Магазин handmade Присоединяйтесь к нам в соцсетях:
Присоединяйтесь к нам в соцсетях: ВКонтакте  facebook 

Для родителей: 1) Достоинство ребенка и отношения в школе; 2) Плохо учится; 3) Если с ним никто не дружит.

Для родителей: 1) Достоинство ребенка и отношения в школе;  2) Плохо учится; 3) Если с ним никто не дружит. 1. Забота о достоинстве ребенка

Формирование у ребенка чувства собственного достоинства – важная часть воспитания. Чувство собственного достоинства, сформированное в детстве, окажет значительное влияние на то, какой образ жизни изберет и будет поддерживать ваш ребенок в дальнейшем. Ребенок, который уверен, что достоин хорошего обращения с собой, хороших условий жизни, будет формировать отношения с людьми определенной среды и определенного качества, будет планировать и реализовывать образ жизни, соответствующий определенным стандартам.

Один из важных факторов, влияющих на формирование чувства достоинства – это уважительное обращение с ребенком окружающих его людей. И не только внутри семьи, но и в дошкольном учреждении, и в школе.

Необходимо иметь ввиду, что у ребенка и дошкольного, и школьного возраста еще нет достаточного жизненного опыта, и, как правило, дефицит образцов поведения родителей, показывающих, как правильно действовать и защищать себя в ситуациях, когда достоинство находится под угрозой. Поэтому дети нуждаются в защите и в образцах поведения со стороны родителей и других взрослых. Это значит, родителям важно быть внимательными к тому, какие отношения поддерживаются в школьной среде у ребенка с учителями, воспитателями, и со сверстниками и вовремя реагировать.


Что бывает

К сожалению, проблемные ситуации, возникающие в детских учреждениях, не так редки, как хотелось бы.

Встречающиеся ситуации можно разделить на следующие подгруппы:

- Унижение, оскорбление ребенка группой детей, или классом в целом (в случае наличия отрицательного лидера)
- Систематическое унижение или преследование одним ребенком из класса, группой детей из класса или в целом классом.
- Оскорбление ребенка воспитателем или учителем (эмоциональным или физическим)- однократное или систематическое
- Угрозы и шантаж со стороны более старшего ребенка с целью вымогательства (например, денег)


Что помогает ребенку справиться

Первый самый важный фактор, помогающий ребенку справиться с подобными ситуациями – это возможность рассказать о происходящем родителям. Поэтому так важно поддерживать с детьми доверительные отношения. Если в семье часто используются критика и осуждение ребенка, то он скорее всего не расскажет о происходящем, так как он может уже испытывать чувство вины в связи с тем, что произошло. Например, он мог быть наказан учителем за плохой поступок и боится получить за него дополнительное наказание от родителей. Или, он может считать, что его наказали справедливо и не принимать во внимание, что любое наказание за проступок со стороны педагога не должно унижать его человеческого достоинства (в том числе и в соответствии с законодательством).

Второй фактор – своевременность и адекватность вмешательства со стороны родителей. Необходимо помнить о том, что если вы откладываете решение ситуации, то откладывается «эмоциональный осадок» от случившегося, с которым потом справиться будет сложнее.

Третье, что необходимо учитывать, что, несмотря не все возмущение происшедшим, вмешательство должно быть направлено не на месть обидчику, а на восстановление, исправление ситуации с точки зрения ребенка.


Как могут помочь родители

Пример правильного действия со стороны родителей.

Предположим, что некий Петя, ученик 1 класса, нагрубил учительнице Ольге Петровне в школьной столовой. В ответ на это учительница выдрала его за уши.

Петя С. учится в первом классе. На второй переменке Петя идет в школьную столовую, чтобы съесть свой завтрак. В этот день события развернулись не как обычно. Мальчики из класса отняли у него компот. Петя решил обратиться за помощью. Его классная руководительница Елена Сергеевна тоже завтракала. С ней же рядом сидела и учитель другого класса – Ольга Петровна. Петя обратился к Елене Сергеевне. Но он даже не успел высказать свою проблему, как вмешалась Ольга Петровна. «Сгинь отсюда»,- сказала она. Петя воспользовался ее же образцом для самозащиты и ответил: «Сама сгинь». Возможно, он предполагал, что через минуту его компот будет бесполезн оспасать. Учительница была оскорблена и выдрала его за ухо в столовой публично.

Узнав у ребенка о происшедшем в школе, мама решила утром следующего дня прояснить ситуацию, действуя «по горячим следам». Явившись в школу, она нашла завуча начальной школы и предложила организовать совместную встречу с учительницей и с ребенком, для прояснения вопроса. Завуч дала согласие.

Итак, они встретились вчетвером.
-Мама спросила Елену Сергеевну: «Действительно ли это так, что вы выдрали моего сына за ухо в столовой?»
-Ольга Сергеевна ответила: «Да». (Ничего другого ей не оставалось сделать, т к слишком много свидетелей)
-«Тогда я предлагаю Вам принести извинения передо мной и моим ребенком».
В этой ситуации Ольге Сергеевне ничего не оставалось, как принести извинения. В противном случае ситуация могла бы обернуться для нее худшим. Одновременно с этим у нее были шансы и для осознания своей неправоты, так как она встретилась с двумя взрослыми людьми (имеется ввиду сама мама и школьный завуч), имеющими другую точку зрения на то, как следует разрешать проблемы, возникшие с учениками.

В поведении мамы ценным был тот факт, что она выбрала одну главную цель, а именно исправление ситуации для ребенка, а не стала например, требовать увольнения учительницы, лишения премии, выговора, не стала ее критиковать при завуче за неправильное поведение. Исправление ситуации для ребенка состояло в извинениях. Также хорошим является правило, что первым извиняется тот, кто первым совершил неправильное действие.

Вторым шагом в этой ситуации было бы помочь ребенку найти другие выборы в поведении в подобных стрессовых для него ситуациях. Конечно, для ребенка семи лет это непросто. Это непросто и для взрослого человека – в ситуации, когда тебя оскорбляют, найти способ решения проблемы и не отвечать унижением на унижение. Здесь уже нужна высокая способность к рефлексии. Между тем поведение мамы в этой ситуации для ребенка было примером, как именно можно достойно разговаривать с тем, кто создал проблему оскорбляющим поведением.


Когда может помочь психолог?

Ситуации, в которых достоинство ребенка могло быть ущемлено, разнообразны. Нередко они бывают запутанны, особенно в тех случаях, когда в конфликт вовлечено много участников – (например – ребенок, класс, родительский комитет, учитель, директор, а может быть уже и инспектор РОНО), и в тех случаях, когда конфликт длится давно и успел обрасти большим количеством событий, и участники конфликта уже и плохо помнят, кто начал первый, чего они на самом деле хотели, и т. п. Также проблема бывает иногда запутана по той причине, что участники конфликта не заявляют своих собственных потребностей, которые «пострадали» в результате конфликта, а возможно их и не осознают. В этом случае необходима помощь «стороннего наблюдателя», который профессионально поможет все расставить на свои места.

Также, разрешение конфликтов с воспитателем, учителем ребенка или администрацией учреждения, где учится ребенок, бывают затруднены тем, что родители не знают, как правильно действовать, чтобы ребенок не пострадал, так как он продолжает учиться у того же учителя, посещать ту же группу у того же воспитателя.

В школе, где учится ваш ребенок, должен работать психолог. Если нет психолога, обязательно должен быть социальный педагог. В его задачи также входит помощь родителям и детям в трудных ситуациях. Если у вас или у вашего ребенка имеются трудности общении с классным руководителем, воспитателем, преподавателем, классом, - или вы чувствуете, что назревает конфликт, или он уже состоялся – обратитесь к ним за профессиональной консультацией и организацией помощи.


2. Если ребенок плохо учится
Одна из проблем, волнующих родителей, - это успешное обучение ребенка.

При решении вопроса о помощи ребенку в успешном обучении важно сначала установить объективный критерий для оценки успешности. Иногда встречается такая нездоровая точка зрения, что ребенок должен учиться только на 4 и 5, а тройка– «плохая» отметка. Между тем оценка «три» означает, что ребенок имеет «удовлетворительные знания» по предмету. Завышение ожиданий и требований к ребенку приводит к учебным перегрузкам, так как ребенок стремится их выполнить, к потере желания учиться, к снижению самооценки ребенка (раз я не выполняю то, что от меня требуется – значит я неумен), к напряжению во взаимоотношениях у ребенка с родителями, к чувству безысходности и внутреннему конфликту.

Необходимо понимать, что не все дети способны учиться только на 4 и 5. Всегда хорошие и отличные отметки даже у способных детей ведут к переутомлению, ограничивают развитие в других направлениях, так как ограничиват свободную деятельность ребенка, общение с сверстниками, посещение кружков и секций. Также важно знать, что сформированность учебных навыков в соответствии с образовательным стандартом не всегда связана с наличием способностей в данной области. И наоборот, способности в какой-либо области не всегда находят выражение в оценках по предмету. Например, в начальной школе именно дети с тройками по математике набирают больше баллов в международном математическом конкурсе «Кенгуру».

Одновременно с формированием лояльного подхода к оценкам, важно принять во внимание, что в некоторых случаях необходимый уровень успешного обучения ребенка действительно может оказаться под риском. В этих случаях возникает необходимость в профессиональной консультативной помощи для учащегося и различных форм учебной поддержки...


Почему необходима консультативная помощь психолога?

Часто обвиняют ребенка в том, что он «не хочет учиться», и поэтому не выполняет домашние задания, отказывается отвечать на уроке и т. п. Иногда вопрос действительно касается мотивации обучения, но мотивацию обвинениями и упреками вряд ли можно восстановить. Мотивация к учебной деятельности может оказаться снижена по ряду причин. которые имеют внешний характер и не являются «злой волей» ребенка. Например, если была недостаточной поддержка познавательного интереса ребенка на ранних стадиях развития («не трогай, не делай, не высовывайся, и т. п.), если имелась «передозировка» учебных занятий в логопедическом детском саду, если ребенок имеет свой особенный индивидуальный темп развития и еще не перешел от «игровой» мотивации к «учебной», или если в классе имеется негативный лидер, не поддерживающий ценность обучения и «борющийся» с учителями за власть.

Могут быть и другие причины трудностей в обучении, например: перевод из школы в школу, из класса в класс, влекущий за собой в ряде случаев нарушение школьной адаптации, реакция на развод или ссоры родителей, или на смерть члена семьи, страх публичного ответа на уроке, препятствующий демонстрации имеющихся хороших знаний, конфликт или трудные отношения с учителем, поскольку для детей чрезвычайно важны для успешного обучения хорошие отношения с теми, кто его учит. И конечно же по ряду учебных предметов важны пробелы в знаниях – там, где изучение учебного материала строится последовательно.

Психолог с помощью диагностики и наблюдений определяет, какие причины вызвали снижение успешности обучения ребенка, и подбирает и необходимые формы педагогической и психологической помощи ребенку. В случае необходимости по результатам диагностики он даст рекомендации по обучению и индивидуальному подходу к вашему ребенку и учителям, у которых учится ваш ребенок. Именно по этой причине лучше обращаться к психологу, работающему в школе, где учится ваш ребенок, а не в каком-нибудь стороннем психологическом центре.



3. Если нет друзей.

Начиная примерно с 4 лет для ребенка становятся значимыми отношения со сверстниками, и начинается его путь к социуму.

Если до этого периода дети играли «рядом в песочнице», то теперь они начинают «играть вместе». Уже в этом возрасте или немного позднее начинает формироваться система предпочтений в контактах. И появляются «товарищи» и «друзья». С которыми ребенок чаще проводит время по сравнению с другими детьми, и отдает им эмоционально предпочтение.

У родителей и учителей часто возникают беспокойство относительно тех детей, которые ни с кем «не дружат» и «не общаются». В некоторых книгах пишутся рекомендации, как помочь ребенку в такой ситуации: научить его, как завести друзей, как общаться, и т. п.

Причины, по которым ребенок не общается в классе или не имеет друзей, или имеет трудные отношения, могут быть различными. Они могут находиться как в самом ребенке, так и в особенностях ситуации. Например, причиной временного «одиночества» могут послужить: переход из школы в школу, из класса в класс, где все «друзья» и социальные ниши уже были распределены к моменту поступления ребенка в класс, если в классе имеется негативный лидер, который дразнит, преследует ребенка и запрещает другим детям дружить с ним, если ребенок имеет индивидуальные особенности, привлекающие внимание и «используемые» детьми для насмешек.

Чем могут помочь родители

Если вы хотите помочь своему ребенку построить взаимоотношения со сверстниками, важно и вам построить отношения со своим ребенком так, чтобы он чувствовал в них поддержку, тогда он будет менее зависим в отношениях со сверстниками. А это важно, чтобы найти настоящих друзей, а не бросаться в первые предлагаемые отношения или непременно в отношения с тем сверстником, который является лидером в классе, группе.

Приглашайте других детей в гости, тогда они будут общаться под вашим присмотром и вы смжете помогать им строить отношения, корректировать негативные моменты.


Чем могут помочь специалисты?

Если проблема возникла в классе, где учится ребенок, психолог или социальный педагог могут пронаблюдать, оценить ситуацию в классе и подобрать рекомендации для ее решения. В том числе - разработать и дать рекомендации классному руководителю по корректировке взаимоотношений в классе между детьми.

Одновременно с оценкой ситуации и принятии мер по ее коррекции, важно понять и индивидуальность ребенка и принять ее во внимание. Некоторые дети имеют только одного друга, и чувствуют себя прекрасно. Другие дети нуждаются в большем количестве друзей и большем количестве контактов. Число друзей, глубина отношений, лидирование, активность или пассивность в отношениях и в установлении контактов отражают индивидуальность ребенка, основы которой фактически уже сформировались на ранних стадиях развития. Ломка такой индивидуальности может привести к негативным последствиям.

Психолог в рамках консультативной помощи может помочь как вам, так и ребенку в понимании им своей индивидуальности.

Автор: Соковнина Марина Соломоновна, психолог
Печать Получить код для блога/форума/сайта
Коды для вставки:

Скопируйте код и вставьте в окошко создания записи на LiveInternet, предварительно включив там режим "Источник"
HTML-код:
BB-код для форумов:

Как это будет выглядеть?
Страна Мам Для родителей: 1) Достоинство ребенка и отношения в школе; 2) Плохо учится; 3) Если с ним никто не дружит.
  1. Забота о достоинстве ребенка
Формирование у ребенка чувства собственного достоинства – важная часть воспитания. Чувство собственного достоинства, сформированное в детстве, окажет значительное влияние на то, какой образ жизни изберет и будет поддерживать ваш ребенок в дальнейшем. Читать полностью
 

Комментарии


Пока нет комментариев.

Обсуждение закрыто автором

Причина: Авторская статья.

Вставка изображения

Можете загрузить в текст картинку со своего компьютера:


Закрыть
B i "

Поиск рецептов


Поиск по ингредиентам