Сахалинская детская железная дорога
- Поделиться

Южно-Сахалинская детская (Малая Сахалинская) железная дорога
Открыта: 6 июня 1954 года
Общая длина: 2,2 км (кольцевая)
Протяженность главного пути: 2,0 км (кольцевая)
1 станция: Комсомольская, 1 платформа: Пионер
Расположена: в ПКиО им. Гагарина, у оз. Верхнего
Сооружения: локомотивное депо, 2 металлических моста (длиной 9 и 15 м) через
р. Рогатка, 3 водопропускные железобетонные трубы, бетонная подпорная стена
(длиной 173,3 м), железобетонный лоток (длиной 500 м)
СЦБ и связь: автоблокировка, поездная диспетчерская связь
Подвижной состав: тепловозы ТУ7А-3351, ТУ10-005, 5 пассажирских вагонов ПВ51,
4 пассажирских вагона ВП750 Камбарского завода;
ранее были паровоз 159-238 и 3 пассажирских вагона, построенных в Прибалтике
в 1902 году, затем тепловозы ТУ2-029, ТУ2-127, ТУ7-2628, мотовоз ТУ2м и вагоны PAFAWAG
Адрес: 693000, г. Южно-Сахалинск, Коммунистический просп., 73
Тел.: (заказ-Южно-Сахалинск) 724-654
Начальник: МАМАСУЕВ Владимир Александрович
В начале 1953 года политотдел Южно-Сахалинской железной дороги, желая не отставать
от других магистралей страны, предложил построить на острове ДЖД. Идея нашла поддержку
у областных партийных и комсомольских органов, но реализация её шла крайне медленно.
В октябре 1953 года 520 школьников 5-9 классов приступили к изучению основ железнодорожных
специальностей в кружках юных железнодорожников при школах города и Доме пионеров.
По окончании теоретического курса началась практика на предприятиях Южно-Сахалинского узла.
Параллельно подготовке подрастающего поколения шло строительство и самой дороги. Вели его
воины-железнодорожники под командованием полковника Твердова. По выходным дням на
субботники выходили будущие хозяева ДЖД и их родители. Немалую помощь оказали и
комсомольцы Южно-Сахалинского узла. Своими силами они восстановили паровоз и вагоны,
подготовили необходимое оборудование СЦБ. За ходом работ на строительстве внимательно
следил начальник Южно-Сахалинской железной дороги генерал-директор Михаил Иванович Олонов.
Но, как стало известно лишь сорок лет спустя, генеральный секретарь ЦК КПСС Никита Сергеевич
Хрущёв очень неодобрительно отнёсся к идее строительства Южно-Сахалинской ДЖД, посчитав
его бездумной и расточительной тратой государственных средств. В 1991 году бывший второй
секретарь Сахалинского обкома КПСС Николай Беляев поведал об этом на страницах областной
газеты «Советский Сахалин». Может быть, эта статья была написана в угоду нарождавшейся
моде на разоблачения тайн советского периода, а может быть, и впрямь дурное расположение
генсека стало причиной полуторагодичной затяжки строительства ДЖД.
Так или иначе, но только к началу июня 1954 года вокруг озера Верхнего в Парке культуры и
отдыха имени Гагарина был построен кольцевой путь протяжённостью 2 км (полная э
ксплуатационная длина 2,2 км). В юго-западной части кольца было сделано ответвление в
двухстойловое деревянное депо. На маршруте ДЖД было построено несколько водопропускных
труб и два металлических моста через реку Рогатку с длиной пролётов 9 и 15 м, соответственно.
Продольный профиль пути оказался весьма сложным, с большими уклонами.

На западной и восточной сторонах кольца было построено два остановочных пункта без путевого
развития. Один из них получил наименование «станция Комсомольская», другой – «остановочный
пункт Пионер». На обеих остановках были построены деревянные вокзалы, а на Пионере – ещё и
высокая деревянная платформа. На Комсомольской путь проходил по берегу озера Верхнего
всего в нескольких метрах от кромки воды. Из-за опасности размыва насыпи в середине 1970-х
годов здесь была построена 173-метровая бетонная подпорная стенка, после чего кромка воды
приблизилась на расстояние полутора-двух метров от крайнего рельса.
На момент открытия детская дорога располагала одним паровозом Ук-159-238 серии 159 с
видоизменёнными будкой и ходовым мостиком, и тремя двухосными деревянными пассажирскими
вагонами, построенными в 1902 году в Германии (по некоторым данным – в Прибалтике).
6 июня 1954 года колонна юных железнодорожников прошла по центральным улицам
Южно-Сахалинска до парка имени Гагарина. После торжественного митинга голубой состав
отправился в свой первый рейс. Паровоз вели юные железнодорожники Виталий Воронов и
Виктор Малеев.
Первое время поезда Южно-Сахалинской ДЖД шли по кольцу против часовой стрелки. В
следующем, 1955 году направление движения поездов по кольцу изменено на противоположное.
Для этого пришлось разворачивать паровоз. Силами юных железнодорожников и инструкторов
ДЖД было построено временное ответвление от главного пути. После того, как на него загнали
паровоз, часть пути была разобрана и переложена в противоположном направлении. Получился
своего рода «одноразовый» разворотный треугольник - о нём ниже..

Паровоз 159-238 во время разворота на временном треугольнике.
Фото из личного архива Юрия Мамаева. 1955 год.
Начав работать с электрожезловой системой, Южно-Сахалинская ДЖД очень скоро была переоснащена полуавтоматической блокировкой, а впоследствии стала одной из первых детских железных дорог страны, оборудованных автоматической блокировкой.
По окончании сезона 1959 года паровоз Ук-159-238 был выведен из эксплуатации. Возможно, он
ещё долго стоял в депо детской дороги (по крайней мере, в Сводном отчёте МПС 1969 года об
оснащённости детских железных дорог за Южно-Сахалинской ДЖД числится два локомотива), но
с 1960 по 1971 год поезда водил мотовоз ТУ2м. Кстати, это один из двух известных нам случаев
применения мотовозов такого типа на ДЖД. Тогда же дорога получила в своё распоряжение первый цельнометаллический вагон ПВ40.

Мотовоз ТУ2м с пассажирским вагоном ПВ40.
Фото из личного архива Иржи Индра. 1965 год.
В конце 1960-х – начале 1970-х годов на смену дореволюционным вагонам пришло четыре
цельнометаллических вагона PAFAWAG. А в 1971 году детская железная дорога получила
тепловоз ТУ2-029. Как долго он прослужил на ДЖД нам точно не известно, но уже в 1982 году
из Атбасара прибыл другой тепловоз – ТУ2-127, и с тех пор ТУ2-029 на фотографиях Южно-Сахалинской
ДЖД больше не встречается. До последнего времени его кузов без тележек можно было увидеть
на территории Южно-Сахалинского локомотивного депо.
В конце 1980-х годов была пересмотрена программа обучения юных железнодорожников. Помимо
детской железной дороги они стали проходить практику и на предприятиях Южно-Сахалинского
узла – работали дублёрами машинистов тепловозов и дизель-поездов, проводников пассажирских
поездов, дежурных по станции.
В 1990-х годах произошло полное обновление парка подвижного состава. Дорога получила тепловоз
ТУ7-2628 и пять пассажирских вагонов ПВ51. В 2009 – тепловоз ТУ7А-3351 и несколько пассажирских
вагонов. Спустя два года поступил ещё один тепловоз – ТУ10-005 и ещё два пассажирских вагона
ВП750 Камбарского машиностроительного завода. А ТУ7-2628 передан в распоряжение службы пути
«большой» дороги.
Каждый ребенок Южно-Сахалинска с 1954 года делает это. Вся редакция Региона65. ком
делала это, и не раз. Это делают все дети, а иногда и их родители вот уже 60 лет.
Речь о детской железной дороге в городском парке имени Гагарина. Правда, на момент
своего создания ни парк, ни железная дорога не назывались никак. Просто парк. В 1953
было принято решение о строительстве железной дороги в городском парке. За один год
силами военных строителей-железнодорожников и добровольцев была построена железная
дорога протяженностью два километра с двумя станциями: Комсомольская и Пионер. Из
сооружений были два моста через реку Рогатка и депо. А в 70-х годах была построена
подпорная стена (она идет вдоль озера).
Обратите внимание на фото. Ничего странного?
- Поделиться

- Поделиться

Первый год поезда ходили против часовой стрелки. Даже первый начальник ДЖД на
своей дрезине в обратную сторону едет.
- Поделиться

Юрий Мамаев проработал начальником дороги с момента основания до 1977 года.
- Поделиться

В 1955 году был сделан разворотный треугольник, локомотив развернули чуть ли не
«на руках»
- Поделиться

- Поделиться

- Поделиться

Поезда пошли в правильном направлении.
- Поделиться

Этот дымок — не шашлычки ;-)
- Поделиться

Когда наши бабушки, отцы и сестры были маленькими, у них были свои настоящие
поезда.
- Поделиться

- Поделиться


- Поделиться

- Поделиться

Тепловоз ТУ7-2628 с поездом на станции Комсомольская.
Фото Всеволода Назимкина. 10 мая 2004 года.
И вот такой красавец сейчас.
Взяли фото у http://ufedor.livejournal.com/72782.html?thread=484174
- Поделиться

- Поделиться

Весь смысл ДЖД заключался в эксплуатации детей ;-) Но и дети, и их родители были
рады. Еще бы, посмотрите: диджейский пульт и проигрыватель сверху.
- Поделиться

Как тут не скомандовать «Гражданин, покиньте перрон!»
- Поделиться

Посмотрите, сколько всяких специальных штук! Может от этого дети выбирали карьеру
железнодорожника?
- Поделиться

Пункт остановки «Пионер». Обратите внимание на проселочную дорожку рядом. Это
ынешний Алтайский переулок, по которому сегодня едут к «Санте» от площади Славы.
Мы тут недавно гуляли http://region65.com/pyat-mest-posle-raboty-altajskij-pereulok/ и
там осталась только табличка «Пионер», обратите внимание.
- Поделиться

Центральной и роскошной была станция Комсомольская. Вот так она выглядела с
западной стороны. Сегодня лестниц и навесов уже нет, иногда оттуда выбегают
моржи ;-)
- Поделиться

А внутри, посмотрите, какие мебеля стояли!
- Поделиться

Кто из нас не считал щербатые шпалы, вышагивая по ним..
- Поделиться

И не натыкался, собирая сыроежки, на «домик паровозика»..
- Поделиться

Наверное, так выглядела уверенность в завтрашнем дне.
- Поделиться

Э-эх, как будто вчера, держа картонный билетик в руке чтобы не потерять, я впервые
путешествовал как взрослый, оставив родителей на перроне станции Комсомольская.
Может музычку повеселей, чтоб не грустить?
И картинку на стенку, чтобы не забывать и показывать внукам.
- Поделиться

источник - http://region65.com/voskresnaya-istoriya-detskaya-zheleznaya-doroga/
http://www.dzd-ussr.ru/towns/yusah/index.html
ещё фото - http://www.dzd-ussr.ru/towns/yusah/foto1.html
Комментарии
А фото есть?
тут моему старшему начальник укрзализныци диплом вручает!
старые черно-белые фотки тоже есть.. отуда стырила - чуть не выбросили.. но их сканировать надо...
Иногда мне хочется кричать: слава тем, кто придумала фотоаппарат и фотографии! слава тем, кто придумал компьютер и интернет!!!
Вставка изображения
Можете загрузить в текст картинку со своего компьютера: