мы не обсуждаем вопросы домашнего образования.)
↑ Перейти к этому комментарию
Мои дочери не будут сдавать экзамены в России.
Самое главное, как я уже написала, обучение дома не означает полного отсутствия учителей. Просто процесс построен по-другому, исключая школу частично.
Я надеюсь, вы заметили, что моя статья носит ознокомительный характер. Ее цель - показать некоторым родителям другой вариант развития событий, когда ребенку можно предолжить более комфортные условия для обучения.
Извините за любопытство, ваш племянник почему школу не посещал? Почему было принято такое решение?
↑ Перейти к этому комментарию
Всю дополнительную информацию о проекте можно узнать у координатора - Наталья Король, телефон 8 911 211 1767
Основные принципы формирования учебной программы:
- большое количество общения с разными взрослыми и не очень людьми, которые чем то увлечены
- преподавание в различных соответствующих местах, которые что-то иллюстрируют, а не в классе
- спортивными секциями заменяется классическая физра
- большое количество игрового элемента при изучении отдельных предметов (игры вместо зубрежки)
Базовый принцип - дети видят много разных мест, много разных людей, разных точек зрения и могут сами выбирать - под чутким наблюдением и направлением педагога, заинтересованного в выявлении таланта каждого конкретного ребёнка.
Следуя принципам "все на практике" (в отличие от стандартной государственной школы, где дети занимаются трудом, как занятием, без какой либо пользы и, как следствие, не понимают, зачем они что делают), в такой «общинной» школе они должны заниматься практическим трудом, пользу которого они видят сами (вплоть до собирания игрушек и расстановки книг по полкам, и прочего).
Так же главный принцип такой «общинной школы» - в первую очередь сообщество родителей, заинтересованных в выявлении талантов своего ребёнка, готовых тратить на это не только (и не столько) деньги, но и свои силы – самим принимать решения, какого педагога пригласить, в каком помещении учить, какие познавательные поездки организовывать, вплоть до того, в каком режиме детей учить (например, нес 8 утра, а с 11-ти, или не с понедельника по пятницу, а с со среды по субботу), как организовывать их учебный быт, как оборудовать «классную комнату», покупать ли интерактивную доску и т.п. А самое главное – проводить с детьми время и передавать им свой опыт, взгляды на жизнь, профессию и т.д. в формате мастер-классов, познавательных лекций, бесед, совместных проектных работ и т.п.
И не только детям. Я в декрете обучалась по видеокурсам)
Есть сайт такой СмотриУчись)
Вставка изображения
Можете загрузить в текст картинку со своего компьютера: