Вопрос:
Моей дочери 6,8 лет, последние полгода я стала часто ловить ее на вранье. За провинности ее никто жестоко не наказывает, самое страшное - телевизор не разрешаем смотреть. Когда я ее спрашиваю, в чем причина ее вранья - она просто плачет, говорит, что больше не будет. Но это повторяется снова.
Ответ:
|
|
Добрый день!
Когда уличила однажды своего сына, решила прежде всего пересмотреть свое поведение и отношение к нему, вам, возможно, нужно поступить также!
Уже в младшем школьном возрасте ребенок прекрасно понимает разницу между «белой» и «черной» ложью. Социально приемлемую ложь дети, в основном, используют в общении со сверстниками. С ее помощью они пытаются защитить себя или своих друзей, либо хотят получить какую-то выгоду. С родителями и учителями дети используют эгоистическую ложь.
1. Требование говорить правду
Если взрослые придают слишком большое значение правдивости и честности ребенка, а ложь считают тяжким проступком, за которым следует наказание, то, как правило, провинность, которая подвигла ребенка на искажение истины, остается незамеченной. Ребенку предъявляется неукоснительное требование - всегда говорить правду. Но следовать этому требованию, действовать прямо и открыто может только очень сильный человек. Ложь - оружие слабых. Слабый и уязвимый неизбежно будет лукавить, хитрить, переиначивать события.
Ребенок, несомненно, слаб и уязвим. Поэтому, в каком-то смысле, он «обречен» на неправдивость. Конечно, это не означает, что не нужно воспитывать в ребенке честность и прямоту. Нужно. Но взрослые должны понимать, что на пути воспитания честности есть реальные противоречия, которых достаточно много, а основная причина детской лжи в данном случае - несамостоятельность, подневольность, неопытность. Растущий человек всецело подчинен взрослому, поэтому с помощью лжи он просто облегчает себе жизнь: надеется избежать наказаний, добиться разрешения, смягчить давление на себя, увильнуть от неприятных обязанностей.
2. Самозащита
Мы с вами прекрасно представляем, что облегчить себе жизнь можно отнюдь не враньем. Есть более правильные способы - взаимные уступки, компромисс, договоренность. Проведем небольшой эксперимент. На ваше «почему опять не помыта посуда?» ребенок ответит, что забыл, что болит рука, что много задали и т.д. Но он не скажет вам: «Мама, прости меня! Я знаю, что мне нужно было помыть посуду, но я очень не люблю это занятие. Давай с тобой договоримся - ты не будешь заставлять меня мыть посуду, а я без напоминаний буду убирать свою комнату?» Не скажет, потому что не научен!
Ложь - самый главный способ самозащиты ребенка. Вторым по значимости психологи называют болезнь. Да, не удивляйтесь, это на самом деле так. Ребенок послушен, правдив, хорошо учится и даже выполняет работу, которая ему заведомо неприятна - вот только не вылезает из болезней, во время которых все требования родителей отходят на второй план.
Детям нужна ложь для того, чтобы обезопасить свой внутренний мир, свою неокрепшую самостоятельность от вмешательства взрослых. Известно достаточно много случаев, когда дети скрывают за ложью не плохие, а хорошие поступки - например, записался в кружок или спортивную секцию. Столкнувшись с такой ложью, родители особенно огорчаются: «Почему же ты нам ничего не сказал, мы же не чужие, мы бы поняли тебя!» Но ребенок привык, что запреты в семье звучат чаще разрешений.
3. Воспитательные приемы
К воспитательным приемам следует подходить особенно осторожно. Прием «Сознайся!» психологи расценивают как моральную провокацию. Узнав о провинности ребенка, взрослые притворяются, что не знают об этом, но, тем не менее, пытаются добиться от ребенка признания. В данном случае сами родители поступают нечестно, пытаясь внушить ребёнку, что врать стыдно.
Удачи вам!
Комментарии:
пока нет комментариев
Задайте свой вопрос этому специалисту