Великая Галина Уланова

8 января исполнилось 105 лет со дня рождения великой русской балерины Галины Сергеевны Улановой (1910 — 1998), одной из самых ярких легенд мирового балета.
Гением русского балета, его неуловимой душой и его вдохновенной поэзией называл её Сергей Прокофьев.
"Я не могу даже пытаться говорить о танцах Улановой... Это магия", - восхищалась английская балерина Марго Фонтейн.
"Она принадлежит другому измерению", - писал Сергей Эйзенштейн..
В ее танце всегда была недоговоренность, недосказанность, отрешенность и углубленность в себя. Такой же Уланова была и в жизни — редко появлялась на публике, держалась замкнуто.

Галина Сергеевна Уланова родилась 8 января 1910 года в Санкт-Петербурге.
Окончила Ленинградское хореографическое училище и поступила в труппу Ленинградского академического театра оперы и балета (сегодня – Мариинский театр), а потом перешла в Большой театр. С этим театром связаны ее самые блестящие роли – Марии в «Бахчисарайском фонтане», Жизели в одноименном балете, Золушки в балете Прокофьева, Джульетты в «Ромео и Джульетте», Одетты и Одиллии в «Лебедином озере». И именно Улановой Большой театр во многом обязан своему успеху в первых зарубежных гастролях в Лондоне.

«Дорогая Галина Сергеевна! Я всё время с мокрым лицом смотрел Вас вчера в „Золушке“. Так действует на меня присутствие всего истинно большого рядом в пространстве… Как удалось Вам извлечь пластическую и душевную непрерывность из отрывистого, условного и распадающегося на кусочки искусства балета? Я не собирался сказать Вам ничего, что было бы неизвестно Вам. Вам, естественно и заслуженно привыкшей к более сильным эпитетам и похвалам и более пространным признаниям. Старое сердце моё с Вами. Ваш Борис Пастернак».
Галина Уланова получила практически все существовавшие в СССР награды, а также премии других стран. Среди неофициальных наград – разнообразные титулы, которыми ее награждали критики и зрители: «душа русского балета», «обыкновенная богиня».
Уланова могла в танце передать нежность и искренность женского сердца и несгибаемую внутреннюю силу.


Она казалась нереальной, словно нарисованной на полупрозрачной ткани. Подует ветер, и она исчезнет, растворится, как без следа распадаются в воздухе легкие облака. Иногда она изрекала совсем неожиданные вещи: например, что не любит балет. Эти слова, конечно, считались шуткой, ведь звали ее – Галина Уланова. И точно неизвестно только одно: какой она была на самом деле?..
«Жизнь балерины состоит наполовину из слова «должна», а на вторую половину – из слова «нельзя», – говорила Галина Уланова. – Обещание самой себе выполнить то-то и то-то было моим принципом, основой всей моей жизни. Такое воспитание воли вошло в привычку и стало источником того, что называют моим успехом. То, что так таинственно называют вдохновением, есть не что иное, как соединение труда и воли, результат большого интеллектуального и физического напряжения, насыщенного любовью...»


Галина Сергеевна ушла со сцены в 1962, но балет не оставила, до конца своей жизни Уланова работала балетмейстером-репетитором в Большом театре, воспитав целую плеяду звезд мирового балета. Среди ее учеников: Екатерина Максимова, Владимир Васильев, Светлана Адырхаева, Нина Тимофеева, Людмила Семеняка, Нина Семизорова, Алла Михальченко, Надежда Грачева. Уланова принимала участие в различных международных конкурсах артистов балета в качестве члена жюри. В московской квартире Улановой открыт музей.
- Поделиться





Джульетта была особой ролью в жизни Галины Улановой: «Долго ни с кем из своих учениц я не могла начать готовить партию Джульетты. Прощание с ней - всё равно что с живым человеком. Однажды я была в Италии, нас повезли в Верону. В Вероне я постояла перед балконом Джульетты, у памятника над склепом. И вот здесь, у склепа Джульетты, я почувствовала, что никогда уже не буду танцевать, это было очень грустно… Будто через что-то перешла… Был вечер, когда я позвонила Кате Максимовой: завтра начинаем репетировать Джульетту».

Балет"Ромео и Джульетта" был написан Сергеем Прокофьевым в 1935г. Либретто к балету создано Адрианом Пиотровским, Сергеем Прокофьевым и Сергеем Радловым по одноименной трагедии Уильяма Шекспира. Премьера балета состоялась в Брно(Чехословакия) в 1938г.
Широкую известность балет получил после постановки в Кировском театре в Ленинграде в 1940 г. Постановщиком балета стал Леонид Лавровский. Исполнителями главных партий стали Галина Уланова и Константин Сергеев.
Комментарии
Вставка изображения
Можете загрузить в текст картинку со своего компьютера: