Совместные покупки Присоединяйтесь к нам в соцсетях:
Присоединяйтесь к нам в соцсетях: ВКонтакте  facebook 

От 3 до 6 месяцев

От 3 до 6 месяцев Создаем атмосферу общения

Вначале вы были инициатором общения, а сейчас ваш малыш сам готов проявлять инициативу, которая выражается в «комплексе оживления», т. е. совокупности экспрессивно-мимических проявлений, таких, как взгляд глаза в глаза, улыбка, двигательное оживление, звуки гуления.
Учитесь наблюдать и подмечать все тонкости поведения малыша. Вот он отыскивает вас взглядом и неотрывно смотрит вам в глаза, приглашая к общению, а вот он улыбается и совершает ритмичные движения ручками и ножками, начинает гулить и выгибает спинку, сообщая вам о том, как ему хорошо и радостно жить. Потом вновь затихает, смотря вам в глаза и улыбаясь, для того чтобы вы смогли понять, какой он славный и любимый. В таком диалоге малыш тренирует свои средства общения, учится чередовать свое поведение с вашим откликом, учится выжидать и проявлять инициативу и, наконец, формирует набор средств, говорящих о его нежелании продолжать общение. Он начинает отворачиваться, зевать, теребить ручками пеленку, рукав рубашечки, захватывать одну ручку другой, притягивать ножки, хныкать, тереть глаза и плакать, показывая взрослым, что он устал и не хочет больше «разговаривать».
Помните, что для стимулирования активности малыша в общении и развитии диалога необходимо чередовать свои действия: побуждать его к игре и общению и выжидать, делая паузы; наблюдать за ним и действовать, откликаясь на его поведение.
Поддерживая эмоциональный контакт с малышом, неотрывно смотрите в его глаза, говорите ему ласковые слова, искренне улыбайтесь и смейтесь, поглаживайте его, перебирайте его пальчики на ручках и ножках, щекочите его и дуйте ему на шейку.
Для детей этого возраста важно, чтобы в процесс общения вы начинали вводить различные предметы и игрушки, чтобы вы показывали малышу интересные для него игрушки, побуждая его брать их в ручки, перекладывать из одной ручки в другую, тянуть их в рот.

На руках у взрослого
Так же как и малыш первых трех месяцев жизни, малыш старшего возраста нуждается в том, чтобы его как можно чаще носили на руках в комфортной для него позе, играли с ним.

Запомните, какие положения и позы подходят для вас и вашего малыша, попробуйте разные варианты. Главное, чтобы вы научились чувствовать друг друга.

Для взаимного узнавания и приспосабливания друг к другу продолжайте использовать позы ношения детей двухмесячного возраста, а если вы хотите разнообразить эти позы, внести элементы новизны в атмосферу общения, то стоит попробовать и другие способы.

Меняйте положение малыша как во время бодрствования, так и во время игр.

Предлагаем несколько новых поз ношения ребенка.
Сядьте на пол, вытянув ноги вперед, положите малыша на одну ногу, а если малыш крупный — на бедро. Такие положения помогут ему увереннее лежать на животике, брать игрушки в одну и другую руку, слышать ваш голос, поворачивать к вам голову. Обязательно перекладывайте малыша на другую ногу, для того чтобы ребенок видел разные уровни пространства и у него формировался разнообразный опыт взаимодействия с вами и окружающими его предметами.
Если малыш уже более уверенно лежит на животике, то его можно положить поперек ваших ног. Малыш научится хорошо упираться ручками в пол. Придерживайте его, положив руку на попку. В этом случае вы сможете его подстраховать, когда он устанет, при этом переворачивайте малыша головой то в одну, то в другую сторону.
Имейте в виду, если вы мало или однообразно носили своего ребенка на руках в первые месяцы жизни, то в дальнейшем он может негативно реагировать на ваше желание резко менять способы его ношения и общения. Ведь малыши не любят резких перемен в укладе своей жизни, поэтому все новое вводите постепенно, внимательно наблюдая за своим ребенком.
И еще одно предупреждение. Многим родителям не терпится посадить себе на колени, в детский стульчик, в подушки малыша 4—5 месяцев. Этого делать не следует, пока ребенок не научился переворачиваться, ползать, садиться сам, переходя из позы на четвереньках в позу сидя.

Выбираем место для игры и общения
Чтобы лучше понимать и чувствовать своего ребенка, располагайтесь с ним на одном уровне так, чтобы ваши лица были обращены друг к другу. Для этого лучшим местом является пространство пола. На полу вы и малыш чувствуете себя безопасно, ведь кроха может экспериментировать со своими движениями, а вы можете не опасаться, что он упадет с дивана или взрослой кровати.

Выбираем игрушки
К игрушкам, которые у вас уже есть, можно добавить следующие:
* небольшие мягкие сюжетные игрушки (не более 10—12 см в высоту): зайчик, мишка, петушок, курочка, кошка, собака;
* заводные игрушки;
* резиновые игрушки;
* подвеска с игрушками над кроватью или манежем.
Все эти игрушки будут способствовать развитию у малыша умения наблюдать за ними на расстоянии 50—70 см, следя за ними вверх-вниз, вправо-влево, по кругу; умения видеть и следить за понравившейся игрушкой, находящейся вдалеке. Эти игрушки научат малыша длительно наблюдать вместе с вами за их передвижениями, исчезновением и появлением.
Для того чтобы внести небольшое разнообразие в звуки, окружающие ребенка, познакомьте его со звучанием:
бубна;
деревянных ложек;
дудочки;
треолы;
шарманки.

Показывайте игрушки и предметы с различных сторон, демонстрируйте их свойства.

Приобретите озвученные игрушки, возможно, вашему малышу понравится их мелодичность.
Для развития большей самостоятельности и активности пригодится напольный развивающий коврик с игрушками и небольшим зеркалом. Малыши в этом возрасте начинают обращать внимание на свое отражение в зеркале и подолгу могут играть с ним.
Кроме игрушек, приобретенных вами в магазине, используйте предметы домашнего обихода. Главное, чтобы они были чистыми и безопасными.
Продолжая знакомить малыша с различной текстурой материалов, используйте ваши шейные платки, шарфики, различные ленты, галстуки мужа, которые он уже не носит, и достаточно большие лоскуты ткани.
Из пластиковых бутылок сделайте забавные игрушки, наполнив их на одну треть мелкими разноцветными шариками или разноцветной фасолью. Крепко закрутите пробку, и игрушка из подручных средств готова. За такой забавной бутылкой малыш может долго следить, лежа на животе, бросать ее с дивана, из кровати, из манежа и наблюдать за тем, как далеко она катится.
Для того чтобы малыш научился захватывать одну ручку другой, подтягивать к себе ножки, можно использовать яркие носки или варежки, а также браслеты, сделанные из резинок для волос.

Педагогическая мастерская
* Проявляйте максимальную чуткость к личности малыша. Если он занят новой погремушкой или своими ручками, предоставьте ему возможность поиграть самому. Время, когда он самостоятельно занимается с игрушками, очень важно для развития его познавательной активности. Начинайте играть и общаться тогда, когда малыш хочет этого сам, а не тогда, когда у вас есть для этого время или желание.
* Помните, что вначале вы были инициатором общения, а сейчас ваш малыш сам готов проявлять инициативу.
* Учитесь наблюдать и подмечать все тонкости поведения ребенка.
* Помните, что для стимулирования активности малыша в общении и развитии диалога нужно чередовать свои действия: побуждать его к игре и общению, выжидать, делая паузы; наблюдать за ним и действовать, откликаясь на его поведение.
* Малыш чувствует себя в безопасности, защищенным и любимым, если вы научились угадывать его желания, понимать смысл его поведения и реагировать на него так, как хотелось бы ему.
* Поддерживая эмоциональный контакт с малышом, неотрывно смотрите в его глаза, говорите ему ласковые слова, искренне улыбайтесь и смейтесь, поглаживайте его, перебирайте его пальчики на ручках и ножках, щекочите его и дуйте ему на шейку.
* Помещайте игрушки и красочные предметы в поле зрения и зону досягаемости ребенка, показывайте их с различных сторон, демонстрируйте их свойства; показывайте разнообразные действия с предметами, побуждайте его к захвату игрушек, перекладыванию их из руки в руку.

Развиваем чувство взаимного доверия
Некоторые игры еще долго могут доставлять радость вашему трехмесячному малышу. Не отказывайтесь от них, используйте знакомые игры для общения до тех пор, пока они приносят малышу удовольствие. Чередуйте известные, привычные игры и новые, неизвестные ему игровые ситуации, постепенно привнося неожиданные впечатления в его жизнь. Помните, что новое малыш усваивает тогда, когда оно опирается на предыдущий опыт. Подходите к ситуации общения и игры творчески, придумывайте свои игры и используйте предложенные нами игры как основу для импровизации.

«ПЕКИ БЛИНЫ»

Разденьте малыша, перед тем как положить на пеленальный столик или диван. Легко дотрагивайтесь до его ручек, ножек, животика, плечиков и пяточек, читая стишок:

Пеки блины румяные,
Румяные, горячие!
Пеки блины румяные,
Румяные, горячие!

Начинайте играть в знакомые и приятные для малыша игры, постепенно добавляя новые.

«ПЛЯШУТ КУРЫ, ПЕТУШКИ»

Играйте в эту игру при переодевании, смене пеленок.
Возьмите ручки малыша, легко отведите их назад, скользя по покрытию пеленального столика, похлопывайте кулачками по нему, приговаривая:

Пляшут куры, петушки
И цыпляточки-пушки.
Закружились все подряд,
Стали крыльями махать,
Брысь, кот, уходи,
К нам во двор не заходи!

«ВЫШЛИ ПАЛЬЧИКИ ГУЛЯТЬ»

Переодевая малыша, играйте с ним: перебирайте его пальчики на ручках и ножках, поглаживайте их, массируйте, приговаривая:

Раз, два, три, четыре, пять,
Вышли пальчики гулять:
Этот пальчик гриб нашел,
Этот пальчик чистить стал,
Этот резал, этот ел,
Ну а этот лишь глядел!

Прикосновение материнских рук помогает малышу получать представление о самом себе, о возможностях своего тела и о своих органах чувств.

«ШЕЛ КОЗЕЛ ПО ЛЕСУ»

Переодевая малыша, играйте с ним в веселые и забавные игры. Поглаживая его, говорите:

Шел козел по лесу,
По лесу, по лесу,
Нашел себе принцессу,
Принцессу, принцессу.

При следующих словах потешки обхватите ножки малыша в голеностопном суставе, а затем поочередно сгибайте их в коленочках:

Давай с тобой попрыгаем,
Попрыгаем, попрыгаем
И ножками подрыгаем,
Подрыгаем, подрыгаем.

Обхватите ручки ребенка своими руками, хлопайте его кулачками или полураскрытыми ладошками:

И ручками похлопаем,
Похлопаем, похлопаем.

Вновь обхватите ножки малыша своими руками и потопайте его ступнями по поверхности стола:

И ножками потопаем,
Потопаем, потопаем.

Поднимите малыша в вертикальное положение, покачайте его из стороны в сторону, то вперед, то назад:

Хвостиком помашем,
Помашем, помашем,
А потом запляшем, запляшем.
Головкой покачаем,
Покачаем, покачаем
И снова начинаем,
Начинаем, начинаем.

«ЗАКАЧАЛОСЬ РЕШЕТО»

Возьмите малыша так, чтобы ваши ладони и большие пальцы обхватили верхнюю часть его туловища. Повернув на бок, поднимите его в вертикальное положение. Слегка наклоняйте его головку то вправо, то влево, возвращайтесь в исходное положение, потом то вперед, то назад:

Ла-та-та, ла-та-то,
Закачалось решето!
Мучки посеем,
Пироги затеем
С гречневой кашей
Для Маши с Наташей!

Помните! Не стоит навязывать малышу свои игры. Время, когда малыш занят сам собой, так же важно, как и ваши совместные игры. Учитесь ждать и подстраиваться под него.

«ДВА ВЕСЕЛЫХ ГУСЯ»

Положите малыша на животик на край дивана или большой кровати. Сами присядьте внизу так, чтобы ваши лица были напротив друг друга, улыбайтесь ему, напевая известную детскую песенку:

Жили у бабуси
Два веселых гуся —
Один серый,
Другой белый,
Два веселых гуся.
Вытянули шеи,
У кого длиннее —
Один серый,
Другой белый,
У кого длиннее.
Мыли гуси лапки
В луже у канавки —
Один серый,
Другой белый,
Спрятались в канавке.
Вот кричит бабуся:
— Ой, пропали гуси —
Один серый,
Другой белый,
Гуси, мои гуси!
Выходили гуси,
Кланялись бабусе —
Один серый,
Другой белый,
Кланялись бабусе.

«КОЗОНЬКА БОДАТАЯ»

Возьмите малыша на руки в позе «на весу». Поверните его лицом к себе. Приближаясь к лицу малыша, напевно произносите:

Козонька рогатая,
Козонька бодатая
Убежала за плетень,
Проплясала целый день.

Положите малыша на кровать или пеленальный столик, сгибайте его ножки, приговаривая:

Ножками коза
Топ-топ!
Топ-топ!
Топ-топ!

А теперь сгибайте его ручки, приводя к груди:

Глазками коза
Хлоп-хлоп!
Хлоп-хлоп!
Хлоп-хлоп!

«Вот какая коза! Козонька рогатая, козонька бодатая!» При последних словах пощекочите малыша. Выдержите паузу, предоставляя ребенку возможность выразить свои эмоции и желание с вами «поговорить».

«КАШКОЙ УГОЩАЕМ»

Помогите малышу во время кормления придерживать вашу грудь или бутылочку руками. В паузах между сосанием приговаривайте:

Скатаем детке валенки,
Полушубочек сошьем,
Детку к бабушке пошлем.
Будет бабушка встречать,
Детку кашкой угощать,
Даст ей тепленький блинок
И румяный пирожок,
Два яичка всмяточку
И баранью лапочку!

«ЕСТЬ ХОЧУ»

Приучая малыша снимать пищу губами с ложечки, делайте это не спеша. Покажите ему ложку, дайте ему возможность ее увидеть и потрогать. Положите в ложку немного еды и поднесите к его рту. Кормите малыша, ласково приговаривая:

Мама, папа, есть хочу.
Кашу с хлебом не хочу.
А конфетку — ам,
Никому не дам!

«НЕ БОИМСЯ МЫ ВОДЫ!»

Купая малыша, приговаривайте:

Ай, лады, лады,
Не боимся мы воды,
Чисто умываемся,
Детке улыбаемся.
Вода текучая,
Дитя растучее,
С гуся вода —
С дитя худоба.
Вода книзу,
А дитя кверху.

Стимулируем положительные эмоции

«ЗАЙКА, ПОПЛЯШИ!»

Положите малыша на спинку, возьмите его ножки в свои руки, придерживая голеностопный сустав, двигайте ножками ребенка то вперед, то назад:

Зайка-зайка, попляши,
Твои лапки хороши!
Стал наш заинька плясать,
Малых деток забавлять!

Улыбайтесь малышу, смотрите в глазки, приглашая к эмоциональному общению.

Помните! Вначале вы были инициатором общения, а сейчас ваш малыш сам готов проявлять инициативу.

«ТИМОШКИНЫ ЛАДУШКИ»

Обхватите ручки малыша своими руками, играйте в ладушки, хлопая его ладошками:

Ладушки-ладошки
Были у Тимошки.
— Что ели? — Крошки.
Ели-поедали,
Пили-попивали,
На Маню поглядали.

«ИДЕТ КОЗА»

Положите малыша на свои колени, изображайте пальцами «козу». Шутливо имитируя ее движения, при последних двух строчках «пободайте» его:

Идет коза рогатая,
Идет коза бодатая:
Ножками — топ! топ!
Глазками — хлоп! хлоп!
Кто кашки не ест,
Кто молока не пьет,
Того забодает,
Забодает, забодает!

Малыш любит, когда игра заканчивается постепенно, подержите его еще некоторое время на руках, чтобы он чувствовал тепло и запах вашего тела.

«СЕРЕНЬКИЙ КОЗЛИК»

Разденьте ребенка и положите его на лоскутное одеяло. Различные ощущения от фактуры ткани обогатят сенсорный опыт малыша и принесут ему положительные эмоции. Напевая известную песенку, щекочите, «бодайте», дуйте на животик и шейку, нежно прикасайтесь к ручкам и ножкам, смешите и веселите своего малыша:

Жил-был у бабушки
Серенький козлик.
Вот как, вот как!
Серенький козлик!
Бабушка козлика
Очень любила.
Вот как, вот как!
Очень любила!
Вздумалось козлику
В лес погуляти.
Вот как, вот как!
В лес погуляти!
Напали на козлика
Серые волки.
Вот как, вот как!
Серые волки!
Оставили бабушке
Рожки да ножки.
Вот как, вот как!
Рожки да ножки!

Научитесь обдумывать поведение малыша. Только так появится чувство взаимного узнавания и возникнет единство в действиях.

«ПРЯТКИ»

Положите малыша на левое плечо так, чтобы его головка оказалась над вашим плечом и он мог смотреть вперед. Поддерживайте его под лопатки другой рукой. С малышом могут играть двое взрослых. Мама держит ребенка на руках, а папа показывается и прячется на его глазах за спину жены. Потом можно переложить малыша на другое плечо и начать все сначала. Вы учите его узнавать близких людей и радоваться их присутствию.

Играйте с малышом в одни и те же игры по многу раз, чтобы они стали для него узнаваемыми и понятными.

Привносим в общение новизну и остроту ощущений

«СКАЧЕМ»

Положите ребенка себе на грудь, покачайте его из стороны в сторону, побуждая его переносить вес тела с одной стороны на другую. Играя, прочитайте ему стишок:

Конь ретивый,
Долгогривый
Скачет полем,
Скачет нивой!
Гоп-гоп,
Гоп-гоп!

«ПОЕХАЛИ»

Приготовьте надувное бревно. Положите малыша вдоль надувного бревна. Поддерживая ребенка, покачивайте его из стороны в сторону, побуждая переносить вес тела с одной стороны на другую. Играя с малышом, напевайте ему песенку:

Поехали, поехали
С орехами, с орехами!
Поскакали, поскакали
С калачами, с калачами!
Вприпрыжку, вприскочку
По кочкам, по кочкам —
Бултых в яму!

Во время общения и игры все свое внимание уделяйте только малышу, не отвлекаясь на посторонние дела, телефонные звонки и просмотры телепередач. Такое поведение способствует установлению доверительной связи между вами и малышом.

«БАБОЧКА-КОРОБОЧКА»

Медленно приподнимайте малыша вверх, чуть выше своей головы. Смотрите на него неотрывно, читая стишок:

Бабочка-коробочка,
Улетай на облачко!
Твои детки на лугу
Гнут черемуху в дугу,
Тебя ожидают,
Зайчиков гоняют!

«ЕХАЛИ КАЗАКИ»

Малыш находится на ваших вытянутых руках: одна рука придерживает грудь ребенка, а другая — его таз. Приподнимайте его вверх и опускайте вниз, напевая или приговаривая:

Бабочка-коробочка,
Улетай на облачко!
Твои детки на лугу
Гнут черемуху в дугу,
Тебя ожидают,
Зайчиков гоняют!

Поверните малыша лицом к себе и еще раз прочитайте потешку.

Помните! В позе «на весу» малыш психологически ощущает себя ненадежно, поэтому приучайте его к играм в этой позе постепенно: вначале игра может длиться всего несколько секунд, а когда малыш адаптируется к ситуации, можно увеличить время игры.

«КУДРЯВЫЙ ПАРЕНЕК»

Положите малыша животиком на гимнастический мяч (диаметр мяча не должен превышать 40 см) и дайте ему возможность покататься на нем. Качайте его вперед-назад. Движение покачивания назад совершайте с большей амплитудой, помогая ребенку научиться отталкиваться ножками от пола. Покачивая малыша, читайте стишок:

Ой, качи, качи, качи,
Приехали торгачи,
Продавали калачи.
Прибежал мальчишка.
Схватил калачишко.
Я не тятькин сын,
Я не мамкин сын,
Я на елке рос,
Меня ветер снес.
Я упал на пенек,
Стал кудрявый паренек.

«А Я, МАЛЫЙ ШАЛУНОК»

Когда ребенок начнет отталкиваться ножками от пола, качаясь на мяче, научите его страховать себя от падения, выставляя ручки вперед. Для этого положите его животиком на гимнастический мяч (диаметр мяча не должен превышать 40 см) и дайте ему возможность покататься на нем. Качайте малыша вперед-назад. Теперь движение покачивания вперед совершайте с большей амплитудой, чем назад, помогая карапузу научиться выставлять ручки при приближении к полу. Покачивая его, читайте стишок:

Качи, качи, качи, качь,
На березе сидит грач.
А я, малый шалунок,
Переполз через порог!

Развиваем совместное внимание

«ПОСЛУШНЫЙ МЯЧИК»

Покажите малышу яркий надувной мяч. Повесьте мяч на перекладину его кроватки так, чтобы он находился над грудью ребенка. Покажите ему, как надо ручками ударять по мячу.

Вот какой послушный мячик!
Не шалит он и не скачет.
Будем в мячик мы играть,
Станем мы его качать,
Будем в мячик мы играть,
Станем мы его качать!

Вначале малыш будет ударять по мячу кулачками, а позднее, ближе к полугоду, ладошками и даже будет пытаться хватать его пальчиками.

Предоставляйте малышу максимальную свободу, а помощь оказывайте только по мере необходимости.

«ЗАИНЬКА, ПОГУЛЯЙ!»

Для организации игры возьмите игрушечного зайчика небольшого размера и пришейте к нему бельевую резинку, чтобы он «скакал».
Сядьте на коврик на полу, разместите ребенка у себя на коленях в позе «на спине». Перемещайте зайчика перед малышом то вправо, то влево, то вверх, то вниз и по кругу. Каждый раз, когда малыш проследит за тем или иным движением зайчика, передвигайте игрушку в другом направлении, читая стишок:

Заинька, по сеничкам
Гуляй, погуляй!
Серенький, по новеньким
Погуливай, гуляй!
Некуда зайчику
Выскочити,
Некуда серому
Выпрыгнути!

После этого протяните малышу игрушку, а его ручку подтолкните к ней и помогите ему ее схватить.

Не забывайте, что все дети любят, чтобы игры повторялись.

«БУБЕН С ЛЕНТАМИ»

Приготовьте бубен с цветными лентами. Сядьте на коврик, лежащий на полу, так, чтобы ваша спина имела хорошую опору, а ноги были согнуты. Разместите ребенка у себя на коленях в позе «на спине».
Позвените бубном сбоку от ребенка. Внимательно наблюдайте за ним. Если малыш только прислушивается к звуку бубна и не пытается найти его взглядом, поверните его голову. Дайте ребенку возможность еще раз увидеть бубен и услышать его звук.

«ХОДИТ ПО ДВОРУ ПЕТУХ»

Сядьте на пол, а малыша положите на животик через голень своей ноги. Покажите ему игрушечного петушка. Подвигайте игрушку перед малышом, а потом спрячьте и вновь покажите, приговаривая стишок:

Трух-ту-тух, трух-ту-тух,
Ходит по двору петух.
Хвост с узорами.
Сапоги со шпорами.
Под окном стоит,
На весь двор кричит:
Ку-ка-ре-ку!
Кто услышит, тот бежит!

Показывайте разнообразные действия с предметами, побуждайте ребенка к захвату игрушек, их перекладыванию из одной руки в другую.

«ПОКАЗ ЗАВОДНОЙ ИГРУШКИ»

Положите малыша на полу на животик. Лягте напротив или рядом и покажите ему заводную игрушку. Заведите ее и дайте возможность малышу понаблюдать за ней и попытаться поймать ее ручкой. Подтолкните игрушку к малышу так, чтобы он мог взять ее в ручку. Вместе потрогайте, ощупайте ее и поиграйте с ней. Для того чтобы малышу было веселее, расскажите какой-нибудь стишок, отражающий характер игрушки.

Кот
Ах ты, котенька,
Ты мой серенький,
Хвостик беленький!
Как тебя не любить!



Петушок
Идет петушок,
Красный гребешок,
Хвост узорами,
Сапоги со шпорами,
Двойная бородка,
Частая походка.
Рано утром встает,
Красны песенки поет!



Курочка
Курочка-тараторочка
По двору ходит,
Цыпляток водит,
Хохолок раздувает,
Малых деток потешает.



Свинка Ненила…
Свинка Ненила
Сыночка хвалила:
То-то хорошенький,
То-то пригоженький:
Ходит бочком,
Ушки торчком,
Хвостик крючком,
Нос пятачком!

Стимулируем речевое развитие

«КОЗОЧКА»

Поднесите малыша к любому члену семьи. Попросите взрослого ласково поговорить с ребенком, пусть он возьмет руки малыша и проведет по своему лицу. Подуйте малышу на шейку, поиграйте в «бодашки» читая стишок:

Я козочка Ме-ке-ке,
Я гуляю на лужке,
Острые рожки,
Тоненькие ножки,
На самой макушке —
Бархатные ушки,
Язык полотняный,
Хвостик конопляный…
Как прыгну — сразу забодаю!

Попросите взрослого несколько раз повторить игровые действия.

В игре внимательно наблюдайте за малышом, он обязательно подскажет вам, где сделать паузу, где еще раз его приласкать, когда пощекотать, когда спеть песенку.

«ТИХО-ТИХО»

Лягте на коврик и подложите под голову валик или подушку. Положите малыша на животик у себя на груди так, чтобы ваши лица были напротив друг друга. Напевайте ему колыбельную песенку сначала обычным голосом, а потом все тише и тише:

Сон, войди скорее в двери.
Дрема, встань у колыбели,
Тихо песенку пропойте,
Глазки мальчику закройте.
Пусть растет он тоненький,
Выше соломинки,
Хлебной крошки тяжелей,
Клена-ясеня прямей,
Толще ивушки зеленой,
Ясной звездочки светлей.

«Поговорите» с малышом и вновь, покачивая его, расскажите стишок.

«ТЯНИ ХОЛСТЫ»

Положите малыша на спинку. Потряхивая его ручки, разводите их в стороны и прижимайте к груди (2—3 раза), читая стишок:

Тяни холсты,
Тяни холсты,
На рубашечку,
На столешничек.

Потряхивая ножки малыша, сгибайте и разгибайте их, приговаривая:

Тяни холсты,
Тяни холсты,
В коробочку
Накладывай!

Поглаживая ручки и ножки малыша, продолжайте говорить:

Это маме холст,
Это тяте холст,
А деточкин холст
С мышиный хвост!

Говоря последние слова, наклоняйтесь над малышом, щекочите его, тормошите за грудку.

«РАНО ПОУТРУ»

Если вы много и часто разговариваете с ребенком, то он сам начинает певуче гулить, а потом произносить слоги лепета. Для того чтобы малыш был более активен, читайте ему различные стихи, где есть повторяющиеся слоги лепета, например:

Ранним-рано поутру
Пастушок: ту-ру-ру-ру!
А коровки в лад ему
Замычали: му-му-му!
Ты, коровушка, ступай
В чистом поле погуляй,
А вернешься вечерком,
Нас напоишь молочком.
И пошли коровушки
Около дубровушки:
Му-му-му! Му-му-му!
И пошли овечки
Около речки:
Бе-бе-бе! Бе-бе-бе!
И пошли конечки
Около горочки:
И-и-и-го-го! И-и-и-го-го!
А наши козочки
Пошли по горочке:
Ме-е-е! Ме-е-е!
И пошли свинушки
Около нивушки:
Хрю-хрю-хрю! Хрю-хрю-хрю!

Читайте стишок достаточно медленно, хорошо артикулируя слова и слоги звукоподражаний, а произнеся 2—3 строчки из стихотворения, обязательно остановитесь, чтобы у вашего крохи было время для ответа.

Перед сном

Малыш уже миновал трехмесячный рубеж. Из тех колыбельных песен, которые поет мама, наверняка есть такая, которая ему особенно нравится. Теперь можно предложить ему еще несколько новых песен, но делать это нужно осторожно. Пойте знакомую песню, чередуя с новой, но последней обязательно должна быть любимая колыбельная песня малыша. Постепенно вносите новизну в процесс укладывания ребенка спать, доверив это делать вечером папе. В его исполнении любимая колыбельная малыша зазвучит по-новому, а может быть, ребенку понравится и другая песня, которая затем будет связана у него с образом папы.

Люли, люли, люленьки,
Прилетели гуленьки.
Прилетели гуленьки,
Сели возле люленьки.
Стали люленьку качать,
Стали детку усыплять.
Баю, баю, баиньки,
Прилетели галоньки,
Прилетели галоньки,
Сели у качалоньки.
Стали галки напевать
И качалоньку качать.

К концу первого полугодия жизни в поведении малыша произошли заметные перемены. В процессе эмоционального общения с вами у него сформировалось доверие к окружающему миру. Он доброжелательно и открыто относится к людям, у него проявляется интерес к игрушкам и предметам. Стало заметным его положительное самоощущение: теперь он жизнерадостен, требователен и в общении со взрослыми, и в играх с предметами. У него появился целый набор средств эмоционального общения: взгляд «глаза в глаза», улыбка, смех, призывные звуки и оживленные движения. Малыш уже может проявлять инициативу, привлекая к себе внимание взрослого, он настойчив в стремлении продолжать общение, у него есть свои предпочтения в выборе игрушек, песенок, игр. Малышу интересно все, что его окружает. Новые предметы вызывают у него радостное оживление, стремление завладеть ими и обследовать их.

Психологический портрет ребенка
от 3 до 6 месяцев

К 4 месяцам малыш:
• узнает мать, радуется ей;
• поворачивает головку к невидимому источнику звука и находит его глазами;
• громко смеется во время эмоционально-речевого общения;
• гулит, произносит много разных звуков;
• проявляет «комплекс оживления» в ответ на общение с ним и на показ игрушек и предметов;
• рассматривает, ощупывает и захватывает низко висящие над грудью игрушки;
• лежит на животике, опираясь на предплечья и высоко подняв голову.
К 5 месяцам малыш:
• отличает близких людей от чужих по внешнему виду; улыбается знакомым, сосредоточенно смотрит или хмурится при появлении чужого взрослого;
• узнает голос матери или близкого человека, радуется;
• различает ласковую интонацию обращенной к нему речи, начинает улыбаться;
• различает строгую интонацию обращенной к нему речи, сосредоточенно смотрит или хмурится;
• проявляет «комплекс оживления» в ответ на общение с ним и на показ игрушек и предметов;
• подолгу певуче гулит, распевает различные гласные звуки и слоги;
• берет игрушки из рук взрослого;
• удерживает игрушки в руках;
• долго лежит на животике, подняв корпус и опираясь на ладони рук;
• переворачивается со спины на животик.
К 6 месяцам малыш:
• реагирует на свое имя, улыбаясь;
• реагирует на чужое имя, сосредоточив взгляд или нахмурившись;
• произносит отдельные слоги (начало лепета): ма-па-ба-на-ла и другие;
• свободно берет игрушки из разных положений: «лежа на спине», «лежа на животе», «лежа на боку»;
• подолгу занимается игрушками, перекладывая их из одной руки в другую;
• переворачивается с животика на спину;
• передвигается, переставляя руки или немного ползая.

Важно, чтобы малыш не останавливался в своем развитии, а для этого:
• не торопитесь переходить на следующий возрастной этап;
• поддерживайте в малыше стремление освоить доступный для него уровень общения;
• посоветуйтесь с врачом и психологом.


Баенская Е. Р. Научитесь общаться с младенцем
Печать Получить код для блога/форума/сайта
Коды для вставки:

Скопируйте код и вставьте в окошко создания записи на LiveInternet, предварительно включив там режим "Источник"
HTML-код:
BB-код для форумов:

Как это будет выглядеть?
Страна Мам От 3 до 6 месяцев
  Создаем атмосферу общения
Вначале вы были инициатором общения, а сейчас ваш малыш сам готов проявлять инициативу, которая выражается в «комплексе оживления», т. е. совокупности экспрессивно-мимических проявлений, таких, как взгляд глаза в глаза, улыбка, двигательное оживление, звуки гуления.
Учитесь наблюдать и подмечать все тонкости поведения малыша. Читать полностью
 

Комментарии

Nata48
11 февраля 2011 года
+1
спасибо!
anamik
12 февраля 2011 года
+1
julechka2008
15 февраля 2011 года
+1
Огромное спасибо!!!
Limurr89 (автор поста)
15 февраля 2011 года
0
Пользуйтесь )))) все для Вас!!!!
РыбкаСК
17 марта 2011 года
+1
Спасибо!!!! Дело стало за малым выучить маме побольше наизусть!!!

Оставить свой комментарий

Вставка изображения

Можете загрузить в текст картинку со своего компьютера:


Закрыть
B i "

Поиск рецептов


Поиск по ингредиентам