Лиризм и изящество вальсов Александра Глазунова
Вальс - буквально в переводе с немецкого walzen - выкручивать ногами в танце, кружиться. Само название “вальс” появилось в 70-х годах XVIII века как обозначение народного крестьянского танца некоторых областей южной Германии и Австрии. Постепенно танец завоевал популярность в городах, особенно в Вене в начале XIX века. Расцвет венского вальса связан с творчеством Иоганна Штрауса и его сыновей. Постепенно из прикладного танца вальс все больше поэтизировался и превращался в лирическую миниатюру, а в творчестве Ф. Шопена и Ф. Листа он приближается к поэмным жанрам романтической музыки, сочетая в себе лирико-поэтическую выразительность с элегантностью и блеском, иногда виртуозностью.
Вальсом пронизаны все виды инструментальной и вокальной музыки XIX века. В симфонии вальс становится целой частью, (вместо менуэта), как, например, в “Фантастической симфонии” Г. Берлиоза, Пятой симфонии П. Чайковского.
В операх, помимо массовых танцевальных сцен, вальс используется как основа сольных вокальных эпизодов.
Характерные черты вальса - лиризм, изящество, пластичность в сочетании с типичной ритмической формулой на три четверти с акцентом на сильную долю можно услышать во многих темах, что позволяет говорить о вальсовости как жанровом признаке.
В России XIX века вальс так же был любим и популярен. В творчестве русских композиторов он прошел путь от любительского бытового музицирования (как, например, вальсы А. Грибоедова) до поэтически обогащенного симфонического и концертного вальса в творчестве М. Глинки, П. Чайковского, А. Глазунова, А. Скрябина, С. Рахманинова.
Концертный вальс служит поэтическим воплощением представлений о красоте и любви, о ценности жизни, выражением возвышенных лирических чувств. Это уже не просто красивая музыка для танцев. Ее можно слушать в концерте и наслаждаться разнообразием оттенков чувств и настроений.
В творчестве А. Глазунова 90-х годов танцевальная музыка занимала весомое место. Его вальсы - полнозвучные и уравновешенные, блестяще оркестрованные, с красивыми мелодиями - легко запоминаются и оставляют светлое впечатление. Свободная импровизационность ритмических рисунков, полифонические переплетения мелодических линий придают музыке особый колорит. Светлые мажорные тональности, мягкие переходы, закругленность музыкальных форм дополняют черты вальсов Глазунова.
Вальс оп.42 №3
Вальс из балета "Барышня-служанка"
Вальс из балета "Раймонда"
Концертные Вальсы № 1 и № 2
Всего лишь год отделяет один вальс от другого, но настроения, выраженные в них очень разные. Если первый – это воплощение тонких лирических чувств, то во втором слышны торжественные и фанфарные мотивы. Так и хочется подумать, что первый – это признание в любви, а второе – торжественное предложение руки и сердца великосветской красавице. А вот что ответит она – это каждый слушатель услышит сам.
school-collection.edu.ru/catalog/
Вальсом пронизаны все виды инструментальной и вокальной музыки XIX века. В симфонии вальс становится целой частью, (вместо менуэта), как, например, в “Фантастической симфонии” Г. Берлиоза, Пятой симфонии П. Чайковского.
В операх, помимо массовых танцевальных сцен, вальс используется как основа сольных вокальных эпизодов.
Характерные черты вальса - лиризм, изящество, пластичность в сочетании с типичной ритмической формулой на три четверти с акцентом на сильную долю можно услышать во многих темах, что позволяет говорить о вальсовости как жанровом признаке.
- Поделиться

В России XIX века вальс так же был любим и популярен. В творчестве русских композиторов он прошел путь от любительского бытового музицирования (как, например, вальсы А. Грибоедова) до поэтически обогащенного симфонического и концертного вальса в творчестве М. Глинки, П. Чайковского, А. Глазунова, А. Скрябина, С. Рахманинова.
Концертный вальс служит поэтическим воплощением представлений о красоте и любви, о ценности жизни, выражением возвышенных лирических чувств. Это уже не просто красивая музыка для танцев. Ее можно слушать в концерте и наслаждаться разнообразием оттенков чувств и настроений.
В творчестве А. Глазунова 90-х годов танцевальная музыка занимала весомое место. Его вальсы - полнозвучные и уравновешенные, блестяще оркестрованные, с красивыми мелодиями - легко запоминаются и оставляют светлое впечатление. Свободная импровизационность ритмических рисунков, полифонические переплетения мелодических линий придают музыке особый колорит. Светлые мажорные тональности, мягкие переходы, закругленность музыкальных форм дополняют черты вальсов Глазунова.
Вальс оп.42 №3
Вальс из балета "Барышня-служанка"
Вальс из балета "Раймонда"
Концертные Вальсы № 1 и № 2
Всего лишь год отделяет один вальс от другого, но настроения, выраженные в них очень разные. Если первый – это воплощение тонких лирических чувств, то во втором слышны торжественные и фанфарные мотивы. Так и хочется подумать, что первый – это признание в любви, а второе – торжественное предложение руки и сердца великосветской красавице. А вот что ответит она – это каждый слушатель услышит сам.
school-collection.edu.ru/catalog/
Комментарии
Вставка изображения
Можете загрузить в текст картинку со своего компьютера: