Магазин handmade Присоединяйтесь к нам в соцсетях:
Присоединяйтесь к нам в соцсетях: ВКонтакте  facebook 

Учимся говорить звук [р]

Учимся говорить звук [р] Звук [р] по праву считается одним из самых сложных по артикуляции звуков русского языка, усвоение которого доступно при достаточной подвижности мышц артикуляционного аппарата.
Описание правильной артикуляции.
Губы: открыты. Зубы: разомкнуты. Язык: кончик языка поднят к альвеолам (бугоркам за верхними зубами), боковые края прижаты к верхним коренным зубам, переднесредняя часть спинки языка слегка прогибается, задняя часть приподнимается к мягкому небу.
Воздушная струя: проходит посередине и с силой подается на кончик языка, заставляя его вибрировать.
Голосовые складки: колеблются, производя голос.

Подготовительные упражнения
Для выработки напора воздуха:

- Набрав в легкие воздух, с силой дуть (а не просто выдыхать) его, заставляя вибрировать губы. Воздух выдувать с включением голоса.

Для языка.

- Язык широко распластать и просунуть между зубами. Сильно выдувать воздух с включением голоса, заставляя вибрировать язык. При этом язык и губы не напряжены. Ладошкой, поднесенной ко рту, ощущается резкая холодная струя воздуха.
- Цоканье, прищелкивание языком. С переменным темпом щелкать языком так, чтобы он всей своей массой вначале присасывался к нёбу на мгновение, а затем падал бы вниз. Расстояние между зубами должно быть не менее полутора пальцев, нижняя челюсть при упражнении неподвижна.
- Поднять язык к нёбу, до предела растянув «уздечку». Расстояние между зубами полтора-два пальца. Удержать язык в верхнем положении, пока не набежит слюна.

Гимнастика для губ и языка

"Заборчик".
Улыбнуться, показать сомкнутые зубы. Удерживать под счет до 5. Обращаем внимание на положение верхних и нижних зубных рядов: при правильном прикусе верхние зубы слегка перекрывают нижние.

"Трубочка".
Зубы сомкнуты, губы вытянуть вперед – "трубочкой". Зубы не размыкать. Удерживать под счет до 5.

"Вкусное варенье".
Слегка приоткрыть рот и широким передним краем языка облизать верхнюю губу, делая движение языком сверху вниз, но не из стороны в сторону. Цель. Вырабатывать движение широкой передней части языка вверх и положение языка, близкое к форме чашечки, которое он принимает при произнесении звука ш.
Следить, чтобы работал только язык, а нижняя челюсть не помогала, не "подсаживала" языка наверх – она должна быть неподвижной (можно придерживать ее пальцем). Язык должен быть широким, боковые края его касаются углов рта.

"Почистить верхние зубы".
Приоткрыть рот и кончиком языка "почистить" верхние зубы с внутренней стороны, делая движения языком из стороны в сторону.
Губы в улыбке, верхние и нижние зубы видны. Следить, чтобы кончик языка не высовывался, не загибался внутрь, а находился у корней верхних зубов. Нижняя челюсть неподвижна; работает только язык.

"Лошадки".
Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и пощелкать кончиком языка (как лошадка цокает копытами). Цель. Укреплять мышцы языка и вырабатывать подъем языка вверх.
Упражнение сначала выполняется в медленном темпе, потом быстрее. Нижняя челюсть не должна двигаться; работает только язык. Следить, чтобы кончик языка не подворачивался внутрь, т. е. чтобы ребенок щелкал языком, а не чмокал.

"Маляр".
Улыбнуться, открыть рот и "погладить" кончиком языка твердое небо, делая движения языком вперед-назад.
Следить, чтобы кончик языка доходил до внутренней поверхности верхних зубов, когда он продвигается вперед, и не высовывается изо рта.

"Грибок".
Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и, прижав широкий язык всей плоскостью к небу, широко открыть рот. (Язык будет напоминать тонкую шляпку грибка, а растянутая подъязычная связка - его ножку). Цель. Вырабатывать подъем языка вверх, растягивать подъязычную связку (уздечку).
Следить, чтобы губы были в положении улыбки. Боковые края языка должны быть прижаты одинаково плотно – ни одна половинка не должна опускаться. При повторении упражнения надо открывать рот, шире.

"Фокус".
Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на верхнюю губу так, чтобы боковые края его были прижаты, а посередине языка был желобок, и сдуть ватку, положенную на кончик носа. Воздух при этом должен идти посередине языка, тогда ватка полетит вверх. Цель. Вырабатывать подъем языка вверх, умение придавать языку форму ковшика и направлять воздушную струю посередине языка.
Следить, чтобы нижняя челюсть была неподвижной. Боковые края языка должны быть прижаты к верхней губе; посередине образуется щель, в которую идет воздушная струя. Если это не получается, можно слегка придержать язык. Нижняя губа не должна подворачиваться и натягиваться на нижние зубы.

"Барабанщик".
Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на верхнюю губу так, чтобы боковые края его были прижаты, а посередине языка был желобок, и сдуть ватку, положенную на кончик носа. Воздух при этом должен идти посередине языка, тогда ватка полетит вверх.

Чистоговорки на [р]
Ра-ра-ра - снежная гора.
Ро-ро-ро - новое перо.
Ру-ру-ру - ягод соберу.
Ры-ры-ры - вьются комары.
Ар-ар-ар - тут живёт комар.
Ор-ор-ор - на стене узор.
Ур-ур-ур - не гоняйте кур.
Ир-ир-ир - не война, а мир.

Чистоговорки на [р’]
Ря-ря-ря - синие моря.
Рю-рю-рю - я обед варю.
Ри-ри-ри - светят фонари.
Ре-ре-ре - дети на горе.
Арь-арь-арь - я хочу букварь.
Орь-орь-орь - у Никиты корь.
Ерь-ерь-ерь - постучите в дверь.
Урь-урь-урь - не боимся бурь.

Скороговорки
Жили-были раки, раки-забияки.
Жили раки шумно, затевали драки.

Тридцать три вагона в ряд
Тараторят, тарахтят.

Трое трубачей трубили в трубы.

Из-за леса, из-за гор едет дедушка Егор.

Проворонила ворона воронёнка.

Шел Егор через двор,
Нес топор чинить забор.

Пётр Петров по прозванью Перов,
Поймал птицу-перепелицу.
Марина грибы мариновала.

Улов у Поликарпа - три карася, три карпа.

Ехал Грека через реку,
Видит грека - в речке рак.
Сунул грека руку в реку.
Рак его за руку - цап!

Собирала Маргарита маргаритки на горе,
Растеряла Маргарита маргаритки на траве.

Роя норку, старый крот разрыхлил нам огород.

Рыбу ловит рыболов, весь в реку уплыл улов.

Приготовила Лариса для Бориса суп из риса.
А Борис Ларису угостил ирисом.

Носорог бодает рогом.
Не шутите с носорогом.
Печать Получить код для блога/форума/сайта
Коды для вставки:

Скопируйте код и вставьте в окошко создания записи на LiveInternet, предварительно включив там режим "Источник"
HTML-код:
BB-код для форумов:

Как это будет выглядеть?
Страна Мам Учимся говорить звук [р]
  Звук [р] по праву считается одним из самых сложных по артикуляции звуков русского языка, усвоение которого доступно при достаточной подвижности мышц артикуляционного аппарата.
Описание правильной артикуляции.
Губы: открыты. Зубы: разомкнуты. Читать полностью
 

Комментарии

amabilis
4 января 2011 года
0
а вы попробуйте следовать инструкциям и таким образом сказать р))))
Tulip76 (автор поста)
4 января 2011 года
+1
Все эти как вы говорите инструкции необходимы, чтобы исправить звукопроизношение.
amabilis
4 января 2011 года
+1
просто я попробовала
AlbinaGatina пишет:
Губы: открыты. Зубы: разомкнуты. Язык: кончик языка поднят к альвеолам (бугоркам за верхними зубами), боковые края прижаты к верхним коренным зубам, переднесредняя часть спинки языка слегка прогибается, задняя часть приподнимается к мягкому небу.
, чет не получается р)))
malipus2
4 января 2011 года
0
amabilis пишет:
чет не получается р)))
у меня тоже
Tulip76 (автор поста)
5 января 2011 года
+2
У вас не получается, а вот моим воспитанникам это помогает научиться правильно выговаривать самый сложный звук, по крайней мере это мои опыт и я изложила классическую методику постановки звука.
amabilis
5 января 2011 года
0
все, у меня комплекс неполноценности развился...
Tulip76 (автор поста)
5 января 2011 года
0
malipus2
5 января 2011 года
0
В ответ на комментарий amabilis
все, у меня комплекс неполноценности развился...

↑   Перейти к этому комментарию
amabilis пишет:
все, у меня комплекс неполноценности развился...
и у меня тоже
Anna2
4 января 2011 года
0
В ответ на комментарий amabilis
просто я попробовала
AlbinaGatina пишет:
Губы: открыты. Зубы: разомкнуты. Язык: кончик языка поднят к альвеолам (бугоркам за верхними зубами), боковые края прижаты к верхним коренным зубам, переднесредняя часть спинки языка слегка прогибается, задняя часть приподнимается к мягкому небу.
, чет не получается р)))

↑   Перейти к этому комментарию
некоторые упражнения сложные и без логопеда , конечно , ни как , но те ,которые попроще и попонятнее хороши
alenushkasolnishko19
4 января 2011 года
0
попробуем у нас как раз с буквои р проблема
Anna2
4 января 2011 года
0
спасибо
м а м а Марина
5 января 2011 года
0
Слышала, что до 4 лет нельзя ставить звук "р"
amabilis
5 января 2011 года
0
почему?
Anna2
5 января 2011 года
0
В ответ на комментарий м а м а Марина
Слышала, что до 4 лет нельзя ставить звук "р"

↑   Перейти к этому комментарию
может развиться гортанный звук Р - такой потом трудно и долго исправляеться
м а м а Марина
5 января 2011 года
+1
дык можно неправильно его поставить, а потом переставлять придётся ужо у специалиста...картавить например начнёт
kaa_mk
12 января 2011 года
0
Полностью согласна
Мой ребенок сам по себе начал Р выговаривать год назад, и нас с ним в логопедическую группу направили, т.к. у него "гортанное" (не уверена, что именно так называется), в общем, неправильное произношение.
Поэтому без наблюдения логопеда (не виртуального, а вживую), я бы не рекомендовала подобные эксперименты.

Оставить свой комментарий

Вставка изображения

Можете загрузить в текст картинку со своего компьютера:


Закрыть
B i "

Поиск рецептов


Поиск по ингредиентам