Магазин handmade Присоединяйтесь к нам в соцсетях:
Присоединяйтесь к нам в соцсетях: ВКонтакте  facebook 

Не в ногу со сверстниками

Уже более 150 лет психология и медицина изучают проблему психической незрелости. Несмотря на большие успехи к настоящему времени в этой проблеме остаётся много спорного и малоизвестного.

Под задержкой психического развития понимают, прежде всего, замедление темпа психического созревания. Кажется, что ребёнок здоров и благополучен, и в медицинской карте состояние ребёнка квалифицируется как соответствующее в целом норме, но он с трудом обучается в школе, постоянно конфликтует с окружением, демонстрируя очевидную склонность к "аномальному" поведению.
Что же является причиной такого отставания ребёнка от своих сверстников?
В конце ХХ столетия переменились акценты в понимании причин задержек психического развития. Если прежде основную роль в возникновении задержек развития играли недостаточное и несвоевременное поступление социальной информации ("педагогическая запущенность" ), то в наше время подобный фактор встречается редко. Чем больше информации имеют дети, тем, казалось бы, реже должны встречаться задержки развития, но этого не происходит.
Почему? Может быть, виной этому постоянно усложняющиеся школьные программы? Но ведь подавляющее большинство детей эти программы усваивают.
Канули в Лету многодетные семьи, когда у родителей не доходили руки до занятий с детьми. Скорее наоборот: никогда за всю историю человечества родители не уделяли так много внимания детям как в наше время. И, тем не менее, встречается много школьников с задержкой психического развития.
Обнаружилось, что главными причинами задержек психического развития в настоящее время являются не социальные факторы, а биологические механизмы: патология беременности, ненормальные роды, частые болезни в первые годы жизни. Повреждающий фактор действует на ранних этапах развития и приводит к задержке созревания тех или иных структур головного мозга.
В отличие от олигофрении при задержке психического развития доминируют явления не интеллектуальной, а эмоциональной незрелости, а интеллектуальные нарушения не имеют выраженного характера, а главное не носят необратимого характера.
В зависимости от преобладающей причины в настоящее время выделяют четыре формы задержки психического развития: конституционального, психологического, телесного и мозгового происхождения.
При задержке развития конституционального (наследственного) происхождения - эмоционально-волевая сфера ребёнка как бы находится лишь на более ранней возрастной ступени развития. Характерны непосредственность и яркость эмоций, повышенный фон настроения, наличие творчества и инициативы в игре. Эти дети чересчур подвижны, суетливы, беспечны, не могут сидеть на одном месте. Казалось бы, ничего трагического в этом нет, однако, начав ходить в школу, такой первоклассник с трудом занимается, потому что ему хочется играть, бегать, а его заставляют заниматься скучным и требующим сосредочения внимания делом.
Задержка психического развития психологического происхождения связана с грубо выраженными неправильными условиями воспитания.
В условиях безнадзорности (гипоопёка) может формироваться вариант ЗПР с преобладанием выраженных явлений психической неустойчивости (отсутствие чувства ответственности, умения тормозить свои эмоции, импульсивность и повышенная внушаемость).
В условиях изнеживающего воспитания (гиперопёка) - ребёнок не получает нужной сенсорной (зрительной, звуковой) информации, что также приводит к задержке эмоционального развития - у такого ребёнка преобладают эгоцентризм, установка на опёку, не формируется способность к волевому усилию, самостоятельности.
В психотравмирующих условиях воспитания (грубость взаимоотношений в семье, наличие алкоголизма) может формироваться личность робкая и боязливая. Наблюдаемый у этих детей психический инфантилизм проявляется в несамостоятельности, отсутствии инициативы, активности, уверенности в себе.
Задержка психического развития телесного (соматического) происхождения обусловлена длительными заболеваниями (хронические инфекции, аллергические состояния, врождённые пороки развития внутренних органов и т. д). Психическое развитие этих детей тормозится главным образом стойкой астенией (слабостью), резко снижающей общий и психический тонус. Для этих детей характерны: быстрая утомляемость, рассеянность внимания, сниженная память, частая смена настроения, плаксивость, раздражительность, вспыльчивость. Беда ребёнка с астений в том, что она может предрасполагать его не только к снижению успеваемости, но и к неврозам, патологическим формированиям личности и другим расстройствам.
И, наконец, задержка психического развития мозгового происхождения занимает основное место среди вариантов данной аномалии развития, как в отношении частоты, так и выраженности отклонений эмоционально-волевой сферы и познавательной деятельности. Причинами её возникновения непосредственно является органическая незрелость головного мозга, вследствии патологии беременности и родов, нейроинфекций, интоксикаций и травм, перенесённых на первых годах жизни. Головной мозг ребёнка интенсивно развивается, его системы постоянно усложняются, формируются связи между корковыми и подкорковыми структурами головного мозга, связи между полушариями. Психическое развитие каждого ребёнка протекает на фоне и за счёт бурно развивающихся структур и систем его мозга. Поэтому любое повреждение вызывает морфо-функциональную неполноценность тех или иных систем (органическую мозговую недостаточность). В отличие от олигофрении, повреждающий фактор действует на более поздних этапах развития и выражен менее грубо. Поэтому, за рубежом, такой вариант задержки, получил название "минимальная мозговая дисфункция".
В более лёгких случаях на первый план выступает задержка эмоционального развития. Для этих детей характерны недостаточная дифференцированность эмоций, слабая заинтересованность в оценке, однообразие и бедность воображения в игровой деятельности. В зависимости от преобладающего эмоционального фона выделяют два основных варианта: неустойчивый - с эйфорическим отттенком настроения, психомоторной расторможенностью и тормозимый - с неврозоподобными расстройствами в виде неуверенности в себе, боязливости, склонности к страхам, малой активности.
Описанные явления органического инфантилизма тормозят развитие познавательной деятельности за счёт недостаточности мотивационной сферы и незрелости функций, обеспечивающих целенаправленность поведения.
При более тяжёлой задержке психического развития церебрально-органического генеза преобладает другой ряд факторов, снижающих интеллектуальную продуктивность. Сюда, прежде всего, относятся и астенические расстройства - потенциальные возможности познавательной деятельности значительно страдают от низкого общего психического тонуса, истощаемости памяти, внимания, падения темпа психической деятельности, работоспособности в целом.
Помимо нейродинамических расстройств, в нарушениях познавательной деятельности значительная роль нередко принадлежит и энцефалопатическим явлениям (психопатоподобным, эпилептиформным, апатико -адинамическим), ещё более дезорганизующим интеллектуальную деятельность ребёнка. Так же может обнаруживаться и недостаточность отдельных корковых и подкорковых функций (трудности восприятия, плохая ориентировка в пространстве, нарушения слухоречевой памяти, тонкой моторики).
Что делают родители, столкнувшись с проблемой школьной неуспеваемости ребёнка и услышав о задержке психического развития их любимого чада - как правило, нанимают репетиторов для дополнительных занятий, самостоятельно долго и много занимаются с ребёнком. Как нам уже известно, одним из факторов, лежащих в основе задержки, является астения, т. е повышенная утомляемость. Дополнительные нагрузки приводят к усилению астении, к ещё большему снижению физического и психического тонуса, а, следовательно, усиливают рассеянность, снижение памяти. Получается "замкнутый круг "- дополнительные занятия приводят к ещё большей школьной неуспеваемости.
Современные возможности медицинской помощи детям с задержкой психического развития также невелики. Существующие препараты – ноотропы - стимулируют познавательные функции - уменьшают явления астении, повышают психический тонус и дают положительный результат, но их частое использование также может привести к эффекту "загнанной лошади", когда пришпоривание, т. е введение ноотропных препаратов уже не даёт нужного результата, так как компенсаторные, энергетические возможности головного мозга уже истощились. Лекарства же от незрелости эмоциональной сферы вовсе не существует. Ни одна таблетка не способна заставить сформироваться нужные связи между структурами головного мозга и выработать волю, усидчивость, смелость, активность.
Одним из последних научных достижений в изучении мозга человека является открытие свойства нейропластичности мозга….
Печать Получить код для блога/форума/сайта
Коды для вставки:

Скопируйте код и вставьте в окошко создания записи на LiveInternet, предварительно включив там режим "Источник"
HTML-код:
BB-код для форумов:

Как это будет выглядеть?
Страна Мам Не в ногу со сверстниками
Тэги: ЗПРР

Уже более 150 лет психология и медицина изучают проблему психической незрелости. Несмотря на большие успехи к настоящему времени в этой проблеме остаётся много спорного и малоизвестного.
Под задержкой психического развития понимают, прежде всего, замедление темпа психического созревания. Читать полностью
 

Комментарии

PtizaSyn
28 января 2015 года
0
ФРНК пишет:
Что делают родители, столкнувшись с проблемой школьной неуспеваемости ребёнка и услышав о задержке психического развития их любимого чада - как правило, нанимают репетиторов для дополнительных занятий, самостоятельно долго и много занимаются с ребёнком. Как нам уже известно, одним из факторов, лежащих в основе задержки, является астения, т. е повышенная утомляемость. Дополнительные нагрузки приводят к усилению астении, к ещё большему снижению физического и психического тонуса, а, следовательно, усиливают рассеянность, снижение памяти. Получается "замкнутый круг "- дополнительные занятия приводят к ещё большей школьной неуспеваемости.
Очень согласна, перед глазами несколько примеров...
наталья2010в
29 января 2015 года
0
и я согласна, у меня славка именно такой. поэтому занимаемся 7 дней в неделю, но по часу-два, не считая конечно домашнего задания.
ФРНК (автор поста)
29 января 2015 года
0
В ответ на комментарий PtizaSyn
ФРНК пишет:
Что делают родители, столкнувшись с проблемой школьной неуспеваемости ребёнка и услышав о задержке психического развития их любимого чада - как правило, нанимают репетиторов для дополнительных занятий, самостоятельно долго и много занимаются с ребёнком. Как нам уже известно, одним из факторов, лежащих в основе задержки, является астения, т. е повышенная утомляемость. Дополнительные нагрузки приводят к усилению астении, к ещё большему снижению физического и психического тонуса, а, следовательно, усиливают рассеянность, снижение памяти. Получается "замкнутый круг "- дополнительные занятия приводят к ещё большей школьной неуспеваемости.
Очень согласна, перед глазами несколько примеров...

↑   Перейти к этому комментарию
Так писали специалисты
наталья2010в
29 января 2015 года
0
почитала - у нас походу телесное происхождение задержки развития. он у меня ОЧЕНЬ быстро устает, очень часто вялый, рассеянный, отвлеченный. и аллергия присутствует - почти с рождения и до сих пор
ФРНК (автор поста)
29 января 2015 года
0
Просто неврологи таких детей толком не смотрят.
наталья2010в
29 января 2015 года
0
они их вообще некоторые не смотрят. вчера вот медосмотр на мсэ проходили, дык невролог записала все с моих слов и даже не глянула на ребенка
ФРНК (автор поста)
4 февраля 2015 года
0
Когда я ходила в школу, сто лет назад, Нас смотрели врачи в школе. проходили диспансеризацию. Было такое в сов время. Обычная школа, здоровые дети. Всех невролог смотрел с молоточком! Проверял рефлексы. Сейчас на МРТ пошлют, на анализы. Деньги заработать и все.
наталья2010в
5 февраля 2015 года
0
ага, а карточку потом читаешь - будто бы осмотр был
ФРНК (автор поста)
5 февраля 2015 года
0
У нас честно пыталась. Но потом списала обследование с клиники. Но до нас в очереди девочку на инву смотрела, тоже писала полностью и смотрела рефлексы. Но это одна единственная, которая с гос поликлиники это делдала.
мариуша
29 января 2015 года
0
У нас вследствие тяжелых беременности и родов ЗПРР.
Хотя мышление логическое на высоком уровне. А вообщем отстает по знаниям((( с памятью беда, особенно если не интересно ему. Отстает года на полтора, так что и в школу пойдём позже, в 7,5 лет.
Такой вопрос к опытным мамам...это отставание в какой-то момент начнет сокращаться? Есть шанс у ребенка с ЗПРР выравняться со сверстниками?
Элеонора
29 января 2015 года
0
ФРНК пишет:
ноотропы - стимулируют познавательные функции - уменьшают явления астении, повышают психический тонус и дают положительный результат, но их частое использование также может привести к эффекту "загнанной лошади",
не частое, а системное - очень полезная весЧь и с актовегином...
ФРНК (автор поста)
4 февраля 2015 года
0
Актовегин у некоторых просто срывает крышу.
Если на грядке растет морковка, поливать, нормально. А если там еще и сорняки, то и они зацветут чудесно.
Элеонора
5 февраля 2015 года
0
нужно подобрать препараты и системно лечить....
ФРНК (автор поста)
6 февраля 2015 года
0
искать волшебную таблетку? Многим удалось?
Ершистик
30 января 2015 года
0
ох-ох-ох... как все верно... а все-таки жаль, что нет волшебной таблетки...
ФРНК (автор поста)
4 февраля 2015 года
0
и не придумают.
Н38
30 января 2015 года
0
ФРНК пишет:
Помимо нейродинамических расстройств, в нарушениях познавательной деятельности значительная роль нередко принадлежит и энцефалопатическим явлениям (психопатоподобным, эпилептиформным, апатико -адинамическим), ещё более дезорганизующим интеллектуальную деятельность ребёнка.
А вот это уже про нас. Переношенность 10 дней и кесарево. С 5 лет ребёнку ставили ЗПР, с ровесниками почти не общался, выгнали из 5 садиков (а кому нужны такие дети?), а 2 года назад ещё и эпилепсия появилась, сейчас на лекарствах, но постепенно восстанавливается. Если в детстве больше молчал - теперь просто непрерывно задаёт вопросы, самые непредсказуемые, иногда даже не выслушивает ответ.
В школе учится, но в частной, малокомплектной. Учится средне, по интересующим его предметам даже "5" есть. Но очень неорганизован. Со сверстниками почти не общается - так, с 2-3 на переменках. В свободное время - сидит дома. Уроками стараемся не нагружать - тоже быстро устаёт в свои 16 лет. Ярко выраженный гуманитарий. Репетитор только по математике, иначе просто её не понимает.
Стараюсь не кричать на него, даём выспаться. Принимаем лекарства от эпилепсии - и всё лечение, пожалуй.
Неврологи, действительно, таких детей не смотрят! Куда, к кому идти? В своё время (с 6 до 7 лет) ездили год в Чебоксары - лечились у Ефимова. Дорого, результат - стал внимательней, начал смотреть мультики, подолгу рисовать. Были у Остеопатов - отказались от ребёнка, не их профиль. Участковый невропатолог прописывала либо успокоительные ванны, либо Пантогам.
Перед школой, конечно, были проблемы - не брали туда, куда хотели, а в обычной дворовой ему бы точно доставалось от местных ребят. Поэтому год повозили его в Центр лечебной педагогики (там и логопед, и психолог с ним занимались, помимо обычных уроков!). Но ребёнок за полдня уставал сильно, был возбужденным. В школу пошел почти на 2 года позже - в Прогимназию. Не представляю, что будет после 9 класса. Как и не представляю, кто может помочь таким детям.
наталья2010в
13 февраля 2015 года
0
а диагноз какой? чем то похож на славку моего. только моему 10 лет еще. во 2 классе учимся, т.к. в первом 2 года сидели. тоже страшно представить что дальше будет. у него аутизм
мамаДаши Федюши
17 февраля 2015 года
0
говорить во сколько стали?
наталья2010в
17 февраля 2015 года
+1
слова довольно рано начал, как все дети, а предложениями лет с 5
мамаДаши Федюши
18 февраля 2015 года
0
а нам вот 5, еще и слов то нет толком
наталья2010в
18 февраля 2015 года
+1
ну как предложениями? слава хочет кушать. слава не хочет спать. речи то как таковой не было еще, это уже лет в 6 появилось
мамаДаши Федюши
17 февраля 2015 года
0
Все написано хорошо! но вот нет рецепта, как все это исправить. Очень надеялась, что на последней страничке будет четкие указания к действиям.......
ФРНК (автор поста)
18 февраля 2015 года
+1
Я Вам дам ссылку, откуда эта статья. Я указания как рекламу убрала.
мамаДаши Федюши
18 февраля 2015 года
0
спасибо!
ФРНК (автор поста)
18 февраля 2015 года
0

Оставить свой комментарий

Вставка изображения

Можете загрузить в текст картинку со своего компьютера:


Закрыть
B i "

Поиск рецептов


Поиск по ингредиентам