Магазин handmade Присоединяйтесь к нам в соцсетях:
Присоединяйтесь к нам в соцсетях: ВКонтакте  facebook 

Сахалинская детская железная дорога



Южно-Сахалинская детская (Малая Сахалинская) железная дорога
Открыта
: 6 июня 1954 года
Общая длина: 2,2 км (кольцевая)
Протяженность главного пути: 2,0 км (кольцевая)
1 станция: Комсомольская, 1 платформа: Пионер
Расположена: в ПКиО им. Гагарина, у оз. Верхнего
Сооружения: локомотивное депо, 2 металлических моста (длиной 9 и 15 м) через
р. Рогатка, 3 водопропускные железобетонные трубы, бетонная подпорная стена
(длиной 173,3 м), железобетонный лоток (длиной 500 м)
СЦБ и связь: автоблокировка, поездная диспетчерская связь
Подвижной состав:
тепловозы ТУ7А-3351, ТУ10-005, 5 пассажирских вагонов ПВ51,
4 пассажирских вагона ВП750 Камбарского завода;
ранее были паровоз 159-238 и 3 пассажирских вагона, построенных в Прибалтике
в 1902 году, затем тепловозы ТУ2-029, ТУ2-127, ТУ7-2628, мотовоз ТУ2м и вагоны PAFAWAG
Адрес: 693000, г. Южно-Сахалинск, Коммунистический просп., 73
Тел.: (заказ-Южно-Сахалинск) 724-654
Начальник: МАМАСУЕВ Владимир Александрович

В начале 1953 года политотдел Южно-Сахалинской железной дороги, желая не отставать
от других магистралей страны, предложил построить на острове ДЖД. Идея нашла поддержку
у областных партийных и комсомольских органов, но реализация её шла крайне медленно.
В октябре 1953 года 520 школьников 5-9 классов приступили к изучению основ железнодорожных
специальностей в кружках юных железнодорожников при школах города и Доме пионеров.
По окончании теоретического курса началась практика на предприятиях Южно-Сахалинского узла.

Параллельно подготовке подрастающего поколения шло строительство и самой дороги. Вели его
воины-железнодорожники под командованием полковника Твердова. По выходным дням на
субботники выходили будущие хозяева ДЖД и их родители. Немалую помощь оказали и
комсомольцы Южно-Сахалинского узла. Своими силами они восстановили паровоз и вагоны,
подготовили необходимое оборудование СЦБ. За ходом работ на строительстве внимательно
следил начальник Южно-Сахалинской железной дороги генерал-директор Михаил Иванович Олонов.

Но, как стало известно лишь сорок лет спустя, генеральный секретарь ЦК КПСС Никита Сергеевич
Хрущёв очень неодобрительно отнёсся к идее строительства Южно-Сахалинской ДЖД, посчитав
его бездумной и расточительной тратой государственных средств. В 1991 году бывший второй
секретарь Сахалинского обкома КПСС Николай Беляев поведал об этом на страницах областной
газеты «Советский Сахалин». Может быть, эта статья была написана в угоду нарождавшейся
моде на разоблачения тайн советского периода, а может быть, и впрямь дурное расположение
генсека стало причиной полуторагодичной затяжки строительства ДЖД.

Так или иначе, но только к началу июня 1954 года вокруг озера Верхнего в Парке культуры и
отдыха имени Гагарина был построен кольцевой путь протяжённостью 2 км (полная э
ксплуатационная длина 2,2 км). В юго-западной части кольца было сделано ответвление в
двухстойловое деревянное депо. На маршруте ДЖД было построено несколько водопропускных
труб и два металлических моста через реку Рогатку с длиной пролётов 9 и 15 м, соответственно.
Продольный профиль пути оказался весьма сложным, с большими уклонами.



На западной и восточной сторонах кольца было построено два остановочных пункта без путевого
развития. Один из них получил наименование «станция Комсомольская», другой – «остановочный
пункт Пионер». На обеих остановках были построены деревянные вокзалы, а на Пионере – ещё и
высокая деревянная платформа. На Комсомольской путь проходил по берегу озера Верхнего
всего в нескольких метрах от кромки воды. Из-за опасности размыва насыпи в середине 1970-х
годов здесь была построена 173-метровая бетонная подпорная стенка, после чего кромка воды
приблизилась на расстояние полутора-двух метров от крайнего рельса.

На момент открытия детская дорога располагала одним паровозом Ук-159-238 серии 159 с
видоизменёнными будкой и ходовым мостиком, и тремя двухосными деревянными пассажирскими
вагонами, построенными в 1902 году в Германии (по некоторым данным – в Прибалтике).

6 июня 1954 года колонна юных железнодорожников прошла по центральным улицам
Южно-Сахалинска до парка имени Гагарина. После торжественного митинга голубой состав
отправился в свой первый рейс. Паровоз вели юные железнодорожники Виталий Воронов и
Виктор Малеев.

Первое время поезда Южно-Сахалинской ДЖД шли по кольцу против часовой стрелки. В
следующем, 1955 году направление движения поездов по кольцу изменено на противоположное.
Для этого пришлось разворачивать паровоз. Силами юных железнодорожников и инструкторов
ДЖД было построено временное ответвление от главного пути. После того, как на него загнали
паровоз, часть пути была разобрана и переложена в противоположном направлении. Получился
своего рода «одноразовый» разворотный треугольник - о нём ниже..


Паровоз 159-238 во время разворота на временном треугольнике.
Фото из личного архива Юрия Мамаева. 1955 год.

Начав работать с электрожезловой системой, Южно-Сахалинская ДЖД очень скоро была переоснащена полуавтоматической блокировкой, а впоследствии стала одной из первых детских железных дорог страны, оборудованных автоматической блокировкой.

По окончании сезона 1959 года паровоз Ук-159-238 был выведен из эксплуатации. Возможно, он
ещё долго стоял в депо детской дороги (по крайней мере, в Сводном отчёте МПС 1969 года об
оснащённости детских железных дорог за Южно-Сахалинской ДЖД числится два локомотива), но
с 1960 по 1971 год поезда водил мотовоз ТУ2м. Кстати, это один из двух известных нам случаев
применения мотовозов такого типа на ДЖД. Тогда же дорога получила в своё распоряжение первый цельнометаллический вагон ПВ40.


Мотовоз ТУ2м с пассажирским вагоном ПВ40.
Фото из личного архива Иржи Индра. 1965 год.

В конце 1960-х – начале 1970-х годов на смену дореволюционным вагонам пришло четыре
цельнометаллических вагона PAFAWAG. А в 1971 году детская железная дорога получила
тепловоз ТУ2-029. Как долго он прослужил на ДЖД нам точно не известно, но уже в 1982 году
из Атбасара прибыл другой тепловоз – ТУ2-127, и с тех пор ТУ2-029 на фотографиях Южно-Сахалинской
ДЖД больше не встречается. До последнего времени его кузов без тележек можно было увидеть
на территории Южно-Сахалинского локомотивного депо.

В конце 1980-х годов была пересмотрена программа обучения юных железнодорожников. Помимо
детской железной дороги они стали проходить практику и на предприятиях Южно-Сахалинского
узла – работали дублёрами машинистов тепловозов и дизель-поездов, проводников пассажирских
поездов, дежурных по станции.

В 1990-х годах произошло полное обновление парка подвижного состава. Дорога получила тепловоз
ТУ7-2628 и пять пассажирских вагонов ПВ51. В 2009 – тепловоз ТУ7А-3351 и несколько пассажирских
вагонов. Спустя два года поступил ещё один тепловоз – ТУ10-005 и ещё два пассажирских вагона
ВП750 Камбарского машиностроительного завода. А ТУ7-2628 передан в распоряжение службы пути
«большой» дороги.


Каждый ребенок Южно-Сахалинска с 1954 года делает это. Вся редакция Региона65. ком
делала это, и не раз. Это делают все дети, а иногда и их родители вот уже 60 лет.

Речь о детской железной дороге в городском парке имени Гагарина. Правда, на момент
своего создания ни парк, ни железная дорога не назывались никак. Просто парк. В 1953
было принято решение о строительстве железной дороги в городском парке. За один год
силами военных строителей-железнодорожников и добровольцев была построена железная
дорога протяженностью два километра с двумя станциями: Комсомольская и Пионер. Из
сооружений были два моста через реку Рогатка и депо. А в 70-х годах была построена
подпорная стена (она идет вдоль озера).

Обратите внимание на фото. Ничего странного?





Первый год поезда ходили против часовой стрелки. Даже первый начальник ДЖД на
своей дрезине в обратную сторону едет.



Юрий Мамаев проработал начальником дороги с момента основания до 1977 года.



В 1955 году был сделан разворотный треугольник, локомотив развернули чуть ли не
«на руках»







Поезда пошли в правильном направлении.



Этот дымок — не шашлычки ;-)



Когда наши бабушки, отцы и сестры были маленькими, у них были свои настоящие
поезда.










Тепловоз ТУ7-2628 с поездом на станции Комсомольская.
Фото Всеволода Назимкина. 10 мая 2004 года.

И вот такой красавец сейчас.
Взяли фото у http://ufedor.livejournal.com/72782.html?thread=484174





Весь смысл ДЖД заключался в эксплуатации детей ;-) Но и дети, и их родители были
рады. Еще бы, посмотрите: диджейский пульт и проигрыватель сверху.



Как тут не скомандовать «Гражданин, покиньте перрон!»



Посмотрите, сколько всяких специальных штук! Может от этого дети выбирали карьеру
железнодорожника?



Пункт остановки «Пионер». Обратите внимание на проселочную дорожку рядом. Это
ынешний Алтайский переулок, по которому сегодня едут к «Санте» от площади Славы.
Мы тут недавно гуляли http://region65.com/pyat-mest-posle-raboty-altajskij-pereulok/ и
там осталась только табличка «Пионер», обратите внимание.



Центральной и роскошной была станция Комсомольская. Вот так она выглядела с
западной стороны. Сегодня лестниц и навесов уже нет, иногда оттуда выбегают
моржи ;-)



А внутри, посмотрите, какие мебеля стояли!



Кто из нас не считал щербатые шпалы, вышагивая по ним..



И не натыкался, собирая сыроежки, на «домик паровозика»..



Наверное, так выглядела уверенность в завтрашнем дне.



Э-эх, как будто вчера, держа картонный билетик в руке чтобы не потерять, я впервые
путешествовал как взрослый, оставив родителей на перроне станции Комсомольская.

Может музычку повеселей, чтоб не грустить?



И картинку на стенку, чтобы не забывать и показывать внукам.




источник - http://region65.com/voskresnaya-istoriya-detskaya-zheleznaya-doroga/
http://www.dzd-ussr.ru/towns/yusah/index.html
ещё фото - http://www.dzd-ussr.ru/towns/yusah/foto1.html
Печать Получить код для блога/форума/сайта
Коды для вставки:

Скопируйте код и вставьте в окошко создания записи на LiveInternet, предварительно включив там режим "Источник"
HTML-код:
BB-код для форумов:

Как это будет выглядеть?
Страна Мам Сахалинская детская железная дорога

Южно-Сахалинская детская (Малая Сахалинская) железная дорога
Открыта: 6 июня 1954 года
Общая длина: 2,2 км (кольцевая)
Протяженность главного пути: 2,0 км (кольцевая)
1 станция: Комсомольская, 1 платформа: Пионер
Расположена: в ПКиО им. Гагарина, у оз. Верхнего Читать полностью
 

Комментарии

martulka
28 июня 2014 года
+1
привет от Киевской ДЖД
Татьяна_65 (автор поста)
28 июня 2014 года
+1
Привет!!!
А фото есть?
martulka
29 июня 2014 года
+1
конечно!
Татьяна_65 (автор поста)
29 июня 2014 года
+1
здорово)))
martulka
29 июня 2014 года
+1





тут моему старшему начальник укрзализныци диплом вручает!
старые черно-белые фотки тоже есть.. отуда стырила - чуть не выбросили.. но их сканировать надо...
Татьяна_65 (автор поста)
29 июня 2014 года
+1
! И как красиво!!! И какая это память!!
Иногда мне хочется кричать: слава тем, кто придумала фотоаппарат и фотографии! слава тем, кто придумал компьютер и интернет!!!
martulka
29 июня 2014 года
+1
Татьяна_65 (автор поста)
29 июня 2014 года
0

Оставить свой комментарий

Вставка изображения

Можете загрузить в текст картинку со своего компьютера:


Закрыть
B i "

Поиск рецептов


Поиск по ингредиентам