Совместные покупки Присоединяйтесь к нам в соцсетях:
Присоединяйтесь к нам в соцсетях: ВКонтакте  facebook 

Сентябрь

В Древней Руси сентябрь называли хмурень, ревун и вересень. Видимо потому, что в это время года еще по-летнему синее небо все чаще затягивали тяжелые дождевые тучи, лес по утрам содрогался от грозного рева «брачующихся» лосей, а вереск, словно назло непогоде начинал цвести. Но хоть и холоден батюшка сентябрь – да сыт. «Что июль с августом сотворят – сентябрь приберет», «а кто запаслив – тот и счастлив», недаром же говорят, «Что осенью руками соберешь, то зимой губами подберешь».

1 сентября – Стратилат Тепляк, Фекла Свекольница
Андрей Стратилат покровитель первого дня осени, он был призван заведовать южным ветром. За это его в народе тепляком прозвали, не без удовольствия отмечая: «Пришел Тепляк красному лету поклониться, рыжую осень обласкать».
Но Стратилату Тепляку в календаре лишь день отпущен, а сентябрь не июль, он лето кончает, а осень встречает» и ласки его недолговечны, обманчивы, как говориться: «Днем погоже, а к вечеру негоже». Вот проснется невзначай лихой северный ветер, начнет на земле свои порядки наводить, вспомнишь о том, что «батюшка сентябрь не любит баловать», а вокруг уже ни листочка, ни цветочка не осталось.
Поэтому, как ни люб, ни тепел Стратилат, и о Фекле забывать не стоит. Она голубушка давно уже своего часа дожидается. А «коль пришла Фекла – спеши копать свеклу», потому что Фекла – свекольница – красным девкам невольница».

2 сентября – Самойлин день
Считается что в этот день Самуил Бога о мужике молит, погожей погоды выпрашивает.

3 сентября – Фаддей и Василиса
Как правило слышит Бог Самуиловы молитвы и на Фадея и Василису как правило выдается приветливый погожий день. Успевай народ работай пока день хороший. Василиса за лен радеет а Фаддей в саду копошится.

4 сентября – Агафон Огуменник
Есть в народном календаре дни особо ничем и не примечательные к таким, наверное, можно было бы отнести и Агафонов день, если бы не беспокойная ночь ему предшествующая. А как, скажите, не тревожиться, когда лешие, побросав вверенные им лесные угодья, начинали вдруг буквально атаковывать близлежащие деревеньки, приводя в замешательство и ярость все местное население.
Связывался этот столь бесцеремонный налет с желанием леших «над соломкой потешиться». Знают мол лесные хозяева, что скоро их зима в снежные избы загонит, вот и бесчинствуют напоследок, раскидывая снопы по гумнам, рассыпая зерно и пуская солому по ветру. Но бытовало и еще мнение, что не бедовый характер заставляет леших по деревням бродить, а любовь, вернее полное ее отсутствие. Конечно же, была у каждого уважающего себя Лешак на и семья и родня многочисленная, но никто из них ни добротой, ни красотой, ни статностью не отличался. Все как на подбор корявые да завистливые, а Лешачиха среди них первая. Рядом с ней самая неопрятная и вздорная деревенская баба писаной красавицей смотрелась. А Леший хоть и ненастоящий мужик считался, а пожить «по-человечески» и ему хотелось. Говорят, что были случаи, когда несмотря на строгие кордоны из деревенских мужиков, вооруженных вилами и захватами, в тулупах, вывернутых наизнанку, и заветными ладанками на шеях, пробивались Лешаки в деревню. А там уже не таясь мчались по улицам, хватали первых подвернувшихся под руку девок и тащили их в свои лесные хоромы, что бы затемно еще успеть и свадьбу справить и с молодой женой натешиться. Считалось, что от подобных браков, появлялись на свет дети хоть и не вполне пригожие, но все же не столь уродливые, как прижитые Лешим с законной супругой. Лешачихи же к подобным изменам своих мужей относились довольно снисходительно. Но иногда то ли не выдерживало их ретивое такого от ношения к себе то ли желая ублажить супруга приходили лешаковы жены в деревню, что бы своих крикливых, уродливых лешачат обменять на младенцев не успевших принять обряд крещения.

5 сентября – Лупп Брусничник
В этот день начинался сбор ягоды. Вставали ягодники задолго до рассвета и шли молча в лес по ягоды, время от времени подергивая озябшими плечами и дыша на онемевшие от холода руки. «Лупов мороз – морозит нос». У ягодных старателей добравшихся до лесных кладовых была задача кроме того что наполнить полные лукошки да короба ягодами так еще и не встретится с дедушкой Болибошкой. Этот дух осеннего леса, поставленный болотными ягодами заведовать, хоть и н е отличался злобным нравом, но видимо очень от одиночества страдал. Бывало что встретит он горемыку ягодника присядет с ним на кочку и давай рассказывать о своей нелегкой доле, да так и заболтает до ночи. А ночью попробуй найди дорогу домой, да и без ягод возвращаться обидно.

7 сентября – Тит и Варфоломей
У этого сентябрьского дня два покровителя. Варфоломей полеводческими работами заведовал. А Тит, хоть и молотит, да в лес заглянуть наровит, что бы проверить как там без него Лесавки и Боровички управляются и грибным добром распоряжаются. Согласно поверью, эти крошечные лесчные духи только тем и занимались, что над грибами да ягодами радели. И, к чести Боровичков будет сказано, со своей задачей они всегда отменно справлялись. А на Лесавок, бесшабашный маленький народец, Тит зря полагался. Они были готовы весь день веселиться, кидаться и шебуршать опавшей листвой. В этот день, помня о том, что «Тит последний гриб растит» наши бабушки и дедушки отправлялись рано в лес за грибами.

8 сентября – Адриан Осенний и Наталья Овсянница
В этот день в деревнях оставались только больные да немощные, а все остальные с раннего утра уходили в поля, что бы своим крестьянским заступникам пособить. Ведь там «Адриан с Натальей овсы закашивали». Кипела и спорилась работа – сентябрьские дни короткие. Да и к ужину деревенским хозяйкам нужно было успеть особым образом подготовиться. Потому что овсяный покос испокон веку овсяной трапезой завершался. Крестьяне угощали друг друга блюдами из толокна, приготовленного на кислом молоке или воде с медом. Да и без блинов, всевозможных похлебок, запеканок и всевозможных сладостей то же не обходилось. Ведь 8 сентября сам «Адриан толокно месил, а Наталья блины запекала».

11 сентября – Иван постный. Полеток
«Иван Постный – осени отец крестный». Коли с этого дня журавли на юг потянули, будет осень короткой а зима ранней. Поэтому «с Постного Ивана мужик не ходит без кафтана». Ну в этот день только мужики с осенью смиряются и ждут холодной зимы а бабы с этого дня ждут теплого бабьего лета.

13 сентября – Куприянов день. С этого дня начинали копать картошку.

14 сентября – Семен Летопроводец. Осенины. Начало бабьего лета.

15 сентября – Мамонт – Овчарник, Федот и Руфина.
Мамонт – покровитель мелкого рогатого скота, ему и его родителям Федоту и Руфине доверяли заботится о козах и овцах. В этот день утепляли пригоны, где козы и овцы должны были зимовать и окуривали их разными травками.

17 сентября – Неопалимая Купина.
В этот день совершали обряды против пожаров. На Руси к огню относились с уважением и опаской. Затапливая печку, например, никогда не только не ругались, а даже голоса не повышали, что бы не разгневать «пламенного» кормильца. Полагали, «что в огонь плевать весь дом обижать», поэтому пламя на свече не задували, а гасили пальцами. А вот пожар, возникший от молнии вообще не тушили, считали его небесным посланником, говорили: «Божий огонь тушить – против Бога грешить».

19 сентября – Михайлов день. День благоприятный для сбора облепихи.

20 сентября – Созон, Луков день
Когда то на Руси считался Луков день праздничным. Правда встречали его не за столом а на огороде во время уборки. Но достоинство лука от этого не страдало. Ведь лук и кормил и лечил крестьянскую семью, не даром говорили: «Лук от семи недуг».

21 сентября – малая Пречистая, Оспожинки

Считалось, что к этому времени все полевые работы, начатые летом, должны были быть завершены и земля наконец т может отдохнуть. Поэтому у каждого уважающего себя хозяина «на Пречистой в поле чисто», а погребе, кладовые и амбары «под завязку заполнены». Бабы встречали «оспожинки» у воды с караваями, проводили обряды и бывало так что этот праздник растягивался и на неделю. Если в деревне были новобрачные, то обязательно ходили к ним в гости, что бы посмотреть как молодые живут, как ведут хозяйство, что нажили за совместное проживание. Невестка старалась накрыть как можно богаче стол и гостить вкусностями свекра и свекровку. О кулинарных способностях молодой судили именно по караваям, кренделям и калачам – главным обрядовым угощениям «оспожинок».

23 сентября – Петр и Павел Рябинники.
Именно в этот день рябина свои именины отмечает. В этот день делают Куклу Рябинку еще ее называют Куклой многодетных, а так же к крыше дома привязывают кисточки с ягодой рябины на счастье , потому как есть поверье, что рябиновые ягоды беду отводят, и приносят в дом, где их приветили, радость и благополучие.

24 сентября – Федора – Обдера, Замочи хвосты.
С этого дня начинается пора капустных вечерок, которая длится две недели кряду. И все члены семьи готовятся с удовольствием к новой «засолочной страде».

26 сентября – Корнилов день.
Какой бы солнечной и теплой не была осень, а с Корнилия «корень в земле не растет, а зябнет». Поэтому рачительные хозяева, отложив се дела в сторону, в этот день отложив все дела в сторону, в этот день лишь уборкой корнеплодов занимаются, приговаривая: «Корнилий святой – из земли корневище долой».

27 сентября – Воздвиженье
«Воздвиженье осень начинает к зиме двигать, тепло сдвигает, а холод надвигает», «на Воздвиженье птица в отлет двинулась, а шуба за кафтаном потянулась». По общему мнению Воздвижение принадлежит к тому дню, когда не нужно начинать какие либо дела, так как все начатое в это время добром не кончится.

28 сентября – Никита Репорез, Гусипролет.
За этот день нужно убрать репу, ощипать гусей, да еще и с водяным разобраться. С утра на огородах шум и суета, все стараются побыстрее репу убрать, потом с гусями разобраться нужно заколоть, ощипать а первого водяному отнести. Он на Никиту – осеннего последний в этом году пир закатывает, и спать укладывается до весны. И что бы задобрить речного хозяина, осмотрительные крестьяне несли жирную тушку гуся на берег реки, но тушку клали в воду без головы. А голову оставляли для отчетности пред домовым, который вел строгий учет поголовья домашней птицы и мог осерчать недосчитавшись птицы.

30 сентября – Вера, Надежда, Любовь и мать их Софья.
В народном календаре последний день сентября принято называть «Всесветлыми бабьими именинами. Но в отличии от других праздников, отмечаемых широко и шумно на Руси, этот начинался с плача. С раннего утра стенали и выли по избам деревенские бабы: кто громко и страшно, а кто тихонечко и в кулачок. Обливаясь горючими слезами оплакивали они разнесчастное свое, беспросветное и безрадостное житье. Вспоминали родных, в труде и нужде прошедших по жизни, непутевых мужей, неблагодарных детей, завистливых подружек. Причем выплакаться полагалось да же и тем, кому на собственную судьбу казалось бы жаловаться не приходилось. Но разве на Руси когда-нибудь жили бабы, которым не о чем было пожалеть или не на что было пожаловаться: «Бабья судьба не бывает одна». Не о себе так о других плакать приходилось. Поэтому в народе этот день еще называли «Всесветной бабьей вытью».
Печать Получить код для блога/форума/сайта
Коды для вставки:

Скопируйте код и вставьте в окошко создания записи на LiveInternet, предварительно включив там режим "Источник"
HTML-код:
BB-код для форумов:

Как это будет выглядеть?
Страна Мам Сентябрь
В Древней Руси сентябрь называли хмурень, ревун и вересень. Видимо потому, что в это время года еще по-летнему синее небо все чаще затягивали тяжелые дождевые тучи, лес по утрам содрогался от грозного рева «брачующихся» лосей, а вереск, словно назло непогоде начинал цвести. Но хоть и холоден батюшка сентябрь – да сыт. Читать полностью
 

Комментарии


Пока нет комментариев.

Оставить свой комментарий

Вставка изображения

Можете загрузить в текст картинку со своего компьютера:


Закрыть
B i "

Поиск рецептов


Поиск по ингредиентам