Про перинатальный период и первые недели жизни ребенка

Даже если не принимать в расчет эту гипотезу, то в любом случае патологические процессы становятся для ребенка (плода) источником сильного стресса. Нервная система плода к третьему триместру уже достаточно сформирована, чтобы включались базисные реакции на стресс: "бегство, борьба, оцепенение"
Получается противоречие: для того, чтобы сформировать базовое самоощущение своего тела ребенку важно чтобы он находился в матке столько, сколько нужно, а патология беременности создает условия, когда включаются реакции бегства и борьбы. Однако ни бежать ни бороться ребенок в матке, очевидно не может.
И в этой части перинатальный опыт задает первый и тотальный опыт беспомощности. Этот опыт беспомощности становится ядром всех других травм, поэтому часто работая с тяжелыми травмами, мы начинаем с проработки перинатального опыта.
Итак бежать невозможно, бороться невозможно и тогда возникает третья врожденная реакция на стресс - оцепенение. Это оцепенение создает анестезию, тело как бы перестает ощущаться. Неподвижное оцепеневшее тело перестает подавать сенсорные сигналы в кору мозга. Это приводит к тому, что сознание как бы разлучается с телом. Если этот опыт продолжительный, то потом ребенку очень трудно полностью восстановить способность осознавать тело, ему нужно много поддержки, чтобы ощутить себя в своем теле, а не где-то непонятно где.
Так возникает иллюзия что сознание существует отдельно от тела и характер человека, который как бы "не от мира сего". У самого человека возникает странное переживание, что его как будто нет. Некоторые люди значительную часть жизни так живут с иллюзией того, что у них нет ощущения своего тела кроме боли.
Если перинатальный период протекал нормально, то это становится огромным ресурсом для преодоления травмы, для проработки. Это или необходимый этап, или ресурс базисный.
Первые 2-3 месяца жизни ребенка – это период, когда еще только происходит синхронизация между средствами самовыражения у младенца, т. е. взглядом, улыбкой, звуками, движениями ребенка с одной стороны и пониманием матери с другой стороны.
Мать и ребенок только научаются узнавать друг друга, в психологическом смысле у ребенка еще нет надежных каналов самовыражения. У ребенка ядро Я закладывается за счет того, что мама узнает человеческое послание и так ребенок начинает узнавать себя как человека, а не только как биологическое существо.
Что происходит, если на этот период попадает травма?
Формирование комплекса оживления (т. е. первого опыта влияния на мать) откладывается и у ребенка продлевается опыт, когда он может коммуницировать только с помощью телесных состояний – или ему плохо, визжит или успокоился и вегетативных симптомов (покраснел, побледнел) – т. е. закрепляется коммуникация с матерью на вегетативном уровне, на уровне биологических функций происходит взаимодействие, а уровень коммуникации за счет выразительных, эмоциональных средств (улыбки, гуление) задерживается. Т. е. в 2 месяца начинается эмоциональная коммуникация. А до этого только биологическая.
Если травма попадает на этот период, то вегетативное соматическое общение остается и может быть основным. (это основной симптом истерии, когда всякое эмоциональное состояние выражается через соматические и вегетативные симптомы). Еще Фрейд писал, что истерики – это не манипуляторы, им трудно перейти на другие средства выражения.
Если травма еще тяжелее и комплекс оживления не формируется, то мы имеем серьезные нарушения общения и умственного развития т. е. практически отсутствие эмоциональной коммуникации или ее неадекватность. Привести к этому может, какое-то органическое нарушение или полная, грубая непредсказуемость матери. Однако благодаря пластичности нервной системы ребенка у семьи есть огромный спектр возможностей для компенсации этих нарушений и главную роль на раннем периоде играет именно эмоциональный контакт.
Публикация Андрющенко Д.
Комментарии
Вставка изображения
Можете загрузить в текст картинку со своего компьютера: