Детская депрессия и её признаки
В обществе, почему то ходит мнение, что депрессия - это исключительно "болезнь" взрослых. А дети ей страдать не могут.
Это глубокое заблуждение.
Депрессия возможна даже у новорожденных детей, в период эмоциональной брошенности или других факторов.
Главная причина депрессий, считают психологи, в отсутствии должного общения между родителями и детьми. Дети очень чутко чувствуют недостаток общения или эмоциональное, вольное или невольное, пренебрежение со стороны родителей. Изменения в семейном положении или экономической ситуации часто приводят к ухудшению общения между родителями и детьми.
Время, которое средний родитель посвящает своему ребенку, очень непродолжительно. И тратится это время в основном на то, чтобы помочь ребенку делать домашнюю работу, или на коррекцию поведения. Причем в авторитарной форме: «Давай ешь!», «Может, хватит смотреть телевизор?», «Такое платье надевать неприлично!» и т. д. И ребенок, чтобы поделиться своим мнением или убеждениями, начинает искать других людей. Эмоциональная связь «родитель-ребенок» рвется.
А ведь нужно ли говорить, что зачастую помощь родителей в снятии депрессии едва ли не больше, чем помощь психолога! Важно приучить ребенка откровенно обсуждать возникающие конфликты и находить выход из них или способ уклонения. Ребенок не должен стесняться говорить вам о своих слабостях или неблаговидных поступках. Если ребенок с вами откровенен и умеет находить достойный выход из трудных ситуаций, то в этом случае можно избежать депрессии еще до ее начала.
Еще одна частая причина депрессий – отношения с другими детьми. Очень много детей ощущает нехватку уверенности в себе и испытывает депрессию оттого, что не могут найти свое место в детском коллективе, среди ровесников. Практически в каждом классе можно найти ребенка, которого в той или иной степени травят одноклассники. Ребенок-жертва – это обычно тихий, скромный, чувствительный ребенок, который нравится большинству взрослых. Часто он отличается внешне или поведением от большинства одноклассников (носит очки, имеет лишний вес, слишком маленький рост, высокий для его возраста интеллект и т. д.) И хотя нельзя сказать, что с ним вообще никто не хочет дружить, друзей у такого ребенка обычно немного. И уж совсем мало находится тех, кто хотел бы за него заступиться.
Третья, наиболее часто встречающаяся причина депрессии, – неудачи в школе или плохие отношения с учителем. И вот ребенок уже не хочет ходить школу, хотя раньше ему нравилось учиться.
Если взрослый человек легко распознает у себя симптомы депрессии и может описать свое состояние словами, то дети, как правило, не до конца понимают, что именно с ними происходит, а свое душевное неблагополучие неосознанно выражают в поведении.
Депрессия может протекать скрыто до определенного момента, а потом какая-либо стрессовая ситуация может стать пусковым механизмом, который обернет все накопленные ранее факторы в настоящую детскую депрессию. Например, ребенка переводят в другую школу, и он вдруг перестает выходить на улицу и общаться со сверстниками. На самом деле, это случается не «вдруг» - может выясниться, что у ребенка ранее часто болел живот или была повышенная тревожность.
Детская депрессия проявляется либо соматическими заболеваниями, либо в поведении.
Проявления детской депрессии:
* чувство подавленности;
* тревога, страх;
* замкнутость. Ребенок может резко перестать выходить на улицу, контактировать с другими детьми;
* нарушения сна. Ребенок плохо спит, не может долго уснуть либо слишком рано просыпается;
* нарушения в еде: переедание или, напротив, отказ от еды. Если у ребенка не было проблем с питанием, а потом вдруг резко появились и сохраняются в течение длительного времени, можно заподозрить депрессию;
соматические симптомы:
* головные боли,
* боли в животе, дисфункции кишечника, частые болезни. В практике был случай, когда ребенка с болями в животе водили по докторам, часто вызывали «скорую», но ничего не обнаруживалось. К психологу попали тогда, когда добавились другие симптомы депрессии;
* проблемы с учебой. Ребенок плохо концентрируется, плохо учится в школе, пропускает занятия. Бывает, что ребенок плохо воспринимает материал, потому что слишком активный, а встречаются дети, которых учителя и одноклассники считают «тупыми». Именно у таких детей причина плохой успеваемости часто кроется в депрессии;
* чувство усталости без видимой причины;
* частые вспышки раздражительности и агрессивности. Вообще, любое нестандартное, контрастирующее поведение можно считать симптомом возможной депрессии;
* повышенная чувствительность к шуму и другим внешним раздражителям;
* зябкость или потливость;
* перемены в речи. Речь становится тихой, невнятной;
У дошкольников депрессия может проявляться в постоянном нытье, в неспособности самому себя занять;
также у маленьких деток депрессия может выражаться в сепарационной тревоге. Например, когда малыша отдают в детский сад, он не может оставаться в группе без мамы, у него нарушается аппетит, появляются моргания или другие тики.
К чему может привести депрессия:
суицид или суицидальные мысли;
самоповреждающие действия. Встречается, что подростки в состоянии длительной депрессии наносят себе травмы, например, режут себя;
проблемы с алкоголем и наркотиками; побеги из дома или обещания это сделать;
мутизм – состояние, при котором ребенок перестает говорить.
Дети, бывает, расстраиваются, плачут, болеют, дерутся, но это еще не является показателем депрессии. Если же у ребенка наблюдается несколько клинических симптомов, указывающих на возможное депрессивное состояние, и эти симптомы не уходят с течением времени, а только добавляются новые, можно уже говорить о депрессии, которую следует лечить у специалиста – детского психолога или психотерапевта.
Заметка взята из открытых источников.
Это глубокое заблуждение.
Депрессия возможна даже у новорожденных детей, в период эмоциональной брошенности или других факторов.
Главная причина депрессий, считают психологи, в отсутствии должного общения между родителями и детьми. Дети очень чутко чувствуют недостаток общения или эмоциональное, вольное или невольное, пренебрежение со стороны родителей. Изменения в семейном положении или экономической ситуации часто приводят к ухудшению общения между родителями и детьми.
Время, которое средний родитель посвящает своему ребенку, очень непродолжительно. И тратится это время в основном на то, чтобы помочь ребенку делать домашнюю работу, или на коррекцию поведения. Причем в авторитарной форме: «Давай ешь!», «Может, хватит смотреть телевизор?», «Такое платье надевать неприлично!» и т. д. И ребенок, чтобы поделиться своим мнением или убеждениями, начинает искать других людей. Эмоциональная связь «родитель-ребенок» рвется.
А ведь нужно ли говорить, что зачастую помощь родителей в снятии депрессии едва ли не больше, чем помощь психолога! Важно приучить ребенка откровенно обсуждать возникающие конфликты и находить выход из них или способ уклонения. Ребенок не должен стесняться говорить вам о своих слабостях или неблаговидных поступках. Если ребенок с вами откровенен и умеет находить достойный выход из трудных ситуаций, то в этом случае можно избежать депрессии еще до ее начала.
Еще одна частая причина депрессий – отношения с другими детьми. Очень много детей ощущает нехватку уверенности в себе и испытывает депрессию оттого, что не могут найти свое место в детском коллективе, среди ровесников. Практически в каждом классе можно найти ребенка, которого в той или иной степени травят одноклассники. Ребенок-жертва – это обычно тихий, скромный, чувствительный ребенок, который нравится большинству взрослых. Часто он отличается внешне или поведением от большинства одноклассников (носит очки, имеет лишний вес, слишком маленький рост, высокий для его возраста интеллект и т. д.) И хотя нельзя сказать, что с ним вообще никто не хочет дружить, друзей у такого ребенка обычно немного. И уж совсем мало находится тех, кто хотел бы за него заступиться.
Третья, наиболее часто встречающаяся причина депрессии, – неудачи в школе или плохие отношения с учителем. И вот ребенок уже не хочет ходить школу, хотя раньше ему нравилось учиться.
Если взрослый человек легко распознает у себя симптомы депрессии и может описать свое состояние словами, то дети, как правило, не до конца понимают, что именно с ними происходит, а свое душевное неблагополучие неосознанно выражают в поведении.
Депрессия может протекать скрыто до определенного момента, а потом какая-либо стрессовая ситуация может стать пусковым механизмом, который обернет все накопленные ранее факторы в настоящую детскую депрессию. Например, ребенка переводят в другую школу, и он вдруг перестает выходить на улицу и общаться со сверстниками. На самом деле, это случается не «вдруг» - может выясниться, что у ребенка ранее часто болел живот или была повышенная тревожность.
Детская депрессия проявляется либо соматическими заболеваниями, либо в поведении.
Проявления детской депрессии:
* чувство подавленности;
* тревога, страх;
* замкнутость. Ребенок может резко перестать выходить на улицу, контактировать с другими детьми;
* нарушения сна. Ребенок плохо спит, не может долго уснуть либо слишком рано просыпается;
* нарушения в еде: переедание или, напротив, отказ от еды. Если у ребенка не было проблем с питанием, а потом вдруг резко появились и сохраняются в течение длительного времени, можно заподозрить депрессию;
соматические симптомы:
* головные боли,
* боли в животе, дисфункции кишечника, частые болезни. В практике был случай, когда ребенка с болями в животе водили по докторам, часто вызывали «скорую», но ничего не обнаруживалось. К психологу попали тогда, когда добавились другие симптомы депрессии;
* проблемы с учебой. Ребенок плохо концентрируется, плохо учится в школе, пропускает занятия. Бывает, что ребенок плохо воспринимает материал, потому что слишком активный, а встречаются дети, которых учителя и одноклассники считают «тупыми». Именно у таких детей причина плохой успеваемости часто кроется в депрессии;
* чувство усталости без видимой причины;
* частые вспышки раздражительности и агрессивности. Вообще, любое нестандартное, контрастирующее поведение можно считать симптомом возможной депрессии;
* повышенная чувствительность к шуму и другим внешним раздражителям;
* зябкость или потливость;
* перемены в речи. Речь становится тихой, невнятной;
У дошкольников депрессия может проявляться в постоянном нытье, в неспособности самому себя занять;
также у маленьких деток депрессия может выражаться в сепарационной тревоге. Например, когда малыша отдают в детский сад, он не может оставаться в группе без мамы, у него нарушается аппетит, появляются моргания или другие тики.
К чему может привести депрессия:
суицид или суицидальные мысли;
самоповреждающие действия. Встречается, что подростки в состоянии длительной депрессии наносят себе травмы, например, режут себя;
проблемы с алкоголем и наркотиками; побеги из дома или обещания это сделать;
мутизм – состояние, при котором ребенок перестает говорить.
Дети, бывает, расстраиваются, плачут, болеют, дерутся, но это еще не является показателем депрессии. Если же у ребенка наблюдается несколько клинических симптомов, указывающих на возможное депрессивное состояние, и эти симптомы не уходят с течением времени, а только добавляются новые, можно уже говорить о депрессии, которую следует лечить у специалиста – детского психолога или психотерапевта.
Заметка взята из открытых источников.
Комментарии
Чаще целуйте сына, отвлекайтесь от своих дел, чтобы обратить внимание - все это огромный вклад в воспитание
Очень понятно. Спасибо.
↑ Перейти к этому комментарию
↑ Перейти к этому комментарию
Иногда в команде с другими специалистами.
у дочери невроз так же проявлялся. жуткие проблемы со сном, отказ от еды, тревоги
Пока тревога транслируется ребёнку от взрослых, убедить дочку "что нормально" сложно.
Дочка нуждается сейчас в Вашем принятии,максимальных объятиях, приятных словах, заботе.
Как бы Вы могли позаботиться о себе?
Ребёнку тоже требуется адаптация к изменениям.
Вставка изображения
Можете загрузить в текст картинку со своего компьютера: