Совместные покупки Присоединяйтесь к нам в соцсетях:
Присоединяйтесь к нам в соцсетях: ВКонтакте  facebook 

Мы ничего не хотим! (о подростковой пассивности)

Мы ничего не хотим! (о подростковой пассивности) Часто это самые первые слова мамы, пришедшей на консультацию с подростком. Обычно – с сыном. История достаточно распространенная: в детстве он был послушным, не доставлял хлопот, а теперь…

Как правило, в такой семье растет единственный ребенок (либо это младший из детей, рожденный с большим временным интервалом после старших). Его воспитывает одна мама или мама с бабушкой. Если в семье есть отец, то он всегда настолько занят (или делает вид, что занят), что заниматься воспитанием отпрыска ему некогда. В любом случае, авторитет мамы намного выше.

На консультации мама этого ребенка жалуется на то, что:

а) он стал хуже учиться (или вообще скатился на «двойки»), хотя раньше в учебе был достаточно успешен;
б) не садится за уроки, если его не заставить, а заставить можно только со скандалом;
в) его не интересует ничего, кроме телевизора и компьютерных игр, которыми он занимается все время, пока родителей нет дома;
г) он отказывается выполнять домашние дела, не помогает, не убирает свои вещи;
д) не хочет посещать музыкальные занятия, спортивную секцию или курсы английского, хотя раньше его не надо было заставлять;
е) он стал грубить, в ответ на любые замечания злится или замыкается в себе так, что до него «не достучаться»;
ж) в хорошем настроении дает обещания «исправиться», но редко их сдерживает…

Некоторые пункты этого списка описывают типичные проявления подросткового кризиса, которые можно наблюдать и у мальчиков, и у девочек, воспитывающихся в разных условиях. (Я не буду здесь подробно касаться именно кризиса подросткового возраста.) Но все же далеко не у каждого подростка описанные явления проявляются в комплексе. У некоторых ухудшается успеваемость, но они продолжают посещать дополнительные занятия. Другие начинают грубить взрослым, но при этом хорошо учатся и т. д.
А родители, пришедшие с проблемой «мы ничего не хотим», обычно перечисляют почти весь список. Подобные затруднения, действительно, обычно связаны с вхождением ребенка в пубертат, но иногда такие жалобы можно услышать и от родителей младших школьников.
Второй типичной особенностью, кроме связи с самым мощным кризисом взросления у ребенка, является то, что в рассказе о проблеме мама такого отрока постоянно употребляет местоимение «мы» (см. название статьи): «Мы не хотим делать уроки», «нас не заставить делать уборку»… И если такое речевое обобщение естественно для матерей малышей до трех лет, которые психологически еще находятся в слиянии со своими чадами, то из уст родительницы 13-летнего (а иногда и 16-летнего) дитяти это «мы» звучит несколько странно.
Часто из беседы с самим подростком выясняется, что занятия английским – это мамина идея, а он хотел бы делать что-то другое, например, ходить в бассейн, но мама находит 100 причин, почему это невозможно. Он хочет играть в футбол, а мама заставляет закончить музыкальную школу. И все остальные решения обычно принимает за него мама: какие оценки нужно получать, когда он должен делать уборку на своем письменном столе, как одеваться на прогулку… Мать настолько сливается с ребенком в этом «мы», что подменяет его желания и потребности своими. Я часто отмечаю то, что некоторые родители совершенно искренне считают, что лучше своего ребенка знают, чего он хочет. Хотя, в действительности, даже 10-месячный малыш будет чмокать губами, когда ему хочется пить, и звать маму с особыми интонациями, если ему скучно, хочется поиграть, пообщаться. И он точно знает, что ему хочется есть, а что он выплюнет.
Но иногда мама намеренно путает малыша, выдавая свое желание за его: «Нет! Мы не хотим лезть в эту лужу! Мы лучше пойдем, покачаемся на качелях!» ( Я не призываю родителей разрешать детям в любой ситуации купаться в лужах.) Мама тем самым обеспечивает свои потребности, ведь ребенок не промокнет, и ей не придется приводить в порядок его одежду. Но если эта путаница повторяется часто, со временем он может перестать осознавать свои желания. Особенно, если неугодные желания ребенка каждый раз вызывают бурю маминых негативных эмоций.

И тогда на вопрос: «Чего ты хочешь?» - в ответ можно получить: «Не зна-а-ю!» - и робкий взгляд на маму.
Многие дети к подростковому возрасту все же понимают, чего хотят. Но если родители продолжают считать, что они знают это лучше ребенка, возникает конфликт, иногда перерастающий в подобие войны и сопровождающийся симптомами, перечисленными в начале. И эти симптомы, конечно же, являются ответом подростка на родительский диктат.
И очень часто материнское «Мы ничего не хотим!» можно перевести как: « Он не хочет больше делать по-моему!» И для некоторых родителей это подобно катастрофе. Ведь если это признать как факт, то придется выйти из слияния «мы», признать его отдельность, дать ему возможность делать собственные выборы, согласиться с тем, что он взрослеет, и, самое страшное, о чем даже и думать не хочется -Мы ничего не хотим через некоторое время покинет родительский дом…
Конечно, это всего лишь схема. И каждый конкретный случай вряд ли поместится в ее рамки. В каждой отдельной ситуации есть много факторов, влияющих на взаимоотношения. Если вы оказались в ситуации, которая чем-то напоминает ту, что я описала, можете ли вы оценить ваш вклад в то, что все сложилось так, а не иначе? Можете ли решить, что хотели бы изменить? Это непросто, но нет ничего невозможного, если есть желание.

Лукина Анна Александровна
Печать Получить код для блога/форума/сайта
Коды для вставки:

Скопируйте код и вставьте в окошко создания записи на LiveInternet, предварительно включив там режим "Источник"
HTML-код:
BB-код для форумов:

Как это будет выглядеть?
Страна Мам Мы ничего не хотим! (о подростковой пассивности)
  Часто это самые первые слова мамы, пришедшей на консультацию с подростком. Обычно – с сыном. История достаточно распространенная: в детстве он был послушным, не доставлял хлопот, а теперь…
Как правило, в такой семье растет единственный ребенок (либо это младший из детей, рожденный с большим временным интервалом после старших). Его воспитывает одна мама или мама с бабушкой. Читать полностью
 

Комментарии

Лисс_Liss
19 января 2015 года
0
и? причины и без психолога понятны) а как изменить ситуацию?
Литвинова Ангелина (автор поста)
19 января 2015 года
0
Лисс_Liss пишет:
а как изменить ситуацию?
Востаналивать потерянный контакт с ребёнком
Лисс_Liss
19 января 2015 года
0
ммм... как это нОво...
радуюсь жизни
19 января 2015 года
0
Везёт Вам. Наверное потому,что у Вас девочки))))
Милена Малявская
19 января 2015 года
0
В ответ на комментарий Литвинова Ангелина
Лисс_Liss пишет:
а как изменить ситуацию?
Востаналивать потерянный контакт с ребёнком

↑   Перейти к этому комментарию
А что делать, если контакт не терялся?
Литвинова Ангелина (автор поста)
19 января 2015 года
0
Я правильно вас слышу: "У меня все хорошо, контакт не терялся - а ребёнок какой-то не такой?". Или Вы что-то другое имели ввиду под своими словами?
Милена Малявская
19 января 2015 года
0
Всё правильно. Контакт не терялся, а ребенок ни хочет ничего. Повела я ее в муз.школу на фортепиано. Через пару лет "не хочу я на фортепиано". Ну ладно, спрашиваю "а куда хочешь? на скрипку хочешь?" Ответ "не знаю". Пошли на скрипку. Через некоторое время "не хочу на скрипку" Потом пошли на плавание. Опять "не хочу на плавание". Ушли с плавания через 3 года. Пошли на танцы. Через год "не хочу на танцы". Сейчас ходим на вокал. Но чувствую, недолго нам осталось туда ходить.
Литвинова Ангелина (автор поста)
19 января 2015 года
0
А Вы с первого раза соглашаетесь с протестом ребёнка и сразу предлагаете альтернативу?
Милена Малявская
20 января 2015 года
0
Нет, конечно. Например, о пользе плавания и о том, как это здорово уметь плавать и какое это удовольствие, я говорила на протяжении нескольких лет.
Литвинова Ангелина (автор поста)
20 января 2015 года
0
А как вы объясняете ребёнку свой протест бросать той или иной вид спорта или творчества?
Милена Малявская
20 января 2015 года
0
Я не протестую. Просто показываю ей на море огромное количество людей, которые преодолев сотни километров приехали к воде, чтобы получить удовольствие от плавания. Рассказываю о пользе плавания. Показываю эмоции спортсменов, которые поднимаются на пьедестал. После соревнований (всегда занимала призовые места) устраиваю праздники.
Объясняю, что для того, чтобы чего-то добиться, нужно потрудиться. Смотрим фильм Легенда №17. Предлагаю сделать перерыв (полтора месяца не ходили на занятия, несмотря на то, что группа продолжала заниматься).
После многих таких способов удержать ее на плавании я поняла, что это бесполезно. Если у человека нет желания, то это все бессмысленно.
Литвинова Ангелина (автор поста)
20 января 2015 года
0
А вы сами, как думаете, почему так происходит?
Милена Малявская
20 января 2015 года
0
Не знаю, не понимаю
Литвинова Ангелина (автор поста)
21 января 2015 года
0
Однако, Вы же себе как-то это объясняете?
Милена Малявская
21 января 2015 года
0
Проще сидеть на диване, чем куда-то идти и что-то делать. Элементарная лень. Но как быть в этой ситуации и что делать, я не знаю.
Если скажет "не хочу на вокал", скорее всего поведу в художку. Считаю, что ребенок должен всегда быть чем-то занят.
Литвинова Ангелина (автор поста)
21 января 2015 года
0
Милена Малявская пишет:
Если скажет "не хочу на вокал", скорее всего поведу в художку.
На художку поведете с согласия? Или из позиции "ДОЛЖНА" чем-то заниматься?
Милена Малявская
21 января 2015 года
0
Мы каждый раз начинаем куда-то ходить только с ее согласия. Я не веду ее туда, куда она изначально не хочет.
В начале года она хотела пойти и на вокал и в художку, но я предложила выбрать что-то одно, потому что в тот момент мы еще ходили на танцы.
Литвинова Ангелина (автор поста)
22 января 2015 года
0
А если скоро некуда будет ходить? Что будете делать?
Милена Малявская
22 января 2015 года
0
Честное слово не знаю
Но, думаю, такого быть не может. Главное - были бы деньги.
KusakinaA
23 января 2015 года
0
Может, ей интересно пробовать себя в разных областях и она пока просто не нашла того, что бы её действительно захватило?
У мужа мама тоже говорит, что он все по вершкам хватает. А я, в свою очередь, вижу очень разностороннего человека с потрясающе широким кругозором.
радуюсь жизни
19 января 2015 года
0
Почти всё,что описано выше,про меня и среднего сына,за исключением "мы" и "в детстве он был послушным, не доставлял хлопот")))Послушным не был никогда(у кого ребёнок-стрелец,те меня поймут) .Переходный период у него начался где-то лет в 9-10. И длится по сей день,уже ,конечно,бзики реже,но и серьёзнее.Вчера пересматривала дневники его за 1-3 класс(храню),была в шоке в очередной раз(периодически просматриваю)-по ним создаётся впечатление,что у ребёнка нет родителей вообще .Психологи мне сочувствуют и говорят "терпения вам" Вот так-то.А в принципе сын-хороший парень))),добрый,вежливый,безотказный (в основном с чужими людьми),пишет стихи,пытается зарабатывать(подрабатывать) карманные деньги)))) А я терплю,жду,когда наконец закончится этот" чудесный возраст"
Лилия Вадимовна
21 января 2015 года
0
Не надейтесь, никогда! У меня в семье четыре стрельца- отец-70 лет, сестра- 37, дочь-24 и сын- 7. Они все, как под копирку. Там не одно шило в попе, а штуки три!
радуюсь жизни
22 января 2015 года
0
Спасибо,утешили!
Лилия Вадимовна
22 января 2015 года
0
Ага! Я старалась!
радуюсь жизни
19 января 2015 года
0
Забыла ещё-часто у сына проскакивало слово "мне скучно",синоним "я ничего не хочу".Я в своём детстве и слова -то такого не знала)))Мне никогда не было скучно Сейчас ему 16-он уже начинает понимать,чего хочет,скучно ему всё реже,но мне почему-то спокойней от этого не становится....
дзениба
19 января 2015 года
+1
всё про нас,но сыну 8 лет
что же будет в 13-16
Lipa_79c
19 января 2015 года
0
спасибо, очень нужная статья. Дайте пожалуйста совет, как восстановить потерянный контакт с сыном, очень замыкается в себе, боюсь даже о чем то спросить или сказать, начинает сердиться((
Литвинова Ангелина (автор поста)
19 января 2015 года
0
Lipa_79c пишет:
как восстановить потерянный контакт с сыном
Обратитесь к школьному психологу, как первый шаг.
mashanyaZ
19 января 2015 года
0
Довольно похоже на меня с сыном, хотя ребёнку всего 5 лет. В прошлом году ещё делал всё, что скажешь. В этом начинает ныть, что танцы ему не нравятся, книжку он читать не хочет. Спрашиваю, куда хочешь ходить. Ответ - никуда не хочу, хочу дома сидеть и играть в планшет. Как только сказали что-то сделать, то ребёнку сразу нужно попить/пописать/покушать, а потом снова попить. Что же будет в школе, даже представить боюсь.
Милена Малявская
19 января 2015 года
0
может, попробовать "потерять" планшет?
mashanyaZ
20 января 2015 года
0
Планшет не дается за невыполнение заданий. Если планшет разряжен - ребёнок даже не откроет книжку. Если отберёшь игрушки и посадишь его рядом, будет просто молчать и смотреть в потолок.
Литвинова Ангелина (автор поста)
20 января 2015 года
0
В ответ на комментарий mashanyaZ
Довольно похоже на меня с сыном, хотя ребёнку всего 5 лет. В прошлом году ещё делал всё, что скажешь. В этом начинает ныть, что танцы ему не нравятся, книжку он читать не хочет. Спрашиваю, куда хочешь ходить. Ответ - никуда не хочу, хочу дома сидеть и играть в планшет. Как только сказали что-то сделать, то ребёнку сразу нужно попить/пописать/покушать, а потом снова попить. Что же будет в школе, даже представить боюсь.

↑   Перейти к этому комментарию
Сколько времени ребёнок проводит за планшетом?
Ответьте себе, в первую очередь, честно.
mashanyaZ
20 января 2015 года
0
15 минут в день при условии, что он выполнил 4 стр заданий или прочитал 1 стр текста вслух. Раза 3 в неделю выполняет.
Литвинова Ангелина (автор поста)
20 января 2015 года
0
mashanyaZ пишет:
что он выполнил 4 стр заданий или прочитал 1 стр текста вслух.
И это в 5 лет?
mashanyaZ
20 января 2015 года
0
Он умеет читать с 4 лет. Читает неплохо, слитно, когда старается - с выражением. Простые примеры тоже на пальцах хорошо вычисляет. Так что задание на полчаса, если не отвлекаться.
Литвинова Ангелина (автор поста)
20 января 2015 года
0
Это очень большая нагрузка для 5 летнего ребёнка.
Насколько она оправданна?
mashanyaZ
20 января 2015 года
0
Я пошла в школу неподготовленной и уроки в младшей школе делала по 6 часов. Иногда до сна не успевала и приходилось доделывать с утра. Это не уроков было много, а я просто не понимала самую простую программу 1 класса в неполные 8 лет. И я не хочу, чтобы с сыном было что-то подобное. Он гораздо способнее и гораздо ленивей меня. В садике закрыли группу и нас перевели к ребятам на год старше - практически все дети идут осенью в школу и умеют читать и писать. И в садике проходят по 2 занятия ежедневно, ещё и сидя за столом - дети выдерживают. Не думаю, что дома нагрузка сильно больше, просто с утра, наверное, заниматься легче.
Saburochka
20 января 2015 года
0
Уф...Хоть здесь я не промахнулась со своими детьми, стараясь по максимуму осознавать их собственный выбор и не препятствовать.

Но вот сама до сих пор хожу с этим "Не знааааю..."Как быть? Как проработать и отпустить от себя ожидания родителей и настроиться на то, что я имею право делать свой собственный выбор? Все шесть с небольшим лет знакомства с мужем, замужество, дети, переезд в город и приобретение частного домика - вопреки ожиданиям родных. Но это каждый день на преодоление. Как не бороться, как облегчить свою деятельность?
Литвинова Ангелина (автор поста)
20 января 2015 года
+1
Saburochka пишет:
Как проработать и отпустить от себя ожидания родителей и настроиться на то, что я имею право делать свой собственный выбор?
Не буду оригинальной сказав, что это проходится со специалистом.
Saburochka
20 января 2015 года
0
Я предполагала, что в одиночку не справиться)
Литвинова Ангелина (автор поста)
20 января 2015 года
+1
no_milk
20 января 2015 года
0
по моим наблюдениям за собственным сыном, иногда "не хочу" - означает "я устал". Он так быстро растет и взрослеет, что на другое просто не остается сил. Свои допзанятия не бросает, но занимается вполсилы.
Понимаю, не донимаю, жду, когда рост притормозит. И готовлюсь к подростковому возрасту у младшего.

Но все дети разные, конечно. У каждого свои причины не хотеть
arisochca
22 января 2015 года
0
у нас обратная ситуация, я так занянчила старшего, что он теперь сам включатся не хочет.
"мама придет скажет как делать" или "папа разберется"
Литвинова Ангелина (автор поста)
22 января 2015 года
+1
ipariskina пишет:
занянчила
Верно осознаете
радуюсь жизни
22 января 2015 года
0
В ответ на комментарий arisochca
у нас обратная ситуация, я так занянчила старшего, что он теперь сам включатся не хочет.
"мама придет скажет как делать" или "папа разберется"

↑   Перейти к этому комментарию
У нас тоже так бывает."ты что,не мог это сделать?" в ответ-"А ты не говорила"И не потому,что не видит,а просто банальная лень.Но я не могу сказать,что "занянчила".Скорее наоборот.Я всегда старалась,чтобы дети росли самостоятельными.Но это ,видимо,тоже не всегда на пользу.У детей нет серого цвета.Или белое или чёрное,поэтому часто самостоятельность переходит в излишнюю самоуверенность и вседозволенность,к сожалению...
Smollfish
22 января 2015 года
0
Читаю как про моего, только с той разницей что ему 7,5 лет. "Не хочу" и "не буду" любимые слова. Я уже не знаю как с ним разговаривать
Ничего не хочет, всё лень. Читать не хочу, вещи за собой сложить не хочу, умываться не хочу и т.д.
Вспышки злости и агрессии Со старшей сестрой вечные разборки и драки.
Двойку получит, но никакого переживания по этому поводу нет
В свободное время что-то рисует, клеит, разбирает на запчасти машины...
В компьютер, планшет, телефон не играет. Мультик раз в день сморит.
Хочу подобрать ему занятие по душе , спорт, рисование, музыка, пока безрезультатно. Он отказывается куда либо ходить. Я не могу понять это лень или страх(он тяжело привыкает к новым людям, стесняется). Как помочь ему стать увереннее?
Saburochka
23 января 2015 года
0
Smollfish пишет:
Ничего не хочет, всё лень
Smollfish пишет:
Хочу подобрать ему занятие по душе , спорт, рисование, музыка, пока безрезультатно

и
тут же
Smollfish пишет:
вободное время что-то рисует, клеит, разбирает на запчасти машины...

Вы сами, возможно, только возможно, я предполагаю, нашли ответ на вопрос. Может быть, студия моделирования?
Или литература соответствующая со схемами для работы дома, как раньше были журналы "Моделист-конструктор" - у меня папа ими увлекался, собирал и модели, и реальную технику.
Например, по основам, кои даны были в журнале, собран трактор (на нём и пахали, и сено косили, а потом сгребали, и фаркоп цепляли - материалы для строительства возили)



Нашему сыну 4 года, есть трансоформер, робот-машина - игрушка, которая даже нашу с папой моторику развивает))) Решили накупить комплектующих в строит.магазине, пусть сидит, крутит гайки и болты, раз это так нравится. Ещё бы конструктор железный найти, тот, из СССР...
Smollfish
23 января 2015 года
+1
Saburochka пишет:
Может быть, студия моделирования?
C удовольствием бы отвела его в кружок"Юный техник" или что-то в этом роде. Уверена что ему бы понравилось. Но ничего подобного у нас в городе нет
Saburochka пишет:
Нашему сыну 4 года, есть трансоформер, робот-машина - игрушка, которая даже нашу с папой моторику развивает))) Решили накупить комплектующих в строит.магазине, пусть сидит, крутит гайки и болты, раз это так нравится. Ещё бы конструктор железный найти, тот, из СССР...
Что самое интересное конструкторы его не увлекают так(у нас много разных и железный с гайками-болтами есть), ему больше нравится разобрать что-то посмотреть как механизм устроен, как работает.
Saburochka пишет:
у меня папа ими увлекался, собирал и модели, и реальную технику.
Например, по основам, кои даны были в журнале, собран трактор (на нём и пахали, и сено косили, а потом сгребали, и фаркоп цепляли - материалы для строительства возили)
Вот это да! Здорово! Помню я эти журналы, у нас раньше стопками хранились у родителей
Saburochka
23 января 2015 года
0
Smollfish пишет:
Но ничего подобного у нас в городе нет
Эх, вот так всегда. Есть желания - нет условий...
Smollfish пишет:
ему больше нравится разобрать что-то посмотреть как механизм устроен, как работает.
Это все мальчики делают.У меня муж и отец очень разные по характеру, от них живьём слышала, что разбирали с целью ознакомления. Зато сейчас отличные механики. Папа занимается восстановлением авто и ремонтом. Из раздолбанных, битых воскрешает машины, которые ещё несколько лет готовы служить. Начиная с ремонта двигателя и заканчивая покраской - всё сам. У мужа красный диплом, двигатель мотоцикла может с закрытыми глазами перебрать.

Так что, то, что для нас взрослых - порча игрушки, для сыновей - накопление опыта. Я уже перестала ворчать. Пусть лучше разбирается сам, чем будет спускать деньги в СТО.

Оставить свой комментарий

Вставка изображения

Можете загрузить в текст картинку со своего компьютера:


Закрыть
B i "

Поиск рецептов


Поиск по ингредиентам